Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ПОНЯТИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Природные ресурсы / законодательство / окружающая среда / компоненты природной среды

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворона Е.А.

В данной статье рассматривается понятие природных ресурсов в контексте законодательства Республики Беларусь, а также исследуются их юридические признаки. В статье дается общая характеристика законодательства, регулирующего отношения, связанные с природными ресурсами Республики Беларусь, показать их роль в развитии экономики и формирования рационального природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2018. — № 2 (66). — С. 83—86.

5. Караваев Н.В., Караваева Я.Н. К вопросу о свидетельствовании обычаев (на примере обычаев морского порта) // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 10 (26). С. 773.

6. Попов, Е.А. Административно-правовая характеристика транспортной инфраструктуры в России / Е. А. Попов, Н. А. Штырхунова, С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 1. - С. 98-100. - DOI 10.23672МЕ.2019.1.24673.

© Веденеева П.Н., 2023

УДК 34

Ворона Е.А.,

Научный руководитель: Зайчук Г.И.

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

г. Брест, Республика Беларусь

ПОНЯТИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие природных ресурсов в контексте законодательства Республики Беларусь, а также исследуются их юридические признаки. В статье дается общая характеристика законодательства, регулирующего отношения, связанные с природными ресурсами Республики Беларусь, показать их роль в развитии экономики и формирования рационального природопользования.

Ключевые слова

Природные ресурсы, законодательство, окружающая среда, компоненты природной среды.

В основе экологического законодательства лежит Конституция Республики Беларусь, Закон «Об охране окружающей среды», кодекс Республики Беларусь о земле, Воздушный кодекс Республики Беларусь, кодекс Республики Беларусь о недрах и другие акты законодательства. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Основные положения экологической доктрины Республики Беларусь определены в Конституции. Из общего смысла ст. 13 Конституции Республики Беларусь следует, что недра, воды, леса относятся к объектам, которые могут находится, только в собственности государства, т.е. объектами права исключительной государственной собственности, в силу чего они являются и объектами природоресурсного и экологического (природоохранного) права. Право собственности на компоненты природной среды также установлено в Законе «Об объектах, находящихся только в собственности государства», актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: ЛК, ВК и иных законодательных актах. Крупнейшим собственником природных ресурсов является именно государство.

Согласно ст. 1 Закона БССР от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы в Белорусской ССР», к объектам природы, подлежащим правовой охране были отнесены: земля; воды (поверхностные, подземные и почвенная влага); недра; леса и иной полезный естественный растительный покров земли; типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты; пригородные зеленые зоны, парки, зеленые насаждения в населенных пунктах и при дорогах, курортные местности; животный мир

(полезная дикая фауна); атмосферный воздух. Благодаря принятию данного нормативного правового акта, в Белорусской ССР появилась такая отрасль права, как природоохранная. Она стала предшественницей экологического права, которое развивается на территории современной Республики Беларусь [1, с. 2].

Понятие природный ресурс отражает предмет так называемых природоресурсных отраслей права. При этом предмет природоресурсного права — общественные отношения, урегулированные природоресурсным законодательством, возникающие по поводу рационального использования и охраны окружающей среды. Общее понятие природных ресурсов закреплено в ст. 1 Закона от 26 ноября 1992 г. № 1982-Х11 Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Согласно данному закону, компоненты природной среды - земля (включая также почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природные ресурсы, наряду с трудовыми и материальными, являются важнейшим фактором развития общественного производства. Природные ресурсы разнообразны, как и возможности их использования в хозяйственной деятельности. Заметим, что природные ресурсы делятся на две основные категории: возобновляемые и невозобновляемые. К категории возобновляемых относятся плодородный почвенный слой, земельные, водные, лесные биологические и рекреационные ресурсы, атмосфера и гидросфера, некоторые источники энергии. К другой категории относят ресурсы полезных ископаемых. Согласно кодексу Республики Беларусь о недрах, право собственности на добытые полезные ископаемые принадлежит недропользователю, осуществившему их добычу на законном основании, если иное не установлено законодательными актами, концессионным или инвестиционным договором [2, с. 4].

Понятие природный ресурс отражает не юридическую сущность, а потребительскую, экономическую ценность природного объекта, и поэтому он не может быть индивидуализирован. Его юридическое и фактическое обособление в качестве объекта недвижимости и гражданского оборота производится путем указания местоположения, размера и границ, участков (частей) компонентов природной среды - природных объектов: земельных участков; участков недр; водных объектов либо их частей; участков атмосферы; участков леса, либо путем индивидуализации представителей растительного и животного мира в конкретных местах их произрастания или обитания. Поэтому природный ресурс не перестает оставаться частью компонента природной среды — природного, природно-антропогенного объекта, природного комплекса, либо их полезным свойством и качеством, и обладает всеми признаками свойственными последнем.

Наука экологического права предполагает наличие признаков у компонентов природной среды. Согласно им, компонент природной среды должен: иметь естественное происхождение; находится в экологической взаимосвязи с другими объектами природы путем обмена веществом и энергией; и выполнять функции жизнеобеспечения: экономическую, экологическую, культурную, оздоровительную и иные, определяющие его социальноэкологическую ценность для общества и человека. Наличие естественного происхождения и устойчивых естественных признаков позволяет компонентам природной среды неопределенно долго существовать без вмешательства человека, а устойчивых естественных признаков отграничивать их от временно образующихся объектов [1, с. 3].

Кроме того, законодатель наделил природный ресурс специальными качествами, согласно которым он должен: являться частью компонента природной среды, природного, либо природно-антропогенного объекта; иметь естественное или искусственное происхождение, но при этом выполнять функции природного объекта; эксплуатироваться в настоящее время или обладать возможностью быть использованным в будущем при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источника энергии, средства производства или предмета потребления; иметь потребительскую ценность. Конкретные определения отдельных природных ресурсов и выполняемых ими функций приведены в

природоресурсном законодательстве.

Таким образом, вопрос определения понятия компонентов природной среды в Республике Беларусь регулируется главным образом Законом «Об охране окружающей среды», нормами Конституции, а также иными правовыми актами. В Беларуси понятие природных ресурсов берет свое начало еще из законодательства Белорусской ССР. Согласно законодательству Республики Беларусь, компоненты природной среды - земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Список использованной литературы:

1. Зайчук Г.И. Теоретические вопросы объектов экологического права. Брест, С. 1-39.

2. Петров А.В. Природные ресурсы как объект природопользования // Экономика и экология территориальных образований. - 2016. - № 2. - С. 1-5.

© Ворона Е.А., 2023

УДК 349.2

Зуева Е.С.

аспирант 2 курса РГУП г. Москва, РФ

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ РАБОТНИКА

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу рассмотрения влияния цифровизации на изменение содержания трудовой функции работника и дискуссии, возникающей в связи с реализацией правовых оснований при изменении трудовой функции.

Ключевые слова

Трудовая функция, цифровизация, условия трудового договора, содержание трудовой функции

работника, трудовые правоотношения.

Zueva E.S.

2nd year postgraduate student of the Russian State University of Justice Moscow, Russian Federation

THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON CHANGING THE LABOR FUNCTION OF AN EMPLOYEE

Summary

This article is devoted to the issue of considering the impact of digitalization on changing the content of the employee's labor function and the discussion arising in connection with the implementation of legal grounds for changing the labor function.

Keywords

Labor function, digitalization, terms of an employment contract, the content of an employee's

labor function, labor relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.