Политические науки
УДК 327
Арсентьева Ирина Ильинична Irina Arsentyeva
ПОНЯТИЕ «ПРИГРАНИЧЬЕ» В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ
«BORDERLAND» CONCEPT IN MODERN SCIENTIFIC DISCOURSE
Статья посвящена анализу понятия «приграничье» в современных научных исследованиях. Автор приходит к выводу, что данное понятие тесно связано с понятием «государственная граница», которое де-юре остается неизменным, однако де-факто намного сложнее и многограннее, что обусловлено спецификой современного мирового развития
Ключевые слова: государственная граница, приграничье, территория, пространство, открытость, национальная безопасность
In this article the «borderland» concept in modern scientific research is analyzed. The author concludes that this concept is closely linked with the "frontier" concept which is de jure remains unchanged, but de facto much more complex and multifaceted because of the specificity of contemporary world development
Key words: frontier, borderland, territory, space, openness, national security
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Концептуальные основы развития приграничья в контексте национальной безопасности России» (№ 12-03-00002а)
Государственные границы, согласно Большой советской энциклопедии, представляют собой линии, определяющие пределы государственной территории и закрепленные соглашениями между соответствующими государствами [2]. Приграничные территории (borderlands) — это территории, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями.
Изучение государственных границ имеет давние традиции, что привело к созданию лимологии, т.е. науки о границах (лат. limes — граница). Традиционные ли-мологические подходы объясняли феномен
государственных границ политическими факторами, трактуя их как зеркало военной, экономической и иной мощи соседних стран [4]. Приграничные территории становились милитаризованной зоной особого режима, своеобразным форпостом, чей главный приоритет — постоянная готовность отразить нападение потенциального противника. При этом предполагалось, что интересы приграничных регионов полностью тождественны общегосударственным интересам, т.е. геоэкономика подчинялась геополитике [12; С. 51].
Де-юре понятие «государственная граница» остается неизменным. Однако де-факто оно намного сложнее и многограннее, что обусловлено спецификой современного мирового развития. Сегодня граница рассматривается как место, где создается основа для интеграции прилегающих к ней территорий, их взаимозависи-
мости и взаимодополняемости в различных сферах. Поэтому в зоне приграничья происходит крайне сложное взаимодействие (а иногда и противодействие) административных и неадминистративных акторов.
Как уже отмечалось, приграничные территории — это территории, которые прилегают к государственной границе. А.Г. Гранберг предлагает трехуровневую систему анализа их структуры. Микроуровень приграничья — населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу и включаемые в пограничную зону (в России это расстояние до 5 км вдоль границы). Мезоуровень приграничья — административные районы в составе более крупных регионов (в России — субъектов Федерации), часть внешних границ которых совпадает с государственной границей, а также предприятия и организации, находящиеся в данных районах. Макроуровень приграничья — приграничный регион (в России — субъект Федерации) [9; С. 24].
Один из основных ресурсов развития приграничья заключается в его географическом положении, которое позволяет обслуживать трансграничные потоки. Детальную классификацию этих потоков (в области недвижимости, трудовых миграций, движения товаров и капиталов) разработал английский исследователь Дж. Хауз, занимаясь изучением границы между США и Мексикой [14] — одного из наиболее ярких примеров «асимметричного» рубежа, разделяющего самую мощную экономику мира и значительно более слабую в экономическом отношении страну.
Важнейшей особенностью развития приграничных территорий становится их открытость, при которой происходит повышение контактных и понижение барьерных функций государственных границ. Не случайно некоторые исследователи используют понятие «прозрачные границы» [8], что связано в первую очередь с экономическим взаимодействием.
Российский экономист В.С. Загашвили по этому поводу пишет: «Сегодня в мире, где в полной мере сохраняются политические границы, правительства несут ответствен-
ность перед своими гражданами и обязаны заботиться, прежде всего, о благосостоянии населения своей страны. Однако экономические границы становятся все более прозрачными. По мере становления глобального рынка постепенно теряет смысл противопоставление внутреннего и внешнего рынка» [3; С. 380]. Известный японский экономист Кеничи Омае идет дальше, утверждая, что в результате развития глобализационных процессов государство самоликвидируется. На смену ему придут «регионы-государства» — самодостаточные экономические комплексы, которые будут взаимодействовать друг с другом, минуя уровень государства. По мнению японского ученого, это станет началом нового мирового порядка — мира без границ [16].
Необходимо учитывать, что территория может обладать свойством пригранич-ности, но при этом не иметь контактов с территориями по другую сторону границы. О.Дж. Мартинес, занимаясь, как и Дж. Хауз, исследованием американо-мексиканской границы, предложил типологию приграничных территорий на основе степени развития приграничных связей: отчужденные (alienated), сосуществующие (co-existent), взаимозависимые (interdependent), интегрированные (integrated) [15]. Затем Б. Ван дер Вельде и Р. Мартин уточнили разработанную О.Дж. Мартинесом классификацию [17]:
— отчужденные приграничные территории: приграничные связи отсутствуют в силу военных действий, политических диспутов, сильных националистских тенденций, идеологической или религиозной среды, культурных различий или этнического соперничества;
— сосуществующие приграничные территории: характеризуются некоторой степенью экономического и культурного взаимодействия;
— взаимозависимые приграничные территории: полное взаимодействие в экономической, общественной и культурной сферах, насколько это возможно в условиях все еще действующей границы;
— интегрированные приграничные
территории: высшая степень интеграции, свободное движение людей, товаров, денежных потоков и идей.
В данной классификации прослеживается ранжирование уровней развития связей от закрытого пограничного режима до образования трансграничного региона. Трансграничный регион понимается как охватывающая части территорий двух или нескольких соседних стран социально-экономическая система, характеризующаяся определенным единством природной первоосновы и/или расселения, трудовых или культурно-бытовых связей населения, хозяйства, инфраструктуры, нередко также исторических, этнических и культурных традиций [5; С. 359].
На наш взгляд, в случае образования трансграничного региона более точным является понятие не «территория», а «пространство». Территория — часть физико-химической среды, допускающая существование на ней определенных видов жизни и способная обеспечить их необходимыми ресурсами. Пространство — конструкция, создаваемая социумом в целях обустройства жизни, использования конкретной территории и ее ресурсов. Другими словами, пространство — это совокупность социальных процессов, отношений и взаимозависимостей социальных субъектов в политической, экономической, информационной, экологической, социокультурной и прочих сферах [1; С. 88].
В.М. Кузьмин, основываясь на анализе западноевропейских научных исследований, выделил три основных типа взаимодействия с пересечением государственных границ [6; С. 14-15]:
1) приграничное сотрудничество (crossborder cooperation) — прямое приграничное сотрудничество между региональными и местными властями по разные стороны границы во всех сферах жизнедеятельности, вовлекающее в свою деятельность различных акторов. Оно подразумевает серьезную организацию вследствие долгого исторического развития приграничных контактов;
2) трансграничное сотрудничество
(transborder cooperation) — сотрудничество между местными региональными и национальными властями, целью которого является развитие интеграционных процессов в больших группах регионов, причем некоторые из них могут быть не связаны между собой территориально. Организационные связи слабее, чем в приграничных регионах, т.к. менеджмент сложнее;
3) транснациональное сотрудничество (transnational cooperation) — сотрудничество между странами по определенному вопросу в отношении больших взаимосвязанных территорий. Их организационные связи могут быть различными.
По мнению М.Ю. Шинковского, локальные приграничные контакты выступают простейшей формой трансграничного сотрудничества. Следующая, более сложная форма — взаимодействие между территориальными политическими образованиями, например, административно-территориальными единицами отдельных государств или совокупностью таких единиц. Глобализационные процессы вызвали к жизни сетевую форму трансграничного сотрудничества. Она предполагает взаимодействие между акторами различных уровней при опоре на узлы ячеистой сети глобальных взаимодействий, минуя территориально-пограничное размежевание [13; С. 62], т.е. во взаимодействие включаются территории, непосредственно к государственной границе не прилегающие.
Из существующих на сегодняшний день форм трансграничного взаимодействия наиболее эффективной считается деятельность по типу еврорегионов. Они представляют собой европейскую форму международной интеграции, основанную на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств. Основными направлениями деятельности являются экономика, социальная сфера, культура, транспорт, связь, образование, туризм, здравоохранение, защита окружающей среды. Помимо этого, решаются вопросы обустройства совместной границы, миг-
рации населения приграничных территорий, сотрудничества правоохранительных органов, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. Характерная черта еврорегионов — наличие постоянно действующих общих рабочих органов. Еще одной отличительной чертой является то, что в их пределах фактически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.
Отметим, что подобная практика связана не только с еврорегионами. Например, в АТР получили распространение так называемые «треугольники развития», представляющие собой транснациональные экономические зоны ( три и более страны) с вполне четкими границами. Такие образования, где происходит свободное движение рабочей силы, капитала и технологий, называют «естественными экономическими территориями», или «субрегиональными экономическими зонами» [12; С. 54].
И все же, несмотря на открытость приграничья международным контактам, государственная граница была и остается естественной зоной дислокации пограничной, таможенной и других служб, зоной повышенной концентрации войсковых частей, особенно на угрожаемых, с точки зрения национальных интересов, направлениях. Это объясняется тем, что приграничье занимает особое место в системе национальной безопасности любого государства. Можно сказать, оно является сосредоточением всех структурных компонентов национальной безопасности, которые проявляются здесь наиболее отчетливо. Это и военные, и политические, и экономические, и экологические, и информационные, и другие компоненты.
Особую роль играет геополитический компонент, поскольку именно приграничье становится первым объектом территориальных претензий. Согласно традиционной геополитической трактовке, каждый народ стремится оптимизировать свою территорию и ресурсы, и, если ему их не хватает, решает в том или ином виде эту проблему за счет соседей. К. Хаусхофер в работе «Границы в их географическом и политическом значении» писал: «обладатели резервных
пространств Земли обманулись бы, поверив, что зажатые в тиски на своей народной почве миллионы китайцев, немцев, итальянцев и японцев без попытки справедливого проведения границ добровольно согласятся голодать перед лицом пустеющей колонизированной земли» [10; С. 185].
Российская Федерация граничит с восемнадцатью государствами и в силу пространственной протяженности «может по всем направлениям... наносить, а одновременно и получать удары» [7; С. 169]. В конце XX — начале XXI вв. наша страна столкнулась с феноменом тотальной уязвимости своих границ. При этом исследования, проводимые в приграничье, показывают, что «характерными чертами нового поколения россиян являются пониженная чувствительность к опасностям, которые несет в себе пограничный фактор, и неадекватное, иногда доходящее до легкомыслия, отношение к границам... [Приграничная] безопасность пока что остается пропагандистским штампом с широким и во многом неопределенным смыслом» [11; C. 182].
На наш взгляд, проблемы развития российского приграничья во многом обусловлены недостаточным вниманием к научно-теоретической разработке этого вопроса. В советское время проблемам приграничья как определенного, специфического сегмента государственной территории уделялось очень мало научного внимания, основной упор делался на практические вопросы военной безопасности. На Западе, напротив, проблемы развития приграничных территорий давно уже выделены в отдельное научное направление — Border Studies, которое акцентирует внимание на таких аспектах, как изучение роли приграничья в региональной экономической интеграции; взаимодействие разных, порой конфликтных, культур; соединение в единое целое задач обеспечения безопасности и одновременно с этим обеспечения открытости; совместное решение трансграничных проблем, начиная от миграции и загрязнения окружающей среды и заканчивая общими проблемами экономического развития.
Сегодня в России разработкой приграничной и трансграничной проблематики занимаются такие исследователи, как О.Б. Александров, П.Я. Бакланов, И.М. Бусыгина, Л.Е. Бляхер, Л.Б. Вардомский, С.С. Ганзей, В.Г. Гельбрас, С.В. Голунов, А.Г. Гранберг, В.А. Дергачев, В.Л. Каганс-кий, В.А. Колосов, И.И. Курилла, В.Л. Ларин, Е.Б. Лебедева, А.С. Макарычев, Н.С. Мироненко, Б.Б. Родоман, Н.П. Рыжова, М.Ю. Шинковский и др. Однако, несмотря на широкий спектр рассматриваемых вопросов (наиболее разработана экономическая и экономико-географическая проблематика), в имеющихся работах лишь в общих чертах прослеживается взаимосвязь развития приграничья и национальной безопасности государства.
Российская Федерация все более интенсивно входит в структуры международных экономических, политических и культурных связей. И, как любое государство, взаимодействует с внешним миром двояко: с одной стороны, через Центр, обладающий для этого соответствующим образом сконцентрированными ресурсами ( в первую очередь политическими); с другой — контактирует со структурными элементами международного сообщества через свои окраинные, приграничные территории. В этой связи возникает насущная потребность в разработке эффективной концепции развития российского приграничья, что требует кропотливой политической работы и фундаментальных научно-теоретических исследований.
Литература
1. Арсентьева И.И. Научный дискурс категории «политическое пространство»: дефиниции, структура, механизмы формирования // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 4 (61). С. 87-93.
2. Границы государственные [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_22882.
3. Загашвили В.С. Экономические интересы России в условиях глобализации. М.: Магистр, 2010. 432 с.
4. Колосов В.А. Теоретическая лимология: новые подходы [Электронный ресурс] // Международные процессы. 2003. № 3. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/three/004.htm.
5. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект-Пресс, 2001. 479 с.
6. Кузьмин В.М. Приграничное и трансграничное сотрудничество Калининградской области в регионе Балтийского моря в новых геополитических условиях // Политическая наука. 2010. № 3. С. 14-28.
7. Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4. С. 162-169.
8. Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. Москва-Волгоград: НОФМО, 2002. 573 с.
9. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2000. 435 с.
10. Хаусхофер К. О геополитике: работы разных лет. М.: Мысль, 2001. 426 с.
11. Хвощев В.Е. Изменяющаяся Россия: проблемы безопасности и пограничной политики // Полис. 2002. № 6. С. 181-183.
12. Черная И.П., Шинковский М.Ю. Приграничный регион в условиях глокализации: теоретико-концептуальные подходы // Пространственная экономика. 2005. № 2. С. 46-60.
13. Шинковский М.Ю. Трансграничное сотрудничество как рычаг развития российского Дальнего Востока // Полис. 2004. № 5. С. 62-70.
14. House J.W. Frontier on the Rio Grande: A Political Geography of Development and Social Deprivation. Oxford: Clarendon Press, 1982.
15. Martinez O.J. Border People. Life and Society in the U.S.-Mexico Borderlands. Tuscon: The University of Arizona Press, 1994. 329 p.
16. Ohmae K. The End of the National State: The Rise of Regional Economics. N.Y.: Harper Collins, 1995. 214 p.
17. Van der Velde, Martin R. So Many Regions, So Many Borders. A Behavioural Approach in the Analysis of Border Effects // Paper Prepared for the 37th European Congress of the European Regional Science Association (Rome, Italy, Aug. 26-29, 1997). Rome, 1997.
Коротко об авторе_Briefly about the author
Арсентьева И.И., д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры востоковедения, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) [email protected]
Научные интересы: международные отношения, национальная и региональная безопасность Российской Федерации
I. Arsentyeva, Doctor of Political Sciences, associate professor, professor of oriental studies department, Zabaikalsky State University
Scientific interests: international relations, national and regional security of Russian Federation