Юрислингвистика
22
Таким образом, по результатам проведенной экспертизы при разработке положений о детско-юношеском, студенческом и адаптивном спорте в соответствующих законах регионов РФ можно рекомендовать:
- формулировать конкретные полномочия органов власти субъектов и органов местного самоуправления, позволяющие осуществлять контроль их фактического осуществления;
- поддержку и развитие детско-юношеского, студенческого и адаптивного спорта закреплять в качестве приоритетных направлений или принципов. Включать в текст законов положения о конкретных мерах, в частности, о развитии спортивной инфраструктуры с учетом соблюдения требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам спорта, предусмотреть отдельные положения для детско-юношеского, школьного, студенческого и молодежного спорта, использовать возможности института социального партнерства и закреплять положения по стимулированию его развития;
- включать в текст законов отдельные статьи или главы, посвященные физическому воспитанию и развитию физической культуры и спорта в образовательных организациях, адаптивному спорту, в том числе об адаптивной физической культуре обучающихся с перечислением конкретных мер;
- предусматривать положения о дополнительной поддержке детско-юношеского, студенческого и адаптивного спорта, в частности, путем предоставления льгот, субсидий, субвенций;
- включать в текст законов нормы, содержащие необходимый понятийный аппарат;
- избегать копирования норм федерального законодательства;
- формулировать и закреплять нормы, обусловленные особенностями конкретного региона;
- включать положения, направленные на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и спорту с раннего возраста, толерантному отношению к спортсменам с особенностями здоровья.
Литература
Блажеев В.В., Байрамов В.М. [и др.] Спортивное право России: учебник для магистров (отв. ред. Д.И. Рогачёв). М., 2016. URL: https://intemet.garant.ru/#/document/57244712/paragraph/1309/doclist/2395/showentries/0/highlight/блажеев:3. Бобровский Е.А. Состояние массового спорта в регионах ЦФО / Карельский научный журнал. - 2017. - № 3 (20). - С. 145-148.
Квашук П.В., Грачев Н.П., Маслова И.Н. Совершенствование управления развитием детско-юношеского спорта в России / Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2011. - № 5(75). - С. 64-68.
Двейрина О.А., Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 77-84.
Коваленко Е.Ю., Тыдыкова Н.В., Шавандина О.А. О соблюдении правил законодательной техники при создании нормативных актов Алтайского края в области физической культуры и спорта / Юрислингвистика. - 2020. - №18 (29). -С. 8-11.
Зотова Е.П. Организация массовых благотворительных забегов в Испании / Актуальные проблемы спортивного права: российский и зарубежный опыт: сборник материалов Всероссийского круглого стола (с международным участием). Барнаул, 2021. С. 64-77.
Соловьев А.А., Понкин И.В. Законодательство штата Техас о спорте. М., 2012.
Соловьев А.А. Аризонская модель систематизации спортивного законодательства / Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». - 2011. - №3. - С. 124-130.
References
Blazheev, V.V., Bayramov, V.M. [and others]. (2016). Sports law of Russia: a textbook for masters (editor-in-chief DI Rogachev). Moscow. Available from:
https://internet.garant.ru/#/document/57244712/paragraph/1309/doclist/2395/showentries/0/highlight/blazheev: 3 (in Russian). Bobrovsky, E.A. (2017). The state of mass sports in the regions of the Central Federal District. Karelian scientific journal, 3 (20), 145-148 (in Russian).
Dveirina, O.A., Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A. (2020). About the concept of development of youth sports in the Russian Federation. Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft, 9 (187), 77-84 (in Russian).
Kovalenko, E.Yu., Tydykova, N.V., Shavandina, O.A. (2020). On observance of the rules of legislative technique when creating normative acts of the Altai Territory in the field of physical culture and sports. Jurislinguistics, 18 (29), 8-11 (in Russian). Kvashuk, P.V., Grachev, N.P., Maslova, I.N. (2011). Improving the management of the development of children and youth sports in Russia. Scientific and theoretical journal "Scientific Notes", 5 (75), 64-68 (in Russian).
Soloviev, A. A. (2011). Arizona model of systematization of sports legislation. Bulletin of RUDN. Series "Legal Sciences", 3, 124-130 (in Russian).
Soloviev, A.A., Ponkin, I.V. (2012). Texas Sports Law. Moscow (in Russian).
Zotova, E.P. (2021). Organization of mass charitable races in Spain. Actual problems of sports law: Russian and foreign experience: collection of materials of the All-Russian round table (with international participation). Barnaul, 64-77 (in Russian).
Citation:
Коваленко Е.Ю., Тыдыкова Н.В., Шавандина О.А О результатах экспертизы нормативных актов регионов Российской Федерации и зарубежных стран по выявлению лучших практик правового регулирования детско-юношеского, студенческого и адаптивного спорта // Юрислингвистика. - 2021. - 22. - 18-23.
Kovalenko, E. Y., Tydykova, N.V. Shavandina, O.A. (2021). On the Results of the Expertise of Normative Acts of the Regions of the Russian Federation and Foreign Countries to Identify the Best Practices of Legal Regulation of Children and Youth, Student and Adaptive Sports. Legal Linguistics, 22, 18-23.
I '■'•' ■ EMI This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License
Юрислингвистика, 2021, 22
Юрислингвистика
Legal Linguistics, 2021, 22, 24-27 doi: https://doi.org/10.14258/leglin(2021)2104
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УДК 342, ББК: 67.400, ГРНТИ 10.15, Код ВАК
5.1.1
Понятие «права женщин» и конституционная свобода труда: терминологические уточнения и проблемы реализации
А.В. Головинов1, Ю.В. Головинова2
1 Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, 656049, Барнаул, Россия. E-mail: alex-golovinov@mail. ru
2Алтайский государственный педагогический университет ул. Молодежная, 55, 656035, Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
Публикация направлена на определение сущности понятия «права женщин». В статье показано, что в системе нормативно-правовых актов России широко применяется понятие «права женщин». Отечественный законодатель, решительно выступая против гендерной асимметрии, под правами женщин понимает систему неотъемлемых и неотчуждаемых прав, свобод и обязанностей для каждой женщины, девочки, девушки независимо от ее возраста, гражданства, расы, этнической или религиозной принадлежности. Оперируя герменевтическим инструментарием, авторы предпринимают попытку показать содержание и проблемы реализации трудовых прав представительниц женского пола. В статье акцентируется, что сегрегация по горизонтали складывается под воздействием множества факторов, обусловленных ментальностью и предпочтительностью различных видов деятельности для мужчин и женщин. В конечном счете, представительницам женского пола в целом достаются рабочие места, приносящие меньший доход. Авторами установлено, что проблемами в России являются разделение профессий на «мужские» и «женские», что влечет за собой разную оплату труда; феминизация бедности и безработицы; горизонтальная профессиональная мобильность для женщин. Объектом правосудия, в частности конституционного правосудия в Российской Федерации, все чаще становятся обращения, связанные с нарушением социально-экономических прав женщин, реализацией в трудовой сфере.
Ключевые слова: права женщин, гендерное равенство, дискриминация, свобода труда.
The Concept of "Women's Rights" and Constitutional Freedom of Labor: Terminology Clarifications and Implementation
Problems
A. Golovinov1, Yu. Golovinova2
1Altai State University 61 Lenin str., Barnaul, Russia, 656049. E-mail: [email protected]
2Altai State Pedagogical University 55 Molodezhnaya str., Barnaul, Russia, 656035. E-mail: [email protected]
The publication is aimed at defining the essence of the concept of "women's rights". The article shows that the concept of "women's rights" is widely used in the system of normative legal acts in Russia. The domestic legislator, resolutely opposing gender asymmetry, understands the rights of women as a system of integral and inalienable rights, freedoms and obligations for every woman, girl, adolescent girl, regardless of her age, citizenship, race, ethnic or religious affiliation.
Using hermeneutic tools, an attempt is made to show the content and problems of the implementation of the labor rights of females. The article emphasizes that horizontal segregation develops under the influence of many factors due to the mentality and preference of various types of activities for men and women. Ultimately, women in general end up with lower income jobs.
The authors found that the problems in Russia are the separation of professions into "male" and "female", which entails different wages; the feminization of poverty and unemployment; horizontal professional mobility for women. The increasing number of appeals associated with the violation of the socio-economic rights of women and their making the
25
Юридическая техника
most of their labor potential become the subject of justice, in particular of constitutional justice in the Russian Federation.
Key words: women's rights, gender equality, discrimination, freedom of labor.
Проблематика прав женщин последние семьдесят лет является актуальной как для всего мирового сообщества, так и для отечественного государства. В различных нормативных актах употребляются термины «права женщин», «гендерное равенство», «гендерное неравенство», «дискриминация». В данной статье речь пойдет именно о правах женщины как о правовой дефиниции, закрепленной в многочисленных нормативных источниках.
Обращает на себя внимание, что категория «женские права» в действующих актах Российской Федерации и международно-правовых источниках рассматривается во взаимосвязи с термином «равенство полов». Термин «гендерное неравенство» в этом случае отечественным законодателем практически не используется, так как это категория критической теории о встроенном в обществе неравенстве мужчин и женщин, проявляющемся на уровне семьи, работы, политики, искусства и т. д.
Единое мнение относительно определения «права женщин» (девочек, девушек) и «гендерного равенства» не закреплено на универсальном уровне, и исходя из положений отечественного права, под гендерным равенством следует понимать закрепление и реализацию равных прав, свобод, обязанностей и возможностей мужчин и женщин во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Авторы придерживаются позиции, согласно которой сегодня права человека и гражданина не имеют ярко выраженной гендерной асимметрии, это характерно для всех прав, закрепленных в Конституции России.
Конституционная норма равноправия мужчин и женщин полностью соответствует универсальным международным стандартам, например — Конвенции о политических правах женщин, которая вступила в силу 7 июля 1954 г., Пакту от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах. В Конвенции закреплялось право женщин голосовать, быть избранными, занимать должности на общественно-государственной службе без всякой дискриминации и на равных с мужчинами условиями. Ст. 32 Конституции России соответствует ст. 1-3 Конвенции о политических правах женщин, ст. 25 Пакта о гражданских и политических правах. В соответствии с ней каждый гражданин имеет право и возможность участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, имеет равный доступ к государственной службе.
Кроме того, категория «права женщин» в различных сферах жизнедеятельности закреплена в Конвенции ООН о дискриминации в области труда и занятий 19б0 г. и Декларации оОн об искоренении насилия в отношении женщин 1993 г., Факультативном протоколе к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1999 г.
Вместе с тем документы ООН в отношении женщин, подобно большинству других международно-правовых актов о правах человека, не принадлежат к числу самоисполняемых - их применение предполагает наличие или издание соответствующего конкретизирующего акта национального законодательства. Российская Федерация, ратифицировав международные правозащитные соглашения, поддерживает направление государственной политики по созданию политических, правовых, социальных условий, обеспечивающих подлинное равноправие мужчин и женщин. Соответственно содержание понятия «права женщин» в российском законодательстве будет идентично международным правовым актам.
Необходимым считаем отметить, что в юридическом сообществе стало использоваться понятие «женское право». Федеральный союз адвокатов России в ноябре 2019 г. учредил крупный проект с емким названием «Женское право».
При семантическом и герменевтическом анализе этой дефиниции можно усмотреть его когерентность понятию «права женщин». Данный проект реализуется узкопрофильными семейными адвокатами безвозмездно и направлен на юридическое просвещение женщин и их родственников с целью профилактики нарушения их прав и защиты от возможных нарушений прав семьи, женщин и детей. Как видно из задач данного проекта, категория «права женщин» тесно связана с социальной сферой.
Как видим, осуществление скромной попытки анализа понятия «права женщин» в системе нормативных актов России показывает, что законодательство РФ не содержит норм, ущемляющих права женщин.
Однако мониторинг соблюдения прав человека позволяет говорить об имеющих место незначительных нарушениях прав граждан, наличии фактической дискриминации в сфере трудовых отношений. Наиболее острыми проблемами для современного российского рынка труда является нестабильность занятости и угроза безработицы. [Поленина 2014]. Справедливости ради заметим, что это касается не только прав женщин, но и прав мужчин.
В настоящее время женщины, как правило, обладают низкой конкурентоспособностью на рынке труда по сравнению с мужчинами. Согласно статистике по Алтайскому краю, количество женщин, официально зарегистрированных в качестве безработных, составляет 70-78% от общей численности безработных. Это свидетельствует о том, что мужчинам легче найти работу, чем женщинам. Более того, среди женщин-безработных каждая третья имеет рабочую специальность, каждая пятая занимала ранее должность служащего, а почти половина ранее нигде не работали, и все они оказываются невостребованными на рынке труде.
Женщины, имеющие малолетних детей, особенно часто получают от работодателей отказы в приеме на работу. Молодым мамам также очень сложно найти свое место на рынке труда.
Как видим по статистическим данным, в целом средний заработок работников женского пола по стране значительно ниже средних заработных плат работников-мужчин. Многие факторы лежат в основе такого разрыва, но прежде всего - представленность женщин и мужчин в многообразных областях занятости и труда.
Разница сфер трудовой занятости женщин и мужчин устойчиво сохраняется, и мобильность разных представителей полов на рынке труда ситуацию не выравнивает. Женщины в основном перемещаются между типично женскими местами работы, а мужчины, соответственно, двигаются среди мужских вакансий. Такая сегрегация по горизонтали складывается под воздействием множества факторов, обусловленных ментальностью и предпочтительностью различных видов деятельности для мужчин и женщин. В конечном счете, представительницам женского пола в целом достаются рабочие места, приносящие меньший доход [Максимов 2012].
Однако если дискриминация прав женщин в российском законодательстве носит латентный характер, то социальные права мужчин имеют явные ограничения. Ярким примером тому служит дело капитана Константина Маркина против России. Поводом для обращения К. Маркина в Конституционный Суд РФ послужил отказ как командования воинской части, в которой осуществлял службу истец, так и военных судов предоставить ему отпуск по уходу за новорожденным малышом, так как закон четко предписывает, что такое право предоставляется только женщинам-военнослужащим [Собрание законодательства 2000]. Конституционный Суд в своем определении постановил, что оспариваемые Маркиным
Legal Linguistics, 21, 2022