Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ": СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ'

ПОНЯТИЕ "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ": СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
496
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ / ДИПЛОМАТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лесников Антон Александрович

В статье исследовано содержания понятия «парламентская дипломатия» посредством освещения конкретных компетенций парламента во внешнеполитической сфере, а также трактовки парламента как «площадки» для дипломатических взаимодействий. Автором предложено определение парламентской дипломатии как деятельности национального представительного органа власти в сфере внешней политики, ограниченной соответствующими компетенциями и направленной на обеспечение политической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "PARLIAMENTARY DIPLOMACY": MODERN THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES

The article is devoted to the study of the content of the concept of «parliamentary diplomacy» by studying the specific competences of parliament in the foreign policy sphere, as well as interpreting parliament as a «platform» for diplomatic interactions. As a result of the article, the definition of parliamentary diplomacy is proposed as the activity of a national representative body in the sphere of foreign policy, limited by the relevant competencies and aimed at ensuring political stability.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ": СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ»

Лесников А. А.

ПОНЯТИЕ «ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ»: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

3.2. ПОНЯТИЕ «ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ»: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Лесников Антон Александрович, соискатель

Место учебы: Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации

[email protected]

Аннотация: в статье исследовано содержания понятия «парламентская дипломатия» посредством освещения конкретных компетенций парламента во внешнеполитической сфере, а также трактовки парламента как «площадки» для дипломатических взаимодействий. Автором предложено определение парламентской дипломатии как деятельности национального представительного органа власти в сфере внешней политики, ограниченной соответствующими компетенциями и направленной на обеспечение политической стабильности.

Ключевые слова: парламент, дипломатия, взаимодействие, политическая стабильность.

THE CONCEPT OF «PARLIAMENTARY DIPLOMACY»: MODERN THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES

Lesnikov Anton A., applicant

Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration

[email protected]

Abstract: the article is devoted to the study of the content of the concept of «parliamentary diplomacy» by studying the specific competences of parliament in the foreign policy sphere, as well as interpreting parliament as a «platform» for diplomatic interactions. As a result of the article, the definition of parliamentary diplomacy is proposed as the activity of a national representative body in the sphere of foreign policy, limited by the relevant competencies and aimed at ensuring political stability.

Keywords: parliament, diplomacy, interaction, political stability.

Институт парламентской дипломатии имеет долгую историю существования. Вполне закономерно, что в научной литературе сформировались различные подходы к изучению и использованию этого понятия. Проанализировав имеющиеся теоретические разработки, можно предложить синтетическое определение парламентской дипломатии, исходя из приоритетов российского политического курса, связанных с поддержанием политической стабильности. Подобная трактовка будет обоснована такими преимуществами парламентской дипломатии, как вовлечение в спектр взаимодействий широкий круг акторов, а также низкий уровень трансакционных издержек.

Для более глубокого изучения содержания политических практик, описываемых с помощью термина «парламентская дипломатия», первостепенное значение имеет опыт парламентаризма как одного из важнейших атрибутов современного национального государства. Речь идет о реализации демократического принципа представительства интересов, что характерно для концепции государства эпохи Модерна [9]. Развитие парламентской дипломатии было непосредственно связано с введением всеобщего избирательного права в европейских государствах, что усилило влияние парламента в рамках общегосударственной институциональной структуры.

Одновременно создавались новые возможности для расширения влияния парламентов в сфере внешней политики путем расширения возможностей опосредованного участия их представителей (в том числе, как представителей населения) в межгосударственных отношениях, в процессе реализации внешнеполитического курса. Парламентарии, будучи законными представителями населения, позволяли последнему опосредованно участвовать в реализации внешнеполити-

ческой доктрины. Тем не менее, ключевую роль в сфере международной политики по-прежнему играли институты исполнительной власти [8].

Понятие «парламентская дипломатия» является относительно новым и нуждается в дальнейшем теоретическом осмыслении. Анализ содержания понятия парламентской дипломатии может быть проведен посредством изучения общих категорий дипломатии и уровней международно-политических взаимодействий, а также минималистского и максималистского подходов к парламентской дипломатии и ее методов. Целесообразным представляется сочетание указанных подходов.

Рассмотрим основные подходы к исследованию понятия парламентской дипломатии, представленные в научной литературе. Во-первых, стоит отметить подход к исследованию парламентской дипломатии сквозь призму общей дипломатии. В научной литературе определение дипломатии дается в трех аспектах [4]: как способ осуществления внешней политики; как официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, специализированных представительств и ведомств, направленная на воплощение задач внешней политики государства, защиты прав и интересов государства, ее учреждений и граждан за рубежом; как искусство достижения цели дипломатическими методами.

Стоит признать взаимосвязанность обозначенных аспектов, а также то, что нормативное определение зачастую является органичным сложением перечисленных трактовок. При этом парламент как институт реализации дипломатической деятельности в данных определениях не указывается. Однако это не отменяет его включения в рассматриваемую область сегодня, что наблюдается в существующей дифференциации понятия «дипломатия» [2].

Социально-политические науки

1'2019

С одной стороны, существуют категории «государственная дипломатия» и «официальная дипломатия», которыми традиционно обозначают дипломатическую деятельность высших органов исполнительной ветви власти - главы государства, правительства, Министерства иностранных дел и т.д. С другой, появляются такие термины, как «народная дипломатия» и «парламентская дипломатия», которые призваны персонально подчеркнуть возможность парламента участвовать в отправлении внешней политики. В данном случае определение «народная» выдвигает на первый план миссию парламента как представительного органа власти. Несмотря на логичность указанной трактовки, термин «народная дипломатия» не получил широкого распространения в научной литературе. В то же время, «парламентская дипломатия» на начало XXI века успешно закрепилась не только в научной, но и в официальной терминологии, где она определяется не через специфику парламента как внутриполитического института, а путем указания на потенциал парламента как в вопросах контроля внешнеполитических решений, так и в деятельности в роли канала дипломатической связи [6].

Таким образом, представленный подход к парламентской дипломатии опирается на принцип выделения субъекта дипломатической деятельности, отмечая потенциал парламента как самодостаточного актора, представляющего интересы страны в процессах международных взаимодействий.

Помимо этого, в научной литературе выделяются минималистский и максималистский подходы к определению парламентской дипломатии. Первый рассматривает дипломатическую миссию парламента как дополнение действий органов исполнительной власти, второй же обосновывает передачу представительному органу широкого набора полномочий и компетенций в области внешней политики [3]. В данном случае ключевым фактором является объем полномочий национального парламента в сфере внешней политики. Однако представленные подходы также сталкиваются с различным пониманием парламентской дипломатии российскими и зарубежными авторами.

Отечественные авторы акцентируют внимание на перспективах парламента как актора дипломатической деятельности, на его возможном прямом участии в разрешении конфликтов. Наиболее распространенными определениями при этом являются следующие. Парламентская дипломатия - «способ осуществления официальной деятельности парламентариев по достижению целей и решению задач в области внешнеполитических отношений государств и парламентов» [1, с. 19]. Также данное понятие трактуют как «совокупность активных действий парламента, групп в его составе или отдельных парламентариев для достижения целей внешней политики и реализации гуманитарных установок» [3, с. 24]. Исходя из данных определений, можно утверждать, что российские исследователи склонны рассматривать парламентскую дипломатию сквозь призму максималистского подхода.

В работах зарубежных авторов, особенно европейских, парламентская дипломатия имеет отличное определение для деятельности национальных парламентов и наднациональных представительных органов власти [7]. Дипломатическая деятельность первых оценивается преимущество на основе минималистского подхода: в данном случае парламентарии участвуют в дипломатии путем одобрения резолюций, утверждения решения ис-

полнительных органов власти и т.д.

В то же время участие наднациональных представительных институтов трактуется в рамках максималистского подхода: они выступают действующими акторами международных отношений, имея компетенции по урегулированию конфликтов и определению внешнеполитического курса. Обозначенное расхождение можно объяснить, опираясь на сложившийся институциональный дизайн во многих европейских странах1: в условиях региональной интеграции полномочия национальных парламентов в сфере внешний политики ограничиваются, так как центральную роль в этом направлении начинают играть наднациональные институты [7].

Максималистский и минималистский подходы к парламентской дипломатии в меньшей степени стремятся унифицировать определение данного термина, сколько направлены на обозначение границ полномочий парламента в сфере дипломатической деятельности.

Современный этап развития международных отношений характеризуется интенсификацией межгосударственных связей на официальном и неофициальном уровнях. Указанное положение вытекает из системы стратификации международных отношений: существует несколько условных уровней дипломатических взаимодействий, каждый из которых имеет отличительные признаки [3]. После описания каждого уровня, важно отметить, к какому из них возможно отнесение парламентской дипломатии.

Первый уровень обозначается как «государство-государство» и является прерогативой официальных лиц верховной власти. Традиционно взаимодействия на данном уровне организовываются в формате встреч с длительной предварительной подготовкой относительно повестки переговоров. Несмотря на высокий статус описанного уровня, опора сугубо на подобный тип взаимодействий затруднительна ввиду высоких временных издержек на подготовительные мероприятия. Именно это обстоятельство обуславливает обсуждение в данных рамках стратегических и наиболее масштабных вопросов. Как следствие решения этого уровня обладают высокой символической значимостью.

Второй уровень составляют взаимодействия между представителями региональной власти: как следствие, в большинстве случаев переговоры относятся к темам социально-экономического сотрудничества и в редких случаях включают собственно внешнеполитический компонент, что не в последнюю очередь обусловлено закреплением компетенции проведения внешнеполитического курса за центральной властью.

Третий уровень идентифицируется как взаимодействия организаций самого разного профиля: в данном случае можно вести речь как о крупных предприятиях, так и о небольших компаниях и фирмах. Фактически, данный уровень лишен дипломатического потенциала - его акторы вынуждены функционировать в русле таможенных, налоговых и иных законодательно установленных норм, которые формируются на первом и втором уровнях.

Четвертый уровень составляют межличностные взаимодействия. Стоит отметить концептуальную размытость при определении акторов данного уровня: к личным вза-

1 В то же время, подобное деление сохраняет относительность: сложно формулировать общие выводы для всех европейских стран ввиду существования в каждой из них собственной истории становления институционального дизайна и системы сдержек и противовесов, действующих на современном этапе.

Лесников А. А.

ПОНЯТИЕ «ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ»: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

имодействиям можно отнести и встречи глав государств, и пересечения рядовых граждан. Однако исследователи склонны рассматривать в таком случае интеракции между политиками, деятелями культуры и т.д., которые (интеракции) имеют политические последствия.

Исходя из вышеизложенного, парламентская дипломатия может быть инкорпорирована на несколько уровней одновременно. Во-первых, на первый уровень, что особенно характерно для государств-лидеров международной системы: в таком случае едва ли не все дипломатические взаимодействия приобретают символическую значимость. Во-вторых, на четвертый уровень, где отдельный парламентарий имеет возможность стать каналом дипломатического обмена. Также важно принять во внимание и пространство для региональных парламентов, которые могут выступить на втором уровне.

В теоретической плоскости парламентская дипломатия может осуществляться через множество методов, однако на практике можно выделить следующие [3]: организация формальных и неформальных межпарламентских встреч; налаживание политических контактов с контрагентами в условиях ухудшения или отсутствия дипломатических отношений; организация контактов с международными организациями различного профиля; мониторинг международной ситуации и составление на его базе аналитических отчетов.

С точки зрения эвристической ценности, следует отметить ограниченность подобного способа изучения парламентской дипломатии как минимум в двух отношениях. Во-первых, он тесно пересекается с подходом, фокусирующемся на круге компетенций парламента во внешней политике. Во-вторых, в большинстве случаев национальные парламенты выполняют вышеописанные функции, что, однако, не отражает его реальный политический вес в данной области.

Обобщая анализ существующих подходов к определению парламентской дипломатии, важно отметить, что каждый из них принимает во внимание отдельные грани изучаемого предмета. Как следствие, каждый из них характеризуется наличием относительных преимуществ и аналитических упущений одновременно. Ввиду того, что в настоящей статье парламентская дипломатия рассматривается как средство обеспечения политической стабильности, более продуктивным выглядит сочетание принципов вышеизложенных подходов.

Представляется, что концептуальное содержание понятия парламентской дипломатии должно включать в себя следующие элементы: признание парламента в роли одного из действующих акторов дипломатической деятельности; наличие закрепленных внешнеполитических компетенций за парламентом как за политическим институтом притом, что потенциал отдельного парламентария в качестве дипломатического канала детерминируется его личным политическим капиталом; включение парламента в политические практики на различных уровнях дипломатии в зависимости от конкретных международных обстоятельств и рассматриваемой ситуации.

Таким образом, парламентскую дипломатию предлагается определить, как деятельность национального представительного органа власти в сфере внешней политики, ограниченную соответствующими компетенциями и направленную на обеспечение политической стабильности. Подобная трактовка является наиболее плодотворной в том смысле, что оставляет пространство для встраивания в различные теоретические

школы международных отношений в процессе анализа конкретных политических практик.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,86%.

Список литературы:

1. Бойко Ю.Ю. Конституционно-правовые основы межпарламентского сотрудничества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандата юридических наук. М., 2005.

2. Кондрашова Е.В. Парламентская дипломатия в реализации внешнеполитической стратегии России // Социология власти. 2008. № 3. С. 215-218.

3. Кондрашова Е.В. Эволюция парламентаризма в контексте внешнеполитической деятельности России: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2008.

4. Сагайдак О.П. Дипломатический протокол и этикет. Казань, 2006.

5. Хабаров С.А. Международные парламентские организации (правовые аспекты). М., 1995.

6. Bajtay P. European Parliament. Shaping and controlling foreign policy. Parliamentary diplomacy and oversight, and the role of the European Parliament. - Brussels, 2015.

7. Gotz N. On the Origins of «Parliamentary Diplomacy». Scandinavian «Block Politics» and Delegation Policy in the League of Nation // Cooperation and Conflict. 2005. Vol. 40. № 3. P. 263-279.

8. Stavridis S., Jancic D. Introduction: The Rise of Parliamentary Diplomacy in International Politics // The Hague Journal of Diplomacy. 2016. Vol. 11. № 2-3. P. 105-120.

9. Wittrock B. Modernity: One, None or Many? European Origins and Modernity as a Global Condition // Polis. Political Studies. 2002. № 1. P. 141-159.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Лесникова А. А. на тему: Понятие «парламентская дипломатия»: современные теоретико-методологические подходы Статья Лесникова А.А., посвященная исследованию понятия «парламентская дипломатия», написана на актуальную и востребованную в современных условиях тему. Поскольку в условиях санкционной политики, возведения новых барьеров в мировой политике парламентская дипломатия открывает возможности для урегулирования источников нестабильности. На I Международном форуме «Развитие парламентаризма» в 2018 году Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что именно «парламентская дипломатия способна оказать влияние на решение наиболее острых международных проблем».

Автор анализирует различные теоретические подходы как зарубежных, так и российских исследователей к пониманию парламентской дипломатии посредством изучения общих категорий дипломатии и уровней международно-политических взаимодействий.

Заслуживает положительной оценки авторское определение понятия «парламентская дипломатия» «как деятельности национального представительного органа власти в сфере внешней политики, ограниченную соответствующими компетенциями и направленную на обеспечение политической стабильности».

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании, рекомендованном ВАК России.

Доктор политических наук, профессор кафедры культурологии РАНХиГС при Президенте РФ

А.В. Возжеников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.