Научная статья на тему 'Парламентская дипломатия России в АТР: значение Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума'

Парламентская дипломатия России в АТР: значение Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
279
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Ключевые слова
Россия / парламентская дипломатия / международный парламентский институт / Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум / АТПФ / АТР / Russia / parliamentary diplomacy / international parliamentary institution / APPF / Asia-Pacific region

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вода Кристина Рудольфовна

В данной статье рассматриваются особенности реализации парламентской дипломатии Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере участия парламентариев РФ в Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме (АТПФ). Актуальность изучения парламентской дипломатии России в АТР определяется, во-первых, важностью региона как одного из приоритетных направлений внешней политики Кремля в XXI в., во-вторых, растущим участием законодательной власти в международных отношениях, в-третьих, усиливающейся ролью региональных межпарламентских институтов в развитии интеграционных процессов и решении трансграничных проблем в АТР. Важность парламентской дипломатии в данном регионе для нашего государства состоит в том, что она служит дополнительным каналом коммуникаций с элитами стран АТР, развивая направления, заданные исполнительной властью. Кроме того, работая в межпарламентских институтах, парламентарии получают возможность формировать правовую базу и вырабатывать принципы глобального управления, совместно предлагать решения наиболее острых и актуальных проблем современности. Участие России в работе АТПФ — международной парламентской организации, деятельность которой направлена на развитие сотрудничества между странами АТР и обсуждение проблем экономики, политики, гуманитарного развития и безопасности, — имеет задачи усилить присутствие и политическое влияние РФ в АТР, донести до парламентариев его держав видение и подходы Кремля к решению остроактуальных проблем регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parliamentary Diplomacy of Russia in the Asia-Pacific Region. Significance of the Asia-Pacific Parliamentary Forum

The relevance of the research of Russian parliamentary diplomacy in the Asia-Pacific region is determined by the importance of the Asia-Pacific region as one of the priority areas of Russian foreign policy in the twenty-first century, the growing participation of the Parliament in international relations, and the increasing role of inter-parliamentary institutions for the integration processes, regional economic and political development. Parliamentary diplomacy in the Asia-Pacific region plays an important role for Russia as it serves as an additional channel of communication with elites of the Asia-Pacific countries supplementing the foreign policy course implemented by the executives. In addition, participating in inter-parliamentary institutions, parliamentarians have the opportunity to form a legal framework and develop principles of global governance, jointly propose solutions to the most pending issues of regional development. Russian participation in international parliamentary organizations in the Asia-Pacific region including the Asia-Pacific Parliamentary Forum is aimed at increasing Russian presence and regional political influence and presenting Russia’s approaches to urgent problems of regional development, economic, political, humanitarian and security issues.

Текст научной работы на тему «Парламентская дипломатия России в АТР: значение Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума»

УДК 328

DOI 10.24412/1026-8804-2021-3-126-138

Парламентская дипломатия России в АТР: значение Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума

Кристина Рудольфовна Вода,

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, Москва. E-mail: vodakris@gmail.com

В данной статье рассматриваются особенности реализации парламентской дипломатии Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере участия парламентариев РФ в Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме (АТПФ). Актуальность изучения парламентской дипломатии России в АТР определяется, во-первых, важностью региона как одного из приоритетных направлений внешней политики Кремля в XXI в., во-вторых, растущим участием законодательной власти в международных отношениях, в-третьих, усиливающейся ролью региональных межпарламентских институтов в развитии интеграционных процессов и решении трансграничных проблем в АТР Важность парламентской дипломатии в данном регионе для нашего государства состоит в том, что она служит дополнительным каналом коммуникаций с элитами стран АТР, развивая направления, заданные исполнительной властью. Кроме того, работая в межпарламентских институтах, парламентарии получают возможность формировать правовую базу и вырабатывать принципы глобального управления, совместно предлагать решения наиболее острых и актуальных проблем современности. Участие России в работе АТПФ — международной парламентской организации, деятельность которой направлена на развитие сотрудничества между странами АТР и обсуждение проблем экономики, политики, гуманитарного развития и безопасности,— имеет задачи усилить присутствие и политическое влияние РФ в АТР донести до парламентариев его держав видение и подходы Кремля к решению остроактуальных проблем регионального развития.

Ключевые слова: Россия, парламентская дипломатия, международный парламентский институт, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, АТПФ, АТР.

Parliamentary Diplomacy of Russia in the Asia-Pacific Region. Significance of the Asia-Pacific Parliamentary Forum.

Kristina Voda, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations RAS, Moscow, Russia. E-mail: vodakris@gmail.com.

The relevance of the research of Russian parliamentary diplomacy in the Asia-Pacific region is determined by the importance of the Asia-Pacific region as one of the priority areas of Russian foreign policy in the twenty-first century, the growing participation of the Parliament in international relations, and the increasing role of inter-parliamentary institutions for the integration processes, regional economic and political development. Parliamentary diplomacy in the Asia-Pacific region plays an important role for Russia as it serves as an additional channel of communication with elites of the Asia-Pacific countries supplementing the foreign policy course implemented by the executives. In addition, participating in inter-parliamentary institutions, parliamentarians have the opportunity to form a legal framework and develop principles of global governance, jointly propose solutions to the most pending issues of regional development. Russian participation in international parliamentary organizations in the Asia-Pacific region including the Asia-Pacific Parliamentary Forum is aimed at increasing Russian presence and regional political influence and presenting Russia's approaches to urgent problems of regional development, economic, political, humanitarian and security issues.

Keywords: Russia, parliamentary diplomacy, international parliamentary institution, APPF, Asia-Pacific region.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПАРЛАМЕНТА

В первые десятилетия XXI в. возрастает роль законодательных властей во внешней политике ведущих государств [1; 2; 3; 4; 5; 8]: расширяются их функции и формы вовлечения. Внешнеполитические функции законодательной власти условно можно разделить на две группы:

1) законодательное обеспечение внешней политики;

2) парламентская дипломатия.

К первой группе относятся такие исторически сложившиеся функции парламентов, как объявление и прекращение войн, ратификация международных договоров, принятие законодательства в области внешней политики, парламентский мониторинг и контроль за деятельностью исполнительной власти, в том числе внешнеполитического ведомства, при-Ц нятие бюджета государства и др. Этот перечень в последние десятиле-о. тия дополнило такое явление, как применение органами законодательной ^ власти отдельных стран санкций в отношении других государств. В от-| личие от постановлений исполнительной власти, которые могут быть £ изменены или отменены относительно быстро, санкционные решения

парламентов способны более длительное время негативно влиять на состояние международных отношений. Это осложняет дипломатический процесс и требует более комплексного внешнеполитического ответа, учитывающего настроения элит и избирателей, которых данные элиты представляют [5, а 21].

Вторая группа внешнеполитических функций представляет собой действия парламента, отдельных парламентариев и их групп на международной арене. Формами парламентской дипломатии являются участие в международных встречах на двусторонней и многосторонней основе, работа в международных парламентских структурах, а также принятие заявлений и постановлений по международной тематике [4]. Значение парламентской дипломатии определяется тем, что она, с одной стороны, представляет собой дополнительный канал коммуникации с элитами зарубежных государств и тем самым дополняет дипломатические усилия исполнительной власти. С другой стороны, работая в межпарламентских институтах, парламентарии получают возможность участвовать в создании правовой базы и определении принципов регулирования глобального мира, совместно вырабатывать решения по наиболее острым и актуальным проблемам современности.

Внешнеполитическую деятельность законодательной власти дополняет исследовательская работа, направленная на формирование парламентом собственного взгляда на текущее состояние и доминирующие тенденции системы международных отношений, место своего государства в ней, принципы взаимодействия с зарубежными партнёрами, а также на поиск возможностей для реализации парламентской дипломатии. Сложность и динамика изменений современных международных отношений требуют от парламентариев постоянного доступа к свежей и правдивой информации, а также к результатам научных экспертиз и прогнозам по вопросам мировой экономики и политики. Поэтому парламенты ведущих государств имеют собственные исследовательские службы или выступают в качестве заказчиков научных работ приглашённых экспертов.

ФОРМАТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ В АТР

Наиболее распространённой формой парламентской дипломатии Российской Федерации в настоящее время является развитие двусторонних связей с парламентами зарубежных стран. Данное сотрудничество осуществляется посредством учреждения специальных комиссий по межпарламентскому сотрудничеству и групп дружбы с парламентариями иностранных государств. К этому типу межпарламентского взаимодействия также относятся организация визитов, переговоры руководителей и представителей отдельных парламентских комитетов.

В Государственной Думе РФ сегодня насчитывается более 80 депутатских групп по связям с парламентами зарубежных государств, в том числе 11 — по связям с парламентами стран АТР. Наиболее представительные группы дружбы созданы с законодательными собраниями КНР', Японии, Вьетнама, Республики Корея. Например, в депутатскую группу по связям с Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) КНР входит 98 депутатов нижней палаты российского парламента. Также депутаты Государственной Думы РФ участвуют в работе 14 комиссий по сотрудничеству с зарубежными парламентами (палатами), включая три комиссии по взаимодействию с государствами АТР (КНР', Республика Корея, Вьетнам) [2].

В Совете Федерации действует 31 группа по сотрудничеству с парламентами зарубежных стран, в том числе с такими государствами АТР, как КНР, Япония, Индонезия, Камбоджа, Вьетнам и др. В рамках работы межпарламентских комиссий и групп дружбы организуются встречи, осуществляется обмен опытом и информацией в области законодательной деятельности и парламентских процедур, обсуждаются совместные инициативы и взаимодействие на международных форумах и встречах, проводятся мероприятия, консультации, принимаются меморандумы, задающие направления развития будущего сотрудничества [1].

Также депутаты обеих палат парламента РФ участвуют в работе различных международных парламентских организаций, в том числе в АТР. Этот формат межгосударственного сотрудничества позволяет установить институциональные и профессиональные отношения с законодателями других стран, донести позицию своего государства по актуальным вопросам международной повестки дня, совместно выработать решения существующих проблем и дать рекомендации законодательным органам и правительствам.

В АТР одной из наиболее представительных по составу участников и значимой по характеру принимаемых решений межпарламентских структур является Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ) — международная организация, в которую входят 27 стран, включая РФ. Далее подробнее рассмотрим особенности работы АТПФ, а также характер участия в нём российских парламентариев.

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ АТПФ

АТПФ создан в 1993 г. по инициативе правительства Японии для того, чтобы стимулировать межпарламентский диалог и сотрудничество стран АТР по ключевым вопросам регионального развития [7]. На его ежегодные сессии собираются представители законодательных органов ведущих государств АТР из четырёх региональных групп: Северо-Восточной Азии (5 стран), Юго-Восточной Азии (8 стран), Океании (6 стран),

Америки (8 стран)1. АТПФ как международному парламентскому институту присущи слабая институционализированность (не имеет постоянно действующих координационных органов) и отсутствие полной международной правосубъектности (его решения не носят обязывающий характер).

Согласно тексту первого учредительного документа АТПФ — Токийской декларации 1993 г., — задачами работы этой организации провозглашались развитие межпарламентского диалога для упрочения демократии, мира, свободы и процветания, поддержка либерализации международной торговли и инвестиций, достижение устойчивого развития и защита окружающей среды, наращивание взаимодействия в области безопасности [7]. Обновлённый в XXI в. документ — Новая Токийская декларация 2012 г. — призывал участников форума углублять понимание проблем, интересов и опыта стран региона; изучать важнейшие политические, социальные и культурные последствия экономического роста и интеграции; поощрять региональное сотрудничество на всех уровнях по вопросам, представляющим взаимный интерес для государств АТР; способствовать усилению в АТР чувства сплочённости, взаимопонимания и сотрудничества [6].

Работу АТПФ организует исполнительный комитет во главе со страной — устроительницей ежегодной сессии. Он избирает председателя форума (полномочия длятся 1 год, с мая по апрель), определяет перечень выносимых на обсуждение вопросов. Страны-участницы готовят проекты резолюций по повестке дня. Также на сессии АТПФ создаётся комитет, который составляет резолюции на основе предложенных проектов и итоговое совместное коммюнике.

Название и тематический фокус сессии определяются страной-устроительницей. 24-я сессия АТПФ в 2016 г., проводившаяся в канадском Ванкувере, называлась «Укрепление партнёрств для процветания, безопасности и роста». 25-я сессия АТПФ в 2017 г. в фиджийском Ната-дола — «Парламентские партнёрства ради мира и безопасности». 26-я сессия АТПФ в 2018 г. во вьетнамском Ханое — «Парламентское партнёрство: мир, инновации и устойчивое развитие». 27-я сессия АТПФ в 2019 г. в камбоджийском Сиемреапе — «Укрепление межпарламентского взаимодействия для мира, безопасности и устойчивого развития». 28-я сессия АТПФ в 2020 г. в австралийской Канберре — «Парламентское партнёрство до и после 2020 года».

На сессии АТПФ, как правило, проводятся четыре пленарных заседания: 1) по вопросам политики и безопасности, 2) по вопросам эконо- <з мики и торговли, 3) по вопросам регионального сотрудничества в АТР, 4) по вопросам будущей работы форума. На них представители делегаций «=

__о_

1 Австралия, Камбоджа, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Фид- ^

жи, Индонезия, Япония, Лаос, Малайзия, Маршалловы о-ва, Мексика, Микронезия, g

Монголия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Филиппины, Республика 8 Корея, Россия, Сингапур, Таиланд, США, Вьетнам.

стран-участниц выступают по ключевым темам повестки дня. Государства, подготовившие проекты резолюций, разъясняют свою позицию. Сессия АТПФ завершается принятием итогового совместного коммюнике, в котором перечисляются все утверждённые резолюции. Все решения форума принимаются на основе консенсуса.

Расходы на проведение АТПФ несёт парламент страны — устроительницы сессии. Делегации самостоятельно оплачивают участие в форуме.

ЗНАЧЕНИЕ И ТЕМАТИКА РЕЗОЛЮЦИЙ АТПФ

Большинство участников АТПФ оценивают форум как важную представительскую площадку, позволяющую установить контакты, наладить диалог между членами законодательных собраний государств АТР, а также обсудить и представить позиции своих стран по ключевым проблемам экономики, политики, гуманитарного развития и безопасности в АТР [10]. Участие в АТПФ и проведение сессий форума на своей территории позволяет государствам, находящимся на трудном пути внедрения и развития демократических институтов, продемонстрировать определённый уровень зрелости своей парламентской системы и опробовать возможности парламентаризма на международной арене.

Эффективность работы АТПФ определяется, во-первых, большим числом участников и высоким статусом делегатов сессий. Ежегодно на форум приезжают парламентарии из более чем 20 стран АТР. Руководители делегаций — спикеры национальных парламентов, их заместители, председатели комитетов по международным делам и их члены. Во-вторых, парламентарии ведут диалог по актуальным проблемам региональной интеграции, торгово-экономического и политического сотрудничества, гуманитарного и культурного взаимодействия. В-третьих, АТПФ обладает обширными связями с другими межпарламентскими институтами и международными организациями. В его сессиях регулярно принимают участие представители ООН, АТЭС, АСЕАН, Форума тихоокеанских островов, СТЭС (Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества), ТЭС (Тихоокеанского экономического совета), ШОС, МПС, ПАСЕ, МПА СНГ и др.

Резолюции АТПФ подчёркивают важное значение парламентской дипломатии для достижения мира, безопасности, стабильности, экономической интеграции, динамичного роста, устойчивого развития и процветания в АТР и в мире [15]. Участники форума выражают стремление содействовать качественному, сбалансированному, устойчивому, инновационному росту, развитию людских ресурсов, экономической, финансовой и социальной интеграции; продвигать свободную и открытую торговлю и инвестиции; поддерживать основанную на общепринятых правилах, свободную, открытую, справедливую, прозрачную и инклюзивную

многостороннюю торговую систему; региональную и субрегиональную всеобъемлющую взаимосвязанность; повышать подготовленность и устойчивость к изменениям климата [15].

Ключевое внимание участники АТПФ уделяют вопросам развития региональной экономической интеграции. Резолюции форума указывают на первостепенное значение углубления данных связей между странами АТР для продвижения там мира, стабильности и развития. Подчёркивается стремление создать в регионе универсальную многостороннюю торговую систему, регулируемую открытыми, недискриминационными и равными для всех правилами, основанными на принципах ВТО [17]. Для достижения данной цели парламентарии АТПФ призывают противодействовать протекционизму в торговле и инвестициях, расширять практики эффективного управления, бороться с коррупцией и недобросовестными торговыми методами, препятствующими развитию международной кооперации.

Ввиду сосуществования в АТР стран с разным экономическим уровнем парламентарии призывают развитые государства оказывать помощь другим в укреплении институтов, способствующих либерализации торговли и инвестиций. Участники форума выражают поддержку существующим в регионе торгово-экономическим режимам, если они отвечают критериям свободной, открытой, справедливой, транспарентной и инклюзивной многосторонней торговой системы. Они призывают содействовать созданию Зоны свободной торговли в АТР (FTAAP) посредством заключения региональных соглашений, таких как Всестороннее прогрессивное соглашение о транстихоокеанском партнёрстве (CPTPP) и Региональное всестороннее экономическое партнёрство (RCEP), поддержки Тихоокеанского альянса (РА), подписания соглашений о свободной торговле между АСЕАН и её партнёрами [17].

В то же время на фоне распространения соглашений о свободной торговле между странами АТР и увеличения конкуренции на рынках товаров и услуг растёт запрос со стороны национальных сообществ на усиление политического и общественного контроля за последствиями торгово-экономической интеграции. В этой связи повышается роль парламентариев в процессах обеспечения соответствия создающихся режимов свободной торговли требованиям изменяющихся национальных и глобальных условий [9]. В итоговых резолюциях АТПФ отмечается проблема неравномерного распределения преимуществ, получаемых разными странами и сообществами от региональной торгово-экономической интеграции. Подчёркивается стремление к достижению устойчивого развития и искоренению таких последствий быстрого экономического роста, как бедность, изоляция, социальное неравенство, загрязнение окружающей среды [13].

Особое внимание уделяется преодолению вызовов для национальных рынков и сообществ в АТР со стороны ускоренного информационного и технологического развития и неравномерного доступа к достижениям

информационно-телекоммуникационной революции. Участники АТПФ выражают стремление продолжать поиск эффективных схем региональной интеграции и способов преодоления проблем, препятствующих развитию и сбалансированному росту. Парламентарии призывают проверять существующие торгово-экономические договорённости и механизмы на предмет их соответствия целям устойчивого развития. Кроме того, ставится задача оказывать влияние на правительства стран АТР для реализации ими эффективных налоговых и финансовых политик и достижения стабильного и инклюзивного экономического роста [13].

С точки зрения совершенствования социально-гуманитарной сферы в АТР актуальной задачей остаётся достижение тендерного равенства и расширение юридических, экономических и социальных прав и возможностей женщин, а также защита материнства и детства. Для обсуждения этих остроактуальных проблем на 24-й сессии АТПФ в 2016 г. в канадском Ванкувере было впервые проведено пленарное заседание женщин-парламентариев (впоследствии оно стало ежегодным), открывшее сессию форума. По мнению участников АТПФ, для решения проблем тендерного неравенства парламентарии должны обновлять национальные законодательства с целью расширения занятости женщин, сокращения разрыва в зарплатах женщин и мужчин, устранения всех форм дискриминации на рабочем месте [16]. Кроме того, необходимо законодательно расширять доступ женщин к образованию, передовым технологиям, финансовым рынкам, предоставить им высококачественную медицинскую помощь и социальную защиту. Задачей парламентариев также называется принятие законов, направленных на повышение компьютерной грамотности женщин, развитие их предпринимательских и лидерских способностей, расширение доли участия женщин в политике [14].

В области безопасности коллективные действия парламентского сообщества АТПФ направлены на урегулирование региональных конфликтов, выработку мер по противодействию терроризму и трансграничной преступности. В частности, на 26-й сессии в 2018 г. во вьетнамском Ханое парламентарии форума признали ядерные и ракетные испытания, проведённые Пхеньяном в 2017 г., недопустимыми нарушениями мира и безопасности в регионе, а также выразили обеспокоенность проблемой прав человека в Северной Корее, призвав всех участников соблюдать международный режим санкций в отношении КНДР до её полной денуклеариза-ции и выполнения требований международного сообщества [12].

В области борьбы с терроризмом и трансграничной преступностью участники АТПФ призвали усилить пограничный контроль для пресечения транзита террористической деятельности, реформировать национальные законодательства, внедряя интегрированный подход к борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью с привлечением различных ведомств и госструктур, расширять обмен информацией и лучшими практиками между полицейскими и военными ведомствами стран АТР [11].

УЧАСТИЕ РОССИИ В АТПФ

Делегации РФ, включающие членов обеих палат парламента, с 1995 г. регулярно принимают участие в ежегодных сессиях АТПФ. В 2007 г. 15-я проводилась в Москве, в 2013 г. 21-я состоялась во Владивостоке. В 2017 г. РФ была выбрана членом исполнительного комитета форума на 4 года. Российская делегация ежегодно готовит несколько (три — пять) проектов резолюций по ключевым темам повестки АТПФ. В последние годы наша страна практикует предварительную рассылку подготовленных документов другим участницам форума. Это позволяет усилить проработку текстов резолюций и учесть мнения заинтересованных сторон. Тем самым повышается вероятность утверждения предложенных РФ формулировок.

Данные о резолюциях, инициированных российской делегацией на АТПФ в 2016—2020 гг., представлены в таблице 1. На 24-й сессии в 2016 г. в канадском Ванкувере РФ выступила инициатором трёх резолюций: «Политика и безопасность в АТР», «Экономика, торговля и региональные цепочки добавленной стоимости», «Борьба с терроризмом». На 25-й сессии в 2017 г. в фиджийском Натадола РФ предложила пять резолюций: «Парламентское сотрудничество в АТР», «Мир и безопасность в АТР», «Борьба с терроризмом и насильственным экстремизмом», «Экономическое и торговое сотрудничество в АТР», «Обеспечение устойчивого развития». При этом резолюции, посвященные мерам по обеспечению мира и безопасности в АТР, а также борьбе с терроризмом, были приняты в российской редакции. Пять резолюций наша страна инициировала на 26-й сессии в 2018 г. во вьетнамском Ханое: «Гендерное равенство для устойчивого развития и сопроцветания в АТР», «Экономический рост и свободная торговля», «Парламентская дипломатия ради мира, безопасности и процветания в регионе и мире», «Сотрудничество в области культуры и туризма», «Борьба с терроризмом и трансграничной преступностью». Пять резолюций РФ предложила на 27-й сессии в 2019 г. в камбоджийском Сиемреапе: «Гендерное равенство, расширение прав и возможностей женщин и девочек ради мира и устойчивого развития», «Поощрение культурного разнообразия и развития туризма в АТР», «Укрепление доверия ради мира, безопасности и устойчивого развития в регионе», «Противодействие терроризму и транснациональной преступности в регионе», «Создание дееспособных институтов для продвижения торговли и инвестиций для устойчивого и инклюзивного развития». На 28-й сессии в 2020 г. в австралийской Канберре РФ инициировала четыре резолюции: «Роль женщин в развитии и процветании Азиатско-Тихоокеанского региона», «Устойчивый мир и безопасность в регионе», «Борьба с терроризмом и экстремизмом в АТР», «Экономические и торговые вопросы». Резолюция, посвященная противодействию терроризму в АТР', была принята в российской редакции.

Таблица 1

Резолюции, инициированные РФ на АТПФ в 2016—2020 гг.

Год Число резолюций АТПФ, предложенных делегацией РФ Число резолюций АТПФ, принятых в редакции РФ Число резолюций АТПФ, принятых в соавторстве РФ и партнёров

2016 3 0 3

2017 5 2 3

2018 5 0 5

2019 5 0 5

2020 4 1 3

После введения рядом стран антироссийских санкций и приостановки участия РФ в Парламентской ассамблее Совета Европы в 2014—2021 гг. можно говорить о повышении важности для наших парламентариев АТПФ как площадки для реализации парламентской дипломатии. В частности, на 24-й сессии форума в 2016 г. в Ванкувере российская делегация инициировала обсуждение вопроса о недопустимости рестрикций в отношении парламентариев, подготовив проект соответствующей резолюции. Инициированная РФ резолюция, содержащая призыв не прибегать к санкциям против парламентариев, была принята на следующей, 25-й, сессии АТПФ в 2017 г. в Натадола.

В форуме принимают участие государства АТР, связи с которыми имеют важное значение для России. Среди стран, направляющих значительные по составу делегации, следует выделить Австралию, Канаду, Японию, Республику Корея, Индонезию, Чили, Мексику. Их парламентарии регулярно готовят проекты резолюций по таким актуальным и значимым для РФ вопросам, как торгово-экономическое взаимодействие, продвижение инноваций, развитие экономики знаний, наращивание межпарламентского сотрудничества, безопасность в АТР, борьба с терроризмом, организованной преступностью и контрабандой наркотиков, продовольственная безопасность. Кроме того, среди участников АТПФ распространена практика совместной подготовки и выдвижения резолюций, в том числе

по интересующей нашу страну тематике.

* * *

Таким образом, деятельность российских парламентариев в АТПФ позволяет им обмениваться опытом и предлагать свои подходы к таким важнейшим вопросам регионального развития, как продвижение торгово-экономической интеграции и решение проблем, вызванных неравномерным экономическим ростом; проблемы безопасности, борьбы с терроризмом и организованной преступностью; проблемы тендерного неравенства и защита и расширение прав женщин; продвижение сотрудничества

о_

fee

в области культуры и туризма; сохранение природы и устранение последствий изменения климата. Кроме того, работа в АТПФ даёт нашим парламентариям возможность сформировать связи и оказывать влияние на элиты азиатско-тихоокеанских государств, отношения с которыми приобретают всё большую значимость в рамках проводимого исполнительной властью РФ многовекторного внешнеполитического курса. В этом отношении участие в АТПФ важно для уверенного позиционирования России в мире в рамках формирующегося полицентричного миропорядка, поскольку оно позволяет расширить каналы политического влияния и развить новые формы межгосударственного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Вода К.Р. Форматы, особенности, перспективы парламентской дипломатии России в АТР // Федерализм. 2019. № 3 (95). С. 116—131. DOI: 10.21686/2073-10512019-3-116-131.

2. Государственная Дума Российской Федерации. Группы Дружбы с зарубежными парламентами. URL: http://duma.gov.ru/international/parliaments/98/ (дата обращения: 15.05.2021).

3. Карпенко И.В., Торопыгин А.В. Парламентская дипломатия в структуре многосторонних международных отношений // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 7. С. 150—154.

4. Косачев К.И. Парламентская дипломатия в многополярном мире // Диалог: политика, право, экономика. 2017. № 1 (4). С. 26—31.

5. Межпарламентские институты в мировой политике: колл. моногр. / под ред. И.Л. Прохоренко (отв. ред.), В.Г. Варнавского, М.В. Стрежневой, Е.М. Харитоновой. М.: Весь Мир, 2020. 352 с.

6. Asia-Pacific Parliamentary Forum. Milestone Declarations. New Tokyo Declaration. 2012. URL: http://www.appf.org.pe/ (дата обращения: 15.05.2021).

7. Asia-Pacific Parliamentary Forum. Milestone Declarations. Tokyo Declaration. 1993. URL: http://www.appf.org.pe/ (дата обращения: 15.05.2021).

8. Cutler R. The OSCE's Parliamentary Diplomacy in Central Asia and the South Caucasus in Comparative Perspective // Studia Diplomatica. 2006. No. 2. Vol. LIX. P. 79—93.

9. Report of the Joint Delegation from the Canada — China Legislative Association and the Canada — Japan Inter-Parliamentary Group to the 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum (APPF). Hanoi, Vietnam. URL: https://www. parl.ca/DocumentViewer/en/IIA/visit-report/9253938/page-9 (дата обращения: 15.05.2021).

10. Report of the New Zealand Parliamentary Delegation to the 26th Annual Meeting of

the Asia Pacific Parliamentary Forum (APPF). Hanoi, Vietnam and Bilateral Visit to <2 the Republic of Korea. URL: https://www.parliament.nz/media/5181/report-of-the-new-zealand-parliamentary-delegation-to-the-26th-annual-meeting-of-the-asia- g pacific-parliamentary-forum.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

11. Resolution on Combating International Terrorism and Trans-Border Crime // fej 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. URL: http://www.appf. ^ org.pe/meeting/Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.9-Combating-International- § Terrorism-Trans-Border-Crime.pdf (дата обращения: 15.05.2021). £

12. Resolution on Peace on the Korean Peninsula // 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. URL: http://www.appf.org.pe/meeting/Tweenty-six/ APPF-26-Resolution-No.11-Peace-the-Korean-Peninsula.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

13. Resolution on Promoting Economic Growth and Free Trade // 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. URL: http://www.appf.org.pe/meeting/ Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.2-Promoting-Economic-Growth-Free-Trade. pdf (дата обращения: 15.05.2021).

14. Resolution on Promoting Gender Equality for Sustainable Development and Shared Prosperity in the Asia-Pacific Region // 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. URL: http://www.appf.org.pe/meeting/Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.1-%20Promoting-Gender-Equality.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

15. Resolution on Promoting Parliamentary Diplomacy for Peace, Security and Prosperity in the Region and the World // 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. URL: http://www.appf.org.pe/meeting/Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.5-Promoting-Parliamentary-Diplomacy-Peace-Security-Prosperity. pdf (дата обращения: 15.05.2021).

16. Resolution on Strengthening Regional Partnership for Gender Equality and Empowerment of Women and Girls for Peace and Sustainable Development // 27th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. URL: http://www.appf27. org.kh/appf27/FrontEnd/pages/views_documents.aspx?id=31 (дата обращения: 15.05.2021).

17. Resolution on the Role of Parliaments in Promoting Seamless Regional Economic Integration // 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. URL: http://www.appf.org.pe/meeting/Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.4-Role-Parliaments-Promoting-Seamless-Regional.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

REFERENCES

1. Voda K.R. Formaty, osobennosti, perspektivy parlamentskoy diplomatii Rossii v ATR [Formats, Features and Prospects of Russian Parliamentary Diplomacy in the Asia-Pacific Region]. Federalism, 2019, no. 3 (95), pp. 116-131. DOI: 10.21686/2073-10512019-3-116-131. (In Russ.)

2. Gosudarstvennaya Duma Rossiyskoy Federatsii. Gruppy Druzhby s zarubezhny-mi parlamentami [Russian State Duma. Friendship Groups with Foreign Parliaments]. Available at: http://duma.gov.ru/international/parliaments/98/ (accessed 15.05.2021). (In Russ.)

3. Karpenko I.V., Toropygin A.V. Parlamentskaya diplomatiya v strukture mnogosto-ronnikh mezhdunarodnykh otnosheniy [Parliamentary Diplomacy in the Structure of Multilateral International Relations]. Evraziyskaya integratsiya: ekonomika, pravo,

co politika, 2010, no. 7, pp. 150-154. (In Russ.)

^ 4. Kosachev K.I. Parlamentskaya diplomatiya v mnogopolyarnom mire [Parliamentary g Diplomacy in a Multipolar World]. Dialog: politika, pravo, ekonomika, 2017, no. 1 (4),

pp. 26-31. (In Russ.)

5. Mezhparlamentskie instituty v mirovoy politike: koll. monogr. [Interparliamentary ^ Institutions in World Politics. Multi-Authored Monograph]. Ed. by I.L. Prokhorenko

§ (executive ed.), V.G. Varnavsky, M.V. Strezhneva, E.M. Kharitonova. Moscow, VES'

MIR Publ., 2020, 352 p. (In Russ.)

6. Asia - Pacific Parliamentary Forum. Milestone Declarations. New Tokyo Declaration. 2012. Available at: http://www.appf.org.pe/ (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

7. Asia - Pacific Parliamentary Forum. Milestone Declarations. Tokyo Declaration. 1993. Available at: http://www.appf.org.pe/ (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Cutler R. The OSCE's Parliamentary Diplomacy in Central Asia and the South Caucasus in Comparative Perspective. Studia Diplomatica, 2006, no. 2, vol. LIX, pp. 79—93. (In Eng.)

9. Report of the Joint Delegation from the Canada — China Legislative Association and the Canada — Japan Inter-Parliamentary Group to the 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum (APPF). Hanoi, Vietnam. Available at: https://www.parl. ca/DocumentViewer/en/IIA/visit-report/9253938/page-9 (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

10. Report of the New Zealand Parliamentary Delegation to the 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum (APPF). Hanoi, Vietnam and Bilateral Visit to the Republic of Korea. Available at: https://www.parliament.nz/media/5181/report-of-the-new-zealand-parliamentary-delegation-to-the-26th-annual-meeting-of-the-asia-pacific-parliamentary-forum.pdf (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

11. Resolution on Combating International Terrorism and Trans-Border Crime. 26th An -nual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. Available at: http://www.appf. org.pe/meeting/Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.9-Combating-International-Terrorism-Trans-Border-Crime.pdf (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

12. Resolution on Peace on the Korean Peninsula. 26th Annual Meeting of the Asia Paci-fic Parliamentary Forum. Available at: http://www.appf.org.pe/meeting/Tweenty-six/ APPF-26-Resolution-No.11-Peace-the-Korean-Peninsula.pdf (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

13. Resolution on Promoting Economic Growth and Free Trade. 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. Available at: http://www.appf.org.pe/meeting/ Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.2-Promoting-Economic-Growth-Free-Trade. pdf (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

14. Resolution on Promoting Gender Equality for Sustainable Development and Shared Prosperity in the Asia-Pacific Region. 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. Available at: http://www.appf.org.pe/meeting/Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.1-%20Promoting-Gender-Equality.pdf (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

15. Resolution on Promoting Parliamentary Diplomacy for Peace, Security and Prosperity in the Region and the World. 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamen-tary Forum. Available at: http://www.appf.org.pe/meeting/Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.5-Promoting-Parliamentary-Diplomacy-Peace-Security-Prosperity. pdf (accessed 15.05.2021). (In Eng.)

16. Resolution on Strengthening Regional Partnership for Gender Equality and Empowerment of Women and Girls for Peace and Sustainable Development. 27h An -nual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. Available at: http://www. appf27.org.kh/appf27/FrontEnd/pages/views_documents.aspx?id=31 (accessed « 15.05.2021). (In Eng.) ^

17. Resolution on the Role of Parliaments in Promoting Seamless Regional Economic § Integration. 26th Annual Meeting of the Asia Pacific Parliamentary Forum. Available

at: http://www.appf.org.pe/meeting/Tweenty-six/APPF-26-Resolution-No.4-Role- ^ Parliaments-Promoting-Seamless-Regional.pdf (accessed 15.05.2021). (In Eng.) ^

о

Дата поступления в редакцию 20.05.2021 £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.