Научная статья на тему 'Понятие органов внутренних дел Российской Федерации'

Понятие органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8188
934
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобров Артем Михайлович

Рассматривается понятие органов внутренних дел в широком и узком значении. Предлагается определение понятия «органы внутренних дел», основанное на анализе истории развития системы указанных органов, с учетом определений, установленных законодательством стран ближнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие органов внутренних дел Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 9 (190). Право. Вып. 23. С. 90-82.

А. М. Бобров

понятие органов внутренних дел российской федерации

Рассматривается понятие органов внутренних дел в широком и узком значении. Предлагается определение понятия «органы внутренних дел», основанное на анализе истории развития системы указанных органов, с учетом определений, установленных законодательством стран ближнего зарубежья.

Ключевые слова: органы внутренних дел, министерство внутренних дел, государственная служба, правоохранительная служба.

Органы внутренних дел — категория широко распространенная как в нормативных правовых актах1, так и в практической деятельности правоохранительных органов, однако в российском законодательстве не выработано легального определения данного понятия. Что касается милиции, то она выполняет «лишь часть функций органов внутренних дел»2. Указанную проблему смог бы решить специальный федеральный закон, закрепляющий правовой статус органов внутренних дел, но такой в настоящее время пока отсутствует. Уяснение данной категории имеет большое теоретическое значение, поскольку позволяет обозначить конкретные органы, входящие в систему органов внутренних дел. Кроме того, в органах внутренних дел Российской Федерации, по смыслу законодательства о государственной службе, прежде всего, предусмотрена государственная правоохранительная служба. Необходимо также отметить то, что «вопрос о понятии и системе ОВД России имеет не только теоретическую, но и практическую (уголовно-процессуальную) значимость»3.

Органы внутренних дел Российской Федерации представляют собой систему государственных органов исполнительной власти. Ключевым здесь будет понятие «внутренние дела», однако оно может настолько широко пониматься, что позволит отнести к органам, занятым в данной сфере, большинство федеральных органов исполнительной власти. Так, в общем смысле «внутренние дела — это обобщенное наименование всех вопросов внутренней жизни страны, решаемых государством»4. В узком же смысле данная категория представляет собой наименование специальной группы вопросов, связанных с охраной общественного порядка, защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности, работой милиции и др.4

Министерство внутренних дел с момента своего возникновения в 1802 г. помимо руководства

полицией осуществляло многие другие внутренние функции государства. Так, «Должность Министра Внутренних Дел обязывает его пе-щись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. В управлении своем имеет он все части государственной промышленности, кроме части горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в об-щежитии»5.

В советское время органы внутренних дел также выполняли множество не свойственных полиции функций. Так, например, на них в 20-е гг. прошлого века возлагались обязанности содействия ведомствам: Народному Комиссариату продовольствия — в сборе продовольственного налога, Народному Комиссариату финансов — в принудительном взимании налогов и недоимок, для чего создавались специальные должности налоговых надзирателей милиции, Народному Комиссариату просвещения — в борьбе с беспризорностью, Народному Комиссариату здравоохранения — в осуществлении санитарного надзора, Народному Комиссариату путей сообщения — в поддержании порядка на железных дорогах6. Кроме того, «никакому учету не поддавалась масса издававшихся на местах обязательных постановлений советов и исполкомов разного уровня, проведение в жизнь которых возлагалось на милицию: запрещение ходить в вечернее и ночное время по улицам; освидетельствование комсомолок “на предмет девственности”; выведение к указанному сроку тараканов, клопов и других насекомых; возложение на милицию наблюдения “за тем, чтобы домовладельцы следили, чтобы гусеницы не переползали из одного сада в другой” и др.»7. Поэтому в широком

смысле органы внутренних дел представляют собой систему органов исполнительной власти, осуществляющих внутренние задачи и функции государства.

Однако в настоящее время понятие органов внутренних дел имеет более узкое значение и, несмотря на то, что законодательно оно не определено, в него включают те органы, на которых распространяется действие Положения

о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, за исключением учреждений и органов, выведенных из системы МВД России (Государственная противопожарная служба МЧС России, учреждения и органы уголовноисполнительной системы Министерства юстиции РФ)8.

Во многих странах ближнего зарубежья существуют законодательные определения органов внутренних дел. Например, в ст. 1 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»9 органы внутренних дел «являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства».

В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-3 «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»10 под органами внутренних дел понимаются «государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь».

В ст. 1 Закона Кыргызской Республики от 11 января 1994 г. «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики»11 органы внутренних дел представляют собой «государственный вооруженный правоохранительный орган, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по обеспечению общественного порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью». Понятие «органы

внутренних дел» должно обязательно найти свое отражение в Федеральном законе «О правоохранительной службе», однако проект этого закона от 21 октября 2004 г. в ст. 1 раскрывает содержание только двух терминов: правоохранительный

~ 12 орган и уполномоченный руководитель .

Таким образом, анализ существующих подходов к законодательному определению понятия «органы внутренних дел» в странах ближнего зарубежья, а также исторического опыта развития системы указанных органов в России позволяет определить их как систему правоохранительных, исполнительно-распорядительных органов государственной власти, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина, борьбу с правонарушениями (преступлениями и административными проступками), охрану общественного порядка и обеспечение общественной и личной безопасности.

Примечания

1 Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1993 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народ. депутатов и Верхов. Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 70; Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 // Ведомости Съезда народ. депутатов и Верхов. Совета РФ. 1993. № 9. Ст. 328; Указ Президента Российской Федерации «Некоторые вопросы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 8 августа 2006 г. № 855 // Собр. законодательства РФ. 2006. № 33. Ст. 3588.

2 Интервью начальника Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенанта милиции Владимира Кикотя газете «Щит и меч» // Щит и меч. 2006. № 28.

3Арестова, Е. Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел // Рос. следователь. 2007. № 24.

4 Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1999.

5 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XXVII. № 20406.

6 См.: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1919. № 5. Ст. 46, 48.

7 Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 241.

8 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3613; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении инструкции о порядке

применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» от 6 июня 2005 г. № 76 // Бюл. нормат. актов фед. органов исполнит. власти. 2005. № 27.

9 Казахстан. правда. 1995. 28 дек.

10 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 173.

11 Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1996. № 3. Ст. 76.

12 Проект федерального закона от 21 октября 2004 г. «О правоохранительной службе Российской Федерации». URL: http://chupanov.narod.ru/Library/ 03/0Шт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.