Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
УДК 343.9 ББК 67.7
DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-152-154
ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
Виктор Николаевич ОМЕЛИН, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России» v.omelin@mail.ru
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье рассматриваются понятие и содержание оперативно-розыскного обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскное обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите; оперативно-розыскные мероприятия; меры безопасности.
Annotation. The article examines the concept and content of operational and investigative security of persons subject to state protection.
Ключевые слова: operational and investigative activities; operational-search security of persons subject to state protection; operational and search events; security measures.
Оперативно-розыскное обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, является одним из важных направлений оперативно-розыскной деятельности при преодолении противодействия предварительному расследованию и судебному разбирательству, особенно по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
В настоящее время оперативно-розыскное обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, применяется в отношении широкого круга лиц, установленных ст. 2 Федерального закона № 119-ФЗ и ст. 2 Федерального закона № 45-ФЗ [1; 2]: судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели, прокуроры, следователи, дознаватели, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятель-
ность; потерпевшие, свидетели, иные участники уголовного судопроизводства и др. (далее — защищаемые лица).
Как следует из прямого предписания ч. 6 ст. 14 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) оперативно-розыскные органы обязаны содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
Акцентируя внимание на этом аспекте, следует отметить, что в современный период противоправное воздействие на свидетелей, потерпевших, судей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов приобрело характер сложной социально-правовой проблемы
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел [4; 5].
Используемое применительно к рассматриваемой теме понятие «безопасность лиц, подлежащих государственной защите» строится на основе его широкого понимания как состояние отсутствия опасностей и угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Другим ключевым понятием в указанных выше законах является термин «защита».
В специальной литературе ведется дискуссия по вопросу разграничения понятий «защита» и «охрана» [3].
Не вступая в дискуссию по данному вопросу, отметим, что в ст. 1 Федерального закона № 119-ФЗ законодатель указывает, что государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства означает осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
Полагаем, что термин «защита» более емок по своему содержанию, чем «охрана». Ключевое отличие в указанных понятиях состоит в том, что защита как форма деятельности не обязательно должна ограничиваться «режимом ожидания» противоправного воздействия на защищаемое лицо со стороны угрозоносителя или иных заинтересованных лиц, а, напротив, может и должна быть исключительно активным инструментом преодоления подобного воздействия.
В данном случае использование сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности не только позволяет выполнить в полном объеме названные задачи, а должно играть главенствующую роль, выступая инструментом выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия посягательств на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц и их близких.
Как свидетельствует имеющийся в настоящее время практический опыт, оперативно-розыскное обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, заключается в проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий в связи с применением мер безопасности в отношении указанных лиц, осуществляемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью.
В свою очередь, в ходе оперативно-розыскного обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, решаются следующие задачи:
■ выявление, пресечение и предупреждение преступлений в отношении защищаемых лиц, мотивом совершения которых является их процессуальный статус либо должностное положение;
■ установление угрозоносителей, т.е. заинтересованных лиц, оказывающих противоправное воздействие на участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, с целью привлечения виновных лиц к уголовной ответственности;
■ получение информации о событиях или действиях, представляющих опасность для жизни, здоровья и имущества лиц, подлежащих государственной защите;
■ установление и подтверждение реальности оснований для применения мер безопасности и их отмены;
■ избрание и применение необходимых и достаточных мер безопасности, их изменение и дополнение, определение тактики их осуществления.
Оперативно-розыскное обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, имеет определенные основания. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является постановление (определение) соответствующего органа либо уполномоченного должностного лица, принявшего решение о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц (п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД).
В ходе оперативно-розыскного обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, наиболее востребованы практикой оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в целях проверки информации о реальности угроз в адрес защищаемого лица и возможных уг-розоносителях, включая опрос лиц, представляющих оперативный интерес, наведение справок, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение, снятие информации с технических каналов связи.
Следует обратить внимание на то, что законодатель предусматривает так называемые льготные условия проведения прослушивания телефонных переговоров в случае возникновения
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц. Закон допускает прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, по заявлению гражданина или с согласия в письменной форме, на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД).
Аналогичное по смыслу положение содержится и в ч. 11 ст. 8 Закона об ОРД. В интересах обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД, разрешается осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а также получение компьютерной информации без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
При прямом контакте угрозоносителя с защищаемым лицом возможно проведение оперативного эксперимента с целью документирования угроз с последующим использованием в качестве доказательств для привлечения виновного лица к уголовной ответственности по ст. 309 УК РФ («Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу»).
Библиографический список
1. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 01.10.2019 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_6425/
2. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 07.02.2017 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_6425/
3. Бобраков И. А. Охрана участников уголовного судопроизводства: криминологические и уголовно-правовые основы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
4. Лебедев А.В. Правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.
5. Шевченко К.Д. Процессуальные аспекты государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД России, 2004.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021