Научная статья на тему 'Понятие охранительной функции права'

Понятие охранительной функции права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10218
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ФУНКЦИИ ПРАВА / ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА / НОРМА ПРАВА / ОХРАНИТЕЛЬНАЯ НОРМА ПРАВА / LAW / FUNCTIONS OF LAW / CONSERVATIVE FUNCTION OF LAW / RULE OF LAW / CONSERVATIVE RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глебченко Олег Александрович

В статье анализируются проблемы теоретического понимания охранительной функции права. Показывается целевое предназначение данной функции, ее содержание, а также специфика реализации охранительной функции права в механизме правового регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of legal conservative function

Analysis to theoretical understanding of legal conservative function is performed in the article. The article illustrates host specifity of this function, its content and specific character of legal conservative function realisation in the mechanism of legal regulation

Текст научной работы на тему «Понятие охранительной функции права»

ПОНЯТИЕ ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА

© Глебченко О. А., 2006

Глебченко О. А. — аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического института ИГУ

Необходимость в охране общественных отношений существовала и всегда будет востребована. Право, как известно, было не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию права.

Охранительная функция права — установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения1.

Охранительная функция права — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения2.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу3.

Из предложенных двух последних определений вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права — вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества — это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. При этих обстоятельствах должны возникать охранительные правоотношения, которые не исчерпывают всех форм осуществления охранительной функции.

К тому же назначение охранительной функции права как раз и состоит в предупредительной охране общественных отношений и предотвращении нарушений норм права. Этой цели служат запреты совершать действия, нарушающие права граждан, общественных организаций и государства, предусмотрение охранительных юридических фактов (формирование составов правонарушений), установление санкций и т. п.

Сам факт установления санкции за противоправное поведение оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это значит, что достигается одна из целей воздействия права — охраняется определенное общественное отношение. Для него обеспечиваются нормальные условия существования и развития.

Определение охранительной функции как дополнительной, подкрепляющей другие основные функции, также будет не совсем точным. Подобное понимание невольно принижает значение охраны регулируемых с помощью права общественных отношений и создает неверное представление о характере регулятивного воздействия права в обществе. Его особенность как раз и

состоит в том, что оно в большинстве своем осуществляется без необходимости «подкрепления» его принуждением, поскольку основывается на правомерных и добровольных действиях участников общественных отношений.

Охранительная функция присуща всем отраслям права, так как санкция является атрибутом каждой правовой нормы (за исключением норм — принципов и рекомендаций). Однако было бы неверно сводить охранительную функцию только к воздействию в форме установления санкций за нарушение правил поведения. В систему права входят целые отрасли, имеющие главным образом охранительное назначение — уголовное право, уголовный процесс, гражданский процесс и т. п.

Кроме того, в системе права имеются правовые предписания, непосредственное назначение которых состоит в охране регулируемых правом общественных отношений. Они выражены в виде запретов совершения действий, направленных против нормального развития общественных отношений.

Охранительная функция — это определенные направления воздействия права на общественные отношения. Своими различными формами она нацелена главным образом на охрану, обеспечение регулируемых правом общественных отношений и в отдельных случаях на охрану отношений в сфере реализации юридической ответственности.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них — это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая — позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений. Специфика охранительной функции права состоит в следующем:

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений

о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности4.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур. Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания)5.

Основным методом осуществления охранительной функции выступает принуждение (в отличие от дозволения в регулятивной). Оно предполагает как воздействие с целью воздержания от действий, противоречащих устоям общества, так и непосредственное воздействие на личность, имущество правонарушителя.

Чтобы выяснить особенности этой функции, необходимо проанализировать ее структуру, выявить наиболее характерные формы осуществления, в которых эта функция проявляется как особое направление воздействия права на общественную жизнь.

Охранительная функция является реализацией охранительного назначения права в целом и ее нельзя сводить к какой-либо одной, отдельной форме реализации. Задача охраны, осуществляемая правом, решается различными приемами.

Наиболее характерными из них являются:

• установление санкций (государственно-правовых последствий) за посягательства на охраняемые общественные отношения;

• установление запретов совершать действия, противоречащие интересам общества, государства и личности;

• определение (формулирование) юридических фактов (составов), с наступлением которых в результате противоправных действий субъектов права возникает основание привлечения их к юридической ответственности;

• установление конкретной правовой связи между субъектами права в целях реализации юридической ответственности (охранительное правоотношение).

В первых трех формах охранительного воздействия осуществляется психическое принуждение, то есть возбуждается такой мотив поведения, который склоняет субъекта права к требуемому поведению. В рамках же охранительных правоотношений реализуется не только психическое, но преимущественно физическое принуждение, выражающееся в физическом воздействии на личность, имущество индивидуальных субъектов, материальное и правовое положение коллективных субъектов правоотно-шения6.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается

это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.

Таким образом, если охранительная функция права — это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора — государства. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Алексеев С. С. Государство и право. Начал. курс. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 63.

2 Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учеб.

пособие / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1995. С. 220.

3 Теория государства и права: учебник / под ред.

B. К. Бабаева. М., 1999. С. 259; Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.

C. 161; Общая теория государства и права. Академ. курс в 2 т / под ред. М. Н. Марченко. 1998. Т. 2. С. 60.

4 Теория государства и права : учебник / под ред.

B. К. Бабаева. М., 1999. С. 260; Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.

C. 162; Общая теория государства и права. Академ. курс : в 2 т. / под ред. М. Н. Марченко. 1998. Т. 2. С. 61.

5 Теория государства и права: учебник / под ред.

B. М. Корельского и В. Д Перевалова. М., 2000.

C. 248.

6 Радько Т. Н. Основные функции социалистического права: учеб. пособие. Волгоград, 1970. С. 112—113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.