Научная статья на тему 'Формы и методы реализации охранительной функции права'

Формы и методы реализации охранительной функции права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2276
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ПРАВА / НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА / НАПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА / ПРАВОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / REALIZATION OF FUNCTIONS OF THE RIGHT / A SOCIAL ROLE OF THE RIGHT / ASSIGNMENT OF THE RIGHT / A DIRECTION OF LEGAL INFLUENCE / APPLICATION OF THE RIGHT / THE LEGAL INFORMATION / LEGAL INSTALLATION / LEGAL ORIENTATION / LEGAL REGULATION / CONSERVATIVE LEGAL RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глебченко Олег Александрович

В статье рассматриваются всевозможные методы и формы реализации охранительной функции права. Отметим, что охранительная функции права является реализацией охранительного назначения права в целом и ее нельзя сводить к какой-либо одной, отдельной форме реализации. Задача охраны, осуществляемая правом, решается различными приемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and Methods of Realization of Conservative Function of the Right

In article every possible methods and forms of realization conservative function of the right are considered. We shall note, that conservative functions of the right is realization of conservative purpos of the right as a whole and she cannot be reduced to any one, separate to the form of realization. The problem of protection which is carried out by the right, is solved various receptions

Текст научной работы на тему «Формы и методы реализации охранительной функции права»

УДК 340.114.3

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА

© Глебченко О. А., 2009

В статье рассматриваются всевозможные методы и формы реализации охранительной функции права. Отметим, что охранительная функция права является реализацией охранительного назначения права в целом и ее нельзя сводить к какой-либо одной, отдельной форме реализации. Задача охраны, осуществляемая правом, решается различными приемами.

Ключевые слова: реализация функций права; социальная роль права; назначение права; направление правового воздействия; применение права; правовая информация; правовая установка; правовая ориентация; правовое регулирование; охранительное правоотношение.

Думается, что исследование означенной проблемы нужно начать с уяснения содержания понятия «реализация». В юридической литературе трудно найти развернутую концепцию этой категории. В основном ученые не заостряют внимания на этимологии и семантическом наполнении данного термина, а сразу переходят к изучению составного понятия — «реализация права». Между тем очевидно, что полноценное, логически завершенное исследование таких «сложных» (составных) правовых категорий возможно исключительно при условии точного выявления смысла их элементов.

Термин «реализация» имеет латинское происхождение (от гвйШ — вещественный) и в буквальном смысле означает овеществление чего-либо [1]. Данное понятие синонимично терминам «осуществление», «исполнение» [2]. Глагол же «осуществить» трактуется как «привести в исполнение, воплотить в действительность» [3]. «Осуществление», таким образом, можно понимать как перевод (или переход) из сферы абстрактного, идеального в сферу сущего, конкретного, реального.

В теории права реализация права (норм права) рассматривается в нескольких аспектах. Под реализацией норм права понимается, во-первых, такое поведение субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них (правомерное поведение). Во-вторых, реализация норм права — это также практическая деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей [4]. Нако-

нец, реализация права представляет собой «претворение требований права в жизнь, при котором они воплощаются в поведении субъектов» [5].

Реализация права и реализация функций права — понятия не тождественные. При этом последнее является одним из самых неразработанных в науке. По всей видимости, его научное определение можно встретить лишь у Т. Н. Радько, по мнению которого, термин «реализация функций права» означает достижение целей той или иной функции, претворение ее в жизнь, выполнение правом своей социальной роли [6]; «процесс реализации основных функций права — это процесс воплощения в жизнь социально-классового назначения права» [7]. В этих определениях автор сводит реализацию функций права к одному из составляющих компонентов понятия функции — роли (назначению) права в обществе.

Вместе с тем функция, помимо данного компонента, включает в себя направления правового воздействия на объективную реальность, а также связь права с иными явлениями социальной действительности. Почему же эти составляющие выведены за пределы понятия реализации функций права? Ответ заключается в том, что и направления правового воздействия, и связь права с различными явлениями объективной реальности, исходя из понятия функции права, обусловлены социальным назначением права.

В целом, данный элемент не является главным в определении понятия функции — все элементы взаимообусловлены и в этом смысле равнозначны. Однако применительно к реализации функций права он приобретает определяющее значение, поскольку

задает целевую направленность функции, устанавливает вектор ее действия, а категория «реализация» в общенаучном смысле ориентирована именно на достижение соответствующего конечного результата (цели). В этом, как было указано выше, заключается ее главное назначение.

По этим причинам определение реализации функций права, предложенное Т. Н. Радько, представляется верным. Оно, во-первых, правильно отражает сущность определяемой категории, в связи с чем его следует принять за основу при рассмотрении конкретных форм и механизма реализации функций права; во-вторых, позволяет отграничить ее от родственной категории — «реализации права». При реализации права происходит претворение в жизнь или осуществление в поведении людей конкретных правил, моделей поведения, которые содержатся в юридических нормах. Когда же речь идет о реализации функций права, имеется в виду осуществление социального назначения права. Вне сомнения, оба этих процесса — реализация права и его функций — осуществляются фактически неразрывно. Они обусловливают друг друга. Без реализации права как такового невозможно осуществление им своей социальной роли, следовательно, невозможна реализация его функций. И наоборот, выполнение правом своей социальной роли является необходимым условием воплощения в реальной жизни правовых предписаний — реализации права.

В. П. Реутов называет для характеристики процесса реализации функций права такие формы, как соблюдение, исполнение, использование права, а также применение права как особой формы его реализации. Иными словами, четыре традиционные формы правореализации. При этом в первых трех формах самостоятельно реализуются правовые нормы — эту форму В. П. Реутов считает автономной, а четвертую форму — властной или государственной формой [8]. Первые три формы соответствуют трем способам правового регулирования общественных отношений: запрету (соблюдая правовые нормы, человек воздерживается от поведения, которое запрещено ими), предписанию [9] (субъект исполняет возложенную на него правовой нормой юридическую обязанность) и дозволению (в этом случае человек по своему усмотрению использует предоставленное ему субъективное право) [10].

Бесспорно, каждая форма реализации функций права имеет свою специфику и в своем осуществлении проходит целый ряд различных стадий. В особенности сложной является такая форма реализации, как правоприменение, поскольку процесс применения материальных норм права целиком опосредован процессуальными нормами и может осуществляться исключительно в строгом соответствии с установленными законом процедурами.

В правоприменении традиционно выделяют три стадии: 1) установление фактической основы дела, 2) установление юридической основы дела, 3) принятие решения по делу [11], в рамках каждой из которых можно выделить несколько более мелких стадий. Указанные три стадии правоприменения (и составляющие их дробные стадии) полностью охватываются двумя вышеназванными общими этапами реализации права — они выражают содержание этих этапов. Данное суждение можно с уверенностью распространить на любую другую форму реализации права, поскольку все стадии соблюдения, исполнения и использования права умещаются в пределах соответствующих универсальных этапов и в этом смысле составляют их содержание.

Обратимся к понятию реализации функций права. Прежде всего необходимо отметить, что функцию права следует рассматривать как внутренне присущее праву явление, определяемое ролью (назначением) права в обществе, представляющее собой определенные направления его воздействия на объективную реальность и выражающее связь права с иными явлениями социальной действительности. То же самое касается и охранительной функции права.

М. И. Абдулаев и С. А. Комаров считают, что все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т. е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества (социальных субъектов) [12]. Их реализация есть переход от «должного» в общественных отношениях к действительному. Право реализует свои функции обязывающими, запрещающими и управомочивающими нормами в их единстве.

Формы реализации функций права характеризуют содержание права, реальное воплощение его в практику, поэтому выяснение этих форм представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Функция права представляет собой правовое воздействие, состоящее из информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами можно выделить три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.

Информационная форма. Центральной категорией, характеризующей информационное воздействие права, является правовая информация. По мнению Ю. В. Кудрявцева, правовая информация — это информация, исходящая от государства в форме правовых предписаний, норм права и адресованная различным субъектам [13]. С точки зрения нормативного подхода к правопониманию, т. е. когда право понимается как система норм, исходящих от государства и охраняемых им, подобная трактовка правовой информации представляется абсолютно верной.

Охранительная функция права служит своего рода информатором, сигналом для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности, отношения взяты под государственно-правовую охрану.

Гносеологические возможности существенно расширяются, если понятие правовой информации не ставить в жесткую зависимость от того, какие сведения содержатся в принятых государством нормах. Связано это со следующими обстоятельствами.

Во-первых, правовая информация содержится в генеральных идеях справедливости, свободы, гуманизма и равенства. Если бы это было не так, то вообще было бы непонятно, из какого источника государство берет информацию и формулирует в соответствующих нормах права.

Во-вторых, правовая информация содержится в интерпретационных, правоприменительных актах и актах реализации прав и обязанностей граждан. Особенностью интерпретационных актов является то, что они не устанавливают новые нормы права, а содержат сведения о том, как следует понимать и применять существующие правовые нормы. Любой акт применения норм права выступает связующим звеном между нормой права и ее осуществлением в правах и обязанностях конкретных лиц или организаций. Роль актов реализации права и обязанностей заключается в том, чтобы воплотить юридические модели поведения в правомерное поведение субъектов.

В-третьих, источником правовой информации является правосознание общества,

различных социальных групп и отдельных личностей. Правосознание как форма общественного сознания обладает сложной структурой: оно делится на правовую идеологию, правовую психологию и поведенческие элементы. К правовой идеологии относятся правовые знания, представления, понятия, убеждения, идеи о необходимости установления соответствующих норм права, о содержании права, о правовой характеристике поведения людей. К правовой психологии относятся правовые чувства, эмоции, настроения. К поведенческим элементам относятся юридические мотивы поведения, внутренняя установка и готовность действовать.

Таким образом, под правовой информацией в широком смысле слова следует понимать не только информацию, содержащуюся в правовых нормах, но и те сведения, носителями которых являются генеральные идеи справедливости, свободы, гуманизма, равенства, различные правовые акты (интерпретационные, реализации права и обязанностей), правовое сознание (общественное, групповое, индивидуальное).

В основе информационного правового воздействия должна лежать качественная правовая информация, включающая качество направляемой информации, качество ее передачи и качество восприятия.

Таким образом, качество направляемой субъектам правовой информации определяется двумя неразрывно взаимосвязанными компонентами: социальным, характеризующим фактическое содержание правовой информации и специально-юридическим, отражающим уровень совершенства формальной определенности как с внешней, так и с внутренней стороны.

Социальная адекватность правовой информации заключается в ее соответствии требованиям законов общественного развития.

Однако, сколь важной ни представлялась бы значимость познания социальной адекватности правовой информации, все усилия правотворческого органа будут сведены на нет, если не будет обеспечена юридическая адекватность, если правовая природа вещей не будет надлежащим образом переведена на язык нормативно-правового акта.

Юридическая адекватность — это основанная на знании и использовании в процессе нормотворчества правил законодательной техники юридическая безупречность всей системы нормативно-правовых актов, существующих и действующих на данный момент в государстве.

Качественная в социальном и юридическом отношении правовая информация должна быть надлежащим образом доведена до субъектов права. В этом смысле можно говорить о качестве передачи правовой информации, которая характеризуется прежде всего тремя требованиями.

Во-первых, правовая информация должна быть доступной. Каждый субъект права должен иметь возможность беспрепятственно получать в самый короткий срок полную информацию по всем интересующим его юридическим вопросам.

Во-вторых, правовая информация должна быть достоверной. Это означает, что в процессе передачи субъектам должен быть доведен тот смысл правовой нормы, который в него вложил законодатель.

В-третьих, правовая информация должна быть доведена до субъекта своевременно. Это требование заключается в том, что вступать в действие норма права должна только тогда, когда все субъекты имели возможность ознакомиться с правовыми предписаниями.

Кроме качества направляемой правовой информации и качества ее передачи (доведения до субъектов права), особое значение имеет качество восприятия, поскольку в конечном счете от того, как субъектом будет воспринята информация, зависит эффективность информационного правового воздействия. Не случайно в юридической литературе обращено внимание на важность дальнейшей разработки вопросов восприятия правовой информации.

Отсюда восприятие правовой информации можно рассматривать как процесс приема и преобразования правовой информации, обеспечивающий субъекту права уяснение смысла правовых предписаний и следование им в своем поведении.

К числу иных обстоятельств следует отнести особенности формирования норм права (краткость, лаконичность, и наоборот, декларативность, использование специальной терминологии, оценочных понятий), их смысловые связи с другими нормами, отсылки и иным социальным нормам и оценкам, недостатки законодательной техники. Нельзя упускать из внимания и особенности самого права. Любая норма права носит общий и абстрактный характер, а реализуется она применительно к конкретным жизненным ситуациям, разнообразие которых порождает разнообразие вопросов юридиче-

ского характера, ответы на которые призвано дать уяснение смысла правовой нормы.

Основной задачей охранительной функции права является информирование субъектов общественных отношений о содержащихся в нормах права правилах поведения, также информирование общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану. Иными словами, устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты.

Об охранительной функции права четко говорится в действующем российском законодательстве. Момент охраны заложен в самих названиях некоторых нормативных актах, например, в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.; ФЗ «Об основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.; ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.; ФЗ «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. и др.

Ориентационная форма. Ориентационное воздействие права является самостоятельной формой реализации функций права. В специальной литературе справедливо обращалось внимание на важность не только знания норм права, но и выработки у граждан позитивных правовых установок, которые, по мнению В. Н. Кудрявцева, «в совокупности образуют правовую ориентацию субъектов правового поведения. При этом обеспечить такую ориентацию значительно сложнее и важнее, чем только сообщить субъекту об имеющихся правовых требованиях» [14].

Центральными категориями, характеризующими ориентационное воздействие права, являются «правовая установка» и «правовые ориентации». Дело в том, что правовые установки и ориентации составляют то звено, которое связывает поведение личности и права, правовые чувства, мотивы, оценки с социально-правовой активностью, правовым поведением.

Под правовой установкой следует понимать предрасположенность личности к восприятию содержания действия, поступка, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых ус-

тановок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок — с одной стороны, и влияния последних на правовое поведение граждан — с другой.

Последнее обстоятельство позволяет выделить две группы правовых установок: установки, побуждающие к правомерному поведению и установки, побуждающие к противоправному поведению [15].

Существующие две группы правовых установок находятся в неразрывной связи с двумя видами правовых ориентаций. Так, установки, побуждающие к правомерному поведению, в совокупности образуют позитивную правовую ориентацию, установки, побуждающие к противоправному поведению, — негативную правовую ориентацию.

Группа правовых установок, образующая позитивную правовую ориентацию, в зависимости от видов правомерного поведения [16] может быть подразделена на две подгруппы: установки, побуждающие к социально активному поведению, и установки, побуждающие к воздержанию от социально вредного, противоправного поведения.

Реализация функций права в рамках рассматриваемой формы правового воздействия представляется наиболее сложной, как в плане теоретического обоснования, так и практическом отношении, поскольку, как уже отмечалось, процессы формирования правовых установок и их влияние на правовое поведение детерминируется массой различных факторов объективного и субъективного характера.

Итак, второй формой реализации охранительной функции права является ориентационное воздействие, потому что важно не только знание норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, являющихся следствием ориентационного правового воздействия.

Установки, побуждающие к правомерному поведению, охраняются и защищаются государством; установки, побуждающие к противоправному поведению, создают угрозу реализации санкций и запретов.

Правовое регулирование. В структуре правового воздействия центральное место занимает правовое регулирование, поскольку оно для права является специфическим, непосредственно юридическим правовым воздействием и осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

Понятие механизма правового регулирования производно от правового регулирования и является чрезвычайно емким и многогранным. В этой связи, как справедливо отмечается в юридической литературе, весьма продуктивным является выработка различных подходов к освещению средств правового воздействия.

Эффективность реализации функций права, в том числе и охранительной, в рамках данной формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений: условий эффективности регулирования; процесса правового регулирования; социальных результатов регулирования [17].

Условия эффективности правового регулирования разделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, способы производства, система экономических отношений, формы собственности и т. п.

К субъективным условиям относятся: научная обоснованность необходимости регулирования общественных отношений посредством права, включающая в себя всесторонний анализ тенденций развития общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию; выбор оптимального варианта регулирования (типа регулирования, правового метода, формы нормативного или индивидуального акта); четкое определение целей (задач) регулирования; своевременность правотворчества; своевременное совершенствование действующего законодательства (обеспечение социальной и юридической адекватности); обеспечение стабильности правового регулирования (пресечение необоснованных изменений формы и методов регулирования); ясность, четкость правовых предписаний; активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых требований; сознательность, юридическая и психологическая подготовленность граждан для осуществления своих субъективных прав и юридических обязанностей.

Процесс правового регулирования, как известно, состоит из трех взаимосвязанных стадий, Первая — это регламентация общественных отношений (их урегулирование), т. е. разработка и принятие юридических норм. Вторая — возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл данной стадии — переход от общих предпи-

саний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц. Третья — завершающая, представляет собой реализацию норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Результат правового регулирования — это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Он, как правило, бывает юридический и социальный (непосредственный и конечный).

Непосредственный (юридический) результат правового регулирования проявляется как: осуществление гражданами субъективных прав; выполнение ими юридических обязанностей; выполнение органами государства задач, входящих в их компетенцию; реализация юридической ответственности.

Непосредственный результат, как правило, является конечным моментом в правовом регулировании. Но наступление его не означает прекращение регулирования вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования.

Социальный (конечный) — это, главным образом, эффект в экономической, политической и идеологической сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

Наиболее характерными формами проявления рассматриваемой функции права является установление и реализация санкций, запретов, определение охранительных юридических фактов; охранительное правоотношение (установление конкретной правовой связи между субъектами в целях реализации юридической ответственности).

В первых трех формах охранительного воздействия осуществляется психическое принуждение, т. е. возбуждается такой мотив поведения, который склоняет субъекта права к требуемому поведению. В рамках же охранительных правоотношений реализуется не только психическое, но преимущественно физическое принуждение, выражающееся в физическом воздействии на личность, имущество различных субъектов, материальное и правовое поведение. Так в юридической литературе понимается санкция [18].

Каждая из этих форм проявления охранительной функции оказывает определенное воспитательное воздействие, причем не только на самих правонарушителей (прямое воздействие), но и на граждан, не нарушающих установленные правила поведения (косвенное воздействие).

Особенности запретов состоят в следующем. Во-первых, в отличие от основной массы норм, указывающих желательные, необходимые варианты поведения субъектам права, запреты предусматривают, наоборот, вид общественно опасного поведения, т. е. проявляют себя как категорическое осуждение государством возможного правонарушения.

Во-вторых, запреты следует рассматривать и как определенные юридические обязанности участников регулируемых правом общественных отношений, поскольку последние обязаны воздерживаться от совершения поступков.

В-третьих, особенность запрета состоит в его возможности предусмотреть одновременно большое число индивидуальных вариантов поведения, большое число конкретных действий, нежелательных обществу и государству.

В-четвертых, особенность запретов заключается в том, что для абсолютного большинства людей они, как правило, ничем себя не обнаруживают, поскольку соблюдение их требований не создает конкретных правоотношений охранительного типа: уголовноправовых, административно-правовых и т.п. Наличие запрета в большинстве случаев непосредственно не сказывается на выборе гражданами того или иного варианта поведения, «решающее значение здесь, приобретает сам факт законодательного осуждения этого поведения, соответствие запрета моральным требованиям общества...» [19].

Воздействие права на общественные отношения в форме определения охранительных юридических фактов заключается в том, что, признавая те или иные действия неправомерными, предусматривая в случае их совершения возникновение охранительного правоотношения, нормы тем самым влияют на выбор некоторыми субъектами права вариантов правомерного поведения.

Охранительное правоотношение — это та форма, где декларативное заявление государства (запрет, угроза санкцией) получает свою конкретизацию в случае совершения субъектами противоправных действий.

Охранительное правоотношение следует, рассматривать в неразрывной связи с правовой ответственностью. Выражение «нести юридическую ответственность», как правило, означает исполнение обязанностей в охранительном правоотношении. Охранительное правоотношение — это та юридическая форма, в которой протекает (реализуется) юридическая ответственность. Содержанием охранительного правоотношения выступают действия, выражающиеся, с одной стороны, в контроле, надзоре, требовании, притязании и т. п. и, с другой, в претерпевании одним из субъектов неблагоприятных последствий личного, имущественного и организационного характера. ^

1. Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 21. С. 525.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1990. С. 670.

3. Барнашова Л. П. Воспитательная функция советского права и правовое воспитание (к вопросу об их соотношении) // Вопросы теории права и государственного строительства. Томск, 1979. С. 38; Осипов А. В. Понятие и характерные черты соблюдения норм права // Вопросы теории государства и права. Вып. 8. Саратов, 1988. С. 72; Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузо-ва, А. В. Малько. М., 2001. С. 95.

4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2002. С. 497.

5. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. Свердловск, 1963. С. 145.

6. Радько Т. Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974. С. 93.

7. Радько Т. Н. Теоретические и методологические проблемы функций социалистического права : авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1978. С. 10.

8. Реутов В. П. Функциональная природа системы права. Пермь, 2002. С. 20.

9. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 265.

10. Иоффе О. С. Юридические нормы и человеческие поступки // Актуальные вопросы советского гражданского права / под ред. С. Н. Братуся. М., 1964. С. 17.

11. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. С. 458.

12. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 213.

13. Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 18.

14. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978. С. 89.

15. Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968. С. 33-34.

16. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1981. С. 89.

17. Радько Т. Н. Функции права // Общая теория права : курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 280-281.

18. Лейст О. Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 106.

19. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 141.

Forms and Methods of Realization of Conservative Function of the Right

© Glebchenko O., 2009

In article every possible methods and forms of realization conservative function of the right are considered. We shall note, that conservative functions of the right is realization of conservative purpos of the right as a whole and she cannot be reduced to any one, separate to the form of realization. The problem of protection which is carried out by the right, is solved various receptions.

Key words: realization of functions of the right; a social role of the right; assignment of the right; a direction of legal influence; application of the right; the legal information; legal installation; legal orientation; legal regulation; conservative legal relationship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.