УДК 81-11
doi 10.24411/2072-8980-2019-10006
ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО ПАРАМЕТРОВ СЛОВА
Натпит А.А.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE CONCEPT OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE PARAMETERS OF THE WORD
Natpit A.A.
Tuvan State University, Kyzyl
С появлением новых отраслей лингвистики, таких, как когнитивная лингвистика, коммуникативная лингвистика, нейро- и психолингвистика, появляются все больше работ, посвященных изучению мозговых процессов, которые лежат в основе распознавания и генерации речи, усвоения языка и восстановления речи. Результаты исследований все чаще направлены на оказание помощи людям с различными нарушениями речи. Таким образом, центральное внимание исследователей направлено на процесс активации ментального лексикона человека, где ядром является понятие слова. В данной работе проводится анализ теоретического материала с целью уточнения понятия психолингвистических параметров слова. Представлен краткий обзор научных исследований в области психолингвистики, нейролингвистики, словообразования. Рассматривается содержание таких параметров, как возраст усвоения слова, его частотность и устойчивость номинации.
Ключевые слова: психолингвистика, ментальный лексикон, слово, психолингвистические параметры слова, субъективные параметры слова, объективные параметры слова.
In XX century, more and more papers are being devoted to the study of brain processes that underlie speech recognition and generation, language learning and speech recovery. Research results are increasingly aimed at helping people with various speech disorders. Thus, the central attention of researchers is focused on the process of activation of the human mental lexicon, where the core is the concept of a word. In this paper, an analysis of theoretical material is carried out to define the concept of the psycholinguistic parameters of a word. A brief review of research in the field of psycholinguistics, neurolinguistics, word formation is presented. The content of the terms of the age of acquisition of the word, its familiarity and % NA is considered.
Keywords: psycholinguistics, mental lexicon, word, word psycholinguistic parameters, word subjective parameters, word objective parameters.
Введение к лингвистическим свойствам слов, кото-
Предметом данной статьи является по- рые влияют на обработку и усвоение слов.
нятие слова в аспекте его объективных и Изучив сложный процесс формирования
субъективных параметров. Психолингви- когнитивной основы феномена слова в со-
стическая информация о словах относится знании человека, можно помочь тем, у кого
имеются сложности с воспроизведением ней проводится обзор научных достижений
слова, и в целом с устноиречью.
Целью данноИ статьи является классификация понятиИ объективного и субъективного параметров слова, а также краткий обзор научной литературы по трем из них: возраст усвоения, частотность, устойчивость номинации.
Данная работа рассматривает теоретические аспекты изучения психолингвистической нормы, и параметров слова,
в этой достаточно новой области исследований, производится систематизация знаний об актуальном направлении, прежде всего, зарубежной лингвистики, еще мало распространенном в России.
Теоретическим базисом для статьи послужили исследования отечественных и зарубежных лингвистов в области изучения ментального лексикона, понятия психологической нормы, патологии. Прежде всего,
которые необходимы при проведении линг- это работы Кэрролл и Вайт, Цевин и Зай-вистических экспериментов, а также при денберг, Бегг и Паивио, Паетцольд и Спе-
диагностике и терапии речевой патологии. Для лингвистики - это новые подходы к изучению языка; в частности, новые модели описания процессов и механизмов воспроизведения речи, которые происходят в сознании людей.
Ошибки в речи у людей без речевой патологии зачастую схожи с ошибками тех,
киа. (Carroll и White, Zevin и Seidenberg, Begg и Paivio, Paetzold и Specia).
Методы и материал: В ходе работы над статьей были применены общенаучные методы анализа и систематизации научных данных.
Анализ данных
В первую очередь, необходимо рассмо-
у кого были серьезные повреждения нерв- треть понятие слова. Уфимцева рассма-ной системы и мозга. Данная область ис- тривает слово с двух сторон: с лексиче-следований связана с таким направлением ской и грамматической точки зрения. Она лингвистических исследований, как пси- утверждает, что слово представляет собой холингвистика, которая изучает проблемы двустороннюю единицу, в которой ее значение и звучание (графическая форма) взаимосвязаны и которая общественно, психически и исторически обусловлена. И слово
взаимосвязи двух сфер человеческого бытия: языка и сознания. В рамках данной глобальной проблематикирассматривают-ся частные проблемы описания процесса предопределяет не только само существо-
развития речи, ее формирования, ее нормы, а также отклонения от нормы. Чтобы помочь людям с речевыми патологиями на сегодняшний день психолингвисты, лингвисты-когнитологи решают проблему определения понятия слова, его функций,
вание, но и развитие языка[А.А. Уфимцева, 1986]. Согласно А.И. Смирницкому, слово -отображает известный нам предмет, явление или отношение в сознании, входящий в структуру слова в качестве внутренней его стороны, а звучание слова выступает
параметров, так как слово является ядром как материальная оболочка, его внешняя
речевой деятельности. Таким образом, новизна данной статьи состоит в том, что в
сторона, которая не только выражает значение и сообщает его другим людям, но и
играет огромную роль в возникновении, очередь выявляются в ходе экспериментов, формировании, существовании и разви- можно выявить психолингвистическую тии самого слова[Смирницкий 1955, 89].В норму. Согласно Ю.С. Акининой, психобольшом энциклопедическом словаре язы- лингвистическая норма - это совокупность кознания слово трактуется как основная психолингвистических параметров, ко-структурно-семантическая единица языка, торые, в свою очередь, отражают степень которая служит для именования предметов представленности тех или иных слов в и их свойств, явлений, отношений действи- ментальном лексиконе у здоровых носи-тельности, и обладает совокупностью се- телей языка. Следовательно, психолингви-мантический, фонетических и грамматиче- стические параметры (из БД), - это свойских признаков, специфичных для каждого ства или показатели, характеризующие языка [Языкознание. Большой энцикло- психолингвистическую норму. педический словарь, 1988]. В последних В данной статье для определения по-двух определениях можно проследить об- нятия «психолингвистические параметры щую функцию слова: слово «отображает» слова» были рассмотрены некоторые из предмет или явление, «именует» предмет, них. Одним из психолингвистических па-его свойства, явления и т.д. Также в сво- раметров слова является его возраст усвое-ей работе М.К. Артына отмечает, что «под ния. Это субъективный параметр, посколь-смыслом слова или предложения понима- ку он зависит от жизненных обстоятельств, ется получение дополнительных оттенков персональной истории говорящего, инди-значения при актуализации в речи данного видуальной динамики его речевого разви-слова или предложения...» (Артына, 2016: тия в детском возрасте. К тому же, во время 57). Иными словами, слово имеет и объек- анкетирования многие информанты, отве-тивную материальную оболочку и, являясь чая на вопрос о том, в каком возрасте они неотъемлемой частью человеческого со- усвоили то или иное слово, субъективно знания, обладает некоторыми субъектив- оценивают персональную «стрелу време-ными чертами, зависящими от персональ- ни». Однако ценность данного параметра ного жизненного и в целом, когнитивного, для психолингвистов огромна. Так, в ис-опыта человека. следованиях Кэрролл и Вайт (1973) показа-Современные исследования в психо- но, что слова, которые были усвоены в ран-лингвистике демонстрируют, что следует нем этапе жизни, произносятся быстрее с выделять ряд психолингвистических па- каждым разом в последующем этапе нашей раметров слова. Благодаря исследовани- жизни. По Цевин и Зайденбер (2002), слоям ученых в данной области становится ва, правописание и произношение которых возможна помощь людям с речевыми па- были нам знакомы с детства, имеют в на-тологиями. Иными словами, действуя по шем сознании совершенно иной статус, непринципу «что скрыто в норме, то явно в жели слова, которые узнали, когда встали патологии», с помощью психолингвисти- взрослыми.
ческих параметров слова, которые в свою Другой параметр -объективный. Это
частотность слова. Её можно измерить параметры слова в языковом эксперимен-
инструментами корпусной лингвистики. те, можно узнать о том, как эти параметры
Исследования показывают, что слова, ко- слова влияют на процесс мышления чело-
торые часто опознаются на слух и кото- века и его речевую деятельность в целом,
рые очень часто употребляются в речи, не что значительно улучшит коррекционную
требуют жестикуляций при их описании работу логопедов, дефектологов и других
[PaetzholdandSpecia, 1973]. В современном специалистов.
мире уже имеются частотные словари, где Обсуждение результатов
указана наиболее употребляемая лекси- Несмотря на очевидную необходимость
ка тех или иных языков. Для выявления в изучении психолингвистических пара-
данного параметра используются методы метров слова, исследования, касающихся
сбора и анализа данных. Следующий па- именно их, пока еще очень редки. В ос-
раметр - устойчивость номинации - это новном, экспериментальная часть данных
нормативный параметр, который показы- работ проведена на английском языке, что
вает, как большинство опрашиваемых на- еще больше указывает на необходимость
зывает предмет на рисунке и разнообразие изучения данной области. На данном эта-
ответов. Номинация - объективный пара- пе развития психолингвистики имеются
метр. По результатам исследования Бегг и несколько работ, посвященных базе нор-
Паивио (1969),люди менее чувствительны мативных значений психолингвистиче-
к изменениям в формулировках, которые ских параметров слов для разных языков
представлены по-новому в предложениях ^араппа, Вошп, Мео^ 2011; Grigoriev,
с использованием слов с устойчивой но- Oshhepkov, 2013]. А. А. Григорьев и И. В.
минацией. Это означает то, что в лексике Ощепков описывают в своей работе такие
есть слова, с которыми большинство носи- параметры, как возраст усвоения и образ-
телей языка встречаются постоянно, даже ность слова, степень знакомства со словом,
если они не употребляют их в своей речи. частотность и длина слова. Авторы пред-
Устойчивость номинации можно также ставили в своемисследовании сводный ана-
выявить путем САЭ - свободного ассоци- лиз данных: т.е. провели устный опрос и
ативного эксперимента. Например, в ста- сопоставительный анализ по выборкам на
тье А.П. Лопсан можно найти подробный русском и английском языке. Сначала они
анализ САЭ по конкретной лексической разбили лексические единицы по категори-
единице «отец». А.П. Лопсан утверждает, ям: например, четвероногое животное, цве-
что «для изучения этнокультурной спец- ток, наука и т.д. Итого на 21 категорий. Да-
ифики образа мира в языковом сознании лее информантов попросили перечислить
представителей разных культур в психо- в любом порядке объекты, которые входят
лингвистике используется ассоциативный в ту или иную категорию. И в результате
эксперимент.. .».Из проанализированных можно увидеть, как эти объекты (члены ка-
выше исследований следует, что, если ис- тегории) различаются по тому, как часто и
пользовать все эти психолингвистические каким порядком они их упоминают в экс-
перименте. В ходе своей работы исследователи представили некую базу данных, или таблицу. Например, в ней, слово «собака» - входит в категорию «четвероногое животное» и упоминается 109 раз, первым в списке - 62 разна русском языке. А слово «dog»встречается 426 упоминаний, и 252 раз первым в списке на английском языке. Данная работа представлена в виде таблицы и является одной из первых работ по психолингвистическому параметру слова - частотность - одним из первых. Д. Г. Ца-парина и коллеги, наряду с субъективными данными о возрасте усвоения, собрали также данные о согласованности названия и согласованности изображения, степенью знакомства с концептом и образности для 260 цветных изображений. Авторы взяли за основу цветные картинки других ученых Снодграсса и Вандерварта. При выявлении согласованности названия для информантов показывали рисунки на проектере в любом порядке, и просили написать первое слово (или несколько), приходящих им на ум. Для эксперимента с согласованностью изображения, экспериментатор поизносил вслух одно слово, и информанты должны были соотнести это слово к тому рисунку, к которому они считали соответствующим. Все итоговые результаты были отображены в таблице Excel, и были представлены в свободном доступе на интернете. Рассмотрим более подробно базу данных слов на русском языке по их психолингвистическим параметрам (Акинина Ю.С.). Проект называется библиотека стимулов «Глаголы и существительные» [Глаголы и существительные, 2015] и представлен в качестве онлайн-базы «Глаголы и существитель-
ные» в свободном доступе в интернете. В ней рассматриваются 11 основных психолингвистических параметров лексических единиц: частотность слова; устойчивость номинации (%NA); знакомство с концеп-том;представимость;возраст усвоения слова; сходство образа с рисунком; субъективная сложность; объективная сложность слова; устойчивость номинации (H) (исчисляется по-другому); длина в слогах и длина в фонемах.
В БД Ю.С. Акининой для сбора нормативных параметров разрабатывались анкеты с визуальными (рисунками: изображениями действий или объектов) и вербальными (словами: глаголами и существительными) стимулами. С помощью данных листов был проведен опрос для выявления следующих параметров слов: объективных: частотность слова, устойчивость номинации, длина; субъективных - возраст усво-ения,представимость и другие. Например, для определения параметра устойчивость номинации был разработан и представлен следующий вопрос: Объект: Назовите одним словом, что за объект изображен на рисунке. Процент доминантной номинации рассчитывался как процент самой частотной номинации от всех номинаций. Для определения параметра частотности были использованы данные о частотности леммы по О.А. Ляшевской и С.А. Шарову [О.А. Ляшевская, С.А. Шаров, 2009]. Итоговые значения нормативных параметров (кроме устойчивости номинаций) - среднее от ответов всех испытуемых.
Заключение
Объединяя всё вышесказанное, можно
придти к выводу, что каждый человек без речевых патологий и с наличием языковой способности и которому, свойственно неравномерное развитие тех или иных психических процессов [Ахутина, 2018] отражает психолингвистическую норму. Согласно базе данных Ю.С. Акининой «Глаголы и существительные, психолингвистические параметры (из БД), - это свойства или показатели, характеризующие психолингвистическую норму.
Также слово, в свою очередь, имеет параметры, которые делятся на субъективные и объективные. Субъективные параметры
отражают индивидуальные показатели каждого человека по отдельности, и объективные, которые одинаково понятны и равны всем носителям того или иного языка.
Базы данных по психолингвистическим параметрам слов на данный момент среди коренных языков народов России составлены на русском и татарском языках. Подобная база данных для слов тувинского языка необходима в связи с тем, что в республике наблюдается рост заинтересованности общества вопросами речевой патологии и восстановления речи.
Библиографический список
1. Ian Begg and Allan Paivio. 1969. Concreteness and imagery in sentence meaning. Journal of VerbalLearningandVe rbalBehavior, 8(6):821-827.
2. John B Carroll and Margaret N White. 1973. Word frequency and age of acquisition as determiners of picture-naming latency. TheQuarterlyJournal of ExperimentalPsychology, 25(1):85-95.
3. Gustavo Henrique Paetzold and Lucia Specia. 2015. Inferring Psycholinguistic Properties of Words. InProceedings of NAACL-HLT 2016, pages 435-440.
4. Jason D Zevinand Mark S Seidenberg. 2002. Age of acquisition effects in word reading and other tasks. Journal of Memoryandlanguage, 47(1):1-29.
5. Смирницкий А.И Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического строя, М., 1955. С. 11-53.
6. Уфимцева А.А. Лексическое значение // Наука, Москва: - 1986.
7. Ярцева В.Н. Языкознание. Большой энциклопедический словарь, 1998.
8. Артына М.К. Фразеология французского языка в свете теории речевых актов: -монография / М.К. Артына. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. - 165 с.
9. Акинина Ю.С. и др. Библиотека стимулов «Существительное и объект»: нормирование психолингвистических параметров // Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов Abstracts. Калининград, 23.06.14 - 27.06.14. 752 с.
10. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Kurgan4ik.narod. ru [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://kurgan4ik.narod.ru/lassan.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
11. Лопсан А.П. Репрезентация образа отца в языковом сознании тувинцев, русских и американцев // Мир науки, культуры,
образования. - Горно-Алтайск, 2018 - 6 (73). - С. 480-481.
12. Grigoriev A., Oshhepkov I. Objective age of acquisition norms for a set of 286 words in Russian: Relationships with other psycholinguistic variables // Behavior research methods. 2013. 45. P. 1208-1217.
13. Tsaparina, D., Bonin, P., &Meot, A. Russian norms for name agreement, image agreement for the colorized version of the Snodgrass and Vanderwart pictures and age of acquisition, conceptual familiarity, and imageability scores for modal object names // Behavior research methods. 2011. 43 (4). P. 1085-1099.
14. Глаголы и существительные // Библиотека стимулов [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://stimdb.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
References
1. Ian Begg and Allan Paivio. 1969. Concreteness and imagery in sentence meaning. Journal of VerbalLearningandVe rbalBehavior, 8(6):821-827.
2. John B Carroll and Margaret N White. 1973. Word frequency and age of acquisition as determiners of picture-naming latency. TheQuarterlyJournal of ExperimentalPsychology, 25(1):85-95.
3. Gustavo Henrique Paetzold and Lucia Specia. 2015. Inferring Psycholinguistic Properties of Words. InProceedings of NAACL-HLT 2016, pages 435-440.
4. Jason D Zevinand Mark S Seidenberg. 2002. Age of acquisition effects in word reading and other tasks. Journal of Memoryandlanguage, 47(1):1-29.
5. Smirnitskyi A.I. Lexical and grammatical in a word // Questions of grammatical
structure, M., 1955. S. 11-53.
6. Ufimtseva A.A. Lexical meaning // Nauka, Moscow: - 1986.
7. Yartsewa V.N. Limguistics. Big encyclopedic dictionary, 1998.
8. Artyna M.K. Phraseology of the French language in the light of the theory of speech acts: monograph / M.K. Artyna -Kyzyl:TuvSU, 2016. - 165 p.
9. AkininaYu.S. Stimulus Library "Noun and Object": rationing of psycholinguistic parameters // The Sixth International Conference on Cognitive Science: Abstracts of reports Abstracts. Kaliningrad, 06/23/14 - 06/27/14. 752 s.
10. Akhutina T.V. Neuropsychology of individual differences of children as the basis for the use of neuropsychological methods in school // Kurgan4ik.narod.ru [Electronic resource]. 2018. URL: http:// kurgan4ik.narod.ru/lassan.pdf (appealdate: 01.02.2019).
11. Lopsan A.P. Representation of the image of the father in the linguistic consciousness of Tuvans, Russians and Americans // World of Science, Culture, Education. - Gorno-Altaisk, 2018 - 6 (73). - p. 480-481.
12. Grigoriev A., Oshhepkov I. Objective age of acquisition norms for a set of 286 words in Russian: Relationships with other psycholinguistic variables // Behavior research methods. 2013. 45. P. 1208-1217.
13. Tsaparina, D., Bonin, P., &Meot, A. Russian norms for name agreement, image agreement for the colorized version of the Snodgrass and Vanderwart pictures and age of acquisition, conceptual familiarity, and imageability scores for modal object names // Behavior research methods. 2011.
43 (4). P. 1085-1099. [Electronic resource]. 2015. URL: http://
14. Verbs and nouns // Library of stimuls stimdb.ru/ (appeal date: 02/01/2019).
Натпит Айдысмаа Андреевна, преподаватель кафедры иностранных языков Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: [email protected].
Natpit Aydysmaa Andreevna, lecturer of Foreign Languages Department of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 31.03.19