Ходько Д.А. студент
БГУ им. ак И.Г. Петровского НФ ПОНЯТИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
КОМПЕТЕНЦИЯХ
Компетенция - это заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность -совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Основные функции компетенций:
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
- быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
В последнее время большое внимание уделяется информационным и коммуникационным компетенциям, этим вопросам посещается достаточно большое количество публикаций, например «...рассматриваются основные аспекты организации интегрированного обучения в школе на примере обучения материальным и информационным технологиям» [2]
Информационные компетенции представляют собой навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
Коммуникативные компетенции представляют собой, знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Как отмечает Белоус Н.Н.: «Компьютерные технологии развиваются стремительно, темпы же их осмысления преподавателями-методистами отстают от теоретических разработок. Это приводит к новому противоречию - между наличием обновленных и усовершенствованных технических средств обучения и отставанием разработки методики их внедрения в высшее образование.»[1]
Использованные источники:
1. Белоус Н.Н. Проблемы и тенденции информатизации образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 2-2, 2015
2. Белоус Н.Н., Рогаткина Р.В. Интегрированное обучение учащихся материальным и информационным технологиям.// Весник Орловского гос университета. Федеральный научно-практический журнал. - №5, 2013.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. -М.:Просвещение,2008.
4. Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002
Ходько Д.А. студент
БГУ им. ак. И.Г. Петровского НФ ФАКТОРЫ УГРОЗ СОХРАННОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
Умышленные факторы сохранности информации в СОД
зарубежные специалисты подразделяют на угрозы со стороны пользователей ЭВМ и лиц, не являющихся пользователями. Несанкционированный доступ к информации может включить неавторизованное пользование информацией системы и активную инфильтрацию. Неавторизованное пользование информацией
отождествляется с ситуацией, когда неавторизованный пользователь получает возможность ознакомиться с информацией, хранимой в системе, и использовать ее в своих целях.
Намеренные попытки проникновения в СОД могут быть классифицированы как пассивные и активные.
Пассивное проникновение - это подключение к линиям связи или сбор электромагнитных излучений этих линий в любой точке системы лицом, не являющимся пользователем ЭВМ.
Активное проникновение в систему представляет собой прямое использование информации из файлов, хранящихся в СОД. Такое проникновение реализуется обычными процедурами доступа: использованием известного способа доступа к системе или ее части с целью задания запрещенных вопросов, обращения к файлам, содержащим интересующую информацию; маскировкой под истинного пользователя после получения характеристик (идентификаторов) доступа; использованием служебного положения, т.е. незапланированного просмотра (ревизии) информации файлов сотрудниками вычислительной установки.
Активное проникновение в СОД может осуществляться скрытно, т.е. в обиход контрольных программ обеспечения сохранности информации.
Наиболее характерные приемы проникновения: использование точек входа, установленных в системе программистами, обслуживающим персоналом, или точек, обнаруженных при проверке цепей системного контроля; подключение к сети связи специального терминала, обеспечивающего вход в систему путем пересечения линии связи законного пользователя с ЭВМ с последующим восстановлением связи по типу ошибочного сообщения, а также в момент, когда законный пользователь не проявляет активности, но продолжает занимать канал