Научная статья на тему 'Реализация методики получения новых результатов обучения школьников на уроках информатики'

Реализация методики получения новых результатов обучения школьников на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ТЕХНОЛОГИИ WEB2.0 / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА / ЛИЧНОСТНЫЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / NATIONAL (FEDERAL) EDUCATION STANDARDS / WEB2.0 / JOINT ACTIVITIES / METHODS OF THE ACTIVITY TYPE / PERSONALITY / AND A META-SUBJECT LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туманова Ольга Анатольевна

В статье раскрыта экспериментальная методика получения личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках информатики в процессе организации совместной групповой деятельности над проектами на базе технологий web 2.0. Приведены этапы реализации данной методики, раскрыта деятельность на каждом из этапов и получаемые в процессе этой деятельности результаты, приведены результаты эксперимента, подтверждающего целесообразность использования данной методики для достижения новых результатов обучения согласно ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туманова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENT A METHODOLOGY NEW RESULTS TRAINING OF SCHOOLBOYS ON SCIENCE LESSONS

The article deals with an experimental technique to obtain personal, metasubject and subject to the results of science lessons in the organization of joint group activities on projects based on technology web 2.0. The stages of the implementation of this method is disclosed activities at each stage, in the process of this activity results. In conclusion, the results of experiments confirming the feasibility of using this technique to achieve new learning outcomes according to the Federal Education Standards.

Текст научной работы на тему «Реализация методики получения новых результатов обучения школьников на уроках информатики»

УДК: 37 ББК: 74

Туманова О.А.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Tumanova O.A.

IMPLEMENT A METHODOLOGY NEW RESULTS TRAINING OF SCHOOLBOYS

ON SCIENCE LESSONS

Ключевые слова: ФГОС, технологии web2.0, совместная деятельность, методики деятельностного типа, личностные, предметные и метапредметные результаты обучения.

Keywords: National (Federal) Education Standards, web2.0, joint activities, methods of the activity type, personality, and a meta-subject learning outcomes.

Аннотация: в статье раскрыта экспериментальная методика получения личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках информатики в процессе организации совместной групповой деятельности над проектами на базе технологий web 2.0. Приведены этапы реализации данной методики, раскрыта деятельность на каждом из этапов и получаемые в процессе этой деятельности результаты, приведены результаты эксперимента, подтверждающего целесообразность использования данной методики для достижения новых результатов обучения согласно ФГОС.

Abstract: the article deals with an experimental technique to obtain personal, metasubject and subject to the results of science lessons in the organization of joint group activities on projects based on technology web 2.0. The stages of the implementation of this method is disclosed activities at each stage, in the process of this activity results. In conclusion, the results of experiments confirming the feasibility of using this technique to achieve new learning outcomes according to the Federal Education Standards.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты перед учителем ставятся задача подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Работа с информационными технологиями, организованная при помощи информационных технологий, размещенная в информационном пространстве, даст возможность учащимся прикоснуться к тому информационному миру, в котором им предстоит жить завтра. Особенностью людей, которым предстоит жить в информационном обществе, становится постоянное образование, непрерывное обучение чему-то новому. Согласно новым ФГОС главной задачей современного учителя является формирование нового стиля мышления, благодаря которому современный выпускник школы сможет учиться самостоятельно, уметь ставить перед собой цели обучения, находить пути их решения, уметь использовать для этого весь арсенал имеющихся информационных

технологий и возможностей. В ФГОСе прописаны результаты, которые должен получить учащийся: на первое место здесь встают личностные результаты. Затем метапредметные и только потом предметные. [1]

В ситуации, когда учащийся должен освоить не только предметные знания, а и получить новые результаты обучения, которые состоят из различных компетенций, формирование которых возможно только в процессе деятельности ученика, - педагогу важно перейти на методики деятельностного типа, научить школьников организовывать свою и совместную деятельность, работать над проектами, исследовать и.т.д. Подключение к методикам деятельностного типа различных информационных технологий значительно увеличивает возможности учителя и учеников, позволяет работать с большим количеством информации и информационных источников, индивидуализирует деятельность, расширяет

пространственно-временные рамки работы над проектом [2].

Автор статьи считает, что обучение организации совместной деятельности учащихся на уроках информатики на базе технологий Web 2.0, которые являются открытыми площадками для создания контента пользователями, площадками для обмена мнениями, площадками для совместных проектов и демонстрации своих достижений, позволит получить не только предметные результаты обучения по информатике, но и надпредметные (метапредметные), а также личностные результаты обучения. К метапредметным результатам в данном случае можно будет отнести формирования мотивационных и регуляционных компетенций по

организации своей и групповой деятельности, к личностным -формирование познавательной и

коммуникативной компетенции в процессе совместного обсуждения этапов проекта и поиска необходимой, достоверной информации.

К предметным результатам можно отнести освоение новых компьютерных программ, сервисов Web 2.0, поисковых систем, владение редактированием, форматированием и рецензированием информации, соблюдение норм

информационной этики и права.

В курсе предмета «информатика» была апробирована методика организации проектной деятельности в малых опосредованных группах на базе технологий web-2.0 для учащихся 10-11 классов [2]. Работа с проектами происходила в процессе изучения основных разделов, таких как: средства и технологии создания и преобразования информационных объектов и средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). Для реализации методики учащиеся, изучающие информатику в разных аудиториях, объединялись в группы для решения учебной задачи (подготовки сообщения, решения задачи, создания презентации и т.д.). Работа над проектом происходила при помощи технологий совместного доступа: wiki-проекты, google-

документы и т.п., коммуникация между членами группы осуществлялась через синхронные и асинхронные

коммуникативные сервисы (блог, чат). Для выполнения учебной задачи учащимся необходимо сначала вступить в коммуникацию по сети, договориться о выполняемых действиях, выполнить социализацию, договорившись о исполняемых ролях (оформителя, редактора, корреспондента и т.д.), и только после этого осуществлялась совместная деятельность над проектом.

В процессе организации такой деятельности моделируется ситуация работы по сети опосредованной группы, каждый из участников которой оказывается, с одной стороны, в ситуации погружения в совместную деятельность, а с другой стороны, имеет целый ряд преимуществ (учащиеся за компьютером находятся индивидуально и работают самостоятельно, все диалоги с членами группы остаются в их личном пространстве, все диалоги и деятельность сохраняются и к ним всегда можно вернуться).

Происходит поэтапная организация учебной работы, в процессе которой не только наблюдаются новые виды деятельности обучающихся (таблица 1), которые не наблюдаются в процессе традиционного изучения курса

информатики и ИКТ, но и создается возможность отследить и

проконтролировать формирование

компетенций у учащихся [4].

Этапы реализации методики групповой проектной деятельности представлены в таблице 1.

Такая методика организации группового сотрудничества на базе технологий Web 2.0 делает основной акцент на организацию различных видов деятельности обучаемого, расширяет пространственно-временные рамки учебного сотрудничества, требует, чтобы преподаватель выступал в роли педагога-организатора и режиссера обучения, привлекал обучаемых к активной, совместной познавательной деятельности, давал возможность обучаемому выступать в качестве субъекта деятельности, при этом достижение личностных и метапредметных

результатов выступает как одна из главных технологиями, а также и с целью повысить

образовательных целей [5, 6]. А обучение безопасность и целесообразность поведения

данным видам деятельности необходимо при работе с компьютерными программами и

учить в школе, как в рамках новых стандартов, в Интернете. так и в целях повышения кругозора и владения

Таблица 1 - Этапы реализации методики групповой проектной деятельности при помощи технологий Web 2.0

£

о

о

*

о

х к о

н

рэ

О)

Й

к

с

ег

Этап Средства таВ 2.0 Наблюдаемая деятель- Результаты

ность предметные личностные металредметные

1. Объединение Коммун икативные договоренность о - освоение работы в ком- коммуникативные

В ГРУППЫ сервисы форум, чат партнерстве муникативных сервисах: форум, чат внутри малой группы компетенции: деловой письменной речи

2. Формулиров- Коммун икативные - договоренность о це- - освоение работы в ком- коммуникативные - умение опреде-

ка темы сервисы лях муникативных сервисах: компетенции деловой лять цели своего

форум, чат - отстаивание своей точки зрения - сообщение о своей теме одноклассникам форум, чат внутри малой группы и друтих групп письменной речи, формулировка и аргументация своей точки зрения ооучения

3. Распределение Коммун икативные - договоренность о вы- - формирование навыка - коммуникативные - осуществления

ооязанностеи, сервисы полнении различных раоогы в коммуникатив- комп етенции дел ов ой о сознанного выоо -

установка сро- форум, чат ооязанностеи ных сервисах: форум, чат письменной речи; равучеоноиипо-

ков выполнения - договоренность о сроках внутри малой группы - регулятивные компетенции - самооценки, принятие ответственности, установка фоков выполнения зн ав ательн ой д ея-тельности - основы принятия решений

4. Поиск и: отбор Поисковые Интер- - поиск информалин - умение ориентироваться - умение использов ать - умение самостоя-

материалов нег-сервисы: сервисы - отбор информации в информационном про- поисковые сервисы тельно формулиро-

совместного хране- - аннотирование ин- странстве, использовать для нахождения ин- вать для сеоя но-

ния документов, сер- формации поисковые сервисы формации с достовер- вые задачи в учёбе

висы совместного - умение использовать ных источников и познавательной

хранения закладок совместные сервисы хранения информации - навыки выбора способа представления данных - умениенаходитьно-вых партнеров для решения поставленной задачи - коммуникативные комп етенции дел ов ой письменной речи деятельности, развивать М01ИВЫ и интересы своей познавательной деятельности:

5. Обработка информации Коммуникат ивные сервисы форум, чат. сервисы совместного хранения документов, сервисы совместного хранения закладок - обсуждения найденной информации - обработка информации при помощи ИКТ-технологий - умение использовать го- * товые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбраннэй специализации - навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи - коммуникативные компетенции (письменная речь) - умение исполнять различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)

6. Контроль Программы совместного доступа к документам. коммуника-* тивные сервисы - сообщение о выполнении своего блока - сообщение о контроле партнера - договоренность о коррекции результатов - умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбраннэй специализации - коммуникативные компетенции деловой письменной речи - регулятивные компетенции - владение основами самоконтроля, самооценки

7. Коррекция Программы совместного доступа к документам (групповое и личное пространство) - поиск информшии - отбор информации - обработка информации при помощи ИКТ-технологий - сообщение о выполнении коррекции - умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации - регулятивные компетенции - владение основами самоконтроля, самооценки

8. Представление результатов Программы совместного доступа к документам (групповое пространство) - защита проект! - обращения к одноклассникам обращение к педагогу - формулировка вопросов - ответы на вопросы - умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации - коммуникативные компетенции владения деловой устной речью - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью

Оценка получения личностных, метапредметных и предметных результатов осуществляется по мотивационному, регулятивному, коммуникативному,

познавательному и информационному компонентам, согласно выделенным показателям.

Данная методика была реализована в 10-11 классах ГБОУ школы 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга в 2009-2010 гг. [5], ГБОУ школы 542

Рисунок 1 иллюстрирует развитие готовности к опосредованному диалогу для решения учебных задач в процессе организации учебного сотрудничества на базе технологий web 2.0. Учащиеся применяют УУД по правильной, четкой и однозначной письменной формулировке мысли в понятной собеседнику форме, используют коммуникативные сервисы в учебной, познавательной и социальной практике. Организация диалогов и умение задавать вопросы в процессе достижения общей цели также может свидетельствовать о таких метапредметных результатах, как осуществление самостоятельного

планирования и учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Из ФГОС «результаты освоения

Петродворцового района в 2011-2013 гг., что позволило на основе экспериментальных данных констатировать получение школьниками личностных, метапредметных и высоких предметных результатов.

Формирование коммуникативной компетенции, составляющей личностные результаты обучения, выразилось в увеличении актов коммуникаций от первого ко второму проекту (рисунок 1).

основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: ...готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества». Как видно, данные результаты достигаются при организации учебного сотрудничества на базе технологий web 2.0 в процессе коммуникативной деятельности

одногруппников.

Формирование познавательной компетенции, составляющей личностные результаты обучения, наблюдается в увеличении количества ссылок на различные ресурсы в процессе работы над проектом (рисунок 2).

Рисунок 1 - Количество вопросов к партнеру в I и II проектах

Рисунок 2 - Количество ссы На рисунке 2 показано увеличение использования ссылок на ресурсы у учащихся, что является компонентом познавательных УУД, связанным с аргументированием своего мнения, поиском необходимой и достоверной информации, формированием научного мировоззрения и владения базовыми навыками

исследовательской деятельности.

: в высказываниях I и II проектах

Больше половины исследуемых могут привлечь других партнеров помимо участников группы (одноклассников, учителей и т.д.) (рисунок 3), что говорит о реализации таких важных УУД, как действия по продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, а также действия по организации такого сотрудничества.

Привлечение других партнёров

Обращение к Общение к

другим ^^ / учителю

^^ / 15%

одноклассника.

Обращение к другим партнёрам 9%

^ м... Работа только

внутри группы

46%

Рисунок 3 - Процентное соотношение привлечения новых партнеров

Из ФГОС «Метапредметные результаты освоения основной

образовательной программы основного общего образования должны отражать: ... умение организовывать учебное

сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных

технологий (далее ИКТ - компетенции); ...», достижения этих результатов, как мы видим, также происходит в процессе совместной деятельности на базе технологий web 2.0.

Формирование предметных результатов характеризуется освоением всеми без исключения учащимися не только традиционных текстовых, табличных и графических редакторов, но и коммуникативных сервисов, сервисов совместного доступа (рисунок 4). При выполнении практических работ с применением вышеизложенной методики количество учащихся, справившихся на 3 балла, составило 5%, на 4 балла - 27%, 5 баллов - 68%, следовательно, качество полученных знаний соответствует 94% (количество учащихся справившихся на 4-5 ко всем учащимся), что свидетельствует как об изучении новых форм работы с информацией,

так и о достижении высокого уровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предметных результатов.

100,00%

m К

™ w

и

I í

I ra

O ;L0,000%

w

10,00%%

0,950%

Самоанали

Форум

Чат

0,32%%

Совместны е вики-проекты

95,24%%

Совместное хранение закладок

2,22%

Совместное

хранение документов

94,60%%

Совместное редактиров ание текста

100,00%

Совместное редактиров ание таблиц

26,67%%

Рисунок 4 - Самоанализ изучения новых технологий

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная методика является эффективным методом организации деятельности учащихся, поскольку повышает уровень владения материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности и ответственности школьников, а также общее

интеллектуальное развитие учащихся. Она позволяет достичь предметные, личностные и метапредметные результаты обучения согласно ФГОС [1] при изучении предмета «Информатика и ИКТ».

Работа в группах на базе интернет-технологий повышает интерес к предмету, позволяет учащимся освоить новый инструментарий, при помощи которого они могут выдвигать гипотезы, строить предположения, находить аргументы, доказывать свою точку зрения, организовывать и планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность и деятельность партнеров, представлять результаты своей деятельности на открытых интернет-площадках. Компетенции, получаемые в процессе совместной деятельности на базе технологий web 2.0, важны для современного молодого человека, которому предстоит жить в информационном обществе, что и отражено требованиями ФГОС по получению личностных и метапредметных результатов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.

2. Носкова, Т.Н. Психодидактика иформационно-образовательной среды: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 171 с.

3. Коврова, С.Е. Организация самостоятельной работы учащихся в дистанционном индивидуализированном обучении / сост. М.И. Борисов и др. - Якутск: ИПКРО МО РС(Я), 2002.- С. 62-66.

4. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н.В. Калинина. - М., 2001. - 32 с.

5. Михайлов, С.Н. Компьютерная коммуникативная среда как фактор оптимизации процесса обучения РКИ [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2006. - 310 с.

6. Носкова Т.Н. Коммуникационные ресурсы виртуальной образовательной среды // Материалы конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве». - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

7. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М.: Интуит.ру, 2007. - 64 с.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. -М., 1998. - 225 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирован-ной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 10 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.