Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (09). Июль 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 378.02 ББК 74.202 Ш748
Н. Н. Шмонина село Мамоны, Иркутский район
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье описаны современные подходы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка в соответствии с целями и требованиями ФГОС, посредством новых информационных и телекоммуникационных технологий, дополняющие традиционные методы руководства и контроля самостоятельной работой. Новые информационные и телекоммуникационные технологии, как форма организации самостоятельной работы обучающихся, обладают огромным дидактическим потенциалом, поскольку ориентируют не только на предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Согласно концепции ФГОС, предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования, поэтому организация самостоятельной работы обучающихся должна быть организована с учетом этих новых трендов современного образования.
Ключевые слова: самостоятельная работа, обучающийся, уроки английского языка, информационные технологии, телекоммункакционные технологии, ФГОС, предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты.
© Шмонина Н. Н., 2016
N. Shmonina Mamony village, Irkutsk district ORGANIZATION OF PUPILS' FREE WORK BY MEANS OF NEW INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES
The article deals with modern approaches to organize pupils' free work at English lessons according to the purposes and requires of National (Federal) Education Standards by means of new information and telecommunication technologies, that can enlarge traditional methods to manage and control free work. It shows new information and telecommunication technologies as a form to organize pupils' free work, they have huge didactic potential and focus not only on subject, but also metasubject and personal results. According to the concept of National (Federal) Education Standards, subject, metasubject and personal results of studying cannot be separated from each other, they are a triune issue of modern education, so it is necessary to organize pupils' free work according to these new trends of modern education.
Keywords: free work, pupils, English lessons, information technologies, telecommunication technologies, National (Federal) Education Standards, subject results, metasubject results, personal results.
В соответствии с целями и требованиями ФГОС, приоритетным направлением должно стать применение новых информационных и телекоммуникационных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования. Она направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей обучающегося. Следовательно, все большее значение приобретает организация самостоятельной работы обучающихся.
Возможности глобальной сети Интернет, неоднократно описанные в литературе и уже знакомые многим из собственной практики, имеют огромный
дидактический потенциал. Но только потенциал, поскольку любое техническое средство только тогда становится значимым для целей образования, когда удается достаточно четко определить его роль и место в образовательном процессе.
При этом учитель и обучающийся должны владеть широким спектром умений и навыков работы в Интернете, в частности организацией поиска ресурсов. Отметим, что сформулировать запрос для поиска и выбрать из предложенных ресурсов нужный бывает достаточно проблематично не только для начинающих пользователей. Поэтому возникла идея организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационных технологий на базе уроков английского языка. На уроках английского языка мы активно используем в своей деятельности метод проектов как одну из возможных форм самостоятельной работы обучающихся. Данный метод был выбран по следующим причинам:
- он формирует у обучающихся на каждом этапе движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач;
- он вырабатывает психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации;
- он является важнейшим условием самоорганизации в овладении английским языком;
- способствует становлению творческой личности;
- он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, в команде), выполняемую в течение определенного отрезка времени.
Основная идея такой формы - поиск ресурсов, оценка их с точки зрения качества и представление результата в форме информационного продукта на английском языке, презентация которого чаще всего проходит во время заключительного урока по теме.
Одним из условий успешности такой формы организации самостоятельной работы является ориентация не только на предметные, но и метапредметные компетенции. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении [Васильева, 2014, с. 7].
Применительно к цели нашей статьи, нас интересуют метапредметные компетенции, а именно, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [Васильева, 2014, с. 9-10]. Являясь метапредметной (о чем говорится в ФГОС ООО [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011]), компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий «вплетается» в содержание целей всех предметов, изучаемых на этапе основного общего образования, в том числе иностранного языка. Несмотря на вполне осязаемые очертания компонентов метопредметных результатов, заявленных в нормативных документах, педагоги-практики и теоретики разного уровня не перестают вести активные изыскания в области уточнения комплектующих данных результатов. Так, в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [Кондаков, 2010; Козлов, 2010, с. 53-57]. Существуют разные подходы к пониманию этого понятия «универсальные учебные действия»:
1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [Васильева, 2014, с. 74-76].
На сегодня практически утверждено, что учителю необходимо коренным образом менять целеполагание во взаимодействии с обучающимися: цели учи-
теля в процессе уроков английского языка изменяются с информационных на организационные и мобилизационные. Учитель выступает в роли организатора и руководителя самостоятельной работы обучающихся. Он создает условия для организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационных технологий на базе уроков английского языка. При этом учитель английского языка формулирует проблему и обсуждает с обучающимся возможные варианты поиска и реализации решения этой проблемы через информационные технологии. Такой подход к организации самостоятельной работы позволяет обучающимся: во-первых, овладеть совокупностью способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [Васильева, 2014]; во-вторых, овладеть дополнительными умениями в области информационных технологий; в-третьих, повысить уровень владения иностранным языком.
Рассмотрим общие подходы к организации самостоятельной работы с применением информационных технологий на базе уроков английского языка. Проекты выполняются как индивидуально, так и в команде. Весьма перспективным представляется разработка одного проекта в команде. Вновь обратим наше внимание к метапредметным результатам, а именно, следующее умение обозначено в новых документах, как метапредметный результат. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение [Васильева, 2014, с. 75].
Правильность выполнения каждого этапа реализации проекта обеспечивается обратной связью в форме индивидуальных (групповых) консультаций. Во время таких консультаций учитель английского языка создает условия, при которых обучающийся понимает, какие знания и зачем ему нужны, как их можно приобрести, чтобы добиться своей цели. Педагогическая ценность консультаций заключается в обеспечении активной познавательной деятельности каждо-
го обучающегося, ее максимальной индивидуализации с учетом психофизиологических особенностей, преследуя при этом цель: максимально содействовать развитию личности без подавления воли, без принуждения. Это и есть педагогика сотрудничества, которую полезно использовать во всех видах взаимодействия учителя с обучающимися.
При этом роль учителя сводится к тому, чтобы научить обучающегося найти необходимую литературу, информацию в Интернете, подсказать более рациональный путь при выполнении проекта и дать консультацию обучающемуся или группе школьников, т. е. сочетать индивидуальную и коллективную работу.
В современной научной литературе, прежде всего, явно прослеживаются следующие этапы организации такой формы самостоятельной работы на уроке английского языка:
1. Предложение проблемы проекта.
2. Диагностирование необходимых компетенций обучающихся, заинтересованных в работе над данным проектом.
3. Предоставление обучающимся рекомендаций по организации работы над проектом с учетом диагностики.
4. Раскрытие совместно с обучающимися темы и определение формы реализации проекта.
5. Знакомство обучающихся с требованиями к проекту.
6. Составление графика консультаций, сроков предварительной отчетности и реализации проекта.
7. Предоставление учителем индивидуально-консультативной помощи обучающимся (проверка корректности ссылок на Интернет-ресурсы, литературные источники, соответствие проекта требованиям, полнота раскрытия темы).
8. Проверка проекта, анализ результатов проверки, при необходимости -внесение изменений.
9. Подготовка презентации конечного варианта реализации проекта.
10. Применение проекта в качестве информационной или методической поддержки темы. Примером может служить создание проекта, ориентированного на освещение культурно-страноведческих реалий изучаемого языка.
Рассмотрим примеры организации самостоятельной работы обучающихся с применением новых информационных и телекоммуникационных технологий на базе методов проектов.
Проект 1. Поиск и анализ Интернет-ресурсов по конкретной теме
Ресурсы Интернета имеют огромный образовательный потенциал для самостоятельного изучения иностранных языков, в частности английского. Для того чтобы воспользоваться ими, необходимо владеть широким спектром умений и навыков работы в Интернете, например, организацией поиска ресурсов.
Возможные варианты формы представления конечного продукта проекта:
Вариант 1. Документ Word с аннотациями к Интернет-ресурсам, т. е. с кратким изложением основного содержания сайта и его рубрик.
Вариант 2. Реферат (Word) и его презентация (PowerPoint).
Вариант 3. Тематический сайт или электронный каталог (Word) - систематизированная и рубрицированная подборка ссылок на Интернет-ресурсы с аннотацией. Каталогами удобно пользоваться для организации рационального поиска сайтов на какую-то тему.
Тематика для поиска может быть различной, например:
- словари и переводчики;
- тесты и самоучители; статьи, альманахи;
- форумы, чаты;
- публицистические и художественные аутентичные тексты на иностранных языках;
произведения искусства (музыкальные, изобразительные и т. п.);
- гранты, конкурсы и олимпиады.
Цель проекта - научиться производить поиск в Интернете аутентичной информации на английском языке по конкретной теме и создавать презентацию
(устную и компьютерную) из собранной информации с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Алгоритм работы обучающихся над проектом:
1. Выбор системы поиска в Интернете, обеспечивающей доступ к достоверной информации (здесь может помочь выбор именно аутентичных сайтов).
2. Выполнение поиска и сохранение найденной информации на носителях.
3. Обсуждение (если работа ведется в команде) и отбор подготовленной информации.
4. Выбор формы презентации отобранного материала: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, мультимедийный документ в Prezi.
5. Выполнение презентации с использованием преимуществ компьютерных технологий. Например, применение гиперссылок позволяет сделать презентации более лаконичными и при этом расширить их информативность для потенциальных пользователей. Кроме того, необходимо учитывать, что презентации, выполненные в Microsoft PowerPoint, в Prezi, наиболее привлекательны за счёт динамичности и мультимедийности.
6. Анализ успешности выполненных учебных презентаций по следующим критериям: целенаправленность, точность, логичность, краткость, цельность, завершенность, доказательность, выразительность, четкость, нормативность, стилистическая адекватность, информативная насыщенность.
7. Рассмотрение оценки презентаций экспертами и внесение необходимых корректив.
8. Внедрение проекта в урок.
При этом учитель может дополнительно проводить:
- анализ работы, как отдельных обучающихся, так и группы в целом с точки зрения овладения ими навыками оптимального поиска и отбора необходимой информации, а также осуществления адекватного письменного сообщения на иностранном языке;
- корректировку текущей работы в соответствии с полученными результатами.
Проект 2. Создание языкового Web-портфолио достижений
Языковой Web-портфолио достижений - это совокупность работ и документов обучающихся, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт-дисков в форме CD - ROM / DVD, либо в виде Web-сайта (онлайн - портфолио).
При разработке Языкового Web-портфолио достижений обучающиеся должны придерживаться следующих принципов:
1. Самооценка и взаимооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами познавательной, исследовательской, рефлексивной, страноведческой, коммуникативной и творческой деятельности на уроках английского языка.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга (обучающийся систематично отслеживает результаты освоения английского языка, отбирает наиболее интересные работы в своё Web-портфолио, организует их в предусмотренную структуру на компетентностной основе).
3. Структуризация и логичность материалов, представленных в портфолио.
4.Целостность, тематическая завершенность материалов.
5.Наглядность и обоснованность презентации Языкового Web-портфолио.
6. Адекватность структуры Языкового Web-портфолио формируемым предметным, метапредметным и личностным результатами.
7. Доступность Языкового Web-портфолио.
8. Технологичность Языкового Web-портфолио.
Создание Языкового Web-портфолио - творческий процесс, позволяющий учитывать предметные, метапредметные и личностные результаты, достигнутые обучающимся в процессе изучения английского языка.
Языковой Web-портфолио создаётся в течение всего периода обучения английского языка в школе. Завершается его формирование публичной защитой или презентацией в конце каждого учебного года.
Проект 3. Участие в телекоммуникационных проектах.
В настоящее время все большее распространение приобретают различные формы и виды организации медиатизированного иноязычного общения в глобальных компьютерных сетях [Иванова, 1999; 2012], что обусловлено рядом факторов, которые выделяет автор:
> «развитием нового открытого мультилингвального, кросскультурного, полиэтнического информационного (медиа) пространства вне границ, государств, континентов, вне времени;
> усилением интеграции национальных массово-коммуникативных сетей в транснациональные и, как следствие, обострение интереса к овладению иностранными языками;
> возрастанием внимания социальных групп и отдельных индивидов к циркуляции информации;
> интеграцией российской и зарубежной культур, «устранением» географических и временных преград для общения в условиях безграничности, многоязычия и поликультурности;
> разветвлением связей человека с человеком, народа с народом, т. е. развитием процессов социальной коммуникации, причем все более значимым становится умение общаться, осуществляя смысловое взаимодействие как на уровне межличностном, непосредственном, так и на уровне «медиатизированном», опосредованном техническими устройствами;
> предпринимаемыми попытками адаптировать ранее созданные модели обучения иностранному языку к современным развивающимся информационным условиям и др» [Иванова, 2012, с. 3].
Одним из наиболее эффективных видов учебного иноязычного медиатизи-рованного общения являются учебные телекоммуникационные проекты.
Под иноязычным телекоммуникационным образовательным проектом понимают совместную творческую (научно-исследовательскую, учебно-познавательную) иноязычную деятельность территориально разобщенного коллектива модераторов проекта и обучающихся, реализуемую посредством ис-
пользования телекоммуникационных Интернет-технологий, определенным образом организованную, имеющую временные рамки и направленную на достижение согласованного педагогического результата. Работа в таких проектах позволяет учесть особенности культуры различных народов, использовать знание иностранного языка в его подлинной функции - как средство общения, помогает приобрести опыт решения проблем в команде и учит использовать компьютер как средство межкультурной коммуникации. Общение между участниками проекта может быть организовано с помощью таких активных сетевых форм, как чаты, дискуссии, форумы и др. [Полат Е. С., 1999 и др.].
Другим видом опосредованного информационного взаимодействия учащихся и педагогов в глобальных компьютерных сетях являются телекоммуникационные олимпиады, викторины и т. д.
Можно заключить, что в современной образовательной парадигме, самостоятельная работа обучающегося становится важнейшим компонентом учебного процесса. Ориентация на развитие вторичной языковой личности и таких её качеств, как способность к самостоятельному изучению английского языка и культуры, автономность в использовании английского языка, креативность в решении различных задач средствами изучаемого языка и посредством новых информационных и телекоммуникационных технологий, требует по-новому подойти к содержанию и методике организации самостоятельной работы обучающихся, с тем, чтобы решать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. А эффект применения новых информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и самообразования зависит в наибольшей мере от медиакомпетентности учителя. Поскольку именно ему предстоит решать проблему оптимального сочетания новых информационных и телекоммуникационных технологий с различными видами учебной деятельности с целью повышения эффективности обучения.
Библиографический список
1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
2. Иванова Л. А. Медиаобразование подростков средствами видео на уроках французского. Теория и методика обучения иностранным языкам и медиаобразование. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 364 с.
3. Иванова Л. А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка); автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Иванова. Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 1999. 19 с.
4. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.