Научная статья на тему 'Понятие о личности в философско-религиозном наследии русского мыслителя А. С. Хомякова (1804 - 1860)'

Понятие о личности в философско-религиозном наследии русского мыслителя А. С. Хомякова (1804 - 1860) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / КРЕСТЬЯНЕ / ФИЛОСОФСКО-КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОБСТВЕННОСТЬ / БЫТИЕ / ПРАВО / ЧЕЛОВЕК / ДОСТОИНСТВО / PERSONALITY / SOCIETY / ECONOMY / MORALITY / PEASANTS / PHILOSOPHICAL AND CRITICAL APPROACH / PROPERTY / BEING / RIGHT / MAN / DIGNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сизинцев Павел Васильевич

Статья посвящена анализу философско-религиозного наследия русского мыслителя А.С. Хомякова с социально-антропологическим осмыслением всех элементов его произведений (с учетом привлеченных источников, рассматриваемых тенденций мышления, оценки применяемых им критериев, критического разбора его идей нравственности и соборности). Автором проведен историко-критический обзор понятия значимости личности в социально-философских представлениях А.С. Хомякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Title of the article: The concept of personality in the philosophical and religious heritage of the Russian thinker A. S. Khomyakov (1804-1860)

The article is devoted to the analysis of the philosophical and religious heritage of the Russian thinker A.S. Khomyakov with a social and anthropological understanding of all elements of his works (taking into account the sources involved, the considered tendencies of thinking, evaluation of the criteria used by him, critical analysis of his ideas of morality and sobornost). The author conducted a historical and critical review of the concept of the importance of personality in the socio-philosophical views of A.S. Khomyakov.

Текст научной работы на тему «Понятие о личности в философско-религиозном наследии русского мыслителя А. С. Хомякова (1804 - 1860)»

Понятие о личности в философско-религиозном наследии русского мыслителя А.С. Хомякова (1804 - 1860)

Сизинцев Павел Васильевич

кандидат богословия, выпускник аспирантуры МПДА, sizinpash@yandex.ru

Статья посвящена анализу философско-религиозного наследия русского мыслителя А.С. Хомякова с социально-антропологическим осмыслением всех элементов его произведений (с учетом привлеченных источников, рассматриваемых тенденций мышления, оценки применяемых им критериев, критического разбора его идей нравственности и соборности). Автором проведен историко-критический обзор понятия значимости личности в социально-философских представлениях А.С. Хомякова. Ключевые слова: Личность, общество, экономика, нравственность, крестьяне, философско-критический подход, собственность, бытие, право, человек, достоинство.

о

Е

в) ^

о

К числу публицистов, оказавших важнейшее влияние на русскую мысль в середине XIX столетия следует отнести мыслителя А.С. Хомякова. Были популярны его идеи о соборности и учение о христианской свободе, а радикальным отрицанием авторитета в церковной жизни, он сближался с учением об автономии мышления у немецких философов. Противовесом идеям А.С. Хомякова существовали публикации К.Н. Леонтьева (1831 - 1891), «русского Ницше», который, будучи консерватором, увидел в них апологетику либерализма, демократизма и проблем человеческой личности.

Значимость бытия человека в мире признавали еще древние философы, называя человека - микрокосм, и считая его живой моделью отражения многообразия космоса во вселенной. Но лишь в христианской антропологии было проявлено понятие важности человека как носителя личностных черт в своей природе, что выразилось в учении об обожении человека и спасении каждого лично. В античном мире эллинской философии учение о человеке его душе и лице не имело божественного основания. В Ветхом Завете термина «личность» как такового также не существовало, ибо человек заменялся там понятием «народа или общества», т.е. своеобразным понятием коллективной личности ветхозаветного социума. Поэтому только христианство стало воспринимать каждого человека лично, в нем стало возможно говорить о личном спасении, оно заставило осознать колоссальную значимость свободы, творчества, любви по отношению к каждому человеку. Согласно христианскому вероучению для Бога важен любой человек, ибо в каждом человеке находится и проявляется образ Божий, по которому он был сотворен.

Хомяковский концепт был основан на идее единства духовного опыта Православия и русской самобытности. По его представлениям человек есть творец, созданный по образу Божию, с полнотой эстетического созерцания цельности бытия в соответствии с духовным законом Бога. Он был представителем отечественного «любомудрия», русской самобытности. Любомудры хотели создать теорию, удовлетворяющую все духовные потребности человека, ставя каждодневной задачей сохранение «целостности» человека3. Любомудрами был предложен человек как творческое существо Божественного Творца, приводящего через красоту к Истине, и дарующего человеку гармоническую цельность бытия по пути духовного возрастания. Это не «закон рабства или наемничества, трудящегося за плату, но закон усыновления и свободной любви»4. Целостность для А.С. - сугубо личностный атрибут человека, форма его личностного бытия. Уникальность в современной антропологии личности имеет свой-

3 Краткий философский словарь. - М.:

физдат, 2010. - С. 202.

АСТ, СЛОВО, Полигра-

4 Хомяков А.С., Полное собрание сочинений: в 8 т. // Т. 2. - М. Университетская типография, 1886. - С. 21.

ства целостности, неделимости и идентичности человека. При этом эти свойства личности никоим образом не изменяются, ибо человеческая личность, или ее образ проявления - «ипостась не подвержена процессам созревания, старения, умирания»5. Человек олицетворяет собой образ Божий, в котором «тайна Троицы есть тайна единства в различии, и те, кто являют в себе Троицу, не приносят в жертву свои личностные свойства»6. При этом, целостность не разрушается свойствами самоотдачи человека и его жертвенной любви, но наоборот, проявляет жизнь человека. Для достижения этой полноты человек должен был сначала упорядочить свои мысли, желания и чувства, а затем, уже имея высокий уровень знаний, «вернуться к цельности восприятия»7 бытия.

Дабы усилить в себе личные качества, человеку следовало по мнению любомудров, достичь «цельности восприятия ребенка, не испорченного никакою схоласти-

смыслящая вера, есть акт свободы и непременно исходит из предварительного свободного исследования»12. При различных, внешних мирских причинах народ России может отклониться от пути к конечному благу и не выполнить возложенной на него Божественной миссии. Особая роль в бытии отводилась Хомяковым свободе, когда он писал, что «христианство во Христе есть не что иное как свобода во Христе»13. Потому что по его разумению «в делах веры принужденное единство есть ложь, а принужденное послушание есть смерть»14. Таким образом, очевидно подчеркивание философом нескольких личных черт присущих человеку - веры, свободы, творчества и любви.

Необходимо отметить, что А.С. Хомяков мог в пылу полемики писать с виду крамольные для своего времени вещи о том, что «Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина, и в то же

кой»8. Вершина развития человека виделась в обретении время жизнь христианина, внутренняя жизнь его»15. И од-

мировоззрения через постижение созданного Богом мира в состоянии созерцания, очищенного от страстей, сведенного к акту интеллектуальной интуиции. Поэтому религиозные концепции А.С. Хомякова включали в себя вопросы антропологии - такие как понятие взаимоотношения человека и церкви, соборности, личности человека, его отношения к внешнему миру и другим людям. Важно подчеркнуть, что это было для него «вроде Исповедания Веры. Оно содержит ответ на обвинения, делаемые Православию, и указания на его характер, в противоположности с характером Запада»9. Религиозное основание личности человека, с точки зрения А.С. Хомякова, это форма, дающая самосознанию человека определение его высших сил и целей. История России есть процесс православного бытия, выражающийся в постепенном проявлении полноты Святого Духа в церкви, глава которой Иисус Христос. Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону Божественного бытия. История русского народа по А.С. Хомякову представляла собой процесс проявления в народной жизни некой изначально присущей ему Божественной субстанции, духовного начала. Вера понималась как интуиция - «способность непосредственного понимания действительной жизненной реальности»10. Святость и разум ставились в прямое соответствие понятию единства всех членов православной церкви.

В основе религиозного мировоззрения А.С. Хомякова лежал провиденциализм, предполагающий предопределенность хода истории и событий отдельной человеческой личности согласно воле Бога. Ибо даже «апостолы свободное исследование дозволяли, даже вменяли в обязанность. Но святые отцы свободным исследованием защищали истины веры» и более того, «свободное исследование, так или иначе понятое, составляет единственное основание истинной веры»11. Однако в своём развитии русский народ должен еще научиться правильно пользоваться свободой и при этом не отступать от православной веры. Так как «всякое верование, всякая

5 Яннарас Х, Вера Церкви: введение в православное богословие. - М.: Центр по изучению религий, 1992. - С. 108-109.

6 Каллист (Уэр.), еп. Православная церковь. - М.: ББИ святого апостола Андрея, 2001. - С. 240.

7 Краткий философский словарь. - М.: АСТ, СЛОВО, Полигра-физдат, 2010. С. 202.

8 Там же.

9 Хомяков A.C., Полное собрание сочинений: в 8 Т. // Т. 8. - М.: Университетская типография, 1900. - С. 281-282.

10 Лосский Н.О., История русской философии. - М.: Академиче-

ский проект, Трикста, 2011. - С. 37.

новременно через десяток страниц он же мог утверждать, что тот, «кто ищет вне надежды и веры каких-либо иных гарантий для духа любви, тот уже рационалист»16. Он утверждал, что понимание подлинного бытия человека, невозможно вне веры в Бога на его пути постижения любви как божественного дара и условия достижения человеком состояния благодати. Это определило антропологию А.С. Хомякова и постижение им личностного бытия возможного только через соборное приобщение народа к Богу. Самобытность русской общественной организации, в основе которой было православие с его принципом решения теологических проблем на Вселенских соборах, выразилось в его учении в понятии «соборности» как гармоничной целостности бытия, человека, мира, церкви. Ибо «непогрешимость почиет единственно во вселенско-сти Церкви, объединенной взаимной любовью, и неизменяемость догмата, равно как и чистота обряда, вверены охране не одной иерархии, но всего народа церковного, который есть Тело Христово»17.

При этом Церковь «знает братство, но не знает подданства»18. Она призвана организовывать решения общественных и религиозных проблем в России всем миром. Это противоположно представительной демократии, основанной на юридических нормах. Религиозные взгляды на антропологию человека у А.С. Хомякова:

• базируются на православном учении о человеке, выражающемся в понятиях любви, свободы, совести, добра, и т.д.

• содержат анализ отличия человека как соборной религиозной личности в католическом, протестантском и православном мире.

Мыслитель считал, что церковный Собор выражает идею единства во множестве. Православная церковь, сочетая два принципа - свободу и единство, противоположна католической авторитарной церкви, где есть единство без свободы, и протестантской, где свобода без единства. Его взгляды формируют представление о человеке, имеющем призвание русского мессианства, в котором общность русского народа выражается в духовном

11 Хомяков A.C., Полное собрание сочинений: в 8 т. // Т. 8. - М.: Издательство Университетская типография, 1900. - С. 43.

12 Там же.

13 Хомяков A.C., Полное собрание сочинений: в 8 т. // Т. 2. - М.: Издательство Университетская типография, 1886. - С. 198.

14 Там же. - С. 199.

15 Хомяков A.C., Полное собрание сочинений: в 8 т. // Т. 8. - М.: Издательство Университетская типография, 1886-1906. - С. 59.

16 Там же. - С. 60.

17 Хомяков А.С., Полное собрание сочинений: 8 т. // Т. 2. - М.: Издательство Университетская типография, 1886-1906. - С. 69.

18 Там же. - С. 72.

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

единстве церкви. Церковь для философа есть духовный организм, целостная духоносная реальность, и все члены ее органически, а не внешне соединены друг с другом. Внутри соборного единства народа человеческая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, ибо единство стоит на самоотверженной любви. Именно при этом постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей церкви в целом, а не одному лицу. В центре идей А.С. Хомякова стоит более жизненное понимание догматов о Божественном бытии, учение о «соборности» как цельности и внутренней полноте церкви и человека, его познания и творчества, как метафизических принципов формирования бытия.

«Отдельная личность» человека по А.С. Хомякову якобы «есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад». В данной формулировке выражена типичная для его трудов эклектика и ничем не доказанное словосочетание. В чем выражено бессилие и по отношению к чему оно выражено А.С. Хомяков не пишет. По смыслу его контекста личность человека обособлена, и он самим фактом своей отдельности якобы изолирован от общества. Самостоятельность сознания философ в принципе не приемлет, как и его формы самосознания или подсознания. Для него сознание - это наслаждение, или разум в страданиях или восприимчивости. Причем, говоря с точки зрения формальной логики полный абсурд

- «сознание не сознает явления», мыслитель писал, что «сознание не отделяет себя от того, на что оно направлено», собирая в «одно целое» разум, волю, и объект восприятия. Ибо главное в рассуждениях А.С. Хомякова

— это целостность, доказательства существования которой, допускают даже абсурд и противоречия. В ходе его мыслей чувствуется неудовлетворенность современной ему жизнью, состоянием народа и отношением к нему его хозяев, очень близкие мыслям П.Я. Чаадаева. «Мы все, как общество, постоянные враги» России. «Мы иностранцы... потому что одуряем народ и в то же время себя лишаем возможности истинного просвещения»19. Существование же человека динамично, ибо он имеет потребность устремляться к Богу, актуализируя в этом свое личностное бытие. Но для сохранения стремления ему нужно состояние истинной веры, при котором его духовно-телесные силы сведены в живую цельность и крепкую волю. Вера есть познание жизни. Православие не подавляет личность, но способствует ее развитию, ибо церковь не авторитет, а Истина. В то же время, полное, без соборности проявление Божественной любви в отдельном человеке по А.С. Хомякову, невозможно, отсюда, «личность человека у Хомякова - не самодостаточна»20, как и ее личностное бытие, актуализирующее себя только в теле церкви. Суть понятия о Боге заключала в себе личное опытное ощущение его действия на человека, как предпосылку последующего откровения. «Высокое значение», - отмечал Ю.Ф. Самарин, - «которое человек. придает своей личности, основано на идее Промысла» и логически оправдано наличием Бога, который «каждого человека доводит до сознания нравственного призвания и личного долга. При этом человеческая жизнь слагается в разумное целое»21.

Идея А.С. Хомякова, заключается в попытке осмысления учения о человеке как венце творения и форме его

личностного бытия как соборности. Индивидуальное сознание католичества или протестантства неспособно, по его мнению, постигнуть Истину, и обусловлено рассечением целостной жизни духа, вероятностью ухода из бытия жизни в вере в небытие неверия. «Все глубочайшие истины мысли, вся высшая правда вольного стремления доступны только разуму, внутри себя устроенному в полном нравственном согласии с все сущим разумом, и ему одному открыты невидимые тайны вещей Божеских и человеческих»22. Человек же в своей жизни, постоянно балансирует между видами религиозного бытия: бытием, как данной Богом возможностью проживания времени в тварном мире и пространстве, Благо - бытием, как жизнью, стяжающей благо для себя, ближнего и всего окружающего мира и Бого - бытием, как высшей формой бытия человека в состоянии обожения в Боге и с Богом. Гарантом «истинности» веры для философа, являлась причастность индивидуального сознания к традициям православной веры, которые сохранились, в отличие от Европы, в общинной российской народной жизни. В то же время, от жизни, русской действительности, «оторвались все ее высшие представители, весь круг, в котором замыкается и сосредотачивается все внутреннее движение общественного тела, в котором выражается его самосознание»23. Примечательно, что мыслитель признает самосознание как таковое, но предпочитает относить его к органу общественного самоуправления народа - к общине. Гарантом воли, как творческой активности служили народные обычаи, руководившие жизнью общины. Но тогда и государство оказывалось чуждо традиционным формам, они вызывали раздражение у царской власти. Возможно это было потому, что «колыбелью Московии была не грубая доблесть норманнской эпохи, а кровавая трясина монгольского рабства». Московия «обрела силу лишь став виртуозом в мастерстве рабства» и продолжила «исполнять свою роль раба, ставшего рабовладельцем»24. Славянофильство было идеологическим обоснованием крепостничества, идеализируя достоинства старины и освящая скрытой патриархальностью крепостную эксплуатацию. Ведь прошлое изучать нельзя, по мнению А.С. Хомякова, ибо он писал, что «старую Русь надобно угадать». Важны не исторические свидетельства, а поверья и предания народа, но еще более - «самый дух жизни», который немыслимо познать, но можно чувствовать, угадывать, хотя и нельзя «заключить в определения». «Соборный разум» у Хомякова превращается в культ безликого коллектива, чей «всецелый», разум как совокупность индивидуальных мышлений, может достичь знания, истины, в коллективном ее ощущении. Поэтому надо отказаться от самосознающей индивидуальной рефлексии самосознания собственного «Я» человека, отринуть рациональный путь самоопределения и личных свойств, чтобы в итоге слиться с ценностями крестьянской общины. «Наука должна расширять область человеческого знания.но она должна помнить, что ей самой приходится многому учиться у жизни.Надобно узнать, полюбить жизнь, которую мы хотим обогатить наукой»25. Тогда якобы будет возвращение человеку гармонии, и покоя, вытекающих из непоколебимости христианской веры и традиций, ставших органичной частью его внутреннего мира.

19 Чаадаев П.Я., Сочинения. - М.: Правда, 1989. - С. 9.

20 Холодный В.И., А.С. Хомяков и современность: зарождение и перспективы соборной феноменологии. - М.: Издательство Академический проект, 2004. - С. 107.

21 Самарин Ю.Ф, Собрание сочинений: в 6 Т. // Т. 6. - М.: 1887 -С. 488-505, 507.

22 Хомяков А.С., Полное собрание сочинений: 8 т. // Т. 1. - М.:

Университетская типография, 1900. - С. 282.

23 Хомяков А.С., Всемирная задача России. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - С. 585.

24 Янов А.Л., Россия у истоков трагедии 1462 - 1584. - М.: Прогресс, 2001. - С. 23-24.

25 Хомяков А.С., 2004. - С. 53.

Избранные статьи и письма. - М.: Городец,

По метафизике всеединства любое «отвлеченное», в том числе личностно-человеческое начало, имеющее собственный онтологический статус и самодостаточное бытие, сознательно отторгающее себя от целого - общины, этноса, государства - есть, якобы, неподлинное бытие, причем, не просто ложное, но являющее собой экзистенциальную угрозу всеединству и вселенской теократии. А.С. Хомяков пытался рассмотреть человека в его нравственности, определить черты его религиозной сущности - любви, творчества, самосознания, свободы во Христе взамен индивидуального бытия в соборной форме бытия. Это личностные характеристики, выраженные терминологией в дискурсе соборности. Соборность понимается как свободное единство членов Церкви в деле совместного осознания ими правды и поиска пути к спасению, основанное на любви к Христу и божественной праведности.

Литература

1. Хомяков А.С., Полное собрание сочинений: в 8 т. // Т. 2. - М.: Университетская типография, 1886. - 482 с.

2. Хомяков A.C., Полное собрание сочинений: в 8 т. // Т. 8. - М.: Университетская типография, 1900. - 543 с.

3. Хомяков А.С., Полное собрание сочинений: 8 т. // Т. 1. - М.: Университетская типография, 1900. - 417 с.

4. Хомяков А.С., Всемирная задача России. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 784 с.

5. Хомяков А.С., Избранные статьи и письма. - М.: Городец, 2004. - 472 с.

6. Чаадаев П.Я., Сочинения. - М.: Правда, 1989. -656 с.

7. Каллист (Уэр.), еп. Православная церковь. - М.: ББИ святого апостола Андрея, 2001. - 376 с.

8. Краткий философский словарь. - М.: АСТ, СЛОВО, Полиграфиздат, 2010. - 479 с.

9. Лосский Н.О., История русской философии. - М.: Академический проект, Трикста, 2011. - 560 с.

10. Самарин Ю.Ф., Собрание сочинений: в 6 т. // Т. 6.

- М.: Издание Д. Самарина, 1887. - 562 с.

11. Холодный В.И., А.С. Хомяков и современность: зарождение и перспективы соборной феноменологии. - М.: Академический проект, 2004. - 528 с.

12. Яннарас Х., Вера Церкви: введение в православное богословие. - М.: Центр по изучению религий, 1992.

- 232 с.

13. Янов А.Л., Россия у истоков трагедии 1462 - 1584.

- М.: Прогресс, 2001. - 559 с.

Title of the article: The concept of personality in the philosophical and religious heritage of the Russian thinker A. S. Khomyakov (1804-1860) Sizintsev P.V.

MPAA

The article is devoted to the analysis of the philosophical and religious heritage of the Russian thinker A.S. Khomyakov with a social and anthropological understanding of all elements of his works (taking into account the sources involved, the considered tendencies of thinking, evaluation of the criteria used by him, critical analysis of his ideas of morality and sobornost). The author conducted a historical and critical review of the concept of the importance of personality in the socio-philosophical views of A.S. Khomyakov. Keywords: Personality, society, economy, morality, peasants, philosophical and critical approach, property, being, right, man, dignity. References

1. Khomyakov A.S., Complete Works: in 8 vols. // T. 2. - M .:

University Printing House, 1886. - 482 p.

2. Khomyakov A.C., Complete Works: in 8 vols. // T. 8. - M .:

University Printing House, 1900. - 543 p.

3. Khomyakov A.S., Complete Works: 8 vols. // T. 1. - M .: University

Printing House, 1900. - 417 p.

4. Khomyakov AS, The global task of Russia. - M .: Institute of

Russian Civilization, 2008. - 784 p.

5. Khomyakov AS, Selected articles and letters. - M .: Gorodets, 2004

.-- 472 p.

6. Chaadaev P.Ya., Works. - M .: Pravda, 1989 .-- 656 p.

7. Callist (Ware.), Ep. Orthodox Church. - M .: BBI of the Holy Apostle

Andrew, 2001 .-- 376 p.

8. A brief philosophical dictionary. - M .: AST, WORD, Polygraphizdat, 2010 .-- 479 p.

9. Lossky N.O., History of Russian philosophy. - M.: Academic project, Triksta, 2011 .-- 560 p.

10. Samarin, Yu.F., Collected Works: 6 vols. // T. 6. - M .: Edition of D. Samarin, 1887. - 562 p.

11. Cold V.I., A.S. Khomyakov and modernity: the origin and prospects of conciliar phenomenology. - M.: Academic project, 2004. - 528 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Yannaras H., Faith of the Church: an introduction to Orthodox theology. - M.: Center for the Study of Religions, 1992. - 232 p.

13. Yanov A.L., Russia at the origins of the tragedy of 1462 - 1584. -M .: Progress, 2001. - 559 p.

Р

m

5

m

X

X

о

m

m

й

А

О

X

£

m

О

X

О

m

О

Dl

n

А

ы

о

и

А

X

X

m

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.