УДК 7.011
ПОНЯТИЕ «НАСМОТРЕННОСТЬ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЦИФРОВОМ
ЛАНДШАФТЕ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ И КОНТЕКСТ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Мазова Екатерина Валерьевна,
кандидат искусствоведения, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Гончар Анна Александровна, студентка 5 курса направления подготовки «Графика» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Статья посвящена исследованию понятия «насмотренность» в цифровом терминологическом поле креативных профессий. В рамках исследования рассматривается профессиональная терминология, сформировавшаяся вокруг визуального контента в современном цифровом ландшафте. Выясняется объем, содержание и контекстуализация употребления слова «насмотренность». Исследуются материалы публицистических и научных Интернет-текстов, а также квалификационные требования в описании вакансий. В ходе исследования рассматривается этимология и семантика термина «насмотренность», а также синонимичные ему понятия. Структуризируются имеющиеся данные, на основе которых происходит выделение основных характеристик термина. В итоге формулируется объективное заключение на основании проведенного исследования.
Ключевые слова: насмотренность, эстетический опыт, визуальные наблюдения, визуальная культура, креативные профессии, профессиональная терминология.
Annotation. The article is devoted to the study of the concept of «aesthetic experience» in the digital terminological field of creative professions. The study examines the professional terminology that has formed around visual content in the modern digital landscape. The volume, content and contextualization of the use of the word «aesthetic experience» are clarified. Materials from journalistic and scientific Internet texts are examined, as well as qualification requirements in job descriptions. The study examines the etymology and semantics of the term «aesthetic experience», as well as concepts synonymous with it. The available data is structured, on the basis of which the main characteristics of the term are identified. As a result, an objective conclusion is formulated based on the conducted research.
Key words: aesthetic experience, visual observation, visual culture, creative professions, professional terminology.
Постановка проблемы. Постоянное расширение лексикона отражает многообразие и скорость социокультурных процессов, сопровождающих развитие общества. Рост технологических возможностей, реализующийся в появлении новых материалов, технологий, практик коммуникации и сфер деятельности, оказывает непосредственное влияние на трансформации языка. Изучение терминологического статуса новых понятий не всегда успевает за темпами словообразования вследствие характерной скорости развития цифровых технологий, нуждающихся в описании новых профессиональных навыков и действий в актуальной практике. Востребованность конкретизации употребления терминов и понятий в пространстве современного цифрового ландшафта обоснована изобилием материалов и форм, в которых информация предоставляется по запросу пользователей глобальной сети Интернет.
Настоящая статья имеет целью исследование понятия «насмотренностъ» в цифровом терминологическом поле креативных профессий. К задачам статьи относится выяснение объема, содержания и контекстуализации употребления слова «насмотренность» на материале публицистических и научных Интернет-текстов, а также квалификационных требований в описании вакансий в области цифровых специальностей; структуризация имеющихся данных и формулировка объективного заключения на основании проведенного исследования.
Предметом исследования выступает понятие «насмотренность» в профессиональном контексте его использования, объектом исследования является профессиональная терминология, сформировавшаяся вокруг визуального контента в современном цифровом ландшафте.
Изложение основного материала. 21 век — время непрекращающегося технологического прогресса, характеризующегося, главным образом, постоянными видоизменениями рельефа цифрового ландшафта. Стремительная динамика эволюции электронных систем, программ и данных приводит к ускорению трасформации разных аспектов человеческой жизни, как личных, так и профессиональных. Растет число специализаций, базовым требованием которых является работа с цифровыми технологиями и виртуальным пространством, вследствие чего происходит постоянная актуализация профессиональной терминологии, позволяющей продуктивно осуществлять рабочую коммуникацию.
В фокусе внимания данного исследования находится терминология, сформировавшаяся, в первую очередь, вокруг визуального контента. Актуальность исследования этого раздела профессиональной терминологии объясняется тем, что человек в современном мире постоянно окружен огромным количеством информации, большая часть которой является визуальной. Эта информация поступает непрерывно и является формообразующей для субъективного опыта человека на образовательном, психоэмоциональном, коммуникативном, идентификационном уровнях, требуя понятийного аппарата для продуктивной обработки. Необходимость анализировать и описывать новую профессиональную терминологию в области визуальных искусств объясняется отсутствием конкретики в определениях близких понятий, что способно осложнять интерсубъективное взаимодействие. Проблема специализации лексикона творческих практик имеет свою историю. Так, еще в начале 20 века французский поэт и философ Поль Валери писал о необходимости создания «специального языка» для визуальных искусств, который мог бы полно и емко объяснить явления этой области знаний: «Язык страны искусств засорен метафизикой, которая слишком тесно переплетается с чисто профессиональными понятиями <...> тяготеет к вечной неточности и непреодолимой двусмысленности» [9].
Данная статья ставит цель изучения понятия «насмотренность», первоначально возникшего в статусе профессионализма и постепенно вошедшего в повседневную речь. Эту тенденцию отражают данные поисковых запросов в сервисе Google за последние 10 лет: так, если сравнить динамику популярности поисковых запросов, включающих слово «насмотренность» за период 2013-2023 гг., станет очевиден рост интереса к данному термину. Более того, на сегодняшний день наиболее популярной формулировкой запроса в поисковой системе Google является: «насмотренность это», требующая разъяснения понятия [12]. Поисковая система Яндекс дает статистику о 5 872 показах результатов на запросы со словом «насмотренность» в месяц [10]. В настоящем исследовании в центре внимания находится определение объема и содержания понятия «насмотренность» на материале результатов поискового запроса данного слова в системе Яндекс: это позволило сформировать представление о сведениях, получаемых пользователями сети об этом термине.
Динамика популярности
Google Trends
• насмотренность
100
75 50 25
1янв. 201.- 1 окт, 2020 г.
По всему миру. 01.01.2013 - 10.10.2023. Веб-поиск.
Рисунок 1. Динамика популярности поисковых запросов с термином «насмотренность». 2023.
Обращение к поисковым системам для изучения результатов выдачи по определенному запросу необходимо, поскольку именно цифровое пространство занимает ведущие позиции в формирования образа того или иного понятия в массовом общественном сознании. Обращение к поисковому сервису с целью выяснить значение слова является доминирующим способом решения данной проблемы для владельцев персональных компьютеров и мобильных устройств.
При выполнении запроса по ключевому слову «насмотренность» в поисковой системе Яндекс пользователь сталкивается с двумя видами статей: описательного характера (раскрывающими содержание данного термина) и рекомендательного характера (дающими инструкции по утилитарному применению навыков, описанных данным термином). Предмет настоящей статьи ограничивает информационное поле публикациями первого типа, имеющими аналитический характер. По усредненному описанию, почерпнутому из этих информационных материалов, понятие «насмотренность» означает совокупный визуальный опыт человека. Кроме того, отмечается, что это в большей степени навык, чем характеристика. Так, в статье «Что такое насмотренность и как ее развивать» автор дополняет определение фразой «помогает понимать, что хорошо, а что плохо» (очевидно, в контексте визуальной культуры и искусства) [8].
Значение насмотренности в современном мире постулируется как основополагающая компетенция для представителей креативных профессий (в первую очередь, работающих в цифровой среде): в публикации «Насмотренность: грамотность 21 века» утверждается, что это навык, необходимый создателям визуального контента: стилистам, дизайнерам, фотографам, сторимейкерам и другим. При этом отмечается, что насмотренность широко применима в повседневной жизни человека [2].
В ряде статей насмотренность отнесена не к корпусу профессиональных квалификаций, акт. наз. «Soft Skills» — надпрофессиональным навыкам, развитие которых рекомендуется специалистам всех направлений [6]. Здесь следует обратиться к данным крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента «HeadHunter». Если использовать термин «насмотренность» в качестве ключевого слова, то выборка
предложит порядка одной тысячи (978) вакансий, создатели которых указали эту характеристику в числе значимых требований к потенциальным сотрудникам; и порядка восьми тысяч двухсот (8 179) резюме от соискателей с упоминанием данного термина в списке своих специальных навыков. Проанализировав контекст и профессии, в связи с которыми используется слово «насмотренность», находим подтверждение принадлежности понятия терминологическому полю креативных профессий: дизайнеров, продюсеров съемок, операторов, 1Т-рекрутеров, SMM-специалистов, маркетологов, контент-менеджеров [11].
Этимология слова «насмотренность» обычно поясняется через аналогию со словом «начитанность». Отмечается сходство не только модели словообразования, но и семантических аспектов обоих терминов: отмечается, что недостаточно прочесть много слов или просмотреть много визуального контента, необходимо осмыслить его и научиться применять различные «насмотренные» аспекты [2]. Русская модель словообразования обособляет понятие «насмотренность» от массива преимущественно заимствованных и адаптированных неологизмов в современной профессиональной цифровой среде.
Представляет интерес, что в некоторых статьях озвучены сомнения в адекватности существования данного термина и даже теоретической возможности использования его в серьезных академических работах. Данный факт обосновывается отсутствием понятия «насмотренность» в толковых словарях (безусловно, как и многие неологизмы, его не найти у С.И. Ожегова или В.И. Даля). Однако этот термин все же находится на страницах издания «Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века» (2014 г.). В нем мы можем прочесть конкретное определение и ознакомиться с примерами употребления данного слова еще в конце 20 века. Формулировка понятия «насмотренность» в словарной статье такова: «это профессиональный и зрительский опыт, приобретенный в результате просмотра большого количества фильмов, произведений искусства, передач и т.п., как показатель широкой эрудиции или компилятивности в творчестве (проф.)» [5]. Стоит отметить, что современная трактовка и контекст использования данного термина видоизменились, отвечая актуальным требованиям цифрового общества в реалиях обновленного профессионального ландшафта.
На сегодняшний день можно заметить, что список синонимичных понятий у термина «насмотренность» довольно велик. С определенной частотой упоминаются «визуальный опыт», «визуальное запоминание», «художественная интуиция», «чувство вкуса, стиля» и даже «наметанный глаз». К наиболее точным профессиональным терминам можно отнести понятие «визуальная грамотность», которое, как и «насмотренность» было сформулировано и образовано по аналогии с читательской грамотностью. Другими близкими к данному термину словосочетаниями, отражающими отдельные его аспекты, являются «aesthetic observation» (эстетические наблюдения), «visual thinking» (визуальное мышление), «artist-еуе» (глаз художника) и «aesthetic experience» (эстетический опыт). Большая часть этих терминов характеризует только часть смыслов, вкладываемых в комплексное понятие «насмотренность»: преимущественно они описывают перцепцию визуальной информации, восприятие прекрасного или конкретное практическое умение. Так, в философских текстах встречаем понятие «aesthetic experience» (эстетический опыт) в разных контекстах: будь то умение отличать «высокое» искусство от «популярного» или аргументация важности чувственного восприятия мира в целом. В любом случае, эстетический опыт является фактом частного, индивидуального переживания человеком некоторого объекта, как правило, произведения искусства или какого-либо аспекта природы [13]. В отличие от «эстетического опыта», «насмотренность» характеризуют как аналитическую, систематически-накопительную, преимущественно целенаправленную деятельность.
Проанализировав презентацию понятия «насмотренность» в актуальном цифровом инфополе, необходимо осветить ранее не затронутую область бытования данного термина, которой является академическая среда: научные статьи и публикации. В российской научной электронной библиотеке eLibrary.ru опубликована одна тысяча восемьдесят восемь статей (по состоянию на 12.10.2023 г.), чье название, перечень ключевых слов или основной текст содержит слово «насмотренность». Наиболее раннее
использование термина отмечено в автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук за 1991 год (Скворцова И.А., «Ценностные ориентации в сфере искусства как фактор формирования социально-активной позиции старшеклассников», 1991 г.), однако большая часть публикаций приходится на последние пять лет.
Контекст использования понятия «насмотренность» в научных материалах в целом совпадает с очерченным ранее профессиональным ареалом. Ведущие позиции в тематическом диапазоне статей занимают публикации в области визуальных искусств и образовательного процесса подготовки специалистов в области изобразительного искусства и дизайна. В публикациях акцентирована связь термина «насмотренность» и художественного вкуса, общего образовательного уровня, эрудиции, понимания современных тенденций развития визуальной культуры в целом. Ряд авторов предлагают рассматривать насмотренность как способность к генерации быстрого оценочного суждения на основе богатого опыта восприятия визуальных объектов высокого качества, уточняя, что этот процесс не интуитивный, а осознанный, хотя и автоматизированный [4].
Интересен ракурс восприятия понятия «насмотренность», предложенный традиционным декоративно-прикладным искусством: исследователь Федотова О. В., хотя и утверждает, что данный термин не встречается в профессиональной лексике, предлагает использовать его во время обучения народным художественным промыслам, рассматривая насмотренность как культуру визуального восприятия, коммуникативно-интеллектуальное качество, позволяющее находить и трансформировать информацию об окружающем мире под собственный замысел [7].
Очень тесно в научных статьях связаны понятия визуального опыта, креативности и генерации идей. Наблюдение за визуальными образцами высокого качества, новыми трендами в визуальной культуре, по мнению исследователей, приводит к формированию авторского языка и собственным открытиям через обработку потока входящих образов [1].
Здесь можно заметить, что термин «насмотренность» за пределами своей профессиональной специализации затронул такие области знаний, как реклама и маркетинг — близкие визуальному искусству, но выходящие за ее пределы. Тренды и мода составляют необходимый субстрат маркетинговых стратегий, поскольку диктуются не только специалистами области, но и потребителями. Последнее приводит к пониманию значения не только «профессиональной» насмотренности, но и массовой. Насмотренность повышает общий уровень образованности потребителя, помогает ему находить более выгодные предложения, видеть маркетинговые инструменты, что трансформирует стратегии в более нативные [3]. Маркетинг, в свою очередь, открывает термину «насмотренность» дорогу в «большой мир». Даже в академической среде термин «насмотренность» обнаруживается в совершенно неожиданном контексте, например, внутри лингвистических, стоматологических, таможенных и прочих, не связанных с визуальной культурой напрямую, научных публикациях. Данное явление подтверждает выводы о распространении термина «насмотренность», расширении контекста его употребления за пределы строго профессионального визуального и цифрового ландшафта.
Почему это происходит? Одной из главных характеристик 21 века и цифрового общества стала выраженное визуальное доминирование в информационно-коммуникационных стратегиях. Количество визуального контента преобладает над иными форматами подачи информации: текстуальными, аудиальными и кинестетическими. Эта тенденция отражена в лингвистических изменениях: возникновению и популяризации понятия «насмотренность» по аналогии с утрачивающей широту словоупотребления «начитанностью».
Выводы. На основании проведенного исследования можно сделать ряд заключительных утверждений.
Понятие «насмотренность» в сетевых профессиональных текстах в большей степени описывает навык, чем характеристику. В профессиональном цифровом ландшафте этот навык формируется с осознанным намерением, отмеченным постоянным анализом и изучением поступающих визуальных данных высокого качества, в то время как в
бытовом понимании термина это может быть фоновое, неосознанное восприятие и запоминание визуального контента на протяжении жизни человека.
Статистические данные сетевых поисковых запросов по ключевым словам свидетельствуют об актуальности термина «насмотренность» и прогнозируемом росте распространенности данного понятия в ближайшие годы. Уже сейчас можно наблюдать процесс легитимизации термина, расширяющего свое присутствие в научных текстах и описаниях квалификационных требований. Контекст применения понятия «насмотренность» в цифровой среде в основном сконцентрирован в области визуальной культуры, однако ежегодно радиус его использования увеличивается, проникая в другие профессиональные сферы и активизируясь в массовом словоупотреблении.
Список литературы:
1. Гурьянкина, Е.А. Определяющие факторы развития креативности для специалистов PR / Е.А. Гурьянкина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2018. - № 32 (218). - С. 34-35. - URL: https://moluch.ru/archive/218/52295/ (дата обращения: 02.10.2023).
2. Константинова, О. Насмотренность: грамотность 21 века / О. Константинова // 4Brain: [сайт], 2012. - URL: https://4brain.ru/blog/nasmotrennost-gramotnost-21-veka/ (дата обращения: 10.10.2023).
3. Котова, А.Н. Экосистемная геймификация как маркетинговый инструмент привлечения новых пользователей / А.Н. Котова, А.Л. Горчакова, Е.В. Сумарокова. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 5 (452). - С. 217-219. - URL: https://moluch.ru/archive/452/99644/ (дата обращения: 02.10.2023).
4. Нехвядович, Л.И. Развитие визуальной культуры как условие формирования профессиональной компетентности студентов творческих направлений подготовки / Л.И. Нехвядович, Ю.В. Кирюшина, О.А. Шелюгина // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6(67). - С. 305-306. - EDN YKWLCI.
5. Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века: в 3 т. / [сост. Т.Н. Буцева, Е.Н. Геккина, Ю.Ф. Денисенко, О.М. Карева, А.Ю. Кожевников, Н.А. Козулина, Е.А. Левашов, С.Д. Левина, Ю.С. Ридецкая, Е.П. Снегова, Н.Г. Стулова, Е.Н. Шагалова]; под ред. Т.Н. Буцевой (отв. ред.) и Е.А. Левашова; Ин-т лингвистических исследований РАН. - Т. 2: Клиент-банк -Паркетный. - СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2014. - 1392 с.
6. Трофимова, В. Что такое насмотренность и почему она может быть полезна не только дизайнерам / В. Трофимова // Habr: [сайт], 2006. - URL: https://habr.com/ru/articles/734482/ (дата обращения: 10.10.2023).
7. Федотова, О.В. Насмотренность как одно из условий создания творческого образа в профессиональном образовании в традиционных художественных промыслах / О.В. Федотова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 3(38). -С. 82-91. - DOI 10.24412/2619-1504-2021-38-80-88. - EDN OLHRSF.
8. Швецова, Т. Что такое насмотренность и как ее развивать / Т. Швецова // Unisender: Блог. Unisender: [сайт], 2008. - URL: https://www.unisender.com/ru/blog/sovety/chto-takoe-nasmotrennost-i-kak-ee-razvivat/ (дата обращения: 10.10.2023).
9. Эдгар Дега: Письма. Воспоминания современников / [В. Прокофьев и др.]; под ред. И.Я. Цагарелли. - Москва: Издательство «Искусство», 1971. - 304 с.
10. Яндекс подбор слов: сайт. - 2008. - URL: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 10.10.2023).
11. HeadHunter: сайт. - 2000. - URL: https://hh.ru/ (дата обращения: 10.10.2023).
12. Google Trends: сайт. - 2006. - URL: https:// trends.google.com/ (дата обращения: 10.10.2023).
13. Peacocke, Antonia, "Aesthetic Experience", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2023 Edition), Edward N. Zalta & Uri Nodelman (eds.). - URL: <https://plato.stanford.edu/archives/spr2023/entries/aesthetic-experience/>.