Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как фактор творческого развития будущих художников церковно-исторической живописи '

Самостоятельная работа как фактор творческого развития будущих художников церковно-исторической живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / творческое развитие / художник церковно-исторической живописи / проектирование / насмотренность / зарисовки. / independent work / creative development / artist of church-historical painting / design / viewing / sketches.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костычева И.В.

В статье рассматривается проблема содержания самостоятельной работы как фактора творческого развития личности будущих художников церковно-исторической живописи, стремящихся к профессиональной компетенции. Обосновывается идея о том, что в процессе подготовки будущих художников насмотренность играет важную роль в их творческом развитии. Описаны содержание и виды самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы проектирования и макетирования», которые необходимы для творческого развития и формирования профессиональных компетенций будущего художника. Обобщен практический опыт организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Основы проектирования и макетирования», обучающихся на специальности 54.05.02 «Живопись» (церковно-историческая живопись) в Высшей школе народных искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костычева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent work as a factor of creative development of future artists of church-historical painting

The article deals with the problem of the content of independent work as a factor of the creative development of the personality of future artists of church-historical painting, striving for professional competence. The author substantiates the idea that in the process of training future artists, watching plays an important role in their creative development. The content and types of independent work on the academic discipline «Fundamentals of design and layout», which are necessary for the creative development and formation of professional competencies of the future artist, are described. The practical experience of organizing independent work of students in the academic discipline «Fundamentals of design and layout», studying in the specialty 54.05.02 «Painting» (church historical painting) at the Higher school of folk arts, is summarized.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как фактор творческого развития будущих художников церковно-исторической живописи »

УДК 75.056+37.026.7

Костычева И.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры лаковой миниатюрной живописи ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова д.2, лит. A., e-mail: Kosty4eva@gmail.com

Kostycheva I. V., PhD in Pedagogy, associate professor of lacquer miniature painting, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, nab. Griboyedov canal embankment, 2A., e-mail: Kosty4eva@gmail.com

Самостоятельная работа как фактор творческого развития будущих

художников церковно-исторической живописи Independent work as a factor of creative development of future artists of

church-historical painting

Аннотация. В статье рассматривается проблема содержания самостоятельной работы как фактора творческого развития личности будущих художников церковно-исторической живописи, стремящихся к профессиональной компетенции. Обосновывается идея о том, что в процессе подготовки будущих художников насмотренность играет важную роль в их творческом развитии. Описаны содержание и виды самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы проектирования и макетирования», которые необходимы для творческого развития и формирования профессиональных компетенций будущего художника. Обобщен практический опыт организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Основы проектирования и макетирования», обучающихся на специальности 54.05.02 «Живопись» (церковно-историческая живопись) в Высшей школе народных искусств.

Ключевые слова: самостоятельная работа, творческое развитие, художник церковно-исторической живописи, проектирование, насмотренность, зарисовки.

Abstract. The article deals with the problem of the content of independent work as a factor of the creative development of the personality of future artists of church-historical painting, striving for professional competence. The author substantiates the idea that in the process of training future artists, watching plays an important role in their creative development. The content and types of independent work on the academic discipline «Fundamentals of design and layout», which are necessary for the creative development and formation of professional competencies of the future artist, are described. The practical experience of organizing independent work of students in the academic discipline «Fundamentals of design and layout», studying in the specialty 54.05.02 «Painting» (church historical painting) at the Higher school of folk arts, is summarized.

Keywords: independent work, creative development, artist of church-historical painting, design, viewing, sketches.

В учебном плане специальности 54.05.02 Живопись (церковно-историческая живопись), помимо аудиторной нагрузки, большое количество часов отведено для самостоятельной работы студентов, которая играет важную роль в развитии познавательных способностей, в т.ч. творческого потенциала. Особое внимание необходимо уделить выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы проектирования и макетирования», т.к. результатом обучения является создание новых художественно-творческих композиций в области палехской лаковой миниатюрной живописи.

Цель статьи - описание разработанного алгоритма организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы проектирования и макетирования», который позволяет успешно выстроить индивидуальный путь к профессиональной компетентности каждого студента.

Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства ориентировано на развитие таких качеств, как познавательная активность, самостоятельная творческая деятельность, навык проблемно-поисковой и научно-исследовательской деятельности. Это предполагает формулировку основных педагогических задач:

1. Научить студентов организовывать самостоятельную деятельность так, чтобы часть полученных знаний, умений и навыков была результатом собственных поисков. Поиски должны быть организованы по определённому алгоритму и находится под контролем преподавателя.

2. Сформировать у студентов представление о том, что палехская лаковая миниатюрная живопись - особый художественный язык, для освоения которого необходимо опираться на опыт художников прошлых поколений, лучшие произведения древнерусской живописи и работы художников -основателей палехской артели древней живописи, соединивших традиции иконописи и светской живописи в лаковой миниатюре Палеха.

3. Создать доброжелательную атмосферу увлеченности творческим процессом, мотивирующую студентов к проявлению познавательной активности и поисковой деятельности в работе над композицией.

4. Организовать обучение на основе индивидуального подхода таким образом, чтобы целенаправленно способствовать развитию каждогостудентов, независимо от индивидуальных особенностей и базового уровня художественной подготовки.

5. Сформировать потребность постоянного самосовершенствования и желания творчески развиваться на протяжении всего жизненного и творческого пути.

Методологическую основу организации самостоятельной работы студентов может составить системно-деятельностный подход, разработанный в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова, Д.Б. Эльконина. [10; 3; 1; 7; 4]. На данном подходе строится организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы проектирования и макетирования» в Высшей школе народных искусств

(академии). Под самостоятельной работой студентов автор статьи подразумевает целенаправленную и систематическую деятельность обучающихся, контролируемую преподавателем, но выполненную без его непосредственного участия.

Цель самостоятельной работы - накопление опыта практической деятельности, закрепление, углубление и расширение приобретенных базовых знаний, умений и навыков, полученных во время аудиторных занятий, в также творческое развитие личности.

Творчество - деятельность, результатом которой становится создание новых материальных и нематериальных ценностей [5, с. 474]. Для будущего художника церковно-исторической живописи к приоритетным творческим качествам можно отнести способность находить новые идеи художественно-композиционного решения с учетом традиционной стилистики палехской миниатюрной живописи.

Творческие способности напрямую связаны с воображением, разносторонним развитием личности, его уровнем насмотренности. Чем больше человек видел и знает, тем проще ему посмотреть на проблему исследования с разных сторон. Невозможно не согласится с мнением ученых о том, что: «воображение - ежедневный исследовательский, познавательный труд» [16, с. 116].

В программе учебной дисциплины «Основы проектирования и макетирования» предусмотрены виды самостоятельной работы: сбор теоретического и иллюстративного материала по теме композиции, анализ, систематизация и обобщение произведений художников-миниатюристов, работавших в данной тематике, выполнение зарисовок с произведений выдающихся палехских художников.

Проанализируем алгоритм выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы проектирования и макетирования» (схема 1).

Для создания высокохудожественных произведений палехской лаковой миниатюрной живописи необходимо понимание сущности этого вида искусства, знание произведений художников, композиционных и колористических решений. М.А. Некрасова подчеркивала, что «современное искусство лаковой миниатюры Палеха представляет собой художественную ценность в том случае, когда выстраивается на основе своего богатого художественного наследия» [13, с. 425]. Чтобы иметь багаж таких знаний необходимо изучение произведений палехской лаковой миниатюрной живописи, который формируется через насмотренность.

Одним из важных факторов творческого развития является формирование высокого уровня насмотренности. Люди творческих профессий используют насмотренность для формирования вкуса, стиля, стимуляции творческого процесса.

Расширение кругозора

Просмотр, анализ, систематизация и обобщение

высокохудожественных произведений художников палехской лаковой миниатюрной живописи, работавших в данной тематике

Развитие насмотренности визуального опыта в области лаковой миниатюрной живописи Палеха.

> Выполнение зарисовок с миниатюрных работ Палеха

Формирование навыка свободного владения рисунком

Творческое развитие будущих художников церковно-исторической живописи формирование творческих умений: наблюдать, анализировать, сопоставлять, синтезировать, преобразовывать обобщенные опорные знания; овладение творческим опытом художников предыдущих поколений; формирование чувства стиля палехской лаковой миниатюрной живописи; развитие способности отличить высокохудожественное произведение от заурядного; развитие самостоятельности в определении образцов для выполнения зарисовок к композиции;

расширение вариативности предлагаемых композиционных решений; формирование высокого уровня познавательной активности;

расширение творческого потенциала и способности генерировать новые идеи на основе собственного визуального и художественного опыта.

Схема 1. Алгоритм творческого развития художника церковно-исторической живописи в процессе самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы

проектирования и макетирования»

Важную роль насмотренностн в творческом развитии художника традиционных художественных промыслов подчёркивает О.В. Федотова, которая считает, что «насмотренность можно рассматривать, как культуру визуального восприятия и коммуникативно-интеллектуальное качество, позволяющее находить и трансформировать информацию под собственный замысел» [15, с. 86]. В данной статье под термином «насмотренность» понимается навык визуального опыта в художественной культуре палехской лаковой миниатюрной живописи.

Результаты насмотренностн:

- развитие творческих способностей, выражающихся в умении генерировать творческие идеи на основе собственного визуального и личного художественно-практического опыта;

- сформированность чувства стиля палехской лаковой миниатюрной живописи, понимание его значимости этого художественного наследия;

умение отличить хорошее произведение от заурядного и посредственного.

Самостоятельная работа студентов церковно-исторической живописи предполагает изучение высокохудожественных произведений палехской лаковой миниатюрной живописи и формирования электронной папки с лучшими работами художников Палеха. Начинающему художнику необходимо осознанно и целенаправленно осваивать художественное наследие, накапливать образы и идеи, которые помогут генерировать собственные творческие решения.

Как показывает практика освоения содержания дисциплины «Основы проектирования и макетирования» творческий процесс запускается быстрее у тех студентов, у которых сформирован высокий уровень насмотренностн и навык свободного рисования элементов в палехском стиле. Такие студенты прекрасно умеют синтезировать уже известные достижения в области палехского искусства с современными темами, сохраняя стилистические традиции искусства Палеха, придавая им современное звучание.

Другим важным фактором творческого развития художника церковно-исторической живописи является формирование навыка свободного владения рисунком. Навык свободного владения рисунком в стилистике палехского искусства - это способность выполнять горки, деревья, воду, облака, драпировки, фигуры людей и животных автоматически, не прибегая к просмотру альбомов с репродукциями как иллюстративной подсказке.

Этого можно добиться путем выполнения зарисовок, многократного копирования элементов высокохудожественных произведений палехских художников, вариантов технической разделки миниатюры. Метод детального аналитического копирования позволяет постичь принципы, на которых основана палехская лаковая миниатюрная живопись.

Одной из составляющей творческого развития будущего художника церковно-исторической живописи является знание условного языка палехской лаковой миниатюрной живописи, которое тесно взаимосвязано с

необходимостью формирования чувства стиля и умения сохранять его в авторских композициях. М.А. Некрасова писала, что «современным палехским художникам необходимо знание языка своего искусства, умение свободно распоряжаться его средствами» [12, с. 268], «чем свободнее и шире владеет художник условностью своего искусства, тем шире его мастерство, тем живее и правдивее созданный им образ» [12, с. 270].

Основная роль в освоении художественно-стилистического языка и условности выразительных средств палехского искусства лежит на учебной дисциплине «Мастерство лаковой миниатюрной живописи», которая обеспечивает знание стиля палехской лаковой миниатюрной живописи, понимание условного языка и художественных средств, знание традиционных инструментов и материалов, технических приёмов работы. Их сформированность - индикаторы профессиональных компетенций [9, с. 3]. Но этого художественно-исполнительского опыта недостаточно для того чтобы сформировать устойчивое представление о вариантах стилистического решения миниатюрных элементов, которые можно применить в собственных композициях.

Своеобразным компенсаторным механизмом решения проблемы служит самостоятельная работа курса «Основы проектирования и макетирования», ориентированная на развитие личностного уровня насмотренности.

С целью закрепления впечатлений от визуального просмотра высокохудожественных произведений необходимо проводить аналитический разбор изобразительных приемов и средств, которыми автор работы добился выразительности художественного образа. А для того чтобы аналитическое впечатление о художественном произведении перешло из кратковременной в долговременную оперативную память и стало собственным личным опытом, необходимы краткосрочные зарисовки этих работ.

В логике разработанного алгоритма происходит расширение количества шаблонов и вариантов (инструментов) композиционного решения, способствующих развитию чувства стиля палехской лаковой миниатюрной живописи, ускорению поиска композиционного решения в собственных учебных заданиях. Выполняя зарисовки лучших произведений художников в области лаковой миниатюрной живописи, студенты доводят навыки свободного рисования элементов в палехском стиле до автоматизма и быстрее преступают к собственному композиционному поиску.

Современному студенту сложно стремиться к развитию насмотренности в многочисленном информационном потоке. Начинающему художнику трудно правильно атрибутировать работы палехской лаковой миниатюры. Часто в интернете под видом палехской лаковой миниатюрной живописи представлены работы холуйских, мстёрских художников или вовсе примитивная подделка, которая не даёт представления о настоящих художественных ценностях этого вида искусства.

Для исправления ситуации преподавателю необходимо оказывать студентам помощь в выборе образцов для выполнения зарисовок, отбирая

знаковые произведения. Преподавателю важно объяснять достоинства каждой предлагаемой для копирования работы, её ценность, художественные средства для раскрытия образа темы, традиционные приёмы и новаторство. В качестве таких образцов могут быть выбраны общепризнанные произведениям иконописи Палеха и работы основателей палехской лаковой миниатюрной живописи, синтезировавшие традиции древнерусской православной живописи в светскую лаковую миниатюрную живопись - основателей «Артели древней живописи»: И.И. Голикова, И.И. Зубкова, И.М. Баканова, Д.Н. Буторина, A.B. Котухина, И.П. Вакурова, А.И. Ватагина.

Когда студенты накопят некоторый опыт им можно порекомендовать для выполнения зарисовок миниатюры художников-современников, которые в своём творчестве смогли одновременно выработать индивидуальную манеру письма и сохранить лучшие традиции, завещанные бывшими художниками-иконописцами: В.М. Ходовым, И.В. Ливановым, Е. Щанициной Е, Н.П. Лопатиной, O.A. Терентьевым, В.В. Булдаковым, A.B. Араповой, A.A. Котухиным, Т.П. Зубковым, С.И. Каманиной, А.Д. Кочупаловой, Б.Н. и К.В. Кукулиевыми, К.Н. Рудиной. Отобранные для выполнения зарисовок работы требуют аналитического разбора, особенно если это копирование сложных многоклеймовых композиций.

Студенты с первых дней обучения формируют папку с электронными фотографиями палехской лаковой миниатюрной живописи и иконописи. Изображения целесообразно обсуждать на кафедре с преподавателем или использовать для выбора вариантов для копирования и выполнения зарисовок.

Студенты выполняют следующие виды зарисовок: графические, силуэтные, в цвете.

Графические зарисовки выполняются с помощью простого

карандаша и ластика (рис. 1, 4, 5)54. В работе обязательно должны

присутствовать линии разной толщины, как еще говорят, «живые линии», плавно переходящие из толстых в тонкие и наоборот. Такие зарисовки выполняются остро

наточенным карандашом с разным нажимом на материал: в силуэтах изображения линия может быть чуть толще, а детали внутренней разделки обозначены линиями более тонкими, и даже списанными на нет.

Рис. 1. Графические зарисовки деревьев в палехском стиле. Исполнитель: Абрамова А.

54 Рис. 1-7 - фото автора.

Для более глубокого изучения стилистических приемов обозначения света в миниатюрной живописи в зарисовках могут наносится пробела карандашом красного цвета (рис. 2 а, б). Также приветствуется зарисовки, выполнение в технике прорись, с помощью акварели чёрного и красного цветов (рис. 3 а, б).

Рис. 2 а, б. Графические зарисовки в палехском стиле с включением пробела, выполненного красным карандашом. Исполнители: Морозова О. (2а), Конопелькина О. (26)

Рис. 3 а, б. Графические зарисовки в палехском стиле, выполнение в технике прорись с помощью акварели чёрного и красного цветов. Исполнители: Абрамова А. (За), Морозова О. (36)

Иконописная техника красно-черной прориси помогает освоить графичность ювелирно-отточенного иконографического рисунка, изысканную пластику линейной трактовки объемов лаковой миниатюры. Тёмными линиями разной толщины подчеркивают выразительные силуэты, которые моделируют форму элементов изображения. На переднем плане или в самых затемнённых местах линии постепенно утолщаются. Ближе к полутону и свету линии становятся более тонкими, прозрачными, плавно списываются на нет к белой бумаге, образуя, тем самым, валёрный переход от тени к свету.

Можно зарисовывать миниатюрные работы целиком, чтобы изучить композиционную схему и цветовой ритм (рис. 4 а, б), а также выполнять зарисовки отдельных клейм или даже дифференцированных элементов -деревьев, гор, палат, воды, фигур человека, животных (рис. 1, 5).

Рис. 4 а, б. Графические зарисовки композиций в палехском стиле. Исполнитель: Морозова О.

Рис. 5. Графические зарисовки драпировок в палехском стиле Исполнитель: Галицкая А

Силуэтные зарисовки элементов с палехских миниатюр выполняется черной тушью на белой бумаге (рис. 6 а, б). Силуэтно-плоскостной изобразительный метод является мощным выразительным художественным средством. Выразительное силуэтно-плоскостное решение остается одним из самых активно используемых художественных приёмов современной лаковой миниатюрной живописи Палеха. Уверенное владение приёмом является одним из основных условий профессионального развития.

Зарисовки подобного вида позволяют оценить силу такого художественного средства как выразительный силуэт, изучить традиционную форму и конфигурацию пятен, движение, характер персонажей.

шп

Рис. 6 а, б. Силуэтные зарисовки фигур в палехском стиле Исполнители: Ерминсон В. (6 а), Храброва Г. (66)

Рис. 7. Зарисовка палехской миниатюры в цвете. Исполнитель: Конопелькина О.

Приоритет выбора объекта для зарисовки должен определяется темой композиции и предпочтений студента. Зарисовки выполняются на плотных листах бумаги формата А-4. Изображение миниатюрных элементов требуют грамотной компоновки. К каждому изображению необходимо выполнить подрисуночные подписи, содержащие сведения об авторе и названии работы.

Все выполненные зарисовки необходимо хранить в отдельной папке на протяжении всего срока обучения. Это собрание иллюстраций является креативным капиталом будущих начинаний, новых композиций, в которых будут сохранены древние художественные традиции, передающиеся из поколения в поколение на протяжение многих веков, материалом для разработки собственного проекта.

Описанный алгоритм организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Основы проектирования и макетирования» позволяет каждому обучающемуся повысить свой уровень насмотренности, развить навык свободного владения рисунком в палехском стиле, увеличить трудоспособность при генерации новых соединений элементов, помогая успешно выстроить индивидуальную стратегию к формированию профессиональной компетентности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. -Москва: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

2. Бондаренко И.В. Системно-деятельный подход, как основа формирования универсальных учебных действий при обучении технологии / И.В. Бондаренко // Образовательная социальная сеть. - URL: https://nsportal.m/mchalnaya-shkola/materialy-mo/2020/03/24/sistemno-deyatelnostnyy-podhod (дата обращения: 10.10.2022).

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский; сост. М.Г. Ярошевский. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. Т. 1 / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского; [послесл. и коммент. М. Г. Ярошевского, Г. С. Гургенидзе]. - Москва: Педагогика, 1982. -487 с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Москва: ИНТОР, 1996. - 544 с.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Т. 2. - Москва: Рус. Яз., 1998. - 700 с.

6. Деятельностный подход сегодня // Вестник МГУ. Психология. 1988.-№3,-С. 17-36.

7. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - Москва: Педагогика, 1968. -176

с.

8. Колесова O.A. Каталог юбилейной выставки «90 лет искусству Палеха» / O.A. Колесова. - Палех, 2014.-151 с.

9. Костычева И.В. Мастерство лаковой миниатюрной живописи: Программа по учебной дисциплине / И.В. Костычева. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2022. - 58 с.

10. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды / Б.Ф. Ломов. - Москва: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 423 с.

11. Морозова Ю.И. Системно-деятельностный подход в образовании / Ю.И. Морозова // Академия «Арт-талант». Официальный сайт всероссийских

конкурсов. - URL: https://www.art-talant.org/publikacii/32396-sistemno-deyatelynostnyy-podhod-v-obrazovanii (дата обращения: 07.11.2022).

12. Некрасова M.А. Палехская миниатюра. / М.А. Некрасова. -Ленинград: Художник РСФСР, 1983. - 374 е.: ил.

13. Некрасова М.А. Древняя традиция в искусстве Палеха на переломах истории XIX - XX - XXI веков. Разрушение и возрождение. // Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXI вв. Традиции и современность. - Москва: Союз Дизайн, 2013. - С. 113-152.

14. Тихомирова М.А. Николай Михайлович Зиновьев - художник Палеха/М.А. Тихомирова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1987. - 160 е., ил.

15. Федотова О.В. Насмотренность как одно из условий создания творческого образа в профессиональном образовании в традиционных художественных промыслах // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 3. - С. 80-87. - URL: http://dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-16.pdf (дата обращения: 26.12.2022). DOI: 10.24412/2619-1504-2021-3-80-88

16. Федотова О.В. От замысла к воплощению. Творческие этапы создания художественно-графического проекта // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 3. - С. 113-121. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_3/2019-03-13.pdf (дата обращения: 20.01.2023). DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00054

References

1. Anan'ev В.G. Lichnost', sub"ekt deyatel'nosti, individuarnost'. -Moskva: Direkt-Media, 2008. - 134 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bondarenko I.V. Sistemno-deyatel'nyj podhod, kak osnova formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij pri obuchenii tekhnologii / I.V. Bondarenko // Obrazovatel'naya social'naya set'. - URL: https://nsportal.m/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/03/24/sisternno-deyatelnostnyy-podhod (data obrashcheniya: 10.10.2022).

3. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 6 t. / L.S. Vygotskij; sost. M.G. YAroshevskij. - Moskva: Pedagogika, 1982.

4. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya. - Moskva: INTOR, 1996. - 544 s.

5. DaT V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 41. - T. 2. - Moskva: Rus. YAz., 1998. - 700 s.

6. Deyatel'nostnyj podhod segodnya // Vestnik MGU. Psihologiya. 1988. -№ 3. - S. 17-36.

7. Zankov L. V. Didaktika i zhizn'. - Moskva: Pedagogika, 1968. -176 s.

8. Kolesova O.A. Katalog yubilejnoj vystavki «90 let iskusstvu Palekha» / O.A. Kolesova. - Palekh, 2014. - 151 s.

9. Kostycheva I.V. Masterstvo lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: Programma po uchebnoj discipline / I.V. Kostycheva. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2022. - 58 s.

10. Lomov B.F. Sistemnost' v psihologii: izbrannye psihologicheskie trudy / B.F. Lomov. - Moskva: Izd-vo Mosk. psihologo-social'nogo in-ta; Voronezh: MODEK, 2011.-423 s.

11. Morozova YU.I. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v obrazovanii / YU.I. Morozova // Akademiya «Art-talant». OficiaTnyj sajt vserossijskih konkursov. - URL: https://www.art-talant.org/publikacii/32396-sistemno-deyatelynostnyy-podhod-v-obrazovanii (data obrashcheniya: 07.11.2022).

12. Nekrasova M.A. Palekhskaya miniatyura. / M.A. Nekrasova. -Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1983.-374 s.: il.

13. Nekrasova M.A. Drevnyaya tradiciya v iskusstve Palekha na perelomah istorii XIX - XX - XXI vekov. Razrushenie i vozrozhdenie. // Narodnoe iskusstvo. Russkaya tradicionnaya kul'tura i pravoslavie. XVIII-XXI vv. Tradicii i sovremennost'. - Moskva: Soyuz Dizajn, 2013. - S. 113-152.

14. Tihomirova M.A. Nikolaj Mihajlovich Zinov'ev - hudozhnik Palekha / M.A. Tihomirova. - Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1987. - 160 s., il.

15. Fedotova O.V. Nasmotrennost' kak odno iz uslovij sozdaniya tvorcheskogo obraza v professional'nom obrazovanii v tradicionnyh hudozhestvennyh promyslah // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2021. - № 3. - S. 80-87. - URL: http://dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-16.pdf (data obrashcheniya: 26.12.2022). DOI: 10.24412/2619-1504-2021-3-80-88

16. Fedotova O.V. Ot zamysla k voploshcheniyu. Tvorcheskie etapy sozdaniya hudozhestvenno-graficheskogo proekta // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 3. - S. 113-121. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_3/2019-03-13.pdf (data obrashcheniya: 20.01.2023). DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00054

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.