Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические технологии / личностный подход / будущие учителя / профессиональное образование / учащиеся / professional culture of a pedogog / professional and pedagogical culture / future teachers / professional education / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галавова Гульнара Вакифовна, Коновалова Елена Николаевна

В данной статьи мы изложили основные сведения о слагаемых педагогических технологиях, которыми являются взаимосвязанные содержательные разработки по всем элементам проектируемой педагогической системы. Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса. На всех этапах развития школы не существовало вполне определённой педагогической технологии осуществления учебно-воспитательного процесса. Педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания, однако осознанное управление и выбор наилучшей технологии обучения и воспитания во многом все ещё остаются за пределами возможностей педагогической науки и реальной школьной практики. Действительно, в практике работы школы давно используются учебники и методики обучения материальные носители педагогической технологии. Либо через их использование, либо через деятельность учителя (также материального носителя педагогической технологии) практически реализуется заранее запланированный и воплощённый в описаниях процесс обучения и воспитания. Личностный подход даёт конкретные педагогические технологии, обеспечивающие целостно-личностное развитие учащихся. В результате происходит не функциональная подготовка к заданным социальным ролям, а свободный выбор собственных воззрений личности усвоение знаний в рамках собственного личностного смысла; трансформация предметного содержания обучения в диалогическую форму; превращение учителя из "посредника" при передаче знаний в носителя человеческой сущности. Парадигма взаимодействия учителя и ученика в технологиях личностно ориентированного обучения задаёт свои регулятивы теории и практике образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галавова Гульнара Вакифовна, Коновалова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, we outlined the basic information about the components of pedagogical technologies, which are interrelated meaningful developments for all elements of the projected pedagogical system. Pedagogical technology is a meaningful technique for the implementation of the educational process. At all stages of the development of the school, there was no well-defined pedagogical technology for the implementation of the educational process. Pedagogical technology always exists in any process of education and upbringing, however, conscious management and the choice of the best technology for education and upbringing are still largely beyond the capabilities of pedagogical science and real school practice. Indeed, in the practice of school work, textbooks and teaching methods have long been used material carriers of pedagogical technology. Either through their use, or through the activity of the teacher (also the material carrier of pedagogical technology), the process of training and education, planned in advance and embodied in the descriptions, is practically realized. The personal approach provides specific pedagogical technologies that ensure the holistic personal development of students. As a result, there is not a functional preparation for the given social roles, but a free choice of one's own views of the individual the assimilation of knowledge within the framework of one's own personal meaning; transformation of the subject content of education into a dialogic form; the transformation of a teacher from a "mediator" in the transfer of knowledge into a bearer of human essence. The paradigm of teacher-student interaction in student-centered learning technologies sets its own regulations for the theory and practice of education.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Галавова Гульнара Вакифовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань)

ПОНЯТИЕ ЛНЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В данной статьи мы изложили основные сведения о слагаемых педагогических технологиях, которыми являются взаимосвязанные содержательные разработки по всем элементам проектируемой педагогической системы. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса. На всех этапах развития школы не существовало вполне определённой педагогической технологии осуществления учебно-воспитательного процесса. Педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания, однако осознанное управление и выбор наилучшей технологии обучения и воспитания во многом все ещё остаются за пределами возможностей педагогической науки и реальной школьной практики. Действительно, в практике работы школы давно используются учебники и методики обучения - материальные носители педагогической технологии. Либо через их использование, либо через деятельность учителя (также материального носителя педагогической технологии) практически реализуется заранее запланированный и воплощённый в описаниях процесс обучения и воспитания. Личностный подход даёт конкретные педагогические технологии, обеспечивающие целостно-личностное развитие учащихся. В результате происходит не функциональная подготовка к заданным социальным ролям, а свободный выбор собственных воззрений личности -усвоение знаний в рамках собственного личностного смысла; трансформация предметного содержания обучения в диалогическую форму; превращение учителя из "посредника" при передаче знаний в носителя человеческой сущности. Парадигма взаимодействия учителя и ученика в технологиях личностно ориентированного обучения задаёт свои регулятивы теории и практике образования.

Ключевые слова: педагогические технологии, личностный подход, будущие учителя, профессиональное образование, учащиеся.

Annotation. In this article, we outlined the basic information about the components of pedagogical technologies, which are interrelated meaningful developments for all elements of the projected pedagogical system. Pedagogical technology is a meaningful technique for the implementation of the educational process. At all stages of the development of the school, there was no well-defined pedagogical technology for the implementation of the educational process. Pedagogical technology always exists in any process of education and upbringing, however, conscious management and the choice of the best technology for education and upbringing are still largely beyond the capabilities of pedagogical science and real school practice. Indeed, in the practice of school work, textbooks and teaching methods have long been used - material carriers of pedagogical technology. Either through their use, or through the activity of the teacher (also the material carrier of pedagogical technology), the process of training and education, planned in advance and embodied in the descriptions, is practically realized. The personal approach provides specific pedagogical technologies that ensure the holistic personal development of students. As a result, there is not a functional preparation for the given social roles, but a free choice of one's own views of the individual - the assimilation of knowledge within the framework of one's own personal meaning; transformation of the subject content of education into a dialogic form; the transformation of a teacher from a "mediator" in the transfer of knowledge into a bearer of human essence. The paradigm of teacher-student interaction in student-centered learning technologies sets its own regulations for the theory and practice of education.

Key words: professional culture of a pedogog, professional and pedagogical culture, future teachers, professional education, pedagogical conditions.

Введение. Сегодня в наше время целью образования становится воспитание образованных, нравственных, гибких, конкурентоспособных людей, эффективно и творчески трудиться при новых формах организации труда, быть активными участниками и преобразователями стремительно развивающиеся в научной, культурной и в спортивной жизни страны.

Изложение основного материала статьи. Специфической формой взаимодействия субъектов образовательного процесса выступает сотрудничество - феномен, интерпретации в педагогических изысканиях последнего десятилетия получила чрезвычайно широкое толкование: от "модного" словоупотребления до "педагогики сотрудничества", провозглашённой в 1986 г. учителями-экспериментаторами И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым и др. в качестве "педагогического манифеста" ("Учительская газета". 18 окт.). Среди важнейших её идей - учение без принуждения, идеи свободного выбора, трудной цели, самоанализа, идеи опоры и опережения, крупных блоков, личностного подхода (понимаемого как обращение к внутреннему миру каждого ребёнка), реализующиеся при наличии соответственного интеллектуального и эмоционального фона. Как нам представляется, сущность сотрудничества не может редуцироваться к "совместной деятельности детей и взрослых", как это имеет место в определённых концептуальных представлениях. Совместная деятельность характеризуется определёнными признаками, такими как наличие единой цели и общей мотивации, разделение деятельности и функциональное распределение её между участниками, согласованность выполнения индивидуальных деятельностей, наличие управления и др. Им достаточно развиваться как на основе сотрудничества, так и не-сотрудничества, не исключая субъект-объектную работу учителя и учащихся. Эти отношения "создаются и непосредственно развиваются в постоянном движении, пересечении, сопротивлении идущих навстречу друг другу линий, суждений, действий, позиций участников педагогического процесса". Рассмотрение через призму такого взаимодействия, сотрудничество выражается в педагогическом отношении, вызывающим у детей радостное чувство успеха, движения вперёд, развития, определяя успешное взаимодействия педагога с детьми, что ярко за себя даже в названиях написанных ими книг: "Здравствуйте, дети!" (Ш.А. Амонашвили), "Когда легко учиться" (С.Н. Лысенкова), "Вечная радость" (С.Л. Соловейчик), "Искусство общения (Е.Н. Ильин) и др. Эти положительно заряженные взаимоотношения субъектов образовательного процесса, образующие внутреннюю подструктуру общения) аспекта личностно ориентированного обучения. Следовательно, сотрудничество субъектов образовательного процесса, являясь важнейшим аспектом личностного подхода.

При использовании личностного подхода определены конкретные педагогические технологии, которые обеспечивают целостно-личностное развитие учащихся. В процессе учебной деятельности происходит не заранее продуманная подготовка к заданным социальным ролям, а дается выбор личности - усвоение знаний в рамках собственного личностной

потребности; перестройка предметного содержания обучения в диалогическую форму; становление учителя из "посредника" при передаче знаний в носителя человеческой сущности.

Специалисты пришли к заключению о значимости игры в личностно- ориентированных технологий обучения.

Адекватное общение субъектов в технологиях личностного подхода, предоставляет игра, в которой глубинная мотивация игрового действия задаётся не извне, а имманентным смыслом игры, образующим единый смысловой горизонт для всех её участников. Именно при помощи игры, предоставляется возможность испытать радость движения к цели, открывается горизонт деятельности, включающий в себя главные моменты человеческого бытия: осознанный выбор, самоопредение и самооценку деятельности, который не является к формальному исполнению, дающей свободу выбора целей и приоритетов. Именно она определяет природу процессуального аспекта личностно ориентированного обучения, который согласно концептуальным представлениям предстаёт как соразмерность дидактически целесообразной организации и свободного сотрудничества учителя и учащихся в учебном процессе, чем в большей степени становится саморазвивающейся процессом (игрой), нежели целевым производством. В данном случае диалог - особая дидактико-коммуникативная среда, предоставляющая условия для актуализации личностных функций его участников (смысло-творческой, рефлексивной, самореализации). Технология организации такой среды предусматривает определенные "шаги" и соблюдение специальных условий, выделяемых в современных исследованиях.

Таким образом, субъект-субъектная парадигма взаимодействия в технологиях личностно-ориентированного обучения задаёт свои регулятивы теории и практике образования, что дает возможность адекватно рефлексировать в педагогическом сознании.

Поскольку сама природа инвариантных конструктивных элементов специальной дидактической среды, в которой реализуется личностный подход в образовании, атрибутивна, как показано выше, субъективно-ценностным, иррационально-спонтанным аспектам взаимодействия, это порождает определённое противоречие между требованием технологизации обучения (В.П. Беспалько, П. Митчел, С. Сполдинг, Ф. Янушкевич и др.) и принципиальной неалгоритмизуемостью личностно-смысловой сферы в личностно ориентированном обучении.

В современном философском осмыслении особый социоисторический феномен "технология", будучи фундаментальным ключевым понятием современного социомышления, не редуцируется к аппаратным операциональным составляющим и необходимо включает в отличие от "способа производства" особый технологический менталитет - все то, что свидетельствует о человеческом сознании, целеориентированности человеческой деятельности, искусности человека, -"бесспорно имеющий" глубинную деятельность, искусности человека, - "бесспорно имеющий" глубинную связь с выражением индивидуального начала, с системой отношений, закреплённых в способах поведения. При этом отмечается выход понятия технологии возможным, что позволяет её рассматривать как "динамическую систему", но и выход за рамки сферы материального производства, все более охватывающий и интеллектуальную деятельность.

Выход самого понятия за пределы элементарных обучающих операций создал ряд методологических проблем, одна из которых сущностно значима в рамках предмета нашего исследования, а именно: место и роль личности учителя в обучающих технологиях.

Точка зрения согласно которой должны обеспечить подготовку специалиста нужного профиля за возможно короткие сроки при оптимальных затратах сил и средств", отражают, на наш взгляд, технократическую тенденцию в педагогическом сознании в самом подходе к познанию, образованию, учебному процессу, искусственно переносящую на них особенности целевого производства. Однако, по утверждению исследователей, интеллект напрямую связан с волевой, эмоциональной, мыслительной деятельностью психики. Распространение технологического мышления на сферу интеллектуальной творческой педагогической деятельности целесообразно в той мере, в какой отвечает имманентным закономерностям самого этого процесса. В педагогической деятельности неразрывно соединяются интуитивное и логическое начала, интеллект напрямую идет с воображением и вполне закономерным явлением выступает импровизация, которая определяет специфику педагогического процесса, феномен которой условно обозначаться может термином "деятельность", что акцентирует разделяемую в отечественной и зарубежной педагогике мысль: педагогическая деятельность педагога на занятиях на этапах является общением и подчиняется его закономерностям.

Альтернативная тенденция в подходах к технологизации деятельности педагога рефлексируется в педагогическом сознании, если за основу берётся личностная парадигма. Она предполагает сопряженность рациональных элементов этой деятельности с неотделимым от неё иррационально-спонтанными элементами - общением, сотрудничеством, совместным проживанием жизненных ситуаций. При этом подчёркивается условность технологизации воздействия на личностную сферу человека, принципиальное отличие этого от технономических сфер, ограниченность возможностей педагогического проектирования, не создающего технологии, безотказно дающей однозначный результат, а лишь готовящей благоприятные условия доя становления человека, что нашло отражение в концепциях обучения и воспитании, ориентированных на личность.

В личностно ориентированной педагогической деятельности технология зависит от построения постоянных компонентов учебной ситуации учитывающий гуманистическую направленность в осваиваемой сфере, которая включает в себя усвоение ребенка содержания обучения в условиях диалога, включающее субъектно-смысловое общение, самовыражение личности; имитацию социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности.

Имеющийся в практике опыт создания технологий, отвечающих высоким критериям надёжности результата, направлен на развитие когнитивных структур личности обучаемых (Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова). Если первые моделируются и осваиваются через соответствующую предметную деятельность, имея аналог в предметном мире, то смысловое, субъектно-творческое использование содержания образования в личностно ориентированных технологиях не имеет такого аналога, и никакая педагогическая деятельность не гарантирует возникновения "требуемого" значения, что существенно отличает последние от предметно-ориентированных технологий.

Выводы. В данной статье мы рассмотрели основные сведения педагогических технологиях, которые являются взаимосвязанными содержательными разработками по всем этапам разработанной педагогической системы. Следовательно, под педагогической технологией подразумевается содержательная техника учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время возникает вопрос: разве раньше, на всех этапах развития школы не существовало точной педагогической технологии осуществления учебно-воспитательного процесса и данная статья является откровением в этом отношении? И ответ на этот вопрос может быть столь же однозначным. Без педагогической технологии невозможен процесс обучения и воспитания, однако рациональное использование и выбор лучшей технологии обучения и воспитания во многом все ещё остаются за пределами педагогической науки и школы. В педагогической технологии, в практике работы школы давно используются учебники и методики обучения. Учебники и методика обучения используется через деятельность учителя, которые практически реализуется в процессе обучения и воспитания. Следовательно, учебник и методика обучения - это информационные модели, которые используются на уроке. Исходя, из темы в заключение всего

изложенного материала можно выделить следующее: пока что остающиеся в школе сохраняются авторитарные методы межличностного взаимодействия, проявляются, развиваются, и совершенствуются в их вербальном и невербальном поведении - внешней его подструктуре, характеризуемой самостоятельным научным концептом "педагогическое общение". Включающее весь контекст деятельности, оно направлено на создание учителем благоприятного психологического климата, на организацию такого педагогического взаимодействия, которое обеспечивает совместное развитие учителя и учеников.

Литература:

1. Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение в школе / H.A. Алексеев. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 332 с.

2. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей / А.Б. Добрович. - Москва: Просвещение, 1987. - С. 66-122

3. Ковальчук, O.A. Личностно-ориентированное обучение в современной образовательной деятельности / O.A. Ковальчук [и др.] // Вестник научных конференций. - 2017. - №1-2. - С. 61-62

4. Крюкова, Е.А. Педагогические задачи в курсе философии как фактор профессиональной направленности обучения в педвузе: диссертация ... канд. пед. наук/Е.А. Крюкова. - Волгоград, 1991. - 162 с.

5. Плигин, A.A. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях / A.A. Плигин // Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. Материалы научно-практической конференции. -М.: Генжер, 2006. - С. 37-61

6. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. -М. - 2000. - 176 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Галкина Елена Николаевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Перевозчикова Нелли Григорьевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены проектная деятельность и метод проектов. Описан перечень компетенций, знаний, умений и навыков необходимых для осуществления проектной деятельности. Представлены цели и направления использования проектной деятельности на разных курсах обучения. Реализация проектной деятельности определена как комплекс преобразований, ориентированных на консолидацию учебного образовательного учреждения с потребностями отраслей экономики, профессиональной практики. Приведены примеры тем проектов, представлены результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, высшее образование, организация проектной деятельности.

Annotation. The article discusses the project activity and the method of projects. The list of competencies, knowledge, skills and abilities necessary for the implementation of project activities is described. The goals and directions of using project activities in different training courses are presented. The implementation of project activities is defined as a set of transformations aimed at consolidating an educational institution with the needs of economic sectors and professional practice. Examples of project topics are given; the results of a pedagogical experiment are presented.

Key words: project, project method, project activity, higher education, organization of project activity.

Введение. Проектную деятельность в организациях высшего образования относят к инновационной деятельности. В рамках освоения программ выпускники могут готовиться к такому типу профессиональной деятельности, как проектная. Применение проектной деятельности в вузе в том числе способствует освоению обучающимися требуемых компетенций. Этот вид деятельности направлен на стимулирование учебно-познавательной мотивации обучающихся, применение знаний, умений, навыков.

Метод проектов и проектная деятельность в практику вошли сравнительно недавно. Данный метод был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи в начале XX в. и носил название «метод проблем».

В России большое внимание методу проектов уделял С.Т. Шацкий. В систему проектной деятельности С.Т. Шацкий включал «приспособление» ребёнка к материалу (выбор подходящего материала для той или иной цели) и инструменту (умение пользоваться инструментами) [5, С. 22].

Изложение основного материала статьи. Понятие «проект» в современной литературе рассматривается с точки зрения двух подходов: системного и деятельностного.

С точки зрения системного подхода проект - это система временных действий, направленных на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата [6, С. 5].

В деятельностном подходе проект рассматривается, как творческая, разумная, целеполагающая деятельность субъекта [6, С. 7].

Проект, по определению И. Чечель, - «это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности».

В педагогическом словаре метод проектов трактуется как система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов [2, С. 51].

Метод проектов в научной литературе учеными рассматривается с разных точек зрения. Е.С. Полат метод проектов представляет как педагогическую технологию [4], А.Н. Щукин и Э.Г. Азимов как метод обучения [1].

Понятие «метод» является дидактической категорией. Под понятием метод понимается совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знаний, той или иной деятельностью [3, С. 41]. Поэтому раскрывая понятие «метод проектов» авторы придерживаются мнения, что метод проектов - это способ достижения дидактической цели через основательную проработку исследуемой проблемы, которая заканчивается получением практического результата, продукта деятельности.

Использование проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе время от времени концептуально реформировалось в соответствии с запросами общества. На разных этапах становления в рамках высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.