Научная статья на тему 'Проектная методика как способ реализации принципов контекстного обучения'

Проектная методика как способ реализации принципов контекстного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / ПРИНЦИПЫ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / CONTEXT EDUCATION / PROJECT METHOD / PRINCIPLES OF CONTEXT EDUCATION AND PROJECT METHOD / TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Битюк Валентина Леонидовна

Формирование профессиональных качеств студентов является актуальной задачей современной теории и практики профессионального образования. Теоретические положения контекстного обучения внедряются посредством реализации принципов контекстного обучения: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Проектная методика представлена как педагогическая технология, обеспечивающая движение деятельности от академической учебной к профессиональной. Библиогр. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT METHOD AS A REALIZATION OF THE PRINCIPLES OF CONTEXT EDUCATION

The formation of professional qualities of students is an urgent task of the modern theory and practice of professional education. The theoretical points of context education are introduced by means of the realization of the principles of context education: the activity of a person; the problematic character; the unity of training and education; the consecutive modeling in forms of the educational activity of the listeners of the content and the conditions of experts' professional work. The project method is presented as the pedagogical technology providing the movement from the academic educational activity to the professional one.

Текст научной работы на тему «Проектная методика как способ реализации принципов контекстного обучения»

ББК 74.580.52:81.2

В. Л. Битюк

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем является подготовка квалифицированного специалиста, владеющего иностранным языком и способного к профессиональному росту в условиях использования новых информационных технологий. Появляется необходимость использовать иностранный язык не только как средство общения, но и как средство познания. Для достижения результата, адекватного поставленным целям, необходим переход от традиционной системы образования, от учения к труду, где мы имеем дело с профессиональными реалиями, а не с их информационными, знаковыми моделями [1].

А. А. Вербицкий предлагает теорию контекстного обучения, в рамках которого создаются педагогические условия для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной, трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предмета и результатов. А. А. Вербицкий отмечает, что неверным было бы сделать студента «подмастерьем» инженера или менеджера, чтобы учиться у него путем наблюдения и подражания. Необходимо наложить усвоение студентами теоретических знаний на «канву» усваиваемой ими профессиональной деятельности путём последовательного моделирования в разнообразных формах учебной деятельности студентов содержания профессиональной деятельности специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст). При традиционном подходе к образованию, с использованием традиционных средств обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий, сформировать профессиональные качества студентов не представляется возможным в силу отсутствия реальных для этого условий. Традиционный подход к образованию не позволяет качественно решать задачи такого уровня.

Контекстным является обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, в учебной деятельности студентов последовательно моделируется профессиональная деятельность. К числу важнейших принципов, определяющих особенности образовательного процесса в рамках контекстного обучения, относятся:

— принцип педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность;

— принцип последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;

— принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в деятельности субъектов образования;

— принцип адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;

— принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);

— принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;

— принцип открытости - использования для достижения конкретных целей обучения и воспитания в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамках других теорий и подходов;

— принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.

Поиск эффективных способов реализации принципов контекстного обучения в ходе обучения иностранному языку позволил нам выделить из многочисленных форм, методов и средств обучения проектную методику, как технологию, обладающую мощным образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом.

Технология (от греч. 1еекпе - искусство, мастерство, умение) определяется в научной педагогической литературе как совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Под технологией понимают совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [2]. В настоящее время технологизация распространилась на сферу образования, и педагогическую технологию в общем виде рассматривают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

В то же время понятие «педагогическая технология» неоднозначно трактуется разными исследователями. Так, Д. В. Чернилевский выделяет технологию обучения как комплексную интегративную систему, включающую в себя упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение [3]. Содержательные и процессуальные аспекты педагогической технологии направлены на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Технология обучения предполагает управление процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных компонента: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

Западные исследователи рассматривают педагогическую технологию как выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов [2].

Педагогическая технология, по определению И. А. Колесниковой, представляет собой осознанную, практически освоенную систему целенаправленных операций, которая, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, позволяет объективно достигать проектируемого результата в рамках заданных условий.

Н. В. Бордовская также отмечает неоднозначность понимания категории «педагогическая технология». Она пишет, что в разных определениях раскрывается многообразие способов ее разработки и реализации на практике:

— процедурное воплощение характера связей между компонентами педагогического процесса в виде системы действий;

— циклический алгоритм взаимосвязи действий учителя и учащихся;

— построение педагогического процесса на основе определенного набора педагогических приемов и методов;

— редукция целей от социально-педагогических к поведенческим как для педагога, так и для других субъектов педагогического процесса;

— способ реализации педагогического процесса при учете человеческих, временных и других ресурсов в эффективном достижении педагогических целей [2].

Анализ литературы позволил нам определить педагогическую технологию как систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенную на определенной разработке проекта и в соответствии с принципами организации, реализующими ее.

Специфику содержания проектной методики как способа реализации принципов контекстного обучения определяет сущность проектирования (от лат рщеМш - брошенный вперед).

Н. П. Сибирская представляет проектирование как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании [4].

С. В. Алексеев отмечает, что в самой этимологии слова «проект» явно обозначается активный творческий подход, стремление к социальному действию [4].

И тогда под проектной методикой понимается совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта [5].

Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Анализ педагогической литературы (Е. С. Полат, Дж. Дьюи, И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова,

0. М. Моисеева, Н. П. Сибирская) позволил выделить основные принципы проектной методики:

— принцип коммуникативности: обусловливает всю учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта, предполагая целенаправленный, мотивированный характер их речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между участниками проекта, практическую ориентацию каждого занятия;

— принцип проблемности: предусматривает выполнение проекта как решение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности;

— принцип автономности: устраняется зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни;

— принцип ситуативной обусловленности: учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации, организуется совместная работа учащихся на личностно-значимые темы с консультационно-координирующим характером деятельности преподавателя;

— принцип соизучения языка и культуры: предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся.

Таким образом, основные принципы проектной методики образуют тесные взаимопроникающие связи с принципами контекстного обучения. Например, проектная методика реализует проблемное содержание обучения, наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с консультационно-координирующей функцией учителя. Личностный компонент реализуется в процессе творческого создания конкретного продукта и в процессе активной познавательной деятельности. Следовательно, проектную методику можно считать одним из способов реализации контекстного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: моногр. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 6 с.

2. Семчук Н. М. Теоретические и методические основы воспитания в биологическом образовании школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб, 2003.

3. Чернилевский Д. В. Технология обучения и ее выбор // Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. А. Батышева. - М.: Профессиональное образование, 1999. - Т. 2. - С. 248-249.

4. Сибирская Н. П. Проектирование педагогических технологий / Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. А. Батышева. - М.: Профессиональное образование, 1999. - Т. 2. - С. 344.

5. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 9-15.

Статья поступила в редакцию 8.06.2009

THE PROJECT METHOD AS A REALIZATION OF THE PRINCIPLES OF CONTEXT EDUCATION

V. L. Bityuk

The formation of professional qualities of students is an urgent task of the modern theory and practice of professional education. The theoretical points of context education are introduced by means of the realization of the principles of context education: the activity of a person; the problematic character; the unity of training and education; the consecutive modeling in forms of the educational activity of the listeners of the content and the conditions of experts’ professional work. The project method is presented as the pedagogical technology providing the movement from the academic educational activity to the professional one.

Key words: context education, project method, principles of context education and project method, technology, pedagogical technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.