А.А. Погорелова
ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается определение конституционно-правового законодательства в различных трактовках, существующих в работах дореволюционных, советских и современных авторов, а также их сравнение и объединение в одно наиболее обширное и актуальное определение исследуемого понятия.
Ключевые слова: конституционно-правовое законодательство, нормативно-правовые акты, общественные отношения, основы конституционного строя, конституция, правовой статус человека и гражданина, законодательные органы государственной власти.
На сегодняшний день в науке конституционного права термин «конституционно-правовое законодательство» остается спорным, его полного и правильного определения не существует. Только в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 04.03.1998 N ЗЗ-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" он был упомянут.1. Весь перечень взглядов и мыслей относительно понятия «конституционно-правовое законодательство» условно можно разделить на несколько групп, которые в свою очередь непосредственно отталкиваются от единого термина «законодательство», относящееся к любому из всех возможных отраслей права.
Классически под конституционно-правовым законодательством в широком смысле понимается вся совокупность создаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативно-правовых актов, направленных на поддержание и урегулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.
Посмотрев данное определение в ретроспективе, можно увидеть, что подобное его толкование можно встретить в работах юристов дореволюционного периода. Например, под государственным законодательством Магазинер Я.М. понимал «всякое писаное право» - указ, распоряжение и закон любых органов управления государственной власти и относил их основному и высшему источнику государственного права. 2
В период истории Советской России в состав исследуемого термина ученые включали конституцию, изменяющие и дополняющие ее законы и другие нормативно-правовые акты конституционного направления, принимаемые для основного закона государства, и неотъемлемо связанные с ним, регулирующие общественные отношения и формирующие предмет советского государственного права.3
Непосредственным и оригинальным является современный подход Гусева Д.В. к понятию законодательства. В диссертационном исследовании последний основывается на представлении к пониманию законодательства, как особом правовом явлении, техническое значение которого значится в выражении правовых норм, а главная цель - в формальном и юридическом закреплении таких понятий как равенство, свобода, справедливость. Однако в состав понятия законодательство он относит не только законы, но и иные нормативно-правовые акты, изданные уполномоченными представителями органов власти. 4
Также затрагивает интерес подход к данному термину Лукьяновой Е.А. В исследованиях советского периода она идентифицирует понятие «система источников государственного советского права» и «система советского государственного законодательство», добавляя в состав последнего нормативно-правовые акты, действующие в СССР, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет советского государственного права, то есть относящиеся к осуществлению государственной власти. Также Лукьянова Е.А. отразила современный взгляд на данное понятие в диссертационном исследовании на тему
© Погорелова А.А., 2021.
1 Федеральный закон от 04.03.1998 N ЗЗ-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Российская газета. от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024.
2 Магазинер Я.М. Лекции по государственному праву (Общее государственное право) // Петроград , 18 государственная типография, 1919. - 50 с.
3 Лепешкин А.И. Курс советского государственного права // Госюриздат, 1961. - 64 с.
4 Гусев Д.В. Законодательство Российской Федерации:поняти и система в условиях постсовесткого развития российской государственности // Ом. акад. МВД России. Омск, 2003. - 4 с.
«Государственность и конституционное законодательство России», где «обогатила» содержание исследуемого понятия, связав его с терминами «конституционализм» и «государственность. 1
Учитывая вышеизложенные трактовки исследуемого понятия, можно заключить следующее: в «широком» смысле термина конституционно-правового законодательства понимают взаимозависимую совокупность издаваемых уполномоченными правотворческими органами государственной власти нормативных актов, направленных на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, реализующих принципы законности, справедливости и равенства.
Напротив, в «узком» смысле слова под данным термином понимается совокупность структурно -упорядоченных законов, находящихся в определенной взаимосвязи между собой, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Законодательство в этой трактовке - основанная и наиболее значимая форма правотворческой деятельности, представляющая независимость народа.
Современная трактовка исследуемого понятия звучит следующим образом: законодательство могут составлять только законы, а иные нормативные акты можно включить туда при условии их издания в порядке делегирования законодательных полномочий.
Также ряд нынешних авторов считает, что в состав конституционного законодательства может входить только федеральная конституция и конституция субъектов Российской Федерации.2 В противном случае, любые другие нормативно-правовые акты, входящие в категорию конституционного законодательства, могут быть приравнены к самой конституции, что недопустимо.3
Подводя итог, можно увидеть, что существует множество различных трактовок исследуемого понятия, рассматривающие понятие конституционно-правового законодательства в «широком» и «узком» смысле. Изучая всю палитру высказываний, можно заключить следующее: конституционно-правовое законодательство - это взаимосвязанный комплекс нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными правотворческими органами государственной власти, которые направлены на урегулирование общественных отношений, складывающихся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации - территория, население, власть, а также определяющих основы конституционного строя Российской Федерации, правового статуса человека и гражданина, основные принципы системы органов судебной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, утверждающих принципы свободы, справедливости и равенства на всей территории Российской Федерации.
Библиографический список
1.Федеральный закон от 04.03.1998 N ЗЗ-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Российская газета. от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024.
2.Магазинер Я.М. Лекции по государственному праву (Общее государственное право) // Петроград , 18 государственная типография, 1919. - 50 с.
3.Лепешкин А.И. Курс советского государственного права // Госюриздат, 1961. - 64 с.
4.Гусев Д.В. Законодательство Российской Федерации:поняти и система в условиях постсовесткого развития российской государственности // Ом. акад. МВД России. Омск, 2003. - 4 с.
5. Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России: Диссертация // М: 2003. -
9 с.
6.Никулин В.В., Пчелинцев А.В. Конституционное право России // Издательский центр ФГБОУ ВОУ «ТГТУ», 2019. - 25 с.
7.Авакьян С.А. Конституционное право России // НОРМА ИНФРА-М Москва, 2014. - 344 с.
ПОГОРЕЛОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Ростовский государственный экономический университет, Россия.
1 Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России: Диссертация // М: 2003. - 9 с.
2 Никулин В.В., Пчелинцев А.В. Конституционное право России // Издательский центр ФГБОУ ВОУ «ТГТУ», 2019. -
3 Авакьян С.А. Конституционное право России // НОРМА ИНФРА-М Москва, 2014. - C. 344.
С. 25.