Научная статья на тему 'Понятие конституционно-правового законодательства'

Понятие конституционно-правового законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
647
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие конституционно-правового законодательства»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

И.Ю. Корякина,

аспирантка МГЮА

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На современном этапе в науке конституционного права понятие «конституционно-правовое законодательство» остается дискуссионным, нормативное определение его отсутствует В действующем законодательстве оно упоминается лишь в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»2. Всю палитру мнений в отношении определения исследуемого понятия можно объединить в две группы, которые производны от соответствующих подходов к термину «законодательство» в общей теории права.

Традиционно под конституционно-правовым законодательством в «широком» смысле слова понимают весь комплекс издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативных правовых актов, направленных на урегулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права 3.

Если рассмотреть данное определение в ретроспективе, то подобное его толкование встречается и в работах дореволюционных юристов. Так, Я.М. Магазинер под государственным законодательством понимал «всякое писаное право» — закон, указ и распоряжения высших органов управления и причислял его к главному источнику государственного права 4.

1 Здесь и далее термины «конституционно-правовое законодательство» и «конституционное законодательство» используются в качестве синонимов.

2 О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 10. Ст. 1146.

3 Алексеев С.С. Общая теория права: в 2-х т. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1982. С. 215; Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 276; Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. М.: Госюриздат, 1962. С. 35—39, 73—78; Он же. Культура и техника законотворчества. М.: Юрид. лит., 1991. С. 13; Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энти-на. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 19; Общая теория права / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. С. 197; Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. С. 178; Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 12, 42.

4 Магазинер Я.М. Лекции по государственному праву (Общее государственное право). Петроград: 18 Госуд. типография, 1919. С. 50—51.

В советский период истории нашей страны ученые в состав исследуемого определения включали конституцию, законы, ее изменяющие и дополняющие, а также другие нормативно-правовые акты конституционного характера, принимаемые во исполнение Основного закона государства и органически связанные с ним, регулирующие отношения, образующие предмет советского государственного права 1.

Оригинальным является современный подход Д.В. Гусева к пониманию законодательства. Автор в диссертационном исследовании основывается на представлении о нем, как особом правовом явлении, функциональное назначение которого состоит в выражении правовых норм, а целевое назначение — в формально-юридическом закреплении и реализации равенства, свободы и справедливости. При этом в состав законодательства он включает не только законы, но и иные нормативные правовые акты, изданные органами государственной власти. Новизна данного подхода к определению законодательства заключается в том, что последнее обретает совершенно иное свойство. Здесь цель и средство меняются местами, и прежняя цель, под которой обычно понимается оформление норм права, становится средством 2.

Также вызывает интерес подход к исследуемому термину Е.А.Лукьяно-вой. В работах советского периода она отождествляет понятие «система источников советского государственного права» и «система советского государственного законодательства», включая в состав последнего нормативные юридические акты, действующие в СССР, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет советского государственного права, т.е.

1 Златопольский Д.Л. Верховный Совет СССР — выразитель воли советского народа. М., 1982. С. 173; Кириченко М.Г.Конституционное законодательство // Проблемы совершенствования советского законодательства / Под ред. И.С. Самощенко. М., 1977. С. 93—96; Он же. Соотношение конституционного права и конституционного законодательства // Конституция СССР: проблемы государствоведения и советского строительства. М., 1980. С. 28; Козлова Е.И. Развитие принципа социалистического народовластия в советском государстве // XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы государственно-правовой науки. М., 1984. С. 39—43; Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. В 2-х томах. Т. 1. М.: Госюриздат, 1961. С. 64—65; Миронов О.О. Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе. Саратов, 1982. С. 74; Михалева Н.А. Некоторые теоретические и практические вопросы совершенствования и реализации государственно-правового законодательства в период развитого социализма // XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы государственно-правовой науки. М., 1984. С. 26; МорозоваЛ.А. Конституционное регулирование в СССР. М.: Юрид. лит., 1985. С. 65; По-ленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М.: Наука, 1987. С. 4; Степанов И.М. Конституция и политика. М., 1984. С. 75—76; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. М.: Госюриздат, 1962. С. 261—262; Тихомиров Ю.А. Проблемы теории социалистической Конституции // Советское государство и право. 1978. № 2. С. 9.

2 Гусев Д.В. Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского развития российской государственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 4-5.

связанные с осуществлением государственной власти1. Современный взгляд на данный вопрос Е.А. Лукьянова отразила в диссертационном исследовании на тему «Государственность и конституционное законодательство России», где «обогатила» содержание исследуемого понятия, связав его с терминами «конституционализм» (государственное правление, ограниченное конституцией) и «государственность» (состояние общества, в условиях которого функционирует государство)2.

Из современников отождествляют термин «законодательство» и «источники права» А.С. Пиголкин и М.С. Студеникина 3, что считаем в рамках «широкой» трактовки исследуемого понятия обоснованным.

Трактовка конституционно-правового законодательства в «широком» смысле слова характерна и для некоторых зарубежных стран 4.

Учитывая достоинства и недостатки представленных в литературе определений исследуемого понятия, можно заключить, что под конституционно-правовым законодательством в «широком» смысле слова понимают взаимосвязанный комплекс издаваемых уполномоченными государственными правотворческими органами нормативных правовых актов, направленный на урегулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, реализующий принципы равенства, свободы и справедливости.

Полярной является трактовка понятия конституционного законодательства в «узком» смысле слова. Под ним понимают совокупность законов, структурно упорядоченных, находящихся в определенном соотношении между собой, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет конституционного права 5. Законодательство в этом смысле — основная, наиболее важная форма правотворческой деятельности, олицетворяющая суверенитет народа 6. Аналогичной позиции придерживались и некоторые

1 Лукьянова Е.А. Закон как источник советского государственного права. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 16-19, 50-51, 86-87, 121-123.

2 Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. С. 9-10.

3 Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 339; Российское законодательство: проблемы и перспективы / Под ред. Л.А. Окунькова. М.:БЕК, 1995. С. 1-2.

4 Невинский В.В. Эволюция конституционного законодательства Австрийской республики // Российский юридический журнал. 2001. № 1. С. 113; Вишневский А.Ф., Дмитрук В.Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного правового акта. Минск: Дикта, 2005. С. 3.

5 Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М.: Янус-К, 2000. С. 1; Доронин Е.Н. О практике работы регионального института законодательства // Журнал российского права. 1999. № 7/8. С. 144; Лившиц Р.З. Теория права: Учебник для студентов юридических высших учебных заведений. М.: БЕК, 1994. С. 32-40; Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 64-65; Си-нюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореализации. Саратов, 1995. С. 96.

6 Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 340.

дореволюционные юристы. Так, С.А. Котляревский считал законодательство одной из типичных форм парламентской деятельности '.

Под советским государственным законодательством в «узком» смысле слова некоторые авторы понимали совокупность конституций и законов, вносящих в них изменения и дополнения, по порядку принятия, аналогичные первым, регулирующие отношения, составляющие предмет государственного права, — так называемая формально-юридическая точка зрения 2.

«Обогащает» современную «узкую» трактовку исследуемого понятия позиция С.С. Алексеева. Законодательство могут составлять только законы, иные нормативные акты возможно включить туда при условии их издания в порядке делегирования законодательных полномочий 3. В последнем случае такие акты становятся на одну иерархическую ступень с законами 4.

Спорной сегодня является точка зрения А.С. Пиголкина и М.С. Студе-никиной. Они полагают, что в «узком», собственном смысле под законодательством понимается система нормативных актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, т.е. законодательные акты и правительственные решения нормативного характера 5, что неоправданно расширяет данное понятие, смешивая его с «широким» толкованием.

Напротив, «сужает» данную трактовку М.С. Саликов, который включает в состав конституционного законодательства лишь федеральную конституцию и конституции субъектов Российской Федерации 6. Аналогичной позиции придерживается С.А. Авакьян, поскольку считает, что в противном случае все иные нормативные акты, включаемые в это понятие и регулирующие отношения в сфере общественно-политического устройства и власти, были бы уравнены по юридической силе с конституцией, что недопустимо 7. Е.С. Аничкин считает, что при трактовке исследуемого термина, как системы конституций, происходит отождествление его с понятием «конститу-

1 Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных Законов / Под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2004. С. 215.

2 Государственное право зарубежных социалистических стран / Под ред. В.Е. Чиркина, Б.Н. Топорнина. М., 1976. С. 6; Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967. С. 74—75; Морозова JI.A. Указ. соч. С. 65; Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 1963. С. 55.

3 Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. 2-е изд. М.: Юрид.лит., 1994. С. 98-99.

4 Толстик В.А. К вопросу о юридической силе актов, принятых в рамках делегированных нормотворческих полномочий // Юрист. 2001. № 10. С. 10-15.

5 Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 340.

6 Саликов М.С. Сравнительно-правовое исследование федеративных систем России и США: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 16.

7 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 32-34.

ционная система»1, в то же время Л.А. Ибрагимова именует данную совокупность актов как «конституционное законодательство в Российской Фе-дерации»2.

Представляет конституционно-правовое законодательство как сложную систему в рамках данной трактовки Ю.А. Тихомиров, выделяя его смежные подотрасли 3.

Заканчивая обзор мнений авторов разных эпох на определение исследуемого понятия, можно заключить, что конституционно-правовое законодательство в «узком» смысле слова - это взаимосвязанная, упорядоченная система законов, принимаемых высшими законодательными (представительными) органами власти или народом непосредственно, а также акты, принимаемые в порядке делегирования законодательных полномочий уполномоченными органами, направленные на урегулирование общественных отношений, входящих в предмет конституционного права и реализующие принципы равенства, свободы и справедливости.

Подводя итог сказанному, видится, что обе трактовки исследуемого понятия имеют равное право на существование, использование же того или иного подхода в каждом конкретном случае зависит от цели исследования. В данной работе оправданным считаем применение «широкой» трактовки, которая позволяет взглянуть на нормативно-правовые акты в области конституционного права как на взаимосвязанную, структурированную систему.

Следующим шагом в формулировании исследуемого понятия является определение сферы регулирования конституционно-правового законодательства как отрасли российского законодательства.

Полемика по данному вопросу среди российских исследователей на разных исторических этапах была довольно обширна 4. Однако в рамках данного исследования наиболее удачным видится определение предмета конституционного права - сферы конституционно-правового законодательства, предложенное О.Е. Кутафиным 5.

Таким образом, конституционно-правовое законодательство России -взаимосвязанный комплекс издаваемых уполномоченными государственными правотворческими органами нормативных правовых актов, направ-

1 Аничкин Е.С. Конституционное законодательство Российской Федерации: Причины, типология случаев и пределы неоднородности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18-20.

2 Ибрагимова ЛА. Конституционное законодательство Российской Федерации и республик на этапе деволюционного федерализма: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2001. С. 8-15.

3 Колесников Е.В. Конституция и конституционные законы как основа российской правовой системы // Правоведение. 1995. № 4-5. С. 7-13; Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. № 7. С. 7.

4 См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001.

5 Там же. С. 23-26.

ленных на урегулирование общественных отношений, складывающихся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества — население, территория и власть, а также определяющих основы конституционного строя России, основы правового статуса человека и гражданина, основные принципы системы органов исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, реализующий принципы равенства, свободы и справедливости на всей территории России.

Э.В. Габрелян,

аспирант МГЮА

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из аспектов государственной целостности Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ) является правовая целостность — обязательное условие устойчивого бытия российской государственности. Правовая целостность предполагает наличие единой системы российского права 1 и формы ее выражения — единой системы российского законодательства. Конституционное право и в первую очередь его сердцевина — Конституция РФ — содержат необходимые контуры правовой целостности.

1. Конституция РФ — высший нормативный правовой акт прямой конкретизации субъектности многонационального народа Российской Федерации, его суверенной воли — первичная ценность и ядро системы российского права. «Конституция, — отмечает В.Д. Зорькин, — это ключ ко всей системе права»2. Будучи базовым интегратором и первоисточником основных правовых явлений, Конституция РФ, конструируя и систематизируя гомогенную правовую среду, призвана стать генеральным гарантом и стабилизатором правовой целостности.

1 В общей теории права и государства наряду с категорией «система права» используется категория «правовая система» (именно последняя используется в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Вопрос их соотношения (разнородности и идентичности) является дискуссионным. В основе различия рассматриваемых правовых категорий, как указывал В.С. Нерсесянц, лежит результат русского перевода, когда слова «система права» переведены в виде «правовой системы». Под влиянием такого перевода многие теоретики стали толковать «систему права» и «правовую систему» как разнородные правовые явления (см.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2004. С. 449—451).

В настоящей статье мы присоединяемся к В.С. Нерсесянцу, исходившему из корректности употребления именно категории «система права» — доктринальной юридико-логической модели для реальной практики правоустановительной деятельности, издания законодательных и иных правоустановительных актов, их рационально организованного учета и систематизации (см.: Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 442).

2 Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007. С. 347.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.