Список использованной литературы:
1. Международные экономические отношения: Учебник / Под. ред. И. П. Фаминского. 2-е изд. М.: Экономист, 2004.
2. Международные экономические отношения: Учебник / Под. ред. Б. М. Смитиенко. М: ИНФРА-М, 2005.
3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник/ Под ред. Л. Н. Красавиной. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005.
©Велмурадова О., Хаджиева О., Сеитмяммедова О., Агамурадов Б., 2024
Дусбоев Рахим Рамазонович,
PhD экономических наук, Ташкентский экономический и педагогический институт,
г. Ташкент, Узбекистан
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье рассматривается конкурентоспособность национальной экономики, анализирующее факты и политику, формирующие способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие здание прибавочной стоимости со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения.
Ключевые слова
мировое экономическое пространство, глобальный рынок, конкурентоспособность, национальная экономика, благосостояние.
Dusboev Rakhim Ramazonovich,
PhD in Economics, Tashkent Economic and Pedagogical Institute,
Tashkent, Uzbekistan
THE CONCEPT OF COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY
Annotation
The article examines the competitiveness of the national economy, analyzing the facts and policies that shape the country's ability to create and maintain conditions that ensure the creation of surplus value on the part of enterprises and a higher level of well-being of the population.
Key words
world economic space, global market, competitiveness, national economy, welfare.
Процессы интеграции мирового экономического пространства и формирования глобального рынка и объективный характер конкурентной борьбы вышли на уровень отдельных стран и регионов. Расширение мирохозяйственных связей, усиление зависимости национальной экономики от
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
процессов глобализации и интеграции и, как следствие, повышение международной конкуренции актуализируют проблему развития национальной конкурентоспособности.
Разрабатывая свою долгосрочную экономическую политику, многие страны, ключевым вопросом определяют национальную конкурентоспособность своих экономик. В этой связи возникает необходимость исследования современных научных представлений о сущности национальной конкурентоспособности стран [1].
Универсального понятия конкурентоспособности не может быть, поскольку его необходимо интерпретировать в отношении объекта (товара, услуги, фирмы, отрасли, региона, страны) исследования. Соответственно выделению того или иного объекта исследования (товара, услуги, предприятия, страны и т.д.) определяется понятие конкурентоспособности, отражающее содержание и специфику изучаемого явления.
В теории понятия конкурентоспособности продукта, компании, отрасли довольно отлично определены и общеизвестны.
Что касается конкурентоспособности национальной экономики (часто еще употребляющих термин «международная конкурентоспособность экономики»), то это достаточно сложное, многоуровневое понятие, не имеющее единого общепризнанного определения в науке.
Следует констатировать достаточно широкие разногласия во взглядах на сущность и природу конкурентоспособности страны.
Конкурентоспособность государства - это категория макроэкономики, которая достигается с помощью таких рычагов, как курсы валют, ставки процента, равновесие платежного баланса, другие -как богатые природные ресурсы, обилие дешевой рабочей силы и т.п.
Благосостояние страны определяется исходя из эффективности деятельности отдельных компаний, практически ставится знак равенства меж благосостоянием страны и компаний. Вместе с тем, очевидно, что конкурентоспособность национальной экономики зависит не только от деятельности национальных предприятий, но и от внешних факторов.
Современные исследования концепции конкурентоспособности национальной экономики признают государство, научно-исследовательские институты и транснациональные компании изучаемой страны как основные институциональные факторы, влияющие на конкурентоспособность национальной экономики на макроэкономическом уровне. Например, конкурентоспособность национальной экономики - «сфера экономических знаний, анализирует факты и политику, формирующие способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие здание прибавочной стоимости со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения» [2].
На основе рассмотренных определений сущности национальной конкурентоспособности страны выделяются ряд существенных характеристик этой концепции.
Во-первых, национальная конкурентоспособность страны - объективный процесс, отражающий непрерывность и динамичность развития экономической системы. Соответственно конкурентоспособность требует постоянного мониторинга и поддержки на соответствующем уровне путем разработки и внедрения корректирующих влияний в рамках государственной политики, стратегии компаний и т.д.
Во-вторых, конкурентоспособность страны напрямую зависит от уровня конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров, которые пользуются спросом на рынках. Более того, эффективность производства, распределения и реализации товаров включает как способность экономических институтов формировать благоприятные условия, так и возможности фирм и отраслей воспользоваться этими условиями для создания и удержания конкурентных преимуществ.
В-третьих, международная конкурентоспособность экономики в рамках экономической политики рассматривается как центральная проблема и важнейший инструмент повышения уровня жизни и улучшения общественного благосостояния. В конечном счете цель повышения международной конкурентоспособности для жителей страны - высокий уровень социального развития и устойчивые темпы экономического роста в долгосрочной перспективе, поддержка социально-политической и правовой стабильности общества.
В-четвертых, современные концепции и стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики строятся на базе инновационной способности страны, ее развитого научно-технического потенциала, производительности использования ресурсов, что выражается в стоимости отдачи от единицы труда или капитала. При этом страна способна увеличивать (или сохранять существующую) свою рыночную долю в товарных категориях, которые определяют ее международную специализацию, а также формировать новые ниши на мировом рынке высокотехнологичных товаров. Указанные характеристики следует рассматривать во взаимосвязи и динамике. Каждая из них должна быть конкретизирована определенным набором признаков и показателей, позволяющих судить об уровне развития качества конкурентоспособности конкретной страны.
Выводы. Итак, национальная конкурентоспособность в эпоху экономики знаний - это способность страны обеспечить высокую социальную направленность национальной экономики, повышение ее уровня социально-экономической результативности и увеличение благосостояния граждан страны по отношению к внешним аналогам на базе устойчивого экономического роста путем использования инновационных технологий, развития человеческого капитала и интеллекта нации.
Список использованной литературы:
1. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. - М., - 1993.
2. Романова Л.Е. Конкурентное взаимодействие субъектов товарного рынка. - Тула, - 2000.
© Дусбоев Р.Р., 2024
Дусбоев Рахим Рамазонович,
PhD экономических наук, Ташкентский экономический и педагогический институт,
г. Ташкент, Узбекистан
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
В статье рассматривается исследование природы понятия «налоговая нагрузка» и определение его роли в налоговой системе.
Ключевые слова
налоговая система, рыночный механизм, налоговая нагрузка, дефиниция, моделирование.