В-третьих, международная конкурентоспособность экономики в рамках экономической политики рассматривается как центральная проблема и важнейший инструмент повышения уровня жизни и улучшения общественного благосостояния. В конечном счете цель повышения международной конкурентоспособности для жителей страны - высокий уровень социального развития и устойчивые темпы экономического роста в долгосрочной перспективе, поддержка социально-политической и правовой стабильности общества.
В-четвертых, современные концепции и стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики строятся на базе инновационной способности страны, ее развитого научно-технического потенциала, производительности использования ресурсов, что выражается в стоимости отдачи от единицы труда или капитала. При этом страна способна увеличивать (или сохранять существующую) свою рыночную долю в товарных категориях, которые определяют ее международную специализацию, а также формировать новые ниши на мировом рынке высокотехнологичных товаров. Указанные характеристики следует рассматривать во взаимосвязи и динамике. Каждая из них должна быть конкретизирована определенным набором признаков и показателей, позволяющих судить об уровне развития качества конкурентоспособности конкретной страны.
Выводы. Итак, национальная конкурентоспособность в эпоху экономики знаний - это способность страны обеспечить высокую социальную направленность национальной экономики, повышение ее уровня социально-экономической результативности и увеличение благосостояния граждан страны по отношению к внешним аналогам на базе устойчивого экономического роста путем использования инновационных технологий, развития человеческого капитала и интеллекта нации.
Список использованной литературы:
1. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. - М., - 1993.
2. Романова Л.Е. Конкурентное взаимодействие субъектов товарного рынка. - Тула, - 2000.
© Дусбоев Р.Р., 2024
Дусбоев Рахим Рамазонович,
PhD экономических наук, Ташкентский экономический и педагогический институт,
г. Ташкент, Узбекистан
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
В статье рассматривается исследование природы понятия «налоговая нагрузка» и определение его роли в налоговой системе.
Ключевые слова
налоговая система, рыночный механизм, налоговая нагрузка, дефиниция, моделирование.
Dusboev Rakhim Ramazonovich,
PhD in Economics, Tashkent Economic and Pedagogical Institute,
Tashkent, Uzbekistan
TAX LOAD AS AN INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF THE STATE TAX POLICY
Annotation
The article examines the study of the nature of the concept of "tax burden" and the definition of its role in the tax system.
Key words
tax system, market mechanism, tax burden, definition, modeling.
Ключевым вопросом налоговой политики в современных условиях является формирование налоговой системы, ориентированной на экономический рост.
Сбалансированный уровень налоговой нагрузки является серьезным и едва ли не ключевым фактором обеспечения надлежащей динамики практической активности и роста производства и экономики.
Выводы экономической теории и исторический опыт разных стран показывают, что экономическому росту способствует такая налоговая система, которая обеспечивает доходы государства, но по возможности меньше затрагивает рыночный механизм.
Формирование оптимальной взаимосвязи между государством и налогооблагаемыми субъектами обеспечивается через сбалансирование налоговой нагрузки как на физических, так и на юридических лиц [1].
Понятие налоговой нагрузки, как и ее синонимов - налогового бремени, тяжести налогов, податного давления и т.д., возникло одновременно с наиболее ранними упоминаниями о налогах в исторических источниках. С давних времен предпринимались и попытки определения его оптимальной величины.
Анализ различных научных трудов дал возможность сделать вывод, что существует очень большое количество научных взглядов и подходов по поводу определения налоговой нагрузки. Это, в свою очередь, достаточно существенно усложняет понимание указанной дефиниции и приводит к возникновению различных способов исчисления показателя налоговой нагрузки.
Так, например, в финансовом словаре определено, что налоговая нагрузка - это удельный вес всех налоговых платежей за определенное время (финансовый год) в величине валового дохода налогоплательщика.
Под налоговой нагрузкой понимается стоимостное выражение всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, которые должно платить юридическое или физическое лицо согласно действующему налоговому законодательству страны. Оценка налогового давления на предприятия производится, как правило, на основе анализа статистических данных и использования методов экономико-математического моделирования. Цель расчетов состоит в определении продолжительности периода, в течение которого рост налогооблагаемой базы (произошел за счет снижения ставок налогов и сборов) сможет обеспечить увеличение платежей предприятий в бюджет и компенсировать первоначальное сокращение его доходов.
Но центральную часть понятия о налоговой нагрузке составляет система социально-экономических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками по распределению и перераспределению доли ВВП.
Следовательно, предел налоговой нагрузки - это условная точка в налогообложении, при которой достигается баланс учета интересов плательщиков по поводу их налогоспособности и стимулов для развития и интересов государства относительно достаточности наполнения бюджета.
Изучение уровня налоговой нагрузки на экономику государства достаточно важно, поскольку именно от количества налогов, их видов и ставок, дифференцированности, наличия и обоснованности налоговых льгот во многом зависят возможности их стимулирующего влияния на субъектов экономической деятельности, их способность к накоплению и инвестированию, что обуславливает степень структурных преобразований в экономике и рост ее эффективности [2].
Налоговая нагрузка имеет как фискальный показатель, так и ценовой показатель. Фискальный показатель определяет уровень централизации и обобществления создаваемого ВВП в бюджетной системе страны, а также показывает уровень перераспределения общей части ВВП через эту систему посредством предоставления экономическим агентам прямой и косвенной финансовой помощи. Ценовой показатель налогового бремени характеризует значение обязательных платежей на любой результирующий источник: выручка предприятия, прибыль, расходы на оплату труда, расходы домохозяйств и т.д.
Налоговая нагрузка играет важную роль в системе управления налогами в целом, поскольку является прямым объектом указанного управления. Именно налоговая нагрузка определяет как количественную, так и качественную оценку или характеристику последствий влияния налогов на их плательщиков, а также позволяет оценить состояние благосостояния и достатка населения страны, добросовестно выполняющего свое налоговый долг.
Как показывает практика экономически развитых зарубежных стран, чтобы в государственный бюджет осуществлялись регулярные и стабильные поступления, государство должно осуществлять рациональную политику налогового бремени.
Такая политика заключается в умеренном регулировании налоговых ставок, в зависимости от предприятия, государство может увеличивать или уменьшать объемы налоговых льгот, что, в свою очередь, позволит увеличить количество налогоплательщиков, а затем увеличить и объем бюджетных средств государства.
Как видим, налоговая нагрузка имеет чрезвычайно большое значение для экономики государства, поскольку его показатели служат индикатором состояния функционирования субъектов хозяйствования. Именно налоговая нагрузка является одной из основ проведения реформирования системы налогообложения, ведь его данные учитываются при анализе собственного состояния системы налогообложения и по сравнению с показателями других стран.
Кроме указанного, налоговая нагрузка играет важную роль и в деятельности любых предприятий, действующих на территории государства и являющихся субъектами налогообложения. Исключительно от его размера зависит способность указанных хозяйствующих субъектов расширять свое производство, тем самым приумножать собственную прибыль или вкладывать инвестиции, что тоже не менее важно как для предприятий, так и для государства в целом.
Выводы. Следовательно, роль налоговой нагрузки как особой составляющей налоговой политики очевидна и заключается в том, что именно налоговая нагрузка может выступать непосредственным объектом управления налогами в государстве, кроме этого, оно является объектом
теоретического исследования влияния налогов на обилие их плательщиков. Значимость налогового бремени заключается еще и в том, что именно эта категория при эффективной налоговой политике государства обеспечивает стабильные и достаточные поступления в бюджет, создает стимулы к активной предпринимательской деятельности, а следовательно и развитию национальной экономики в целом.
Список использованной литературы:
1. Гринкевич Л.С. Развитие методов налогового регулирования деятельности предприятий АПК. -Томск, - 2014.
2. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. - М., - 2008.
© Дусбоев Р.Р., 2024