Научная статья на тему 'Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики'

Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики»

Национальная экономика

проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики

г.в. коршуиова,

кандидат экономических наук, старший преподаватель всероссийского заочного финансово-экономического института

(Тульский филиал)

В условиях глобализации экономических отношений и открытости развитых экономик повышается значение концепции конкурентоспособности.

Первый вклад в теорию конкурентоспособности внес Адам Смит, с тех пор как написал в 1768 г. свое «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он определил четыре начальных фактора — земля, капитал, природные ресурсы и труд, обусловливающие абсолютные преимущества государств в международной торговле, и доказал преимущества открытости национальных экономик.

Далее теорию конкуренции развил Давид Ри-кардо, который ввел понятие сравнительных преимуществ государств, являвшееся основой теории международной торговли. Основным достижением здесь стала идея о том, что национальные экономики не только получают прибыль от абсолютных преимуществ с точки зрения себестоимости, но при обмене товарами и услугами от него выигрывают обе участвующие страны. Теория сравнительных преимуществ Рикардо основана на скрытых издержках, т.е. скрытой стоимости одного товара по сравнению с другим, которая определяется производительностью труда.

Хекшером и Олином в XX в. была разработана теория обеспеченности факторами, содержащая положение о том, что страна должна экспортировать тот товар, при производстве которого интенсивно используются в изобилии имеющиеся факторы.

Все эти теории преимущественно связывают конкурентоспособность экономики со структурой ее издержек. Сравнительное преимущество есть

способность к производству товаров с более низкой себестоимостью по отношению к другим товарам и по сравнению с другой страной. Это — основа традиционного взгляда, связывающего конкурентоспособность со структурой издержек экономики и, в определенной степени, с эволюцией ее реального валютного курса.

При зафиксированных на международном уровне значениях факторов и идеальной конкуренции сравнение между издержками труда на единицу продукции в стандартных денежных единицах действительно дает представление о способности, или неспособности экономики продавать свою продукцию за рубеж. С точки зрения динамики слишком значительное повышение заработной платы или слишком низкий рост производительности по сравнению с конкурентами приведет экономику к необходимости адаптации, т.е. девальвации своего реального валютного курса или процессу дефляции.

Оценка сравнительной эффективности национальных экономик только через призму валютного курса, являющегося «ограниченным» инструментом экономической политики, и через структуру издержек не признается удовлетворительной. Это наблюдение привело как ученых, так и правительства стран к необходимости все в большей степени принимать во внимание элементы неценовой конкуренции.

После почти двухсотлетнего господства теории сравнительных преимуществ М. Портер определил, что должен быть найден новый подход, который отражает динамично развивающийся характер конкуренции, выходящей далеко за рамки издержек, и

74

финансы и кредит

основанный на теории инноваций. Его центральная идея заключается в том, что «благополучие страны создается, а не наследуется. Оно не вырастает из природных богатств страны, ее трудового потенциала, процентных ставок или стоимости валюты, как утверждает классическая экономическая теория». Поэтому, по мнению М. Портера, конкурентные — а не сравнительные — преимущества создают благосостояние [2].

Портер ввел понятие национального «ромба», в котором обозначены детерминанты конкурентного преимущества как системы, компоненты которой взаимно усиливаются, результатом чего является быстрый рост производительности. Этими четырьмя детерминантами являются:

1. Условия факторов производства: количество, навыки персонала и издержки на

него;

количество, качество, доступность и стоимость природных ресурсов страны, таких как земельные, водные ресурсы, залежи минералов, лес, источники гидроэлектроэнергии, рыбные угодья;

имеющиеся у страны ресурсы знаний, в том числе научные, технические и маркетинговые знания, влияющие на количество и качество товаров и услуг;

объем и стоимость капитала, имеющегося в наличии для финансирования хозяйственной деятельности;

тип, качества инфраструктуры и издержки пользователей на нее, включая транспортную систему страны, систему коммуникаций, систему здравоохранения и прочие факторы, непосредственно влияющие на качество жизни в стране.

2. Условия спроса:

состав спроса на внутреннем рынке, выраженный в различных существующих рыночных нишах, требовательности покупателей, и то, насколько потребности покупателей на внутреннем рынке предвосхищают потребности на других рынках; объем и темпы роста внутреннего спроса; пути интернационализации внутреннего спроса и вывода продукции и услуг страны на зарубежные рынки.

3. Связанные и поддерживающие отрасли: наличие конкурентоспособных в международном масштабе отраслей-поставщиков, создающих преимущества следующих отраслей в производственной цепи через эффективный, ранний или быстрый доступ к их экономически эффективному вкладу;

конкурентоспособные в международном масштабе связанные производства, которые мо-

гут координировать и совместно осуществлять деятельность в цепочке создания прибавочной стоимости, или производителей комплементарных продуктов.

4. Стратегия, структура и соперничество фирм: способы, которыми осуществляется управление фирмой и ее конкуренция;

цели, которых компании стремятся достичь, мотивация их сотрудников и менеджеров;

объем внутренней конкуренции, создание и сохранение конкурентных преимуществ в соответствующей отрасли.

Системный характер ромба конкурентных преимуществ М. Портера позволяет объяснить возникновение кластеров. Портер обнаружил, что это взаимодействие детерминантов конкурентных преимуществ расширяется и усиливается при условии географической концентрации ведущих конкурентов в рамках одной отрасли.

По теории М. Портера, сохранение конкурентных преимуществ в рамках глобальной экономики зависит, прежде всего, от местного соотношения «вещи-знания» и мотивации, с которыми не могут сравниться удаленные конкуренты. Современная экономика характеризуется тем, что он называет «кластерами» — географическими концентрациями взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, предприятий в связанных отраслях и соответствующих учреждений (например, институтов, органов по стандартизации и торговых ассоциаций) в конкретных областях экономики, которые конкурируют, но в то же время и сотрудничают друг с другом. М. Портер доказал, что ведущие предприятия-экспортеры в ряде стран не являются изолированными, но относятся к успешным группам конкурентов в рамках связанных отраслей.

В теории М. Портера даны три расширенных объяснения влиянию кластеров на конкурентоспособность:

повышение конкурентоспособности через открытие доступа для специализированного вклада и работников-специалистов, расширение доступа к информации, институтам и общественным благам и поощрение дополняющей хозяйственной деятельности;

повышение инновационного потенциала фирмы путем более быстрого распространения технологических знаний и инноваций. Конкурентное давление в рамках каждого кластера повышает мотивацию компаний к инновационной деятельности;

стимулирование высоких темпов создания новых предприятий через создание работниками фирмы собственных предприятий путем отделения (spin-off).

Географическая, культурная и институциональная близость дают компаниям возможность иметь лучший доступ, более тесные связи, больший объем информации, мощные стимулы и прочие преимущества, которыми трудно воспользоваться на расстоянии.

Повышение конкурентоспособности становится одной из основных задач экономической политики правительств различных государств.

В США в 1985 г. была создана Комиссия по вопросам конкурентоспособности при Президенте США, а в 1986 г. — Совет по политике конкурентоспособности.

Во Франции конкурентоспособность стала темой общественных дискуссий, начиная с 70-х гг. ХХ в., когда французская экономика начала работать хуже своих конкурентов с точки зрения инфляции, издержек труда, а также роста дефицита внешнеторгового баланса.

Великобритания была одной из первых стран, которые начали проводить анализ конкурентоспособности. Основные результаты этого анализа содержатся в «Белой книге», а главный аспект

конкурентоспособности для правительства Великобритании сформулирован в названии доклада «К построению основанной на знаниях экономики». В соответствии с этим докладом знания являются ключевым элементом конкурентоспособности.

Государства — члены Европейского союза в 2001 г. приняли Лиссабонскую декларацию, в качестве главной цели которой определено, что до 2010 г. ЕС должен стать самой конкурентоспособной и основанной на знаниях экономики в мире, способной к устойчивому росту при создании большего количества и более качественных рабочих мест, с более высокой степенью социального единства [1].

Практически нет развитых стран, которые не создали бы у себя специальных комиссий для анализа состояния конкурентоспособности своей экономики и не искали бы путей ее совершенствования. Тем не менее концепция конкурентоспособности до сих пор четко не сформулирована.

В соответствии с различными программными документами конкурентоспособность трактуется различным образом (см. таблицу), что может привести к неоднозначности при обосновании развития экономических систем.

Как следует из приведенных определений, их рамки довольно широки. В то же время наблюдается определенная социальная направленность

определение конкурентоспособности

Источник и год определения Содержание определения

Комиссия по вопросам конкурентоспособности при президенте США (1985 г.) Способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, которые соответствуют требованиям международного рынка

Совет по политике конкурентоспособности (США, 1992 г.) Способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в то же время обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе

Всемирный экономический форум, доклад «Глобальная конкурентоспособность» (1996 г.) Способность страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП

ОЭСР (1996 г.) Поддержка способности компаний, предприятий регионов, стран и наднациональных регионов сохранять, будучи открытыми для международной конкуренции, относительно высокий уровень показателей дохода и занятости населения

Международный институт менеджмента «Всемирный ежегодник по вопросам конкурентоспособности» (2003 г.) Сфера экономических знаний, анализирующая факты и политику, которые формируют способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие создание дополнительной стоимости со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения

Группа консультантов по конкурентоспособности (Ciampi Group), первый доклад для председателя Европейской комиссии, премьер-министров и глав государств (1995 г.) Конкурентоспособность включает элементы производительности, эффективности и прибыльности. Однако сами по себе они не являются исчерпывающими и не задают конечной цели. Это мощные средства для достижения роста уровня жизни и материального благосостояния, т.е. инструмент для решения задач. В глобальном масштабе конкурентоспособность представляет собой основу для увеличения заработков населения неинфляционным путем

76

финансы и кредит

теоретических определений конкурентоспособности (обеспечение, рост и сохранение для граждан высокого уровня жизни, обеспечение высокого уровня дохода и занятости населения, увеличение среднедушевого прироста ВВП).

Успех политики повышения конкурентоспособности национальной экономики во многом зависит от стадии развития экономики. Подразделение на три стадии развития лежит в основе теории конкурентоспособности, предложенной Всемирным экономическим форумом [3]:

1. «Факторная стадия», распространяющаяся на страны с самым низким уровнем развития, для которых мобилизация основных производственных факторов (земля, сырьевые товары и неквалифицированный труд) является основным условием макроэкономического роста. На этой стадии «основной работой правительства является обеспечение общей политической и макроэкономической стабильности и достаточно свободные рынки, чтобы позволить эффективную утилизацию сырьевых товаров и неквалифицированного труда как отечественными фирмами, так и через привлечение иностранных инвестиций» [1]. Для этой категории стран цена является главным активом в глобальной конкурентоспособности, а основой продвижения во вторую группу являются ассимиляция технологий через импорт, прямые иностранные инвестиции и имитация.

2. «Инвестиционная стадия» касается стран, имеющих статус средней доходности, где рост зависит от инвестиций и конкурентоспособность дости -гается через использование мировых технологий во внутреннем производстве. Прямые иностранные инвестиции, совместные предприятия и аутсорсинг позволяют интегрировать национальную экономику в мировую производственную систему. На этой стадии в целях повышения привлекательности правительству необходимо уделять все большее внимание «физической» инфраструктуре (порты, телекоммуникации, дороги) и правовой базе (таможня, налоги, законодательство о деятельности предприятий), чтобы обеспечить более полную интеграцию экономики в глобальные рынки.

3. «Инновационная стадия» относится к странам с высоким уровнем экономического развития, которые совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей технологии. В этом случае существует критическая связь между конкурентоспособностью и высоким уровнем образования (особенно в сфере точных и естественных наук) и способностью быстро переходить

к новым технологиям. Этот переход, однако, считается труднейшим, поскольку развитие, основанное на инновациях, требует непосредственного участия государства в поощрении высоких темпов инноваций через инвестиции, как частные, так и государственные, в научные исследования и разработки, высшее образование и совершенствование рынков капитала и правовой базы, поддерживающих открытие новых высокотехнологичных предприятий.

М. Портер считает, что правительство играет роль катализатора и инициатора перехода компаний к более высокому уровню конкурентоспособности. Власти могут поощрять компании к повышению эффективности, стимулировать возникновение на раннем этапе спроса на прогрессивные продукты, сосредоточивать усилия на создании специализированных факторов и стимулировании местной конкуренции через ограничение прямого сотрудничества и введение антитрестовских законодательных норм. По мнению Ж. Вальтера, правительства могут повлиять на все четыре детерминанты М. Портера через такие меры, как [2]:

— субсидии для фирм, как прямые (в денежной форме), так и косвенные (например, через создание инфраструктуры);

— налоговые кодексы, применяемые к предприятиям, хозяйственной деятельности или владению имуществом;

— образовательная политика, влияющая на уровень квалификации работников;

— помощь в создании специальных факторов;

— введение жестких стандартов (например, высоких стандартов, применяемых к технологиям и продукции, включая природоохранные нормы). Практическую реализацию концепции конкурентоспособности, разработанную М. Портером, осуществляет организация Всемирный экономический форум (Швейцария) через ее «Программу глобальной конкурентоспособности». Всемирный экономический форум — основанная на членстве неправительственная организация, содействующая установлению взаимодействия между ключевыми заинтересованными группами общества, например лидерами органов власти, бизнеса, науки, образования и искусства, в целях «улучшения положения в мире». Она имеет статус некоммерческого фонда в соответствии с законодательством Швейцарии и официально не связана с какими-либо политическими, партийными или религиозными интересами.

Определение конкурентоспособности, предложенное Всемирным экономическим форумом (см. таблицу), вытекает из значительной роли

экономического роста для достижения благосостояния: «Немногие вещи значат для благосостояния граждан страны больше, чем совокупные темпы экономического роста. Для богатых стран положительные темпы роста означают более высокие заработки, прибыли, уровень занятости населения, расширение возможностей для бизнеса. Для бедных стран положительная динамика роста выводит народ из состояния бедности, поскольку его доход растет вместе со средним ВВП» [4].

Ориентиры повышения конкурентоспособности экономики, выработанные Всемирным экономическим форумом, могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:

макроэкономическая стабильность. Фирмы не могут принимать решений в обстановке высоких темпов инфляции, банковская система не может функционировать при гигантском дефиците бюджета, государство не может эффективно предоставлять свои услуги, если оно вынуждено выплачивать огромные проценты по прошлым долгам;

качество государственных институтов необходимо для гарантирования исполнения контрактов и в более широком смысле,для того чтобы принцип главенства закона стал нормой экономической деятельности;

технологические усовершенствования должны стать основой долгосрочной перспективы роста.

Следует отметить, что по мере изменения природы конкуренции меняется и значение факторов ее формирования. К наиболее существенным современным аспектам формирования конкурентоспособности следует отнести следующие.

1. При определении уровня конкурентоспособности национальной экономики возникают проблемы, связанные с пространственными границами конкурентоспособности. Происходит формирование наднациональных образований (например, Европейский союз); производственные единицы отдельных современных предприятий могут располагаться на территории различных государств, конкурирующих между собой.

2. Усиливаются «нематериальные» факторы формирования конкурентоспособности. Пред-

посылки повышения конкурентоспособности в современных условиях в большей степени связаны не с производственной стадией, а с другими фазами товародвижения (маркетинг, реклама и др.), что усиливает значение трансакционных издержек.

3. В связи повышением значения социальных параметров измерения конкурентоспособности возникает проблема обоснования измерителей социальной составляющей конкуренции.

4. Усиливаются инновационные факторы повышения конкурентоспособности. Повышение значения «экономики знаний» проявляется в развитии «информационных товаров», в возможности реализации научных знаний и технологий. Поскольку научно-технический прогресс развивается более высокими темпами, чем экономическая теория, возникают теоретические проблемы связи реализации инновационного потенциала и уровня конкурентоспособности.

5. Не полностью выявлена роль государства в создании институтов, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики. Если структурные аспекты повышения конкурентоспособности достаточно определены (инфраструктура, образование, кластеры), то по вопросам социальной, налоговой, промышленной политики необходимо научное обоснование соответствующих ориентиров.

Литература

1. Walter G. Competitiveness: a General Approach // RECEP's Reports. 2004. № 2.

2. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

3. The Global Competitiveness Report 2001-2002, Executive Summary: Competitiveness and Stages of Economic Development, Michael E. Porter, Jeffrey D. Sachs, John W. McArthur.

4. Blanke J., Paua F., Sala-I-Martin X. (2003), The Growth Competitiveness Index, CHAPTER 1.1. Analyzing Key Underpinnings of Sustained Economic Growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.