Научная статья на тему 'Понятие коммуникативно-творческих способностей'

Понятие коммуникативно-творческих способностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1539
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATION / CREATIVITY / COMMUNICATIVE ABILITIES OF A PERSONALITY / ORIGINALITY / SPECIAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Громенко Л.Н.

В данной статье говорится о коммуникативно-творческих способностях личности, о важности и способах их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Громенко Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE NOTION JF COMMUNICATIVE AND CREATIVE ABILITIES

This article refers to the communicative and creative abilities of the person, about the importance and ways of their development.

Текст научной работы на тему «Понятие коммуникативно-творческих способностей»

Педагогические науки

УДК: 371.39

Громенко Л. Н.

магистрант

кафедра теории и методики хореографического искусства

Научный руководитель: Введенский В. Н.

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедра педагогики и методики профессионального образования

БГИИК, г. Белгород

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В данной статье говорится о коммуникативно-творческих способностях личности, о важности и способах их развития.

Ключевые слова: коммуникация, творческие способности, коммуникативные способности личности, креативность, творчество, оригинальность, специальные способности.

Gromenko L. N.

Department of theory and methodology of choreographic art

BGIIK

Scientific supervisor: Vvedensky V. N.

doctor of pedagogical Sciences, associate Professor Professor Department of pedagogy and methods of professional education

BGIIK Belgorod.

THE NOTION JF COMMUNICATIVE AND CREATIVE ABILITIES

This article refers to the communicative and creative abilities of the person, about the importance and ways of their development.

Keywords: communication, creativity, communicative abilities of a personality, creativity, creativity, originality, special abilities.

Способности личности — это свойства и особенности личности, которые влияют на успешность овладения личностью теми или иными навыками, умениями. Сами способности являются возможностью для получения знаний, а не гарантией того, что они обязательно сами имеются у личности. Понятие личности достаточно индивидуальное, хотя в его основе лежат общечеловеческие качества. Способности можно разделить на специальные, общие и духовно-творческие.

Общие способности — это те способности, которыми могут овладеть все без исключения, это такие способности как способность к адаптации в обществе и деятельности, такие как запоминать, думать, мыслить, обучаться, навыки общения и говорения, коммуникативные навыки, то есть реализовывать все заложенные в человеке видовые особенности. Каждый из видов общих способностей имеет свои количественные и качественные характеристики, например, для оценки коммуникативных способностей человека можно подойти индивидуально, оценивая данные способности по нескольким критериям:

• по количественно-качественному составу слов;

• скорости реакции на те, или иные вопросы;

• рядом личностных качеств человека;

• правилами этикета, заложенными с детства.

Творческие способности так же относятся к общим способностям личности, которые присущи любому человеку и по его инициативе могут проявляться в любой из сфер деятельности.

Творчество — это определенный вид человеческой деятельности, результат этой деятельности направлен на создание объективно новых материальных и духовных ценностей. Творчество может быть рассмотрено с нескольких сторон: как деятельность личности или же как процесс. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения, но для развития творческих способностей необходимо наличие у личности мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творческие способности — это способности человека находить новые углы или точки рассмотрения человеком уже привычных вещей и событий. Эта способность обусловлена его интеллектом. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Человек творческий постоянно стремится узнать, как можно больше об окружающем мире в различных областях человеческой деятельности, не ограничиваясь только своей основной формой деятельности.

Понятие «творческие способности» неразрывно связано с понятием креативности (от лат. creatio — создание, сотворение), являясь аналогом этого понятия, так же связано с созданием объективно нового, как для определенной группы людей, так и для общества в целом. Как отмечает известный исследователь Д. Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность (самопроизвольность) творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Эта спонтанность проявляется, как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около»).

Джо Пол Гилфорд (1897-1988) — американский психолог, профессор во многих американских университетах. Гилфорд исследовал такую часть человека как интеллект, а в частности связь интеллекта с функциями памяти, мышления, внимания (концентрации внимания), творчества и темперамента.

Дж. Гилфорд занимался также рассмотрением творческих способностей и их взаимосвязь с понятием креативности. Занимаясь рассмотрением данного вопроса Гилфорд выделил следующие компоненты, составляющие понятие «креативности»:

1) оригинальность — способность человека находить отдаленные ассоциации, необычные ответы на стандартные вопросы;

2) семантическая гибкость — способность находить функционально новые методы использования объекта;

3) образная адаптивная гибкость — способность менять форму стимула для того чтобы находить новые формы и качества использования объекта;

4) семантическая спонтанная гибкость — способность в нерегламентированной ситуации конфигурировать разнообразные идеи.

Общий интеллект человека не включается в структуру креативности.

Гилфорд связывал креативность с интеллектом, первоначально включая в структуру креативности дивергентное мышление, а также способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственные интеллектуальные параметры. Тем самым проглядывалась связь между интеллектом и креативностью с положительной стороны. В ходе проведения многочисленных экспериментов выяснилось, что испытуемые с высоким уровнем

интеллекта могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает креативных людей с низким интеллектом.

Были выявлены четыре группы людей с разными уровнями овладению теми или иными способностями, а также разной степенью развития интеллекта и креативности:

1) люди с высоким уровнем интеллекта и креативности. Эти люди обладают высоким самоконтролем, адекватной самооценкой, интересом ко всему новому и независимостью оценок (обладают такими качествами как большой интерес ко всему новому, вера в свои возможности, хороший самоконтроль, хорошая социальная интеграция, высокая способность к концентрации внимания);

2) люди с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью. Они скрытны, стремятся к стандартным успехам, имеют заниженную самооценку (Данной личности характерен постоянный конфликт между собственными представлениями о мире и школьными требованиями, боязнь оценки со стороны окружающих, недостаточная вера в себя и самоуважение);

3) люди с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью. Эти люди отличаются плохой адаптацией в обществе, тревожны, невнимательны (они воспринимают неудачи как катастрофу, боятся риска и высказывания своего мнения, так же у них наблюдается пониженная общительность);

4) люди с низким интеллектом и креативностью. Хорошо адаптируются, имеют развитый социальный интеллект, пассивны, отличаются адекватной самооценкой (им характерны удовлетворенность жизнью, недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью).

Существуют множество классификаций способностей, но чаще всего их делят на общие и специальные способности личности. Специальные способности, которые являются подспорьем для проявления конкретных форм творчества, поэтому творчество по характеру результата делится на «мини» и «макси», в зависимости от масштаба сложности деятельности. А. Маслоу приводит множество образцов творчества, проявляемых во время приготовления пищи, приеме гостей, умении организовать досуг. Это означает, что творческие способности могут и не проявляться в видах деятельности, которые требуют создания чего-то нового, неповторимого, к числу которых относится и гимнастика. Специальные способности определяются требованиями, предъявляемыми деятельностью человеку.

Наличие специальных способностей можно определить, если человек овладевает такими видами деятельности, которые не доступны остальным. Специальные способности требуют непосредственного контакта с другими людьми или опосредованного с произведениями искусства, литературы. Такой контакт называется «духовным», то есть направленным не на конкретное общение с кем-либо, а на выявления чувств, нечто глубокого, скрытого в душе человека или замысла произведения искусства. Поэтому в структуру специальных способностей входят и духовно-творческие, которые являются следующим этапом творчества.

Специальные танцевальные способности — это способности к развитию психических процессов и качеств личности, способствующих танцевальной деятельности, направленных на усвоение видов танца. Эти способности делятся на двигательные, слуховые и зрительные, что в свою очередь показывает на что нужно обратить внимание при недостаточном развитии танцевальных способностей.

Существуют так же коммуникативные способности, которые являются определяющим фактором во взаимоотношениях с окружающими, и от того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни. Формирование коммуникативных способностей у человека начинается почти с рождения. Чем раньше ребенок научится говорить, тем проще будет его взаимодействие с окружающими. Коммуникативные способности личности у каждого

человека формируются индивидуально. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе, а также собственная социальная роль человека в обществе.

Если, будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят. Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

1. информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;

2. аффективно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;

3. регуляционно-коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

Коммуникативные умения и способности можно развивать в себе всю жизнь. Для этого нужно просто задаться целью стать идеальным собеседником и постоянно тренировать свои навыки. Главное не оттачивать свое мастерство на деловых партнерах. Пусть лучше это будут друзья, готовые вам помочь и поддержать в вашем желании быть интересным другим людям.

Творческий потенциал заложен в ребенке с самого рождения и развивается по мере его взросления. Возможность реализации своих творческих способностей не одинакова у всех, она зависит, прежде всего, от характера и качества его взаимодействия с взрослыми, а также сверстниками на разных этапах своего взросления.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что коммуникативные и творческие способности тесно связаны между собой. Для формирования успешной, уверенной в себе, всесторонне развитой личности необходимо включать в процесс воспитания развитие коммуникативных навыков общения, так как человек живет в обществе и успешное общение с членами этого общества — это залог успеха в жизни.

Литература

1. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. / В. И. Петрушин. — 2-е изд. — М. : Академический проект; Гаудеамус, 2008. — 490 с.

2. Ермолаева-Томина, Л. Б., Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов / Московский открытый соц. ун-т; рец.: С. Е. Игнатьев, О. И. Мотков. — М. : Академический Проект, 2003. — 304 с.

3. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарева. — М. : Педагогика, 1976. — 280 с.

4. Богоявленская, Д. Б. «Психология творческих способностей»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — С. 71-75.

5. Джо Пол Гилфорд Научная публикация «Creativity», журнал «American Psychologist», выпуск 5, 1950. — С. 444-454.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.