УДК 004.02:004.5:004.9
DOI 10.46566/2225-1545_2020_76_446
Перфильев М.В. студент
Забайкальский государственный университет
ПОНЯТИЕ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ
Аннотация. Проблема профессиональной коммуникативной компетентности персонала в современных условиях должна решаться на основе новейших достижений в области управления персоналом, психологии, педагогики, андрагогики, акмеологии и других наук. Поиски способов решения данной проблемы активно ведутся в зарубежных странах. Проблема исследования определяется тем, что в современное время к коммуникативной компетентности предъявляются значительные требования. В статье последовательно рассмотрены такие понятия, как коммуникация, общение, компетентность и коммуникативная компетентность. Выделены составляющие коммуникативной компетентности и подходы к ее изучению.
Ключевые слова. Коммуникация, общение, компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативные способности.
Perfiliev M. V. student
TRANS-Baikal state University
THE CONCEPT OF "COMMUNICATIVE COMPETENCE" AND APPROACHES TO ITS STUDY
Annotation. The problem of professional communicative competence of personnel in modern conditions should be solved on the basis of the latest achievements in the field of personnel management, psychology, pedagogy, andragogy, acmeology and other Sciences. The search for ways to solve this problem is actively conducted in foreign countries. The problem of research is determined by the fact that in modern times, significant requirements are placed on communicative competence. The article consistently considers such concepts as communication, communication, competence and communicative competence. The components of communicative competence and approaches to its study are highlighted.
Keyword. Communication, communication, competence, competence, communication competence, communication skills.
Актуальность настоящего исследования определяется высокой значимостью коммуникативной компетентности у работников, влияющей на их успешность в профессиональной деятельности. Предъявляемые высокие требования к коммуникативной компетентности у работников определяются спецификой их профессиональной деятельности, на эффективность которой значительное влияние оказывают различные коммуникативные способности и умения.
Коммуникативная сфера - важная сторона процесса общения. С точки зрения психологической науки коммуникативная сфера играет важную роль полноценного существования человека в социуме, так как она обладает деятельностным характером и является основным средством и формой общения.
Слово «коммуникация» происходит от латинского communicate, что означает - «делаю общим, связываю, общаюсь». Коммуникацией является более емкое понятие, составляющая которого - общение. Это соотношение обуславливается особенностями процесса коммуникации. Понятие «коммуникация» имеет как двусторонний характер, так и односторонний. В то время как общению характерен взаимный обмен сообщениями, внутренним психическим содержанием, то есть это всегда двусторонний процесс. Коммуникации встречаются как в природе, так и в обществе, они возможны среди одушевленных и неодушевленных существ. А общение происходит только между одушевленными существами. Как подмечает К. К. Платонов, человек может общаться с животными, но сказать -«общение человека с ЭВМ» возможно только образно, и это будет научно неверно, т. к. подменяя понятие «коммуникативные связи» [1].
В философском словаре дается два понятия слова «коммуникация»: 1) то же, что общение; процессы социального взаимодействия, взятые в знаковом аспекте; 2) категория современной философии, по большей части экзистенциализма и персонализма, означающая общение, основанное на взаимопонимании, дискуссии [2, с. 687].
В лингвистике понятие «коммуникация» трактуется как: «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. Это характерная форма взаимодействия людей в ходе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникации между людьми характеризуется, преимущественно, функционированием языка» [3].
По мнению В. Д. Ширшова, коммуникация - понятие более обширное и охватывает общение любых живых существ, в том числе и людей. Общение является только частным случаем более широкого круга взаимодействий [4].
Л. Д. Столяренко дает определение коммуникации, под которой он понимает «процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме» [5, с. 154].
В настоящее время в научной литературе широкое распространение получили такие понятия, как «компетенция» и «компетентность». Оба термина (восходящие этимологически к латинскому competentis -способный, или competere - требовать; соответствовать; быть годным, способным к чему-нибудь), получили распространение в науке относительно недавно, хотя первое упоминание слова «компетенция» было зафиксировано в словаре Webster еще в 1596 году [6].
Первым, кто употребил «коммуникативная компетентность» был американский ученый, лингвист Д. Хаймс. Оно было представлено им как альтернативное понятию об «идеальном участнике коммуникации» (или об идеальном коммуниканте). Д. Хаймс под коммуникативной компетентностью» понимает «способность человека гибко, точно и быстро использовать язык в меняющихся социальных ситуациях» [7].
Для эффективного общения по мнению Д. Хаймса, «недостаточно знать язык, его систему, надо также знать, как ею пользоваться в зависимости от социального контекста, т. е. социокультурных условий реализации коммуникативного акта». Так, Д. Хаймс считает, что человек является компетентным коммуникантом, если он «знает, что сказать, кому сказать и как это сделать» [7]. Д. Хаймс, выводит алгоритм эффективного общения, который состоит в последовательных ответах на следующие вопросы:
- возможна ли коммуникация?
- насколько она осуществима посредством имеющихся в наличии средств общения?
- насколько она уместна в той или иной ситуации?
- какие последствия она может за собой повлечь?
В 1984 г. в Лондоне выходит работа Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», где дается развернутое определение категории «компетентность». Это понятие рассматривается как сложное явление, которое «состоит из большого числа составляющих, большая часть из которых относительно независимы друг от друга... отдельные составляющие относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти составляющие могут заменять друг друга в качестве компонентов эффективного поведения» [8].
По мнению Дж. Равена, «виды компетентности» есть «мотивированные способности» [8]. В определении содержания компетентности часто употребляются такие понятия, как «готовность», «способность», а также отмечается необходимость таких личностных качеств, как ответственность, уверенность.
Дж. Равен отмечал, что «виды компетентности высокого уровня требуются на всех рабочих местах и во всех секторах общества» [8]. В это же время в Советском Союзе выходит работа по социальной психологии Л. А. Петровской «Компетентность в общении», в которой она рассматривает коммуникативную компетентность, а также предлагает специальные тренинги, направленные на формирование этого «свойства личности» [9].
В настоящее время в научных работах, посвященных изучению коммуникативных возможностей человека, часто употребляются термины «коммуникативная компетентность в общении» или «коммуникативная компетентность».
По мнению Ю. Н. Емельянова, под коммуникативной компетентностью следует понимать «такую степень развитости межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется человеку, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [10, с. 51].
В своих исследованиях Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников предлагают иную трактовку термина «коммуникативная компетентность». Они раскрывают ее как «систему внутренних ресурсов индивида, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия»
[9, с. 21].
По определению В. И. Кашницкого, при исследовании феномена коммуникативной компетентности личности, можно определить его как многоуровневое объединительное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов [11, с. 6].
Г. С. Васильев указывает, что довольно часто в психологической литературе встречаются синонимичные выражения - «коммуникативные способности» и «коммуникативная компетентность» [12, с. 41].
Коммуникативная компетентность как способность устанавливать и поддерживать определенные контакты с другими людьми. Для коммуникативных способностей свойственно: достижение взаимопонимания между партнерами, оптимальное понимание ситуации и предмета общения (достижение большей ясности в осмыслении ситуации
приводит к быстрейшему разрешению проблемы, обеспечивает достижение целей с минимальным расходованием ресурсов).
Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность [23, с. 31]. В работе Л. Тайера выделены два вида коммуникативных способностей: стратегические, выражающие возможности личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней сориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения; тактические способности, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации [13, с. 32].
Формирование коммуникативной компетентности может происходить экстенсивно (в процессе развития личности, ее социобиологического созревания, обучения и т.п.) и интенсивно, целенаправленным развитием при помощи определенных методик и обучающих технологий. Интенсивный путь является более предпочтительным для рассматриваемой области профессиональной деятельности и предлагает применение всевозможных средств, форм и методов воспитания.
А. А. Кидрон в аспекте коммуникативной компетентности отмечает следующие коммуникативные умения: а) способность отбирать наилучшие межличностные отношения в микроколлективах; б) применять комплекс навыков для восприятия, понимания и оценивания других (социальная сензитивность); в) подбирать факторы влиятельности, тактические умения общаться, «техника» общения; г) применять определенные личностные предпосылки коммуникативного потенциала (стабильность «Я»-концепции, спонтанность). Коммуникативные способности являются единством психических процессов, охватывающих все области проявления личности: интеллектуальную, эмоциональную, волевую [14].
Таким образом, исследования научной литературы позволяют уточнить понятие «коммуникативной компетентности», представляющей собой обновление индивидуальных способностей личности к общению. Развитие коммуникативной компетентности - это часть общего процесса формирования личности, целью которого является создание предпосылок для творческого самоосуществления и самореализации личности.
Использованные источники:
1. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.twirpx.com/file/1687831/ (дата обращения - 25.08.2020).
2. Философский словарь / Под ред. С.С.Аверинцева [Электронный ресурс]: режим доступа http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/60159 (дата обращения -25.08.2020).
3. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.twirpx.com/file/497991/ (дата обращения - 25.08.2020).
4. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: учеб. пособие для вузов / В. Д. Ширшов. - Екатеринбург : Издательство УГПУ, 2015. - 262 с.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Электронный ресурс]: режим доступа http://dedovkgu.narod.ru/bib/stoljarenko1.htm (дата обращения -25.08.2020).
6. Большой англо-русский словарь. - М.: Словарь, 2016. - Т.1. - 520 с.
7. Нежурина Н.Ю. Формирование коммуникативно-речевой компетенции школьников посредством дебатной технологии: диссерт.на соиск.уч.степ.канд.псих.наук. - Воронеж, 2016. - 197 с.
8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Изд-во Когито-Центр, 2002. - 396 с.
9. Петровская Л. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.many-books.org/auth/3950/book/11498/petrovskaya la/kompetentnost v obschenii/r ead/44 (дата обращения - 25.08.2020).
10. Емельянов Ю. И. Обучение паритетному диалогу [Электронный ресурс] - режим доступа: http://hist-psy.ru/index.php?title=Емельянов_Юрий_Николаевич (дата обращения -25.08.2020).
11. Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. и психол. наук : 13.00.01; 19.00.05 [Электронный ресурс] - режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1996/Kashnitskiy_V_I_1996.pdf (дата обращения -24.08.2020).
12. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: дис. канд. психол. Наук [Электронный ресурс] - режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95523.htm (дата обращения - 24.08.2020).
13. Психологические исследования общения [Электронный ресурс]: режим доступа (дата обращения - 24.08.2020).
14. Соловьева С.Л. Коммуникативная компетентность врача // [Электронный ресурс] - режим доступа: http ://medbe.ru/ materials/psikhologiya-vracha/kommunikativnaya-kompetentnost-vracha/ (дата обращения - 24.08.2020).