Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА '

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологические права / право на благоприятную окружающую среду / право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды / естественные права человека / Конституция РФ / environmental rights / the right to a favorable environment / the right to reliable information about the state of the environment / natural human rights / the Constitution of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Елена Александровна

В статье проводится общий анализ закреплённых в Конституции РФ основных экологических прав человека. Обосновывается, что право человека на благоприятную окружающую среду является естественным правом человека. При этом между всеми конституционными экологическими правами имеется тесная взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and meaning of basic environmental human rights

The article provides a general analysis of the basic environmental human rights enshrined in the Constitution of the Russian Federation. It is proved that the human right to a favorable environment is a natural human right. At the same time, there is a close relationship between all constitutional environmental rights.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА »

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_168 УДК 349.6

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА The concept and meaning of basic environmental human rights ИВАНОВА Елена Александровна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: ivanova.yelena2018@yandex.ru;

Ivanova Elena Alexandrovna,

Senior Lecturer of the Department of civil law and procedure of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology.

453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: ivanova.yelena2018@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье проводится общий анализ закреплённых в Конституции РФ основных экологических прав человека. Обосновывается, что право человека на благоприятную окружающую среду является естественным правом человека. При этом между всеми конституционными экологическими правами имеется тесная взаимосвязь.

Abstract: the article provides a general analysis of the basic environmental human rights enshrined in the Constitution of the Russian Federation. It is proved that the human right to a favorable environment is a natural human right. At the same time, there is a close relationship between all constitutional environmental rights.

Ключевые слова: экологические права, право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, естественные права человека, Конституция РФ.

Keywords: environmental rights, the right to a favorable environment, the right to reliable information about the state of the environment, natural human rights, the Constitution of the Russian Federation.

Для цитирования: Иванова Е.А. Понятие и значение основных экологических прав человека // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 168-169. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_168.

For citation: Ivanova E.A. The concept and meaning of basic environmental human rights // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 168-169. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_168.

Статья поступила в редакцию: 20.10.2023

Одно из важнейших мест в перечне прав, составляющих основу конституционно-правового статуса человека, занимают его экологические права, отражённые в ст. 42 Конституции РФ [4]. Объясняется это прежде всего тем, что разрушение среды обитания человека неизбежно приводит и к невозможности жизни людей на планете. «Считается, что для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение природных систем» [цит. по: 5, с. 9]. Следовательно, законодательное закрепление и надлежащая реализация экологических прав человека, представляет собой насущную потребность в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития в государстве [6, с. 181; 10].

Экологические права представляют собой возможности человека в области его взаимоотношений со средой своего обитания. Исходя из содержания ст. 42 Конституции РФ они делятся на три группы:

- возможность жить в благоприятной окружающей среде;

- возможность обладать достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

- возможность возмещать вред, причинённый здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением.

Главный природоохранный федеральный нормативный правовой акт - федеральный закон «Об охране окружающей среды» [8] в части описания экологических прав человека дублирует конституционные положения, дополняя их более детальным перечнем способов их реализации (статья 11), к которым, в частности, можно отнести возможность создания общественных экологических объединений, направлений различных обращений по экологическим вопросам в компетентные органы публичной власти и т.д.

При этом указанный в Конституции РФ перечень экологических прав правомочно отнести к категории «общих», «основных» прав человека в рассматриваемой сфере, так как природоресурсное законодательство объективно расширяет его дополнительным перечнем прав, учитывая качественные особенности использования какого-то конкретного вида природного объекта и ресурса.

Вообще, такой разброс законодательных положений об экологических правах по разным нормативно-правовым актам наталкивает некоторых учёных на выводы об отсутствии в РФ единой системы экологических прав граждан [9, с. 269]. Но думается, что анализ этого вопроса невозможен отдельно сам по себе. Здесь необходимо учитывать как общетеоретическое осмысление экологического права либо как только природоохранного либо как природоохранного и природоресурсного права в комплексе (в рамках которого наличие двухуровневой системы экологических прав и обязанностей будет вполне оправдано), так и объективной практической возможности (в том числе с точки зрения правил юридической техники) наличия на федеральном уровне единого кодифицированного нормативного правового акта источника в области экологического права.

Дополнительная проблема, на которую также обращается внимание в науке - это указание на то, что обозначаемые в законодательстве экологические права, зачастую просто перечисляются без раскрытия их содержания, что, в конечном счете, чревато отсутствием чётких критериев состояния «нормы» и, как следствие, затруднение возможности реализовать эти права на практике [9, с. 269].

Так, рассуждая о праве человека на благоприятную окружающую среду, мы можем опираться на легальное определение понятия «благоприятная окружающая среда» [8, статья 1] под которой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. При этом за основу критериев - показателей

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

качества, одни учёные предлагают взять «уровень здоровья населения», а другие - «соответствие среды требованиям незагрязненности, ресур-соёмкость, экологическую устойчивость, видовое разнообразие и сохранение естественных экосистем» [приводится по: 9, с. 269].

Но несмотря на определённые теоретические дискуссии относительно системы и содержания экологических прав человека, весьма важным моментом остаётся именно их конституционное формулирование и закрепление. Потому что именно оно показывает их понимание и отношение к ним государства [1, с. 71]. Как уже было сказано вначале - человек не может жить вне биологической среды своего обитания. Поэтому с точки зрения основного закона страны весьма важной задачей является закрепление норм, направленных на сохранение жизни граждан данного государства и обеспечение благоприятных внешних условий для продолжения этой жизни для следующих поколений, - чего не возможно добиться, если окружающая среда не будет соответствовать критериям «благоприятной».

«Важная задача заключается в том, чтобы среда сохранялась для здоровья человека; попытки обозначать ее как естественную должны приводить к осуществлению главной цели - сбережению жизни человека: именно связь окружающей среды со здоровьем людей заставляет интересоваться ею, восстанавливать ее показатели с точки зрения ее благополучия для человека, права и свободы которого согласно ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью» [1, с. 72].

Из всего вышесказанного следует, что среди всех перечисленных в Конституции РФ экологических прав особое место занимает именно право человека на благоприятную окружающую среду. Данное право является естественным, так как оно обуславливается самими естественными законами природы, составной частью которой, в биологическом смысле, является и сам человек, и вне которой он не может существовать [5, с. 9; 2, с. 62]. Иное, в своём прогнозе, неизбежно приведёт к гибели человечества.

М.М. Бринчук отмечает: «Применительно к сфере взаимодействия общества и природы выделение естественных экологических прав человека имеет закономерное обоснование. Оно непосредственно вытекает из статуса человека, являющегося одновременно существом природным и социальным. Человек как особый вид мира животных, как биологическое, природное существо объективно имеет такие права. Можно утверждать, что он не может не иметь естественных экологических прав» [2, с. 64]. В этом смысле, по меткому выражению В.В. Никишина, эти права - «не дар государства и не оказываемое им человеку благодеяние, а его атрибутивные качества» [5, с. 8]. Но, безусловно, надлежащая реализация права человека на благоприятную окружающую среду была бы невозможна без обладания своевременной и достоверной информацией о её состоянии. Поэтому закрепление права человека на достоверную информацию о состоянии окружающей среды является вторым важным конституционным экологическим правом. Значимость этого права особенно ярко проявляется при возникновении природных катаклизмов и техногенных катастроф, потому что отсутствие достоверной информации в подобных ситуациях может создавать прямую угрозу жизни и здоровья людей.

В качестве одной из общих гарантий соблюдения данного права гражданина можно рассматривать административную ответственность за отказ в предоставлении информации (статья 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях [3]). Кроме того в Уголовном кодексе РФ [7] установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды (статья 237).

Ну и наконец, третье, перечисленное в Конституции РФ экологическое право говорит о том, что если в результате какого-либо экологического правонарушения причиняется вред жизни, здоровью или имуществу человека - он должен быть возмещён. Чтобы реализовать данное право человек может обращаться в суды с соответствующими исковыми заявлениями.

В заключении хочется сказать, что в современном мире, где, как отмечает В.В. Никишин, зачастую «во главу угла ставятся экономические выгоды, а соответственно - правовые инструменты либо приспосабливаются для решения злободневных задач, либо вообще игнорируются» [5, с. 9] -хочется, что бы закреплённые в Конституции РФ основные экологические права человека не носили характер «формально-закреплённых» [9, с. 269], а были бы реально действующими, ведь от их соблюдения и реализации зависит создание условий для жизни настоящего и будущего поколений.

Библиография:

1. Боголюбов С.А. Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 3. С. 70-83.

2. Бринчук М.М. Естественные права человека как проявление законов природы // Вестник Удмуртского университета. 2019. Т. 29. Вып. 1. С. 62-69.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 1 (ч. I), ст. 1 (в ред. от 04.08.2023 № 425-ФЗ).

4. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года // Российская газета № 237, 25.12.1993 год (с учётом поправок от 21.07.2014 года № 11-ФКЗ // Российская газета, № 163, 23.07.2014 год).

5. Никишин В.В. О естественном праве на благоприятную окружающую среду // Экологическое право. 2011. № 5. С. 7-12.

6. Русанова Д.Ю. Экологические права граждан Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №1-2. С. 181-184.

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ, 1996, № 25, Ст. 2954 (в ред. от 10.07.2023 №323-ФЗ).

8. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 133 (в ред. от 26.03.2022 № 71-ФЗ).

9. Шульгач Ю.А., Куликова К.Б., Сорокина К.И., Попова А.А. Проблемы реализации экологических прав граждан // Молодой учёный. 2019. № 44 (282). С. 268-270.

10. Usmanova R.M., Sattarova N.A., Boiko N.N. Influence of automobiles on environmental pollution. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Science and Technology Conference (FarEastCon 2020) 6th-9th October 2020, Russky Island, Russia. 2021. С. 062040. DOI: 10.1088/1757-899X/1079/6/062040.

References:

1. Bogolyubov S.A. Comparative analysis of the provisions on the rights and obligations of citizens in the field of environmental management according to the constitutions of Russia and foreign countries // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2021. Vol. 17. No. 3. pp. 70-83.

2. Brinchuk M.M. Natural human rights as a manifestation of the laws of nature // Bulletin of the Udmurt University. 2019. Vol. 29. Issue 1. pp. 62-69.

3. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation dated 12/30/2001 No.195-FZ // SZ RF, 2002, No.1 (P. I), art. 1 (as amended. dated 08/04/2023 No. 425-FZ)

4. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993 // Rossiyskaya Gazeta No. 237, 12/25/1993 (subject to amendments dated 07/21/2014 No. 11-FKZ // Rossiyskaya Gazeta, No. 163, 07/23/2014).

5. Nikishin V.V. On the natural right to a favorable environment // Environmental law. 2011. No. 5. pp. 7-12.

6. Rusanova D.Y. Environmental rights of citizens of the Russian Federation // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No.1-2. pp. 181-184.

7. The Criminal Code of the Russian Federation dated 06/13/1996 No. 63-FZ // SZ RF, 1996, No. 25, Article 2954 (as amended. dated 07/10/2023 No. 323-FZ).

8. Federal Law No.7-FZ of 10.01.2002 "On Environmental Protection" //Federal Law of the Russian Federation, 2002, No.2, Art. 133 (as amended. dated 03/26/2022 No.71-FZ)

9. Shulgach Yu.A., Kulikova K.B., Sorokina K.I., Popova A.A. Problems of realization of environmental rights of citizens // Young Scientist. 2019. No. 44 (282). pp. 268-270.

10. Usmanova R.M., Sattarova N.A., Boiko N.N. Influence of automobiles on environmental pollution. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Science and Technology Conference (FarEastCon 2020) 6th-9th October 2020, Russky Island, Russia. 2021. pp. 062040. DOI: 10.1088/1757-899X/1079/6/062040 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.