Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ '

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / благоприятная окружающая среда / защита прав / конституционное право / экологическая безопасность / ecology / favorable environment / protection of rights / constitutional law / environmental safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Резида Минияровна

В статье внимание уделено конституционному праву на благоприятную окружающую среду. При этом отмечено, что данное субъективное право предоставляет гражданам требовать от государства принимать все необходимые меры, направленные на защиту безопасности жизнедеятельности общества, защиту жизни и здоровья граждан при осуществлении политики природопользования и иной экологически значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the constitutional right to a favorable environment

The article focuses on the constitutional right to a favorable environment. At the same time, it is noted that this subjective right provides citizens with the right to require the state to take all necessary measures aimed at protecting the safety of society, protecting the life and health of citizens in the implementation of environmental management policies and other environmentally significant activities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ »

Публично-правовые (государственно-правовые) науки DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_173 УДК 342.5

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ On the issue of the constitutional right to a favorable environment

УСМАНОВА Резида Минияровна,

доктор юридических наук, доцент, декан юридического факультета Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: rezidausmanova@yandex.ru;

Usmanova Rezida Miniyarovna,

Dean of the Faculty of Law of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology, Doctor of Law, Associate Professor.

453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: rezidausmanova@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье внимание уделено конституционному праву на благоприятную окружающую среду. При этом отмечено, что данное субъективное право предоставляет гражданам требовать от государства принимать все необходимые меры, направленные на защиту безопасности жизнедеятельности общества, защиту жизни и здоровья граждан при осуществлении политики природопользования и иной экологически значимой деятельности.

Abstract: The article focuses on the constitutional right to a favorable environment. At the same time, it is noted that this subjective right provides citizens with the right to require the state to take all necessary measures aimed at protecting the safety of society, protecting the life and health of citizens in the implementation of environmental management policies and other environmentally significant activities.

Ключевые слова: экология, благоприятная окружающая среда, защита прав, конституционное право, экологическая безопасность.

Keywords: ecology, favorable environment, protection of rights, constitutional law, environmental safety.

Для цитирования: Усманова Р.М. К вопросу о конституционном праве на благоприятную окружающую среду // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 173-176. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_173.

For citation: Usmanova R.M. On the issue of the constitutional right to a favorable environment // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 173-176. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_173.

Статья поступила в редакцию: 25.08.2023

Проблемы защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду является наиболее актуальной не только для Российской Федерации, но и для всего международного сообщества в целом. В условиях ухудшения экологической обстановки, низкой эффективности экологической политики государств существенно возрастает значение реализации механизмов защиты конституционного права на благоприятную окружающую среду и его гражданско-правовой охраны.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Это означает, что государство обязано обеспечивать гражданам экологическую безопасность, сохранение природного богатства, а также принимать меры по предотвращению экологических катастроф и защите здоровья населения от вредного воздействия на окружающую среду. Исходя из норм Конституции РФ, обеспечение экологической безопасности - это задача государства, но не менее важна и роль каждого гражданина. Для обеспечения этого права, государство обязуется устанавливать законодательные, нормативно-правовые и организационно-практические меры по охране окружающей среды, контролю за промышленными и коммунальными выбросами вредных веществ, борьбе с загрязнением воздуха, воды, почвы и растительности, разрабатывать и осуществлять программы и проекты по экологической рекультивации территорий, повышению энергоэффективности, внедрению энергосберегающих технологий, поддержке экологически чистых видов транспорта и других мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду.

Интересны точки зрения различных ученых на содержание данного конституционного права.

Так, Э.Э. Мухамедова, анализируя конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, подчёркивает его неимущественный характер [8, с. 90]. Данное право тесным образом соприкасается с личностью носителя, не имеет имущественного эквивалента, непосредственно связано с удовлетворением духовных потребностей. Согласно точке зрения данного учёного, реализация права на благоприятную окружающую среду направлено на обеспечение физического существования человека.

Согласно точке зрения М.И. Васильевой, право на благоприятную окружающую среду представляет собой возможность граждан потреблять и использовать безопасные для жизни и здоровья человека естественной природные блага. Данное право является динамичным, регулируется системой нормативно-правовых актов и предоставляет гражданам возможность требовать от государств принимать все необходимые меры, направленные на защиту безопасности жизнедеятельности общества, защиту жизни и здоровья граждан при осуществлении политики природопользования и иной экологически значимой деятельности. Наиболее полная реализация права на здоровую окружающую среду обеспечивается действующим механизмом защиты и государственного принуждения. Кроме этого, М.И. Васильева выделила ключевой критерий, характеризующий безопасность природной среды - здоровье населения [2, с. 20].

Согласно точке зрения Н.Ш. Гаджиалиевой, рассматривать данное конституционное право шире, не только в контексте субъективного

права и различных экологических прав. Это право представляет собой сложную правовую структуру, включающую различных субъектов экологических правоотношений, их компетенцию, правомочия, систему прав и обязанностей, а также окружающую среду как непосредственный объект воздействия права [5, с. 95].

Согласно точке зрения И.О. Красновой, конституционное право на благоприятную окружающую среду основывается на обеспечении экологической безопасности граждан, а также принятия различных мер, направленных на сохранение и воспроизводство природных богатств государства, разработку механизмов рационального природопользования, сохранение биологического разнообразия [7, с. 165]. Согласно точке зрения данного автора, любое правонарушение и несоблюдение предписания законов необходимо рассматривать как нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Конституция Российской Федерации закрепляет ключевые основы гарантии и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду: земля и природные богатства страны являются основой жизни и деятельности народов (ст.9); каждый гражданин должен пользоваться земельными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среды и правам других лиц (ст.9); каждый гражданин имеет право на осуществление трудовой деятельности в благоприятных и безопасных условиях труда (ст.36); со стороны государства предоставляется финансовая поддержка различным программам охраны и защиты здоровья граждан, обеспечивающих экологическое благополучие (ст.41); каждый гражданин должен бережно относиться к окружающей среде и природным богатствам (ст.58). Безусловно, ключевой является ст.42 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и получение полной информации о состоянии, а также на возмещение полученного ущерба в результате совершения правонарушения;

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что исследуемое нами право является неотъемлемым элементом правового статуса личности, которое подразумевает возможность каждого гражданина использовать благоприятную окружающую среду как среду обитания в пределах, предусмотренных законодательством.

Особую актуальность в рамках нашего исследования занимает проблема защиты данного субъективного права.

В правовой сфере существует разнообразие форм защиты права на благоприятную окружающую среду, поэтому в юридической литературе распространена классификация, включающая различные критерии. Наиболее распространенное деление основывается на различии властных полномочий между субъектами, которые осуществляют защиту. Согласно этому подходу все формы защиты делятся на государственные и негосударственные, что представляет собой основополагающую классификацию [4].

Государственная форма защиты права на благоприятную окружающую среду представляет собой экологический правовой режим, который включает в себя нормы и правила, устанавливающие обязательства и ответственность государства, организаций и граждан за сохранение и охрану природы и окружающей среды. Кроме того, к такому режиму относятся и механизмы мониторинга состояния окружающей природной среды, а также процедуры оценки воздействия на окружающую среду планируемых хозяйственных и строительных проектов, лицензирование и разрешительная деятельность в области экологии и защиты природы.

По нашему мнению, государственная форма защиты права на благоприятную окружающую среду может быть различной в разных странах. Она может включать в себя:

1. Законодательную базу. Государство может принимать законы и нормативные акты, которые регулируют отношения в области защиты окружающей среды и обязывают организации и граждан соблюдать определенные нормы и правила. Так, в России имеется целая система правовых актов, направленных на защиту окружающей среды: Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Также разработана соответствующая Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [10]. Главной целью стратегии является создание условий для устойчивого развития экономики и общества при сохранении экологической безопасности. Для достижения этой цели предусмотрено несколько основных направлений: сокращение загрязнения окружающей среды и поддержание экологической устойчивости; улучшение энергоэффективности и использование возобновляемых источников энергии; совершенствование системы экологического контроля и мониторинга; развитие экологической культуры населения и образовательных программ в этой области. Для каждого из этих направлений определены конкретные мероприятия, такие как совершенствование законодательства об охране окружающей среды, создание условий для перехода на более энергоэффективные и экологически чистые технологии, и др. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года является важным документом, определяющим дальнейшие шаги в области охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата. Ее реализация позволит сократить негативное воздействие человеческой деятельности на природу и создать условия для устойчивого развития России.

2. Регулирование эмиссий и выбросов. Государство может устанавливать лимиты на выбросы определенных веществ и применять штрафы за их превышение. Также может быть введено лицензирование для компаний, работающих с определенными веществами, для контроля их использования. За нарушение законов предусматривается система ответственности. Так, ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отражает процесс установления нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации. При этом следует уточнить, что нормативы допустимых выбросов и сбросов устанавливаются на основе сведений о составе загрязняющих веществ, способах образования и передачи их в окружающую среду, а также на основе данных о воздействии веществ на здоро-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

вье человека и окружающую среду. Также следует отметить, что установление нормативов является одной из мер по защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Во исполнение данной нормы со стороны государства разработаны соответствующие правовые акты, закрепляющие пределы выбросов в атмосферный воздух. Так, Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 № 296-ФЗ регулирует ограничение выбросов парниковых газов, в том числе диоксида углерода, метана, оксида азота и других вредных веществ, которые приводят к глобальному потеплению и изменению климата на планете. Закон устанавливает правила и нормы по снижению выбросов парниковых газов в различных секторах экономики, включая промышленность, энергетику, транспорт и др. Также законопроект содержит меры по поддержке и развитию экологически чистых технологий и инноваций. Подзаконные акты конкретизируют нормы федерального законодательства. Так, Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» четко определяет предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Российской Федерации. Документ устанавливает нормы и правила, регулирующие выбросы и загрязнение воздуха в целях охраны окружающей среды и здоровья населения [9].

На основании Главы VIII Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, могут нести уголовную, административную и иную ответственность. В соответствии с федеральными законами, нарушения возможны в области ограничения выбросов объектами деятельности, связанными с производством, транспортировкой, хранением и утилизацией различных химических веществ и отходов.

3. Определение зон, защищенных от загрязнения. Государство может выделять территории, на которых запрещено или ограничено промышленное использование земли и ресурсов, строительство и другие действия, которые могут привести к загрязнению окружающей среды.

Так, ст. 65 Водного кодекса РФ устанавливает, что водоохранные зоны, которые представляют собой участки водных объектов и прилегающих территорий, которые охраняются с целью обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и сохранения их биологического разнообразия. Категории водоохранных зон (защитные, охраняемые, регулируемые и разрешенные) определяются на основе гидрологических, гидрогеологических и биологических характеристик водного объекта и правового статуса природных территорий[3].

Аналогичные нормы содержатся и в Земельном кодексе РФ. так, на основании ст. 95. ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий в России включают заповедники, национальные парки, резерваты и другие объекты природно-заповедного фонда России [6]. Пользование такими землями разрешается только в целях научных, туристических, работ связанных с установлением, сохранением и реставрацией природных объектов, развитием экологической культуры, созданием экологической инфраструктуры и др. Решение о пользовании землями принимается органом власти или органом местного самоуправления с участием территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Лицо, представляющее общественные интересы в охране природы, имеет право получить бесплатное разрешение на пользование землями, если это не противоречит режиму охраны. Порядок использования земель определяется законодательством и нормативными правовыми актами.

Здесь же можно назвать Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», который регулирует создание, охрану и использование особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации [11]. Он определяет правовой статус ООПТ, устанавливает порядок создания, изменения и ликвидации таких территорий, определяет режимы использования природных ресурсов на ООПТ и устанавливает меры по охране природного наследия. Кроме того, закон устанавливает общие принципы и правила для использования территорий, закрытых для промышленной эксплуатации и другой хозяйственной деятельности с целью сохранения уникальных природных ценностей и биологического разнообразия.

За нарушение данных норм предусматривается административная и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 8.2 КоАП РФ, за нарушение правил использования земельных участков и лесов, находящихся в водоохранных зонах, установлен административный штраф в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей для физических лиц и от 30 тысяч до 50 тысяч рублей для юридических лиц. Кроме того, такое нарушение может повлечь за собой и другие меры ответственности, например, штрафы за загрязнение водных ресурсов или лесных территорий. Ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов. В частности, за обводнение земель, проникновение воды на землю, если это противоречит планам водоустройства и водохозяйственного использования водных объектов, могут быть наложены штрафы на частных лиц, должностных лиц или юридических лиц. В соответствии со ст. 8.42 КоАП РФ за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта установлена административная ответственность. К нарушителям могут быть применены штрафные санкции в размере от 8 тысяч до 50 тысяч рублей, а также возможно наложение административного приостановления деятельности или административной дисквалификации.

4. Международное сотрудничество. Государство может вступать в международные соглашения и конвенции, направленные на защиту окружающей среды. Они могут включать в себя меры по борьбе с изменением климата, защите биоразнообразия, предотвращению загрязнения воздуха и воды и т.д.

5. Образование и информирование. Государство может проводить кампании по образованию и информированию населения о необходимости защиты окружающей среды и о том, как граждане могут принимать участие в этом процессе.

Кроме того, важную роль в защите окружающей среды играют общественные организации и гражданская общественность, которые

могут выступать как независимые эксперты, принимая участие в экологических общественных слушаниях, оценке воздействия на окружающую среду и других процессах, связанных с использованием природных ресурсов. В целом, негосударственные формы защиты экологических прав являются важным механизмом обеспечения соблюдения экологических норм и защиты окружающей среды в России. Они дополняют государственные механизмы контроля и защиты окружающей среды и помогают в достижении целей по сохранению экологического равновесия. И конечно, особая роль отводится и общественным структурам, в частности общественным палатам [1].

Согласно статье 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [12] общественный экологический контроль осуществляется организациями и гражданами путем наблюдения за состоянием окружающей природной среды, сбора и обмена информацией о загрязнении окружающей среды, ее ухудшении, причинах и последствиях такого ухудшения, а также о необходимости принимаемых мер по ее защите и восстановлению. Организации и граждане имеют право выражать свое мнение по вопросам охраны окружающей среды, а также участвовать в экологических общественных слушаниях, обсуждениях, конференциях и т.д.

Особенно стоит обозначить особенности защиты права на благоприятную окружающую среду посредством процедуры медиации. Так, законодательством Российской Федерации предусмотрена процессуальная возможность урегулирования спора с участием медиатора, согласно которой спор, возникший из гражданских, других правоотношений и подведомственный суду, по письменному соглашению сторон до удаления суда в совещательную комнату для вынесения судебного постановления по существу спора может быть передан для урегулирования сторонами с участием медиатора. Медиация - это процедура альтернативного разрешения конфликтов, где стороны обсуждают свои проблемы и пытаются достичь взаимоприемлемого решения через диалог и взаимное уважение. В контексте защиты права на благоприятную окружающую среду, медиация может быть эффективным средством.

1. Медиация - более гибкий и ненавязчивый способ решения конфликта, чем юридический спор. В процессе медиации стороны рассматривают свои различия и обсуждают взаимодействие, в результате чего могут найти общее решение, которое позволит обеспечить защиту окружающей среды и удовлетворить интересы всех участников.

2. Медиация может помочь сэкономить время, силы и ресурсы, которые требует судебное разбирательство.

3. Медиация может дать более гибкое и наиболее точное решение, которое удовлетворит потребности конкретной ситуации.

В целом отметим, что защита права на благоприятную окружающую среду включает в себя не только право на доступ к чистой воде, воздуху, почве, но и право на информацию о состоянии окружающей среды, участие в процессах принятия решений, касающихся использования естественных ресурсов и охраны окружающей среды, а также право на возмещение вреда, причиненного экологическими нарушениями. Само право граждан на благоприятную окружающую среду требует от государства создания условий для экологически безопасной жизни. Кроме того, государство должно иметь механизмы защиты прав граждан, проводить мониторинг состояния окружающей среды и принимать меры по ее защите.

Таким образом, конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду является основой для сохранения жизни и здоровья людей, а также для защиты окружающей среды от разрушения и загрязнения.

Библиография:

1. Бойко Н.Н., Шангареева Г.И. Роль общественной палаты Российской Федерации в системе органов власти // Проблемы укрепления законности и правопорядка в современном обществе: сборник научных статей. Стерлитамак, 2015. С. 25-27.

2. Васильева М.И. Экологические права граждан. Основы теории: уч. пособие. Тверь, 1999. С. 365.

3. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Российская газета. 2006. № 211.

4. Высторобец Е.А. Право на благоприятную окружающую среду // Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL.: https://eco.tatarstan.ru/pravo-na-blagopriyatnuyu-okruzhayushchuyu-sredu.htm (дата обращения: 24.08.2023).

5. Гаджиалиева Н.Ш. Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду в законодательстве России // Закон и право. 2020. № 11. С. 95-98.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Российская газета. 2001. № 211.

7. Краснова И.О. Право на благоприятную окружающую среду как конституционное и Экологическое право // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8(105). С. 165-173.

8. Мухамедова Э.Э. Личное неимущественное право на благоприятную окружающую среду // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. № 3. С. 90-97.

9. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» // Собрание законодательства РФ. 21.12.2020. № 51. Ст. 8444.

10. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 24.04.2017. № 17. Ст. 2546.

11. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 18.03.2023) // Российская газета. 22.03.1995. № 57.

12. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 28.04.2023) // Российская газета. 2002. № 6.

References:

1. Boyko N.N., Shangareeva G.I. The role of the Public Chamber of the Russian Federation in the system of authorities // In the collection: Problems of strengthening law and order in modern society./Collection of scientific articles. Sterlitamak, 2015. pp. 25-27.

2. Vasilyeva M.I. Environmental rights of citizens. Fundamentals of theory: Textbook. Tver, 1999. p. 365 p..

3. Water Code of the Russian Federation No. 74-FZ of June 3, 2006 // Rossiyskaya Gazeta. 2006. No. 211.

4. Vystorobets E.A. The right to a favorable environment // Ministry of Ecology and Natural Resources of the Republic of Tatarstan [Electronic resource]. URL.: https://eco.tatarstan.ru/pravo-na-blagopriyatnuyu-okruzhayushchuyu-sredu.htm (date of appeal: 08/24/2023).

5. Gadzhialieva N.S. The concept and content of the right to a favorable environment in the legislation of Russia // Law and law. 2020. No. 11. pp. 95-98.

6. Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ dated 25.10.2001 // Rossiyskaya Gazeta. 2001. No. 211.

7. Krasnova I.O. The right to a favorable environment as constitutional and environmental law // Actual problems of Russian law. 2019. No. 8 (105). pp. 165-173.

8. Mukhamedova E.E. Personal non-property right to a favorable environment // Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2020. No. 3. pp. 90-97.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of December 9, 2020 No. 2055 "On maximum permissible emissions, temporarily permitted emissions, maximum permissible standards of harmful physical effects on atmospheric air and permits for emissions of pollutants into atmospheric air" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 21.12.2020. No. 51. St. 8444.

10. Decree of the President of the Russian Federation dated 19.04.2017 No. 176 "On the Strategy of environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 04/24/2017. No. 17. St. 2546.

11. Federal Law No. 33-FZ of March 14, 1995 "On Specially Protected Natural territories" (ed. of 03/18/2023) // Rossiyskaya Gazeta. 22.03.1995. No. 57.

12. Federal Law No. 7-FZ of January 10, 2002 "On Environmental Protection" (ed. of 04/28/2023) // Rossiyskaya Gazeta. 2002. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.