Научная статья на тему 'НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ'

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбинская Е.Т.

Данная статья посвящена анализу негативного воздействия тепловой энергетики на атмосферный воздух и на здоровье человека в контексте реализации права на экологическую безопасность. Пробелы и противоречия действующего законодательства при разрешении данного вопроса обуславливают актуальность подобного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыбинская Е.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE IMPACT OF THERMAL ENERGY ON THE ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF THE REALIZATION OF THE RIGHT TO ENVIRONMENTAL SAFETY

This article is devoted to the analysis of the negative impact of thermal energy on atmospheric air and human health in the context of the realization of the right to environmental safety. Gaps and contradictions of the current legislation in resolving this issue determine the relevance of such a study.

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_65 УДК 349.6

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЭКОЛОГИЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ NEGATIVE IMPACT OF THERMAL ENERGY ON THE ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF THE REALIZATION OF THE RIGHT TO ENVIRONMENTAL SAFETY

РЫБИНСКАЯ Елена Тимофеевна,

кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». 664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. Е-mail: 7ret7@mail.ru;

RYBINSKAYA Elena Timofeevna,

Candidate of Law, Associate Professor Baikal State University. 664003, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: 7ret7@mail.ru

Краткая аннотация. Данная статья посвящена анализу негативного воздействия тепловой энергетики на атмосферный воздух и на здоровье человека в контексте реализации права на экологическую безопасность. Пробелы и противоречия действующего законодательства при разрешении данного вопроса обуславливают актуальность подобного исследования.

Abstract. This article is devoted to the analysis of the negative impact of thermal energy on atmospheric air and human health in the context of the realization of the right to environmental safety. Gaps and contradictions of the current legislation in resolving this issue determine the relevance of such a study.

Ключевые слова: благоприятная окружающая среда, механизм защиты прав, охрана окружающей среды, экология, экологическая безопасность.

Keywords: favorable environment, rights protection mechanism, environmental protection, ecology, environmental safety.

Для цитирования: Рыбинская Е.Т. Негативное воздействие тепловой энергетики на окружающую среду в контексте реализации права на экологическую безопасность // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 65-67. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_65.

For citation: Rybinskaya E. T. Negative impact of thermal energy on the environment in the context of the realization of the right to environmental safety // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 65-67. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_65.

Статья поступила в редакцию: 01.03.2023

Непрерывный и последовательный рос экономики и развития любого государства всегда неразрывно связан с научно-техническим прогрессом, который, безусловно, имеет свои положительные и отрицательные показатели, в том числе и при осуществлении природоохранной деятельности. С одной стороны, он позволяет «заменять и экономить природные ресурсы, одновременно разрушает окружающую среду» [1, с. 292], однако в любом случае он должен быть экологически безопасным.

Тепловая энергетика в современный период временя является необходимым элементом инфраструктуры любого населенного пункта. Объекты малой энергетики - котельные установки занимают значительное место в тепловом производстве. Однако в функционировании и котельных, и ТЭЦ есть очень существенный недостаток, выражающийся в негативном воздействии на окружающую среду - это вредные выбросы продуктов сгорания. Около 27 % негативного воздействия на окружающую среду оказывают предприятия теплоэнергетики. Ежегодно предприятия тепловой энергетики выбрасывают в атмосферный воздух около 3 800 т. взвешенных частиц и 8 700 т. газообразных загрязняющих веществ [2]. Приоритетным фактором риска для жизни и здоровья людей продолжает оставаться загрязнение атмосферного воздуха, причем с каждым годом ситуация только ухудшается.

Согласно государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году» определены 18 городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, в том числе 7 городов Иркутской области - Иркутск, Братск, Зима, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово и Шелехов [3, с. 26].

Общий объем выбросов загрязняющих веществ на территории РФ в 2019 году не изменился по сравнению с предыдущим годом и составил 17 295 тыс.т., из них: твердых выбросов - 1 611 тыс.т. а газообразных и жидких - 15 684 тыс. т. Вместе с тем отмечено снижение общего объема выбросов по сравнению в 2010 годом.

Однако к 2022 году ситуация значительно ухудшилась. Как показывают ранжированные данные, нашедшие отражение в государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году», у числу городов с очень высоким загрязнением воздуха уже было отнесено 42 города, а не 18 как двумя годами ранее [4].

В 122 российских городах, что составило более половины городов, в которых проводится мониторинг состояния окружающей среды, определен высокий и очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. В этих городах проживает 50,6 мил. человек, то есть около половины населения городов, в которых осуществляются регулярные наблюдения.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в городских населенных пунктах является деятельность предприятий топливно-энергетической промышленности, принцип работы большинства которых заключается в сжигании органического топлива, что приводит в

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)

результате к сжиганию кислорода и негативным выбросам большого количества побочных продуктов в атмосферный воздух, в том числе, загрязняющих веществ первого класса опасности. Данные отходы составляют около 2 % используемого сырья.

Конституцией РФ предусмотрено право каждого человека на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. Для полноценной реализации данного основополагающего права необходимо четкое определение критериев, определяющих максимальный уровень предельно-допустимого негативного воздействия окружающей среды на человека. Для этого законодателем принимаются Правила и Нормативы, предусматривающие уровень данного воздействия и критерии его оценки, позволяющие определять, качество окружающей среды и является ли среда обитания опасной или безопасной для человека.

Ученые, медики согласно последним проведенным гигиеническим и экологическим исследования утверждают, что любое загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье, физическом развитии, трудоспособности, рождаемости людей. Не существует минимального уровня загрязнения воздуха безвредного для здоровья человека. Любое антропогенное загрязнение воздуха вызывает острые и хронические заболевания, снижение физических и интеллектуальных возможностей человека [5]. В группе повышенного риска находятся дети и пожилые люди.

Для максимального снижения негативного воздействия на окружающую среду Е.И. Епифанцева обосновывает необходимость целенаправленной и последовательной экологизации хозяйственной деятельности промышленных предприятий [6, с. 32].

Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р утвержден «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» [7].

В январе 2021 года были утверждены единые СанПиНы № 1.2.3685-21, определяющие критерии и правила оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах, а также предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ [8], которые будут действовать до 1 марта 2027 года.

Предусмотренные нормативы и лимиты являются безусловными и обязательными, поскольку только в этом случае может быть гарантирована реализация конституционного права на благоприятную окружающую среду.

К сожалению, как показывают обобщенные статистические данные, приведенные выше, превышение уровня негативного воздействия отмечается очень часто, и половина граждан РФ проживает в условиях высокого уровня загрязнения воздуха, превращая среду их проживания в экологически опасный объект, что не является допустимым и нарушает право на безопасную окружающую среду.

С этого момента нарушаются экологические интересы человека, гарантированные государством, и следовательно, возникает право на защиту как самого человека, так и окружающей среды, в которой он проживает.

Несмотря на то, что законодательством предусмотрены различные меры защиты экологических прав граждан: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, однако механизм их реализации недостаточно урегулирован и отработан.

Несмотря на то, что превышение, установленных нормативными актами загрязняющих веществ в воздухе свидетельствуют об опасной и вредной для человека окружающей среде, однако это не предоставляет реальной возможности людям, проживающим на данной территории, реализовать в судебном порядке восстановление нарушенного права и получить компенсацию причиненного вреда.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено право обратиться с исковым заявлением в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением (ст.ст. 75-80) [9].

Однако сложности возникнут уже при определении самого искового требования, установлении надлежащего ответчика - лица, негативно повлиявшего на атмосферный воздух, установлением источника загрязнения определенным веществом, в определенном количестве и определенной в концентрации, установления причинно-следственных связей между загрязненным воздухом и наступившим заболеванием или возможностью его наступления, определением размера причиненного вреда, а также со сбором и представлением множества иных доказательств.

Для установления данных фактов понадобится проведение сложного расследования, что самостоятельно физическому лицу сделать просто невозможно. Даже в случае, если в результате такого расследования будет установлено виновное лицо, производственная деятельность которого привела к превышению нормативов и лимитов вредных выбросов в атмосферный воздух, то это будет свидетельствовать только о нарушении им пределов выбросов, предусмотренных этими нормативами, и иных требований, предъявляемых к природопользованию, а не о нарушении права на благоприятную окружающую среду. Правонарушитель будет привлечен к ответственности (административной, уголовной или дисциплинарной) за данное правонарушение, но не к возмещению вреда конкретному лицу. «Низкая эффективность принимаемых мер, их несбалансированность и отсутствие единой концептуальной основы» при реализации и обеспечении основных прав и свобод человека справедливо отмечены И.С. Кравченко [10, с. 96].

Таким образом, несовершенство действующего законодательства: отсутствие методики определения размера причиненного экологическим правонарушением вреда; отсутствие нормативно закрепленного механизма защиты экологических прав; невозможность самостоятельного получения достоверной информации о деятельности лица, осуществляющего деятельность, оказавшую негативное воздействие на окружающую среду; отсутствие механизма участия граждан в нормировании предельно допустимых выбросов и другие противоречия и пробелы законодательства не позволяют гражданам в полном объеме реализовать конституционное право на благоприятную окружающую среду. Сложившаяся ситуация позволяет констатировать факт несовершенства нормативно-правовой базы по вопросу реальных гарантий реализации права на экологическую безопасность и его судебную защиту.

Библиогра фия:

1. Сорокина, Е. М. Экологическая отчетность как фактор успеха предпринимательской деятельности // Global & Regional Research. 2020. Т. 2. № 1.

С. 292.

2. Селюнина, С.В. Эколого-гигиеническая оценка атмосферных выбросов городских предприятий теплоэнергетики : автореф. дисс. канд. мед. наук. 2006 г. // Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/ekologo-gigienicheskaya-otsenka-atmosfernykh-vybrosov-gorodskikh-predpriyatii-teploenergeti-0

3. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году : Государственный доклад. — М.: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. - С. 26.

4. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году : Государственный доклад // Режим доступа : https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_

5. Молдовцева, А.В. Экологическая оценка воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения : на примере Ивановской области: автореф. дисс. канд. биол. наук. 2013 г. // Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/ekologicheskaya-otsenka-vozdeis

6. Епифанцева Е.И. Эколого-экономический механизм достижения устойчивого развития промышленного предприятия // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - № 5. - С. 32.

7. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды : Постановление Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316 // СЗ РФ от 20.07.2015 г. N 29 (часть II). Ст. 4524.

8. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 февраля 2021 г. N 0001202102030022

9. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ от 14.01.2002. N 2. Ст. 133

10. Кравченко, И. О. Некоторые современные тенденции уголовно-правовой охраны природы // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2021. № 1 (32). С. 96.

References:

1. Sorokina, E. M. Environmental reporting as a success factor of entrepreneurial activity // Global & Regional Research. 2020. Vol. 2. No. 1. P. 292.

2. Selyunina, S.V. Ecological and hygienic assessment of atmospheric emissions of urban heat power enterprises : abstract. diss. candidate of medical sciences. 2006 // Access mode : https://www.dissercat.com/content/ekologo-gigienicheskaya-otsenka-atmosfernykh-vybrosov-gorodskikh-predpriyatii-teploenergeti-0

3. On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2019: State Report. — Moscow: Ministry of Natural Resources of Russia; Lomonosov Moscow State University, 2020. - p. 26.

4. On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2021 : State Report // Access mode: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_ 5. 5. Moldovtseva, A.V. Ecological assessment of the impact of atmospheric air pollution on public health: on the example of the Ivanovo region: abstract. diss. cand. biol. sciences. 2013 // Access mode: https://www.dissercat.com/content/ekologicheskaya-otsenka-vozdeis

6. Epifantseva E.I. Ecological and economic mechanism for achieving sustainable development of an industrial enterprise // Izvestia of the Irkutsk State Academy of Economics. - 2016. - No. 5. - p. 32.

7. List of pollutants in respect of which state regulation measures in the field of environmental protection are applied : Decree of the Government of the Russian Federation No. 1316 of 08.07.2015 // SZ of the Russian Federation No. 29 of 20.07.2015 (Part II). Article 4524.

8. On approval of sanitary rules and norms of SanPiN 1.2.3685-21 "Hygienic standards and requirements for ensuring the safety and (or) harmlessness of environmental factors for humans : Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 2 dated 28.01.2021 // Official Internet Portal of Legal Information (www.pravo.gov.ru ) February 3, 2021 N 0001202102030022

9. On Environmental Protection: Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002 // Federal Law of the Russian Federation of 14.01.2002. N 2. St. 133

10. Kravchenko, I. O. Some modern trends in criminal law protection of nature // Siberian criminal procedural and criminalistic readings. 2021. No. 1 (32). p. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.