Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО АТМОСФЕРНОМУ ВОЗДУХУ КАК КОМПОНЕНТУ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ'

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО АТМОСФЕРНОМУ ВОЗДУХУ КАК КОМПОНЕНТУ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / КОМПОНЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД / МЕТОДИКА / ИСЧИСЛЕНИЕ РАЗМЕРА ВРЕДА / ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов В.А., Донская Е.В.

В настоящей статье рассматриваются некоторые правовые вопросы возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды посредством анализа доктринальных положений и Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды от 28.01.2021 года. Существующий правовой механизм возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как отдельному компоненту природной среды, требует реального пересмотра существующих и выработки новых теоретико-правовых положений и концептуальных подходов, обеспечивающих учет его специфики и отличительных особенностей от других компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов В.А., Донская Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE IMPORTANT LEGAL ASPECTS OF COMPENSATION FOR DAMAGE CAUSED BY AMBIENT AIR AS A COMPONENT OF THE NATURAL ENVIRONMENT

This article discusses some legal issues of compensation for damage caused to atmospheric air as a component of the natural environment by analyzing the doctrinal provisions and the Methodology for calculating the amount of harm caused to atmospheric air as a component of the natural environment dated January 28, 2021. The existing legal mechanism for compensation for damage caused to atmospheric air as a separate component of the natural environment requires a real revision of existing and the development of new theoretical and legal provisions and conceptual approaches that take into account its specifics and distinctive features from other components.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО АТМОСФЕРНОМУ ВОЗДУХУ КАК КОМПОНЕНТУ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_183 УДК 351.81

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО АТМОСФЕРНОМУ ВОЗДУХУ КАК КОМПОНЕНТУ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ SOME CURRENT LEGAL ASPECTS OF COMPENSATION FOR DAMAGE CAUSED TO ATMOSPHERIC AIR AS A COMPONENT OF THE NATURAL ENVIRONMENT

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз

Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса

Сибирского юридического института МВД России, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, действительный член РАЕН,

член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения

общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90.

E-mail: vav.70@mail.ru;

ДОНСКАЯ Екатерина Владимировна,

магистрант кафедры теории и истории государства и права

Юридического института Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: donskaya.e.v@yandex.ru;

VLASOV Valéry Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia, full member of the Russian Academy of Sciences, member of the Russian Academy of Sciences, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk,

member of the Council of the Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: vav.70@mail.ru ;

DONSKAYA Ekaterina Vladimirovna,

Master's student of the Department of Theory and History of State and Law The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: donskaya.e.v@yandex.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье рассматриваются некоторые правовые вопросы возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды посредством анализа доктринальных положений и Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды от 28.01.2021 года. Существующий правовой механизм возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как отдельному компоненту природной среды, требует реального пересмотра существующих и выработки новых теоретико-правовых положений и концептуальных подходов, обеспечивающих учет его специфики и отличительных особенностей от других компонентов.

Abstract: This article discusses some legal Issues of compensation for damage caused to atmospheric air as a component of the natural environment by analyzing the doctrinal provisions and the Methodology for calculating the amount of harm caused to atmospheric air as a component of the natural environment dated January 28, 2021. The existing legal mechanism for compensation for damage caused to atmospheric air as a separate component of the natural environment requires a real revision of existing and the development of new theoretical and legal provisions and conceptual approaches that take into account its specifics and distinctive features from other components.

Ключевые слова: атмосферный воздух, компоненты окружающей среды, нормативные правовые акты, показатели качества атмосферного воздуха, государственный доклад, методика, исчисление размера вреда, порядок возмещения вреда, экологическая безопасность, окружающая среда, загрязнение атмосферы.

Key words: atmospheric air, components of the environment, regulatory legal acts, indicators of atmospheric air quality, state report, methodology, calculation of the amount of harm, procedure for compensation for harm, environmental safety, environment, air pollution.

Для цитирования: Власов В.А., Донская Е.В. Некоторые актуальные правовые аспекты возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 183-185. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_183.

For citation: Vlasov V.A., Donskaya E. V. Some current legal aspects of compensation for damage caused to atmospheric air as a component of the natural environment // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 183-185. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_183.

Статья поступила в редакцию: 18.03.2023

Проблема возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, рассматриваемая в нормативном контексте правовой категории «возмещение вреда», с каждым годом становится все более значимой и важной. Так, «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (НТЭК, «дочка» «Норникеля») полностью выплатила рекордный штраф в размере 146,2 млрд. рублей, присужденный ей судом за разлив топлива под Норильском в мае 2020 года [13].

В условиях системного организационно-правового, информационно-идеологического, технологического развития российской государственности большое значение приобретают вопросы исследования качества самого государства [18]. Следовательно, оптимизация государственного управления и разработка мероприятий по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти способны создать необходимые предпосылки для модернизации российского государства и общества в целом [19].

Благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем, природных и природно-антропогенных объектов. В Конституции Российской Федерации законодатель прямо закрепил следующие конституционные права: «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42) и конституционные обязанности: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58) [8]. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [9] ввел в законодательство понятие экологической безопасности, которая понимается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Экологическая безопасность Российской Федерации априори является составной частью национальной безопасности. Основные направления, цели и приоритеты обеспечения экологической безопасности определяются Президентом Российской Федерации [12].

Важнейшей составляющей природной среды является атмосфера. Любой человек находится в постоянном контакте с атмосферным воздухом, и его загрязнение вызывает серьезные негативные последствия, в первую очередь, связанные с нарушением здоровья. Не случайно Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

охране атмосферного воздуха» определяет атмосферный воздух в качестве «жизненно важного компонента окружающей среды» [10].

Определение эколого-экономического ущерба (вреда) является одной из важнейших и наиболее сложных проблем в эколого-правовых научных работах. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных реалиях, вопросы правового регулирования возмещения вреда, причиненного отдельным компонентам окружающей среды вообще, и атмосферному воздуху в частности, часто являются предметом многочисленных обсуждений среди ученых-юристов, специалистов других научных специальностей, поскольку действующие механизмы, регулирующие процедуру такого возмещения по причине детально неурегулированных правовых норм, к сожалению, остаются недостаточно эффективными.

В.Т. Халдеев, еще в советское время, предпринял попытку раскрыть содержание понятия ущерба, применительно к загрязнению атмосферы. Под ущербом, причиненным народному хозяйству промышленными предприятиями, указанный выше ученый понимал дополнительные затраты, необходимые для ликвидации негативных социально-экономических последствий загрязнения воздушного бассейна, выраженные в стоимостной форме [17]. Нельзя, не согласиться также с мнением Н.Г. Жаворонковой и Г.В. Выпхановой о том, что: «Как показывает анализ природоохранного и природоресурсного законодательства, в нем отсутствует легальное определение понятия вреда, причиненного подавляющему большинству компонентов окружающей среды. Необходимы актуализация и совершенствование методик расчета и практики возмещения вреда в результате экологических правонарушений и осуществления экологически опасных видов деятельности. Требуется пересмотр методик расчета вреда компонентам окружающей среды на основе их оценки с точки зрения единой методической базы, понятийного аппарата, механизмов выявления, оценки, реализации» [11].

В настоящее время, загрязнение атмосферного воздуха, например, в городе Красноярске является одной из главных экологических проблем, о которой неоднократно говорил непосредственно Президент РФ В.В. Путин [6]. В частности, глава государства, выступая с очередным посланием к Федеральному собранию РФ 1 марта 2018 года, прямо указал на то, что: «трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответствует нормам, если выпадает чёрный снег, как в Красноярске» [7]. Следует обратить внимание на тот факт, что в действующем законодательстве России функции органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха специально не выделяются, что не способствует эффективному решению проблем в исследуемой сфере в неблагополучных с экологической точки зрения муниципальных образованиях.

В свое время один из авторов настоящего исследования уже обращал внимание на то, что экономика Красноярского края построена в основном на использовании природно-ресурсного потенциала данного субъекта Российской Федерации. Несмотря на то, что уровень промышленного производства снижается (многие хозяйствующие субъекты, признаны банкротами), уровень загрязнения окружающей среды в рассматриваемом регионе сохраняется высоким, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на окружающую среду, в том числе и на атмосферу. Априори, основные проблемы загрязнения атмосферного воздуха связаны с проникновением в его состав веществ, изменяющих концентрацию. Ядовитые элементы растворяются, смешиваются с составляющими и проникают внутрь через органы дыхания. Общеизвестно, что атмосферный воздух кроме азота, кислорода, углекислого газа содержит также в разных количествах множество других веществ. Соответственно, элементы обозначенные первыми относятся к составляющим атмосферы, а иные и есть ее загрязнители. которые оказывают неблагоприятное влияние на живые организмы и растительность, ухудшают их жизненные условия или наносят материальный ущерб [15].

По данным мирового рейтинга городов по качеству воздуха и загрязнению атмосферы, например, на 1 марта 2021 года, первое место в нем занимал город Красноярск. Данный рейтинг проводит индексацию качества воздуха и ежедневно предоставляет в средствах массовой информации, а также в сети «интернет» сведения о его состоянии по всему миру. Согласно индексу качества воздуха, в городе Красноярске его значение составляло 420 пунктов - это самый высокий показатель в мире. Следующий по качеству воздуха был город Лахор (Пакистан), с показателем в два раза ниже - 201 пункт. На сегодняшний день, когда человечество продолжает преодолевать путь научно-технического развития и появляются новые источники загрязнения атмосферного воздуха, существование данного института необходимо для восстановления гражданами своих прав посредством юридических приемов. Суды же, соответственно, нередко принимают решение взыскать с таких предприятий в пользу граждан немалые суммы.

Подчеркивая всю значимость настоящего исследования, интересным представляется анализ Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году». Так, по данным, представленным сотрудниками Роспотребнадзора, загрязнение атмосферного воздуха в РФ занимает лидирующее место среди основных факторов риска здоровью населения, связанных с окружающей средой. Опубликованный анализ динамики показателей качества атмосферного воздуха за период с 2011-2018 годы показал ухудшение его качества в крупнейших городах нашей страны (доля неблагоприятных проб атмосферного воздуха устойчиво выросла в 2,1 раза за период с 2017 года по 2018 год). Приоритетными веществами, формирующими сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха российских городов, являлись и являются тяжелые металлы, сероводород, фенол, амины и даже аммиак с примесью оксида углерода [5].

В правовой доктрине сложилось мнение, в соответствии с которым возмещение вреда окружающей среде осуществляется посредством применения механизмов гражданско-правовой ответственности. В этом ракурсе традиционно следует применять ст. 77- 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) [9], которые закрепляют и регулируют порядок возмещения вреда и круг субъектов, которых можно привлечь к определенному виду ответственности. Закон об охране окружающей среды позволяет определить экологический вред (в широком смысле) следующим образом:

- вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- вред окружающей среде и отдельным ее компонентам (экологический вред в узком смысле), в том числе накопленный (прошлый) вред окружающей среде [14].

Вместе с тем, сложившаяся практика применения норм, регулирующих вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан (в том числе имуществу юридических лиц) и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха сложилась не самым лучшим образом, из-за чего в нашей стране назрела необходимость не только пересмотра некоторых законодательных актов данной сферы, но и разработки новых нормативных документов [2]. По этой причине в первой половине 2021 года было принято несколько важных нормативных правовых актов в исследуемой области. Одним, из них стала Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды от 28.01.2021 года, утвержденная Приказом Минприроды России (далее - Методика) [4]. Данным актом учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих установленные нормативы.

Вместе с тем, Методика имеет свои законодательные пробелы, которые негативно сказываются на процедуру привлечения к ответственности субъектов данных правонарушений. Обозначим некоторые из них.

Во-первых, анализ Методики показал, что она распространяет свое действие на случаи исчисления размера вреда в периоды отсутствия и в периоды действия неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), вместе с тем, документ не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под неблагоприятными метеорологическими условиями понимаются: «метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха». В период НМУ хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению таких выбросов. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811,

при этом для конкретного предприятия осуществление мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ регулируется порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте РФ [3]. К сожалению, данный порядок не всегда соблюдается субъектами таких правоотношений. Подтверждение этому - огромное количество расследований по делам об административных правонарушениях, возникающих в результате, проводимых исследований проб атмосферного воздуха.

Во-вторых, по мнению Н.С. Куделькина, еще одним минусом выступает то, что Методика действует лишь в отношении первой, второй и третей категорий (законодательно определено 4 категории) объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. К сожалению, на случаи причинения вреда стационарными источниками, относящимися к 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферу, Методика не распространяется. Причиной такому законодательному решению послужило то, что зачастую данные объекты не выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферный воздух либо на этих объектах имеются стационарные источники загрязнения окружающей среды [3].

Считаем, что для снижения показателей экологического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками выбросов (4 категория объектов) необходимо включить в анализируемую авторами Методику способ оценки исчисления размеров вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха. Соответственно, в настоящее время остаются открытыми вопросы, касающиеся как развития собственно института возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху, так и вопросы установления экологическим законодательством особенностей такого возмещения. Следовательно, назрела объективная необходимость в пересмотре некоторых положений, принятой в 2021 году Методики и проработки способов возмещения вреда природной среде, осуществляемый с использованием специальных приемов.

Системное рассмотрение вреда, причиненного нарушением законодательства в области возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как отдельному компоненту природной среды, вызывает необходимость пересмотра методологических подходов и к возмещению вреда, нанесенного здоровью граждан. Отрицательное влияние неблагоприятной экологической обстановки, в частности - загрязнения воздуха, на состояние здоровья и трудоспособности населения общеизвестно. В свою очередь, здоровье и трудоспособность граждан - залог успешного функционирования экономики и благополучия государства в целом. Органы власти всех уровней сегодня все отчетливее осознают, что нарушение экологических прав граждан может обернуться серьезными последствиями - от протестов и забастовок до сбоев в социально-экономическом механизме вследствие значительного роста заболеваний и снижения активности трудоспособного населения [6]. Более того, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших может прокурор [16].

Общеизвестно, что различные Методики возмещения вреда, причиненного отдельным компонентам окружающей среды, принимаются различными органами государственной власти. Было бы более логичным и правильным, чтобы все Методики утверждались Правительством Российской Федерации.

Таким образом, существующий правовой механизм возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как отдельному компоненту природной среды, требует пересмотра существующих и выработки новых теоретико-правовых положений и концептуальных подходов, обеспечивающих учет его специфики и отличительных особенностей от других компонентов. Б иблиография:

1. Кодслова А.В. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху //Антиномии. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.10.2022).

2. Васильева М. И., Яковлева О. А. Особенности компенсации морального вреда, причиненного радиационным загрязнением окружающей природной среды (по материалам судебного дела) // Государство и право. 1998. № 3. С. 38—39.

3. Куделькин Н.С. Правовые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате разливов нефти и нефтепродуктов // Юридические исследования. 2021. № 9. С. 1 - 12. URL: https://nbpublish.com (дата обращения: 20.10.2022).

4. Приказ Минприроды России от 28.01.2021 № 59 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2021 № 62400) // КонсультантПлюс. Законодательство.

5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году» // КонсультантПлюс. Законодательство.

6. Власов В.А., Вологдина Я.В., Лебедева В.А. Загрязнение атмосферного воздуха как один из основных факторов риска для здоровья граждан в городе Красноярске // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 86-89.

7. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию) [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/events/president/news (дата обращения: 20.10.2022).

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // СЗ РФ. 2022. № 2. Ст. 133.

10. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

11. Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Теоретико-правовые проблемы возмещения вреда, причиненного окружающей среде // Lex russica. 2018. № 3. С. 52 - 67.

12. Указ Президентата РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.

13. «Норникель» выплатил рекордный штраф 146 млрд. рублей за разлив топлива // Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru (дата обращения: 20.10.2022).

14. Болтанова Е.С. Возмещение экологического вреда: соотношение норм экологического и гражданского законодательства // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 8. С. 6 - 15.

15. Власов В.А., Шевцова К.А. К вопросу о некоторых мерах, принимаемых для улучшения состояния атмосферного воздуха в Красноярском крае // Аграрное и земельное право. 2019. № 11 (179). С. 4-6.

16. Федеральный закон от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» // КонсультантПлюс. Законодательство.

17. Халдеев В.Т. Расчет ущерба, наносимого сельскому хозяйству выбросами в атмосферу химическим комбинатом //Растения и промышленная среда. Киев:Наукова думка, 1971. С. 116-120

18. Тепляшин И.В., Нор К.Е. К вопросу о соотношении правового и социального государства // Философия права. 2022. № 1 (100). С. 100-105.

19. Фастович Г.Г. К вопросу о теоретическом исследовании правовой категории «государственный механизм» // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1 (217). С. 51-53. References:

1. Kodolova A.V. Legal regulation of compensation for damage caused to atmospheric air // Antinomies. 2022. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru (date of appeal: 10/20/2022).

2. Vasilyeva M. I., Yakovleva O. A. Features of compensation for moral damage caused by radiation pollution of the environment (based on the materials of the court case) // State and Law. 1998. No. 3. pp. 38-39.

3. Kudelkin N.S. Legal issues of compensation for damage caused to the environment as a result of oil and petroleum product spills // Legal research. 2021. No. 9. pp. 1-12. URL: https://hbpublish.com (date of application: 20.10.2022).

4. Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation No. 59 dated 28.01.2021 "On approval of the Methodology for calculating the amount of damage caused to atmospheric air as a component of the natural environment" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 05.02.2021 No. 62400) // ConsultantPlus. Legislation.

5. State report "On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2018" // ConsultantPlus. Legislation.

6. Vlasov V.A., Vologdina Ya.V., Lebedeva V.A. Atmospheric air pollution as one of the main risk factors for the health of citizens in the city of Krasnoyarsk // Agrarian and land law. 2020. No. 7 (187). pp. 86-89.

7. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly) [Electronic resource] // http://kremlin.ru/events/president/news (accessed: 10/20/2022).

8. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // The official text of the Constitution of the Russian Federation, including the new subjects of the Russian Federation - Donetsk People's Republic, Lugansk People's Republic, Zaporozhye region and Kherson region, is published on the Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

9. Federal Law No. 7-FZ of 10.01.2002 (as amended on 14.07.2022) "On Environmental Protection" (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2023) // NW RF. 2022. No. 2. St. 133.

10. Federal Law of 04.05.1999 No. 96-FZ (ed. of 11.06.2021) "On the protection of atmospheric air // NW RF. 1999. No. 18. St. 2222.

11. Zhavoronkova N.G.., Vypkhanova G.V. Theoretical and legal problems of compensation for damage caused to the environment // Lex russica. 2018. No. 3. pp. 52-67.

12. Decree of the President of the Russian Federation dated 04/19/2017 No. 176 "On the Strategy of environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025" // SZ RF. 2017. No. 17. St. 2546.

13. Norilsk Nickel paid a record fine of 146 billion rubles for a fuel spill // Read more on RBC: https://www.rbc.ru (date of appeal: 10/20/2022).

14. Boltanova E.S. Compensation for environmental damage: the ratio of environmental and civil legislation norms // Property relations in the Russian Federation. 2017. No. 8. pp. 6-15.

15. Vlascv V.A., Shevtscva K.A. On the question of some measures taken to improve the state of atmospheric air in the Krasnoyarsk Territory // Agrarian and land law. 2019. No. 11 (179). pp. 4-6.

16. Federal Law of 17.01.1992 "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" // ConsultantPlus. Legislation.

17. Khaldeev V.T. Calculation of damage caused to agriculture by emissions into the atmosphere by a chemical plant // Plants and industrial environment. Kiev: Naukova dumka, 1971. pp. 116-120.

18. Teplyashin I.V., Nor K.E. On the question of the correlation of the legal and social state // Philosophy of Law. 2022. No. 1 (100). pp. 100-105.

19. Fastovich G.G. To the question of the theoretical study of the legal category "state mechanism" // Law and the state: theory and practice. 2023. No. 1 (217). pp. 51-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.