Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ'

ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтямова Флорида Флоридовна, Тарасов Александр Алексеевич

Налоговые проверки выступают в качестве ключевого элемента государственного финансового контроля и налогового контроля в целом. Налоговые проверки являются основным инструментом контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации. Осуществление и организация данной меры налогового контроля позволяет наиболее полно изучить налоговую документацию организации, проверить её корректность, проверить своевременность и правильность уплаты налогов и сборов организацией или физическими лицами, а также выявить налоговые правонарушения и преступления. В представленной статье рассматривается сущность налоговой проверки, определяются её цели, значение и роль.Tax audits act as a key element of state financial control and tax control in general. Tax audits are the main control instrument of the tax authorities of the Russian Federation. The implementation and organization of this measure of tax control allows the most complete study of the tax documentation of the organization, check its correctness, check the timeliness and correctness of the payment of taxes and fees by the organization or individuals, as well as identify tax violations and crimes. The presented article examines the essence of a tax audit, defines its goals, significance and role.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ»

УДК 34

Юридические науки

Ахтямова Флорида Флоридовна, студент 2 курса юридического факультета,

Стерлитамакского филиала БашГУ Тарасов Александр Алексеевич, научных руководитель, профессор, д.ю.н.,

Стерлитамакского филиала БашГУ

ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Аннотация: налоговые проверки выступают в качестве ключевого элемента государственного финансового контроля и налогового контроля в целом. Налоговые проверки являются основным инструментом контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации. Осуществление и организация данной меры налогового контроля позволяет наиболее полно изучить налоговую документацию организации, проверить её корректность, проверить своевременность и правильность уплаты налогов и сборов организацией или физическими лицами, а также выявить налоговые правонарушения и преступления. В представленной статье рассматривается сущность налоговой проверки, определяются её цели, значение и роль.

Ключевые слова: налоговая проверка, уголовное законодательство, налогообложение, налогоплательщики, налоговые правонарушения, налоговые преступления.

Annotation: tax audits act as a key element of state financial control and tax control in general. Tax audits are the main control instrument of the tax authorities of the Russian Federation. The implementation and organization of this measure of tax control allows the most complete study of the tax documentation of the organization, check its correctness, check the timeliness and correctness of the payment of taxes and fees by the organization or individuals, as well as identify tax violations and

crimes. The presented article examines the essence of a tax audit, defines its goals, significance and role.

Key words: tax audit, criminal legislation, taxation, taxpayers, tax offenses, tax crimes.

В качестве ключевого критерия эффективного функционирования фискальной системы Российской Федерации выступает надлежащим образом организованный налоговый контроль, который осуществляется посредством организации и проведения налоговых проверок.

В ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены общие нормы, регулирующие специфику организации и проведения налоговых проверок [2]. Налоговые проверки могут проводиться у налогоплательщиков-физических лиц, налогоплательщиков-юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также налогового агента.

Налоговая проверка представляет собой акт проверки, осуществляемый налоговыми органами, направленный на проверку корректности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и прочих обязательных платежей и сборов в государственный бюджет Российской Федерации.

Посредством организации и проведения налоговых проверок фактические данные сопоставляются с данными налоговых деклараций, которые были направлены налогоплательщиком в налоговый орган.

Целесообразно обозначить, что за последние 5 лет в Российской Федерации общий объем выездных налоговых проверок имеет динамику снижения. Малые предприятия подпадают под налоговые проверки намного реже, чем средние и крупные организации, поскольку сумма невыплаченных налогов данными субъектами может быть значительно выше [3, с. 18].

Налоговые проверки бывают либо выездными, либо камеральные. На основании статьи 89 НК РФ можно заключить, что налоговая проверка осуществляется на территории налогоплательщика по решению руководителя налогового органа. Вся документация подлежит изучению и исследованию

налоговиками. Так, осуществляется проверка бухгалтерской и налоговой отчётности, проверяются договоры, первичная документация, локальная документация и прочие документы.

В качестве предмета проводимой налоговой проверки выступает корректность исчисления соответствующего вида налога, своевременность и полнота его уплаты. При осуществлении выездной налоговой проверки налоговые органы могут истребовать документацию за последние 3 года. Продолжительность налоговой проверки не может превышать 2 месяца, однако, в отдельных случаях данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в отдельных ситуациях может быть пролонгирован до 6 месяцев. По результатам проведенной выездной налоговой проверки составляется соответствующий акт проверки, в котором отображается вся информация по проведенному исследованию документации организации [4, с. 105].

На основании статьи 88 НК РФ можно обозначить это что камеральная налоговая проверка представляет собой такую проверку, которая может проводиться в самом налоговом органе, в процессе чего проверяется правильность составления декларации, корректность исчисления налога, своевременность и полнота уплаты налогов. Камеральная проверка не требует решения руководителя налогового органа и может проводиться в течение 3 месяцев.

Основной целью проводимых налоговых проверок является анализ соблюдения налогоплательщиками государства системы налогового законодательства, выявление и предупреждение правонарушений и преступлений в сфере налогообложения, взыскание неуплаченных сумм налогов, а также привлечение виновных лиц к административной или уголовной ответственности [7, с. 34].

Когда во время налоговой проверки в декларации были выявлены недочеты, неточности или ошибки, в течение 5 дней налогоплательщик должен предоставить соответствующие объяснения, а в налоговую документацию внести необходимые исправления. По завершении камеральной проверки

налоговый орган формирует акт в течение 10 дней после завершения проверки. В течение 5 дней данные документы предоставляются налогоплательщику. Налогоплательщик имеет право подать письменное заявление в соответствующий налоговый орган, в котором излагаются возражения по поводу предоставленного налоговым органом акта проверки.

Можно рассмотреть также другие виды налоговых проверок: комплексные, целевые и тематические.

Комплексная налоговая проверка представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности юридического лица за определенный период времени в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Периодичность организации и проведения данной формы налоговой проверки ещё не установлена законодательством. Если у налогового органа имеются все основания полагать, что налогоплательщиком совершенны налоговые правонарушения, то полная налоговая проверка может проводиться не реже одного раза в три года. В настоящее время практически все налоговые проверки осуществляются в форме комплексной налоговой проверки [5, с. 199].

Целевая налоговая проверка представляет собой проверку финансово -хозяйственной деятельности предприятия и соблюдения налогового законодательства в определённой области. Данные проверки могут осуществляться на предмет проверки взаиморасчетов с поставщиками, покупателями и подрядчиками, правильного применения льгот и прочих финансово-экономических ресурсов и прочих вопросов.

Тематическая проверка направлена на проверку конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К примеру, налоговый орган может проверять корректность исчисления и уплаты НДС, налога на имущество, налога на прибыль и прочих видов налогов. Данные проверки осуществляются по решению руководителя налогового органа [6, с. 8].

Таким образом, налоговые проверки выступают в роли государственного финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами и направленного на установление факта нарушений налогового законодательства,

выявление и пресечение фактов уклонения от уплаты налогов и сборов в государственный бюджет Российской Федерации.

Библиографический список:

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. - 1998. - № 198.

3. Арсеньева В.А., Буханова Е. «Управление налоговыми отношениями в рамках гармонизации процессов налогового администрирования» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - № 12 (55). - С. 18-27.

4. Карякин В. В., Махов В. Н. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 265 с.

5. Туаев Х.А. Уголовная ответственность за налоговые преступления // Молодой ученый. - 2019. - № 14 (252). - С. 199-201.

6. Горшкова Л. Л. Уголовная ответственность за налоговые преступления // Бухгалтер и закон. - 2018. - № 13. - С. 8-17.

7. Шестакова Н.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. -2018. - № 28. - С. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.