Научная статья на тему 'Понятие и сущность управления земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации'

Понятие и сущность управления земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4155
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / STATE MANAGEMENT / RATIONAL USES THE LANDS / LAND FACILITY / REPRESENTATIVE ORGAN EXECUTIVE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисова Армина Вазгеновна

В статье рассматривается сущность управления земельными ресурсами на уровне субъектов РФ как элемент государственного управления. Дано понятие государственного управления земельными ресурсами как организующей деятельности по обеспечению рационального использования земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notion and essence of management to land resource in subjects of Russian Federation

In article is considered essence of management to Land resource at a rate of RF subject as element of state management. Notion of state management to Land resource is given as organizing activity on ensuring the rational use the lands.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность управления земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации»

Денисова Армина Вазгеновна

соискатель кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета _(тел.: 89186573754)

Понятие и сущность управления земельными ресурсами в субъектах

Российской Федерации

В статье рассматривается сущность управления земельными ресурсами на уровне субъектов РФ как элемент государственного управления. Дано понятие государственного управления земельными ресурсами как организующей деятельности по обеспечению рационального использования земель.

Ключевые слова: государственное управление, рациональное использование земель, земельные ресурсы, уполномоченный орган исполнительной власти.

A.V. Denisova, post-graduate of the chair of administrative and financial law Kuban State University; tel.: 89186573754.

Notion and essence of management to land resource in subjects of Russian Federation

In article is considered essence of management to Land resource at a rate of RF subject as element of state management. Notion of state management to Land resource is given as organizing activity on ensuring the rational use the lands.

Key words: state management, rational uses the lands, land facility, representative organ executive authorities.

Рациональное использование земель является одной из главных проблем современной России и, таким образом, выступает в числе важнейших приоритетов внутренней политики государства. Правовое регулирование землепользования при всей его противоречивости опирается, в конечном счете, на понимание земли как общенародного достояния. В связи с этим возрастает и роль государственного управления в сфере охраны и использования земель.

Как элемент государственного управления в целом [1], в широком смысле государственное управление в области использования и охраны земельных ресурсов - это целенаправленное организующее воздействие государства в лице уполномоченных органов на обеспечение рационального использования земель в целях развития всего общества [2]. Государственное управление использования земельных ресурсов в узком смысле - это организующая деятельность органов исполнительной власти, направленная на обеспечение рационального использования земель обществом.

Государство в лице органов исполнительной власти, вступая в земельные правовые отношения, оказывается выразителем общественных публичных интересов. В данном случае мы следуем мнению о том, что у государства нет (в идеале) интересов, отличных от того сооб-

щества, интересы которого они призваны выражать [3] При этом заметим, что государство, реализуя управленческие функции в современных условиях, с одной стороны, призвано обеспечивать "общие", существенные для всего сообщества интересы, к которым, безусловно, относятся такие, как охрана земель, как компонента окружающей среды, с другой стороны, должно быть направлено на обеспечение стабильности землепользования и земельного правопорядка. Последние функции, если учесть многообразие социальных интересов, направленных на приобретение земельных ресурсов, наполняются весьма существенным значением в современных условиях.

Таким образом, цель государственного управления в области использования и охраны земель в самом общем смысле - обеспечение публичных интересов, а также обеспечение соотношения и баланса интересов отдельных социальных групп при использовании земли. Указанная цель достигается посредством реализации соответствующими органами властных полномочий, прежде всего участием данных органов в соответствующих правовых отношениях, основанных на власти и подчинении.

Механизм государственного управления земельными ресурсами и его составляющие являются объектом не прекращающихся науч-

95

ных исследований [4]. Однако, как показывает опыт, процесс государственного управления земельными ресурсами испытывает затруднения. Это связано с общими проблемами переходного периода и трудностями административной реформы. В то же время, как представляется, есть и проблемы системного характера, касающиеся только места и роли государства в обновленных земельных отношениях.

Одна из проблем, как представляется, связана с тем, что те звенья, которые составляют, по мнению специалистов, механизм государственного управления, развиваются в земельной сфере не одинаково. Но более важной проблемой оказывается, по нашему мнению, то, что механизм управления испытывает трудности в достижении самой цели управления. Кроме того, на становлении управленческих земельных отношений отражаются проблемы формирования метода правового регулирования земельных отношений в целом. Это имеет выражение и в реализации, и в развитии соответствующих земельных правовых отношений.

В том, что касается составляющих механизма государственного управления, имеются разные мнения. Так, А.П. Алехин, анализируя точки зрения по этому поводу, выделяет следующие элементы государственного управления: анализ ситуации; прогнозирование; программирование; информационное обеспечение; регулирование; организация; координация; контроль [1]. Можно утверждать, что при осуществлении государственного управления в рамках реализации земельных отношений, все эти элементы имеют свое место и выражение в определенных полномочиях государственных органов или органов местного самоуправления.

Содержание данного круга отношений в целом задано положениями действующего земельного законодательства, а также законодательства, регулирующего деятельности государственной исполнительной власти. Какие правовые отношения должны быть включены в круг, названный отношениями в области управления земельными ресурсами, зависит от установленных норм, регулирующих управленческие функции органов государственной власти. Однако и эти нормы должны быть основаны на общих представлениях о публичных функциях по управлению земельными ресурсами.

В такие функции, как известно, входят: учет (количественный и качественный) земельных ресурсов как объекта управления; управление процессами перераспределения; охрана земельных ресурсов; контроль за соблюдением установленных законом требований по использованию ресурсов. В основе управления нахо-

дится, с одной стороны, то свойство земли, которое именуется ограниченностью ресурса, с другой стороны - разнообразие интересов в использовании этого ограниченного ресурса. Отсюда необходимое исполнение публичной властью как минимум двух функций - охрана ресурса от истощения и других негативных явлений, которые могут привести к невозможности его использования в социально важных целях, а также обеспечение баланса интересов. Для реализации этих целей, собственно, и устанавливаются соответствующие полномочия органов государственной власти.

Напомним, что согласно ст. 9 ЗК к полномочиям РФ в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений обо-ротоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд РФ;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ, Земельным кодексом, федеральными законами.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).

Далее, ст. 10 ЗК определено, что к полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты РФ также осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

Нетрудно заметить, что ЗК РФ относит к ведению федеральных органов власти решение фундаментальных вопросов: выработку основ земельной политики, правового регулирования

96

ограничений землепользования и изъятия земель у собственников и владельцев. Задачи субъектов Федерации обрисованы значительно скромнее: принятие конкретных решений по резервированию и изъятию земель, разработка и реализация программ использования и охраны земель.

Так, в ст. 5 Закона Краснодарского края № 532-КЗ [5] сформулированы полномочия специального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами. Специально уполномоченный орган [б] исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края (далее - уполномоченный орган), в пределах полномочий, установленных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, вправе:

осуществлять от имени Краснодарского края юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области управления и распоряжения земельными ресурсами;

участвовать в разработке и выполнении краевых программ по рациональному использованию и мониторингу земель, повышению плодородия почв, охране и учету земельных ресурсов Краснодарского края;

осуществлять функции по приватизации земельных участков, предоставлению земельных участков, выкупу земельных участков для государственных нужд Краснодарского края;

осуществлять реквизицию земельных участков в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

осуществлять организацию и проведение торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права их аренды;

заключать договоры безвозмездного срочного пользования, аренды земельных участков;

контролировать перечисление в краевой бюджет средств от продажи и аренды земельных участков, а также от продажи права аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах);

контролировать проведение работ по выбору и формированию земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также при изъятии земельных участков органами государственной власти Краснодарского края в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

устанавливать порядок принятия и рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о приобретении прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности Краснодарского края;

принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Краснодарского края в области земельных отношений путем предъявления исков в суды и направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Таким образом, из содержания приведенной нормы регионального Закона следует определение объема полномочий субъекта Федерации по управлению земельными ресурсами. Прежде всего, это - учет земельных ресурсов и мониторинг их рационального использования (на территории субъекта РФ). Далее, важным представляется полномочие органа исполнительной власти по изъятию (выкупу) земель у собственников и пользователей, а также по приватизации земель и передаче их в пользование по различным договорам. Наконец, выполнение возложенных на орган власти функций немыслимо без наделения его полномочиями защиты и контроля.

Если обратиться к специальным функциям государственного управления земельными ресурсами, то Земельным кодексом РФ выделены такие, которые считаются преимущественно земельными. Им посвящены особые главы ЗК - гл. X, XI, XII и некоторые статьи в иных главах. К ним относятся: плата за землю, мониторинг земель, кадастровый учет земельных участков, контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль). Ряд управленческих полномочий закреплен за органами государственной власти и в области землеустройства. Представленный перечень функций не случаен, он продиктован не только спецификой земли как объекта управленческих отношений, но и тем, что сама управленческая деятельность обладает особенностями и особым перечнем задач, которые стоят перед уполномоченными органами государственной власти, реализующими эти функции.

Основные черты управления в области земельных отношений:

объектом управления является земля; все основные функции осуществляются одним уполномоченным органом;

функции управления урегулированы нормативными актами земельного законодательства.

В то же время, помимо перечисленных функций, которым ЗК уделил особое внимание, к государственному управлению в рамках земельных отношений относится и иная деятельность, осуществляемая преимущественно

97

органами государственной исполнительной власти, если объектом этого управления являются различные аспекты земельных отношений. Однако Земельный кодекс РФ не обращается к ним специально.

Существует ряд управленческих функций, тесно соприкасающихся с земельными, но не ограничивающихся только управлением земельным фондом. К таким управленческим действиям можно отнести, в частности, деятельность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Экологический и санитарно-

эпидемиологический контроль как вид исполнительно-распорядительной деятельности также имеет в виду экологическое или санитарно-эпидемиологическое состояние земли как природного объекта. Однако в данном случае земля выступает только как один из контролируемых объектов, поэтому основная масса норм, регулирующих эти виды управленческих функций, сосредоточены не в земельном законодательстве, а в законодательстве, соответственно экологическом и санитарно-эпидемиологическом и т.д.

Основными отличиями данных функций являются следующие: объектом управления являются отношения не только по использованию земли, но иные общественные отношения, иные, помимо земли, объекты материального мира (использование вещей, получение доходов и т.п.); управление осуществляется уполномоченным органом специальной компетенции, осуществляющим преимущественно только этот вид деятельности; отношения в области управления урегулированы отраслевым законодательством (гражданским, налоговым, экологическим и т.п.).

При изучении основных функций по управлению в области охраны и использования земли следует отграничивать данные функции от предоставленных органам государственной власти полномочий в области управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Полномочия органов государственной власти в области управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, предполагают реализацию не административно-властных полномочий, а реализацию правомочий собственника в отношении конкретного земельного имущества. Такие правомочия реализуются на основании ст. 29 ЗК, ст. 124, 125, 214 и др. статей ГК, в частности при осуществлении приватизации земельных участков или предоставлении их в пользование, в том числе в аренду.

Система законодательства об управлении в области охраны и использования земли выстраивается на основе положений ст. 72 Конституции РФ, согласно которой в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся следующие вопросы: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Основным нормативным актом земельного законодательства, определяющим основы управленческих функций органов государственной власти в земельных отношениях, является Земельный кодекс РФ. Земельный кодекс РФ содержит общие, принципиальные нормы, устанавливающие функции государственного управления земельными ресурсами, а также ряд основных положений, на основе которых должно осуществляться регулирование указанных функций. Детальное регулирование отношений в области управления установлено отдельными нормативными актами.

Так, Земельным кодексом РФ установлены положения, согласно которым (ст. 9) определено, что государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра находится в ведении РФ. Исходя из данного положения основное правовое регулирование в области управления земельными ресурсами осуществляется федеральными нормативными актами РФ.

Исходя из положений ст. 9, 10 и иных статей ЗК субъекты РФ не наделены полномочиями в области государственного управления земельными ресурсами, а именно в области ведения кадастра, мониторинга земель, землеустройства, поскольку исключительной компетенцией в этой области наделена Российская Федерация.

Это означает, что субъекты РФ, в целом обладая правом урегулировать земельные отношения на своем уровне, не вправе утверждать нормы, касающиеся регулирования ведения кадастра, мониторинга, государственного земельного контроля.

Отношения в области государственной регистрации прав на земельные участки и сделки с ними также не могут находиться в ведении субъектов РФ, поскольку осуществление госу-

98

дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является институтом гражданского законодательства и согласно ст. 71 Конституции РФ относится к предмету ведения РФ.

В отношении правового регулирования землеустройства Земельный кодекс РФ (ст. 69) установил, что порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Таким образом, ЗК, определяя, что управление в области землеустройства является полномочием РФ, но не исключает возможности урегулирования некоторых отношений по землеустройству и на уровне субъекта РФ.

Регулирование отношений в области перевода земель из одной категории в другую также предусматривает участие в этом процессе субъектов РФ. Данная возможность установлена ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ [7]. Ряд положений о регулировании субъектами РФ перевода земель из одной категории в другую и установления порядка использования таких земель установлены ЗК РФ (ст. 87, 94, 95 и др.).

В целом же управление земельными ресурсами на уровне субъектов РФ представляет собой организующее воздействие уполномоченного органа исполнительной власти на участников земельных отношений в целях защиты общественных интересов и поддержания баланса интересов отдельных субъектов, реализуемое посредством учета земельных ресурсов, обеспечения их рационального использования, выявления и пресечения правонарушений в сфере землепользования.

1. См.: Алехин А.П., Кормалицкий А.А. Административное право России. М., 2005. С. 3.

2. См.: Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Минина Е.Л., Устюкова В. В. Все о земельных отношениях: учебно-практическое пособие. -"Проспект", 2010 г.

3. Тихомиров Ю.А., Публичное и частное право / Общая теория государства и права / отв. ред. М.М. Марченко. М., 2002. Т. 2. С. 390, 391; Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003. С. 54-58 и др.

4. См., например, Комов Н.В. Модернизация российского землепользования на основе взаимодействия государственных и рыночных

механизмов управления земельными ресурсами // "Землеустройство, кадастр и мониторинг земель". № 8. Август 2010 г.

5. Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (с изм. и доп.) // "Кубанские новости". № 240. От 14 ноября 2002 г.

6. Постановлением главы администрации края от 11 марта 2002 г. № 253 полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.

7. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ от 27 декабря 2004 г. № 52 (часть I). Ст. 5276.

1. See.: Alehin A.P., Kormalickiy A.A. Administrative right to Russia. M., 2005. P. 3.

2. See.: Bogolyubov S.A., Galinovskaya E.A., Minina E.L., Ustyukova V.V. All about land relations: scholastic-practical monography. - "Avenue", 2010.

3. Tihomirov Yu.A. Public and quotient law / Main theory state and law / Ch. ed. M.M. Marchenko. M., 2002. T. 2. P. 390, 391; Vasilieva M.I. Public interests in ecological right. M, 2003. P. 54-58.

4. See for instance, Komov N.V. Modernization of the Russian land-use on base of the interaction state and market mechanism of management land resource // "Land managing, cadaster and monitoring the lands. № 8. August 2010.

5. Act Krasnodar region from November 5 2002 532-KZ "About base of the regulation land relations in Krasnodar edge" (with change. and add.) // "Kuban news". № 240. November 14 2002.

6. Act chapters to administrations of the edge from March 11 2002 № 253 authorities on dictation land area, residing in state property, and authorized department of the property relations Krasnodar region.

7. Federal law from December 21 2004 № 172-FZ "About translation of the lands or land area from one category in other" (with change and additions) // SZ RF from December 27 2004. № 52 (the part I). Art. 5276.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.