Научная статья на тему 'Понятие и сущность преемственности в праве'

Понятие и сущность преемственности в праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1003
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубаева Елена Игоревна

Автор сравнивает понятия преемственности, социальной преемственности и преемственности в праве. В заключение автор раскрывает определение понятия преемственности в праве. Это связь между различными этапами развития права, опирающаяся на положительный опыт, направленная на обеспечение непрерывного развития, нацеленного на будущее, реализуемая способностью к самосохранению внутренней основы и служащая для нового движения вперед. Преемственность в праве является проявлением закона отрицания отрицания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность преемственности в праве»

Хмельницкая Т.В., Алаев И. Т. Диалектика формирования доказательств в смешанном уголовном процессе

TPMsvHa молодого vvtHoro

лучать процессуальную форму в ходе проверки и исследования сведений, содержащихся в соответствующих источниках, с участием противоположной стороны.

Примечания

1. Лазарева В.А. Проблемы1 доказышания в современном уголовном процессе России. — Самара, 2007. — С. 48.

2. См.: Бостанов P.A. Использование производных доказательств в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2012. — С. 9.

3. Цит. по: Кухта A.A. Доказышание истины1 в уголовном процессе: Монография. — Н. Новгород, 2009. — С. 128.

4. Сергеич П. Искусство речи на суде. — Тула, 1998.— С. 152.

5. См.: Кухта A.A. Указ. соч. — С. 25—30.

Е.И. Чубаева

Чубаева Елена Игоревна — адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии

МВД России

E-mail: lenachubaeva@yandex.ru

Понятие и сущность преемственности в праве

Автор сравнивает понятия преемственности, социальной преемственности и преемственности в праве. В заключение автор раскрышает определение понятия преемственности в праве. Это связь между различными этапами развития права, опирающаяся на положительный опьыт, направленная на обеспечение непрерывного развития, нацеленного на будущее, реализуемая способностью к самосохранению внутренней основы1 и служащая для нового движения вперед. Преемственность в праве является проявлением закона отрицания отрицания.

The author compares the concept of continuity, social continuity and consistency in the law. In

conclusion, the author reveals the definition of the concept of continuity in the law — this is the relationship between the various stages of the development of the law, based on the positive experience that promotes continuous development, future-oriented, implemented the ability to selfpreservation and serving domestic foundation for a new way forward. According to the author the right of succession is a manifestation of the law of negation of negation.

Всеобщий закон — закон законов — это закон преемственности, ибо что такое, в конечном счете, настоящее, как не росток прошлого?1

Уолт Уитмен

Внимание исследователей в последнее время активно привлекает проблема преемственности в праве. Интерес объясняется в первую очередь тем, что обсуждаемое явление имеет прямое отношение к прогрессу права, его поступательному развитию. Здесь просматривается и практическая сторона преемственности, связанная с тем, что изучение правового опыта прошлого позволяет не только «...проследить последовательные ступени... процесса среди всех его блужданий и доказать внутреннюю его закономерность среди всех кажущихся случайностей»2, но и дает возможность извлечь уроки, необходимые для решения современных задач. Рассматриваемое явление находится на стыке разных общественных наук и охватывает множество различных взаимосвязанных сторон (социально-экономических, философских, юридических и др.), поэтому прежде чем определиться с поня-

тием, необходимо определить, какой смысл мы вкладываем в это слово. В современном российском политическом аппарате устоялось вполне однозначное понимание преемственности как продолжения творческой деятельности наследника действий его предшественника. В своем общепринятом значении это слово означает наличие некой связи между наследником и его предшественником, последовательности в их действиях. Однако преемственность вовсе не означает продолжения прежнего. Напротив, сам факт преемственности уже подразумевает изменение принципов и приоритетов, адаптацию их к новым реалиям, иначе получится простое подражательство. Действительно, если обратиться к российской истории, то не удастся найти пример такой «преемственности» власти, о которой рассуждает большинство современных российских политологов и аналитиков.

НО

Юридическая наука и практика

Дело в том, что и общество, и государство представляют собой сложные системы, и любой процесс, протекающий внутри них, имеет собственную логику, свою последовательность, свои причины и следствия. Преемственность является одной из важнейших закономерностей, действующей на протяжении всей истории мировой культуры. Каждый новый этап в процессе исторического развития культуры, отрицая предшествующий, включает все прогрессивное его содержание, все то, что было приобретено человечеством на предшествующих ступенях развития. В процессе исторического развития общества преемственность тех или иных явлений культуры может носить как прерывный, так и непрерывный характер. Культурные ценности прошлого, имеющие непрерывный характер и переходящие от одного поколения к другому, выступают в качестве живого элемента культуры каждой исторической эпохи. Те или иные ценности, имеющие прерывный характер, возникнув в более раннюю эпоху, затем исчезают на какое-то время из культурного обихода и лишь на более позднем этапе возрождаются вновь. В царской России преемственность власти реализовывалась через Закон о престолонаследии, определявший последовательность передачи верховной власти. В советский период преемственность обеспечивалась назначением каждого последующего руководителя страны довольно узкой группой представителей партийной верхушки, то есть выражалась в процессе развития, снимая старое, новое сохраняло в себе некоторые его элементы. В.П. Морозов пишет: «Советское право как юридическое учреждение. в принципе не знает преемственности». И он же добавляет: «О преемственности в советском праве можно говорить лишь в очень ограниченных рамках, причем в начальный период существования Советской власти. Так, Советское государство допускало использование некоторых норм буржуазного права в процессе борьбы за новый революционный порядок на раннем этапе своего развития»3.

Понятие социальной преемственности является более узким по сравнению с понятием преемственности вообще. Генетическая связь и объективность позволяют выделить социальную преемственность. Однако именно правовая преемственность определяется качественным своеобразием права, его сущностью. А сущность преемственности состоит в сокращении некоторых элементов целого или отдельных сторон его структурной организации при изменении этого целого как системы, при его качественном преобразовании. В отличие от «преемственности вообще» социальная преемственность связана с сознательной деятельностью людей.

Чтобы сформулировать авторское определение преемственности в праве необходимо установить универсальные признаки. Во-первых, это связь в процессе развития. В.А. Рыбаков считает связь важнейшим свойством преемственности, не указывая, каков характер данной связи. По нашему мнению,

это связь развития, которая имеет непрерывный характер. Во-вторых, выделим объективность как признак преемственности. Как говорил В.И. Ленин, очень важно уметь выбрать из старого то, что полезно и ценно для строительства нового общества в дальнейшем. Преемственность не может быть вне сознательной деятельности людей. Так как исследуемое нами понятие в базисных отношениях независимо от воли и сознания людей. В-третьих, преемственность опирается на положительный опыт, нацеленный на будущее и полученный на предыдущем этапе развития. В-четвертых, преемственность коммуникативна, то есть ее субъекты целенаправленно воздействуют друг на друга.

С развитием философии было выделено три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, который характеризует развитие права, закон перехода количественных изменений в качественные, характеризует способ развития права, и, наконец, закон отрицания отрицания, который выражает последовательную связь нового и старого, повторяемость некоторых ценных черт прошедших стадий на новом уровне развития. Под преемственностью в философии понимается связь между различными этапами и ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого, иначе говоря, сохранение положительного содержания, которое предшествует этапу развития при изменении целого как системы4. Изложенные положения о замене устаревших элементов новыми положительными составляют содержание закона отрицания отрицания и полностью применимы к сфере преемственности. Э.А. Балллер также рассматривает преемственность как связь между различными этапами развития, однако уточняет что возможна такая связь при развитии как бытия, так и познания5. Болгарский правовед Нено Неновски отмечает, что главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, а преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном). Он считает, что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях6. То есть преемственность в праве является внутренним механизмом возникновения нового, прогрессивного лишь на взгляд социального субъекта, творящего право, всякий раз по-новому захватывает и применяет прошлый правовой опыт. Это понимание также соответствует общефилософской трактовке, выступает внутренней основой поступательного развития, обусловливающей его интегральность, целостность и направленность. Как отмечал В. Соловьев:

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 20

211

Чубаева Е.И. Понятие и сущность преемственности в праве

Чубаева Е.И. Понятие и сущность преемственности в праве

«...логические и эмпирические элементы одинаково необходимы для истинного познания, и, следовательно, исключительное обособление того или другого из этих элементов есть в обоих случаях одностороннее отвлечение»7. Даже самая абстрактная логическая норма права является также и исторической нормой, так как она есть результат преемственности, сопоставления, анализа и обобщения определенного историко-правового опыта. «Без исторического воспроизведения правового развития исключается возможность логического осознания его закономерностей, но и без логического осмысления объективного хода исторического развития права невозможно вскрыть внутренние причины и механизмы его движения»8. Преемственность, реализуя базовую способность развивающейся системы к самосохранению своей внутренней основы, содержится в результатах развития. Каждый момент истории есть диалектическое единство ставшего и становящегося. И любой разрыв этого единства, с каких бы позиций он ни осуществлялся, означал бы отказ от самой истории. Роль и значение преемственности в праве раскрывались только с точки зрения результата и процесса развития права. Подобный взгляд ориентирован, прежде всего, на однонаправленное, линейное, прогрессивное развитие. Соответствующее этому пониманию определение преемственности в праве дается, например, в работе В.А. Рыбакова: «...преемственность в социалистическом праве — это объективно существующая связь социалистического права с предшествующей системой права... сущность которой заключается в сохранении тех элементов предшествующего развития права, которые после критического анализа, научной обоснованности под руководством коммунистической партии используются в построении социализма и коммунизма»9. В философии характеристика преемственности в праве так же выражена через понятие «снятие». Однако ученые в литературе вводят еще одно понятие «правопреемственная связь», означающее такое отношение настоящего и прошлого, которое реализуется в цепи многоактных отрицаний и снятий, причем преемственность осуществляется и как позитивное наращивание посредством сохранения, так и негативное наращивание посредством утраты (отрицания), выражается в механизме переходных ситуаций, обусловливает целостность развивающейся системы права. При переходе от старого к новому уничтожается то, что мешает развитию, но само обновление происходит на основе уже имеющейся базы. Как справедливо считает Ф.Ф. Литвинович, преемственная связь возникает лишь в случае сохранения, реализующего себя через такое изменение, в результате которого происходит не только приращение старого качества, но и переход к новому качеству10. Так, назначением преемственности является непрерывное правовое развитие, то есть преемственность в праве — это право во времени. Полагаем что, понятие преемственности в праве

как отношение между старым и новым этапами развития права является одномерной, упрощенной и линейной моделью преемственной связи, проявлением диалектики. Оно носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу различают две стороны преемственности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность есть особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Она может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода. Преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций, воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности.

Преемственность в законодательстве лишь внешняя форма проявления преемственности в праве. Как право существует во многих правовых формах, а не только в одной форме (норме права), так и преемственность в праве выявляется и в правоотношениях, и в правосознании, то есть во всех случаях и формах, где соблюдается принцип формального равенства. Понимание преемственности в праве как объективной, существенной связи в механизме развития права позволяет избежать отрицания правовых ценностей, с одной стороны, и преклонения перед прошлым — с другой. Вместе с этим, преемственность в праве является необходимым условием развития и изменения права.

Подводя итог всему вышесказанному, следует привести авторское определение понятие преемственности в праве — это связь между различными этапами развития права, опирающаяся на положительный опыт, направленная на обеспечение непрерывного развития, нацеленного на будущее, реализуемая способностью к самосохранению внутренней основы и служащая для нового движения вперед. Преемственность в праве является проявлением закона отрицания отрицания.

Приложения

1. Уитмен У. Стихотворения. Поэмы1. — М., 1986.

2. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — М., 1961. — Т. 20. — С. 23.

3. Морозов В.П. Правовые взгляды1 и учреждения при социализме. — М., 1967. — С. 39.

4. Философская энциклопедия: В 5 т. — М., 1967. — Т. 4. — С. 360.

5. См.: Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры1. — М., 1969. — С. 15.

6. См.: Неновски Н. Преемственность в праве. — М., 1977.

212

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.