Научная статья на тему 'Понятие и сущность наказания в советском уголовном законодательстве(1917-й - 1920-е годы)'

Понятие и сущность наказания в советском уголовном законодательстве(1917-й - 1920-е годы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
940
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / SOCIAL PROTECTION MEASURES / СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ / SYSTEM OF PUNISHMENT / РУКОВОДЯЩИЕ НАЧАЛА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ РСФСР / GUIDING PRINCIPLES OF THE CRIMINAL LAW OF THE RSFSR / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР / CRIMINAL CODE OF THE RSFSR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцов Д.И.

В статье исследованы особенности формирования уголовного законодательства в период становления Советского государства. Раскрыто содержание, сущность и особенности трансформации понятия и системы наказаний в 1917-м 1920-х годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and essence of punishment in the Soviet criminal law (1917-1920s)

In the article the peculiarities of the formation of criminal legislation during the formation of the Soviet state are examined. In the article the content, essence and features of the transformation of the concept and system of pu-nishments in 1917-1920 are disclosed.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность наказания в советском уголовном законодательстве(1917-й - 1920-е годы)»

Д. И. РУБЦОВ D. I. RUBTSOV

старший преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин юридического факультета ВЮИ ФСИН России, майор внутренней службы

Понятие и сущность наказания в советском уголовном законодательстве (1917-й - 1920-е годы)

The concept and essence of punishment in the Soviet criminal law

(1917-1920s)

#

Аннотация. В статье исследованы особенности формирования уголовного законодательства в период становления Советского государства. Раскрыто содержание, сущность и особенности трансформации понятия и системы наказаний в 1917-м - 1920-х годах.

Ключевые слова: наказание, меры социальной защиты, система наказаний, Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР.

Annotation. In the article the peculiarities of the formation of criminal legislation during the formation of the Soviet state are examined. In the article the content, essence and features of the transformation of the concept and system of punishments in 1917-1920 are disclosed.

Key words: punishment, social protection measures, system of punishment, guiding principles of the criminal law of the RSFSR, criminal code of the RSFSR.

#

Проблема наказания, понимания его сущности, правовой регламентации и особенностей исполнения была и остается достаточно важной для отечественной юридической науки и практики. В условиях модернизации современной государственно-правовой системы необходимо адекватное правовое восприятие исторического опыта осуществления правового регулирования деятельности, связанной с установлением, назначением и реализацией мер уголовно-правового воздействия. Это

позволит сформировать достаточный материал для совершенствования понятийно-категориального аппарата и правильного прогнозирования эффективности тех или иных правовых новаций. В этой связи особое значение имеет исто-рико-правовой анализ формирования уголовного законодательства Советского государства в 1917-м - 1920-х годах, позволяющий проследить закономерности создания новых уголовно-правовых понятий и категорий, а также особенности их практической реализации.

42

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

В октябре 1917 года под руководством В. И. Ленина рабочие и крестьяне России совершили социалистическую революцию, в ходе которой была свергнута капиталистическая власть в лице Временного правительства и установлен режим диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Тем самым российский народ создал государственно-правовую систему совершенно нового типа, которой до этого не знала мировая цивилизация. Формирующееся Советское государство и право должны были осуществлять деятельность по защите завоеваний революции, а также по скорейшему построению социализма и переходу к коммунистической организации общественного управления.

В связи со столь значительными преобразованиями и коренным изменением принципов государственно-правового строительства в 1917-м - 1920-х годах не могло быть и речи о преемственности в сфере уголовно-правового регулирования: необходимо было создавать новую, отвечающую требованиям защиты интересов революции и основам социалистического строительства систему наказаний. Следовательно, основные категории и институты уголовного права были пересмотрены в соответствии с новыми реалиями и принципами правового воздействия, а также с учетом советской государственной идеологии.

Следует отметить, что до революции исследуемая сфера общественных отношений была урегулирована Уложением о наказаниях уголовных и исправительных (1845), Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864), Уголовным уложением (1903). Часть норм этих нормативных правовых актов применялась до полного установления Советской власти и создания нового уголовного законодательства.

Одним из первых нормативных правовых актов, устанавливающих новую систему наказаний, стала инструкция Наркомюста РСФСР от 19.12.1917 «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» [1]. В первой статье она определила дела о лицах, которые подлежали суду революционного трибунала, а во второй были перечислены наказания, которые применялись к вышеуказанным категориям граждан республики. К наиболее распространенным видам наказаний, основанным на принципиально новом классовом подходе, относились денежные штрафы, лишение свободы, выселение из Петрограда, а также отдельных местностей Советской республики, высылка за пределы РСФСР, объявление общественного порицания, полное или частичное лишение виновного в преступном деянии политических прав, изъятие в пользу государства имущества в форме секвестра или конфискации, а также назначение наказания в виде обязательных общественных работ.

Необходимо отметить, что данный нормативный правовой акт значительно смягчил существовавшую ранее систему наказаний. Например, не нашли отражения в законодательстве такие меры государственного принуждения, как смертная казнь, отмененная еще членами Временного правительства, а также каторга и ссылка. Тем самым первые революционные трибуналы не могли выносить приговоры к высшей мере наказания.

Однако в силу необходимости жесткого сдерживания сопротивляющегося свергнутого буржуазного класса и удержания захваченной власти советское правительство должно было принимать все необходимые меры принуждения, в том числе и смертную казнь. Поэтому

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018

43

для борьбы с контрреволюцией и саботажем в июне 1918 года в соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР «Об отмене всех доныне изданных циркуляров о революционных трибуналах» высшая мера наказания была восстановлена, а суды получили право ее назначать [2].

На основании этого акта уже 21.06.1918 был вынесен первый в истории Советской России приговор к смертной казни. Соответствующее заседание революционного трибунала состоялось при ВЦИК РСФСР, оно носило открытый и публичный характер. Смертная казнь была назначена бывшему руководителю военно-морскими силами Балтийского флота Щастному Алексею Михайловичу.

С этого времени начался следующий этап развития карательной системы Советского государства, когда с целью активной борьбы с контрреволюционной деятельностью революционные трибуналы получили возможность приговаривать осужденных к смертной казни.

Следует отметить, что установление нового порядка осуществлялось и посредством использования труда и изоляции от общества в лагерях принудительных работ. Содержанию в них подлежали те лица и категории лиц, в отношении которых выносились постановления отделов Управления чрезвычайных комиссий, революционных трибуналов, народных судов и других советских органов, которым это право было предоставлено декретами и распоряжениями [3].

В период гражданской войны Советское государство имело уже достаточно большое количество нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование отношений в уголовно-правовой сфере. Поэтому возникла проблема систематизации, а точнее кодификации норм уголовного права. Необходимо было собрать, изучить, обобщить и сис-

тематизировать не только весь нормативный правовой материал, но и практику судебных органов, в особенности -революционных трибуналов. Результатом соответствующей работы стали Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, утвержденные постановлением Наркомюста РСФСР от 12.12.1919 [4].

Данный источник права не содержал составов преступлений и, соответственно, не устанавливал за них конкретные наказания. Мы можем констатировать отсутствие в данном документе так называемой Особенной части. Судьи самостоятельно определяли вид наказания в зависимости от степени общественной опасности для основ советской государственно-правовой системы преступного деяния.

Законодатель определял наказание не как меру возмездия и искупления вины, а устанавливал оборонительный, превентивный его характер, указывал на целесообразность и гуманность наказания. Оно заключалось в принудительном воздействии, посредством которого власть защищает существующий порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников). Следует отметить, что такие цели наказания, как восстановление социальной справедливости и исправление осужденного [5], существующие в настоящее время, предусмотрены не были.

С целью реализации указанной задачи в Руководящих началах была закреплена достаточно объемная система наказаний, которая включала 16 видов мер государственного принуждения. Особенностью юридической техники оформления данной системы является тот факт, что законодатель определил примерные виды наказаний. Это могло быть внушение, выражение общественного порицания, принуждение к исполнению действия, объявление под бойкотом, исключение из объединения,

44

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

восстановление или возмещение ущерба, отрешение от должности, конфискация имущества, лишение политических прав, объявление врагом революции или народа, принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел. Необходимо отметить и наличие такого принципа назначения меры принуждения, как сочетание различных видов наказания.

В целом, несмотря на определенные недостатки, начало формирования советского уголовного законодательства в виде Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 года является достаточно удачным опытом кодификации. Основополагающие идеи, определяющие понятие, сущность и виды уголовного наказания, нашли свое дальнейшее отражение в процессе развития советского законодательства и создания первых уголовных кодексов.

Необходимо отметить особенности процесса подготовки проекта первого Уголовного кодекса РСФСР. Он явился результатом творческих усилий по обобщению, анализу и переосмыслению предшествующего уголовного законодательства, действующих нормативных правовых актов и судебной практики. Данный материал пересматривался и подвергался глубокой переработке, в том числе с точки зрения его юридической конструкции. Особое участие в данном процессе приняли народный комиссар юстиции РСФСР Д. И. Курский и представитель Народного комиссариата юстиции РСФСР М. Ю. Козловский.

IV Всероссийский съезд деятелей советской юстиции отметил положительные стороны проекта, его научность и практическую значимость, признал принципиально новый характер советского уголовного права и необходимость скорейшего введения в действие Уголовного кодекса с целью укрепления

социалистической законности и советского строя.

Уголовный кодекс РСФСР был принят на третьей сессии IX съезда Советов 26.05.1922 и вступил в силу 01.06.1922. Основной целью его создания было ограждение рабоче-крестьянского государства и революционного правопорядка от его нарушителей и общественно опасных элементов.

Следует отметить, что определение термина «наказание» законодательно оформлено не было. Кроме того, уголовный закон содержал и такую правовую категорию, как «меры социальной защиты», которые также применялись к нарушителям революционного правопорядка. В кодексе, в отличие от Руководящих начал, использовалась формулировка «цель наказания», а не «задача наказания», и она заключалась в том, чтобы осуществить общую превенцию, оказать исправительно-трудовое воздействие и лишить преступника возможности повторно совершить преступление. Причем та же цель ставилась и перед иными мерами социальной защиты.

В отличие от предшествующего нормативного правового акта Уголовный кодекс РСФСР 1922 года содержал меньшее количество видов наказаний. Например, перестали существовать такие меры государственного воздействия, как принуждение к действию, внушение, исключение из объединения, объявление под бойкотом, объявление вне закона, врагом народа или революции; прекратила действовать норма, разрешающая сочетать отдельные виды наказаний. Стоит отметить, что высшая мера наказания - расстрел назначалась только революционными трибуналами. Однако в кодексе были закреплены и новые виды наказаний, которые должны были обеспечить реализацию основных задач уголовного закона, напри-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018

45

мер изгнание из пределов республики, штраф, условное осуждение.

Как отмечалось выше, Уголовный кодекс РСФСР 1922 года кроме наказаний содержал и иные меры социальной защиты, которые также назначались по приговору суда. Они были обозначены в статье 46 кодекса и заключались в принудительном лечении, удалении из определенной местности, воспрещении занимать ту или иную должность, помещении в специализированное учреждение для умственно дефективных [6]. Также в статье 18 Уголовного кодекса упоминается о мерах медико-педагогического воздействия, которые могли применяться к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет.

Таким образом, новый кодекс сохранил идею охранительной функции уголовного законодательства, которая была обозначена еще в Руководящих началах 1919 года и проявлялась в системе уголовно-правовых норм, определяющих цели, задачи и виды наказаний. Помимо наказаний, данный нормативный правовой акт содержал и новые меры государственного воздействия - меры социальной защиты, что свидетельствовало о практической реализации новых теорий советской власти и определенном правовом компромиссе с учетом государственно-политических задач созданного государства. Также необходимо сказать, что особенностью системы наказаний и мер социальной защиты явилось фактическое отсутствие четкого разграничения между ними: судья за совершенное преступление мог назначить любую из указанных мер государственного принуждения, причем они применялись не только за совершение преступного деяния, но и за связь с преступной средой. Несмотря на это, в целом Уголовный кодекс РСФСР 1922 года привел к определенному единообразию всю систему мер уголовной репрессии Советского государства для

эффективной борьбы с противниками новой власти и недовольными группами населения.

В дальнейшем, после реализации идей социалистической демократии и создания нового государства - Союза ССР, возникла потребность в установлении единых принципов и правил, определяющих уголовную политику союзного государства, обязательных для реализации органами власти всех республик, входящих в состав Союза. С этой целью был принят единый общесоюзный кодифицированный нормативный правовой акт - Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года [7]. Впоследствии были внесены изменения в уголовное законодательство РСФСР и принят фактически новый Уголовный кодекс РСФСР 1926 года [8], который вступил в силу 01.01.1927.

Особенностью данного нормативного правового акта был полный отказ от термина «наказание» и установление вместо него мер социальной защиты. Это было обусловлено особенностями советской идеологии и отсутствием в законе формального признака преступления, что позволяло реализовывать уголовную репрессию без соблюдения формальных требований судебного процесса, а также применять ее не только к виновным лицам, но и к близким и знакомым им гражданам.

Закон определял такие меры социальной защиты, как судебно-исправитель-ные, медицинские или медико-педагогические. Они устанавливались в целях предупреждения общественно опасных деяний со стороны лиц, их совершивших, воздействия на других граждан, склонных к общественно-опасной деятельности, а также приспособления преступников к нормальной жизни в государстве трудящихся.

46

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Меры судебно-исправительного характера были близки к сущности наказания и носили наибольший карательный эффект в сравнении с другими мерами социальной защиты. В целом они соответствовали наказаниям, содержащимся в предыдущем кодексе, но были введены и новые, например объявление врагом трудящихся и лишение гражданства, а также предостережение. Запрет заниматься той или иной деятельностью тоже сохранился, однако в кодексе 1922 года он был отнесен не к наказаниям, а к мерам социальной защиты. Исключительной мерой наказания оставался расстрел, который назначался за наиболее тяжкие преступления, угрожающие основам советской власти и советского строя.

Меры социальной защиты медицинского характера были представлены такими видами государственного принуждения, как принудительное лечение и помещение в лечебное заведение с изоляцией. Медико-педагогические меры социальной защиты заключались в передаче несовершеннолетнего на попечение родителей, родственников или иных лиц и учреждений, если они имели возможность обеспечить их нормальное содержание, а также помещение в специализированное лечебно-воспитательное учреждение.

Также необходимо отметить, что в отличие от Уголовного кодекса 1922 года в кодексе 1926 года отсутствовала глава, посвященная порядку отбывания наказаний, поскольку в 1924 году был принят первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, подробно регламентировавший данный процесс.

Таким образом, в процессе создания и становления Советского государства и права сформировалось и новое уголовное законодательство, которое закрепило особую систему наказаний. Отличительной характеристикой дан-

ной системы явилось то, что в исследуемый период советская власть постепенно осуществила переход от наказаний к мерам социальной защиты, которые были основаны на теории социально опасной личности и имели официально расширенный круг применения. Это давало возможность осуществлять карательную функцию не только к лицам, совершившим преступление, но и к тем гражданам, которые каким-либо образом могли быть связаны с преступной средой или были с ней связаны в прошлом. Данные особенности были, по всей вероятности, обусловлены обстоятельствами организации и становления новой системы власти и необходимостью борьбы с ее противниками, а также спецификой советской идеологии. ф

1. О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний : инструкция Нарком-юста РСФСР от 19.12.1917 // СУ РСФСР. 1917. № 12, ст. 170.

2. Об отмене всех доныне изданных циркуляров о революционных трибуналах : пост. ВЦИК РСФСР от 16.06.1918 // СУ РСФСР. 1918. № 44, ст. 533.

3. О лагерях принудительных работ : пост. ВЦИК от 15.04.1919 // СУ РСФСР. 1919. № 12, ст. 124.

4. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР : пост. Наркомюста РСФСР от 12.12.1919 // СУ РСФСР. 1919. № 66, ст. 590.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

6. Уголовный кодекс РСФСР : введен в действие пост. ВЦИК от 01.06.1922 // СУ РСФСР. 1922. № 15, ст. 153.

7. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик : утв. пост. ЦИК СССР от 31.10.1924 // СЗ СССР. 1924. № 24, ст. 204.

8. Уголовный кодекс РСФСР : введен в действие пост. ВЦИК от 22.11.1926 // СУ РСФСР. 1926. № 80, ст. 600.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.