Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов С.Д., Назинцева А.Ю.

В Российской Федерации ежегодно увеличивается численность иностранного контингента обучающихся. Однако миграционное законодательство РФ нуждается в совершенствовании. Для эффективного нормативно-правового регулирования необходимо сформулировать и закрепить понятие «образовательная миграция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

При этом следует помнить, что взаимоотношения адвоката и клиента должны строиться на основе не одностороннего возложения обязанностей на адвокатов, а взаимных прав и обязанностей и адвоката, и клиента.

Таким образом, вышеуказанные принципы при их закреплении в отдельной статье Кодекса профессиональной этики позволят упорядочить весь спектр взаимоотношений адвоката с доверителем, подчинив их общепризнанным обязательным для всех правилам. Список использованной литературы:

1. Гринь, Е. А. Адвокатская этика - основа деятельности адвоката [Текст] / Е. А. Гринь // В сборнике: Поколение будущего. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 97.

2. Собко, К. С. Гарантии независимости адвоката: некоторые вопросы теории и практики [Текст] / К. С. Собко // В сборнике: Концепции современного образования: время перемен. - Казань, 2020. - С. 91.

3. Виноградов, В. А. Обзор дисциплинарной практики адвокатских палат [Текст] / В. А. Виноградов // Уголовный процесс. - 2020. - № 5 (185). - С. 15.

4. Виноградов, В. А. Обзор дисциплинарной практики адвокатских палат [Текст] / В. А. Виноградов // Уголовный процесс. - 2020. - № 6 (186). - С. 22.

5. Алаева, М. В. Этические и нравственные нормы адвокатской деятельности [Текст] / М. В. Алаева // В сборнике: Проблемы и перспективы международного трансфера инновационных технологий. -Стерлитамак, 2020. - С. 79.

6. Иващенко, М. Н. Профессиональная этика российского адвоката [Текст] / М. Н. Иващенко. // В сборнике: Наука и техника. Мировые исследования. - Саратов, 2020. - С. 87.

© Авдеева А.С., 2020

УДК34

Власов С.Д.

к.и.н., доцент ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ,

г. Саратов, РФ Назинцева А.Ю.

Ассистент ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ,

г. Саратов, РФ

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В Российской Федерации ежегодно увеличивается численность иностранного контингента обучающихся. Однако миграционное законодательство РФ нуждается в совершенствовании. Для эффективного нормативно-правового регулирования необходимо сформулировать и закрепить понятие «образовательная миграция».

Ключевые слова:

Экспорт образования, образовательная миграция, учебная миграция.

В настоящее время на международной арене активным образом протекают интеграционные и глобализационные процессы, затрагивающие различные сферы общественной жизни. Увеличение миграционных потоков является закономерным явлением межгосударственного сближения. Однако образовательная миграция занимает особое место в общей совокупности миграционных потоков. В

~ 95 ~

первую очередь, это вызвано тем, что сфера образования является важнейшей для любого государства. Доступность и высокое качество образования является залогом развития любого государства. Однако на сегодняшний день существует большая дифференциация качества и доступности высшего образования в различных странах мира, в том числе в Российской Федерации. В связи с этим очень важен государственный механизм воздействия на данный институт.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 -2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622, одним из основных направлений миграционной политики Российской Федерации является обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории.

Для решения поставленных задач необходима совершенная нормативно-правовая база в сфере миграции. Однако в настоящее время актуальной проблемой является отсутствие легальной дефиниции «образовательная миграция» в законодательстве Российской Федерации. Данное обстоятельство влияет на невозможность определения точного предмета регулирования. В свою очередь, это приводит к трудностям в правоприменительной практике.

Впервые понятие «образовательная миграция» было закреплено в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утратившей силу 31 октября 2018 года. Под образовательной миграцией понималась миграция, целью которой является получение или продолжение образования. Однако данное определение является несовершенным, поскольку не раскрывает существенные характеристики данного института: субъектный состав, территориальные границы, период времени и прочее. Кроме того, в указанном подзаконном акте образовательная миграция отождествлялась с учебной миграцией, что представляется неверным.

В зарубежных странах, являющихся лидерами по экспорту образовательных услуг, термины «образовательная миграция» и «учебная миграция» не являются тождественными. Более того, имеют принципиальные различия в нормативно-правовом регулировании. Например, в США существует три типа студенческих виз. Студенческая виза позволяет получать академическое образование и обучаться в языковых школах. Для необходимости прохождения краткосрочного обучения в формате летних школ миграционным законодательством страны предусмотрена виза М1. Для прохождения обучения по программам обмена предусмотрена студенческая виза Л.

В соответствии с Законом США об иммиграции и гражданстве студенческая виза в статусе выдается получателю на весь период обучения. Кроме того, по истечении срока действия указанной визы получатель имеет право находиться на законных основаниях на территории страны до 60 дней. Иностранные обучающиеся имеют право на многократный въезд и выезд в период обучения в течения срока действия указанной визы.

В соответствии с приказом МИД России № 19723А, МВД России № 1048, ФСБ России № 922 от 27.12.2003 «Об утверждении Перечня «Цели поездок», используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства» иностранцы, прибывающие с целью прохождения полного курса обучения в ВУЗах, вынуждены после получения однократной визы на срок до 90 суток ежегодно продлевать многократную визу на срок до одного года. Отсутствие законодательной возможности на получение иностранным гражданином многократной визы на весь период обучения повышает вероятность совершения административного правонарушения в части неисполнения принимающей стороной своих обязанностей, ответственность за которое установлена ст.18.9 КоАП РФ.

В российской науке «учебная миграция» и «образовательная миграция» соотносятся как часть и целое. По мнению Е.Е. Письменной, учебная миграция - это миграционный процесс, основными участниками которого являются школьники, студенты колледжей и студенты вузов (уровень бакалавриата, специалитета, магистратуры). Под образовательной миграцией понимается миграционный поток,

~ 96 ~

участниками которого являются не только школьники и студенты, но и стажеры, аспиранты и докторанты.

На наш взгляд, в целях эффективного правового регулирования в действующем законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить понятие международной образовательной миграции иностранных граждан и (или) лиц без гражданства (далее - «образовательная миграция»), под которой необходимо понимать перемещение иностранных граждан и (или) лиц без гражданства с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации с целью получения общего, профессионального, дополнительного образования всех уровней и подвидов, а также прохождения профессионального обучения.

Таким образом, экспорт образовательных услуг является важным институтом не только для зарубежных стран, но и для Российской Федерации. Однако для повышения престижа российского образования на международной арене необходимо совершенствовать и систематизировать внутреннюю нормативно-правовую базу в сфере миграции, целью которой является получения российского образования иностранными гражданами и (или) лицами без гражданства.

Список использованной литературы:

1. Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования): Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.03 «Экономическая социология и демография». М.: Изд-во ИСПИ РАН, 2009. С. 4.

2. Журнал «Соединенные Штаты Америки» (URL: https://state-usa.ru/visa/108-visa-f1-m1). Дата обращения: 17.02.2020.

© Власов С.Д., Назинцева А.Ю., 2020

УДК 34

Галаев А.Х. - магистр 2 курса, ИнгГУ Картоева Ф.Т. - магистр 2 курса, ИнгГУ Келиматов З. И. -магистр 2 курса, ИнгГУ, «Ингушский государственный университет». РФ, г. Магас

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию полномочий Президента РФ связанные с формированием федеральных органов государственной власти, в связи с принятыми поправками к Конституции РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент РФ имеет наиболее существенное влияние на исполнительную власть.

Ключевые слова:

Поправки к Конституции, полномочия Президента, органы государственной власти,

Правительство РФ, судебные органы.

Принятые от 4 июля 2020 года поправки к Конституции РФ требуют пересмотра компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти и участием

в их деятельности. Именно Президент назначает Председателя Правительства РФ. Хотя такое назначение

~ 97 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.