Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3662
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галаев А.Х., Картоева Ф.Т., Келиматов З. И.

Статья посвящена исследованию полномочий Президента РФ связанные с формированием федеральных органов государственной власти, в связи с принятыми поправками к Конституции РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент РФ имеет наиболее существенное влияние на исполнительную власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

участниками которого являются не только школьники и студенты, но и стажеры, аспиранты и докторанты.

На наш взгляд, в целях эффективного правового регулирования в действующем законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить понятие международной образовательной миграции иностранных граждан и (или) лиц без гражданства (далее - «образовательная миграция»), под которой необходимо понимать перемещение иностранных граждан и (или) лиц без гражданства с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации с целью получения общего, профессионального, дополнительного образования всех уровней и подвидов, а также прохождения профессионального обучения.

Таким образом, экспорт образовательных услуг является важным институтом не только для зарубежных стран, но и для Российской Федерации. Однако для повышения престижа российского образования на международной арене необходимо совершенствовать и систематизировать внутреннюю нормативно-правовую базу в сфере миграции, целью которой является получения российского образования иностранными гражданами и (или) лицами без гражданства.

Список использованной литературы:

1. Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования): Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.03 «Экономическая социология и демография». М.: Изд-во ИСПИ РАН, 2009. С. 4.

2. Журнал «Соединенные Штаты Америки» (URL: https://state-usa.ru/visa/108-visa-fi-m1). Дата обращения: 17.02.2020.

© Власов С.Д., Назинцева А.Ю., 2020

УДК 34

Галаев А.Х. - магистр 2 курса, ИнгГУ Картоева Ф.Т. - магистр 2 курса, ИнгГУ Келиматов З. И. -магистр 2 курса, ИнгГУ, «Ингушский государственный университет». РФ, г. Магас

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию полномочий Президента РФ связанные с формированием федеральных органов государственной власти, в связи с принятыми поправками к Конституции РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент РФ имеет наиболее существенное влияние на исполнительную власть.

Ключевые слова:

Поправки к Конституции, полномочия Президента, органы государственной власти,

Правительство РФ, судебные органы.

Принятые от 4 июля 2020 года поправки к Конституции РФ требуют пересмотра компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности. Именно Президент назначает Председателя Правительства РФ. Хотя такое назначение

~ 97 ~

осуществляется с согласия Государственной Думы, последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции). Президент Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является главой государства (статья 80, часть 1). В силу своего места в системе разделения властей Президент Российской Федерации в качестве главы государства определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (статья 80, часть 3), реализация которой возложена на Правительство Российской Федерации (статья 114, часть 1). Именно этим обусловлены полномочия Президента Российской Федерации по формированию Правительства Российской Федерации, определению направлений его деятельности и контролю за ней (статьи 83, пункты «а», «б», «в», «в1» «д» «д1»; 111; 112; 115, часть 3; 117 Конституции Российской Федерации), а также конституционная ответственность Президента Российской Федерации за деятельность Правительства Российской Федерации. Отсюда вытекает и роль Президента Российской Федерации в определении персонального состава Правительства Российской Федерации, в том числе в выборе кандидатуры и назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ не сводится только к формальному ведению заседаний, он может давать поручения и указания всем членам Правительства. Ряд министров так называемого «силового блока» - министры обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции - подчинены непосредственно Президенту. Согласно пункту «д.1» статьи 83 назначает на должность после консультации с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, предотвращения чрезвычайных ситуации и ликвидаций стихийных бедствий, общественной безопасности. В соответствии с пунктом «д» статьи 83 назначает на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83) и освобождает их от должности.

Конституционное право Президента РФ назначать и освобождать своих полномочных представителей имеет важное значение для обеспечения его взаимодействия с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с российскими регионами. В процессе осуществления реформы государственной власти, в целях повышения ее эффективности, совершенствования и укрепления федеративных отношений, институт полномочных представителей Президента РФ в регионах преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Право Президента РФ назначать на должность после консультации с Советом Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ и освобождать его от должности, направлено на обеспечение функции Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ осуществляет ряд важных полномочий в сфере обеспечения безопасности страны, формируя и возглавляя Совет Безопасности, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности России во внутренней и внешней политике. На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент подписывает федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции). В целях непрерывности деятельности представительного органа в Российской Федерации и обеспечения прав граждан Российской Федерации на периодические выборы Закон устанавливает, что если Президент РФ не назначит выборы в установленный законом срок, они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ.

Президент РФ обладает полномочиями, дающими ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания РФ. Реализуя право законодательной инициативы, Президент ставит вопрос, как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие. Ему также принадлежит право инициировать пересмотр Конституции и вносить конституционные

~ 98 ~

поправки. Президент РФ имеет возможность оказывать влияние на содержание законопроектов путем использования права вето, т.е. права не подписывать закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации.

Одним из средств влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является ежегодное послание Президента Парламенту РФ о положении в стране. В нем Президент озвучивает основные направления внутренней и внешней политики, которые он определяет в соответствии со ст. 80 Конституции.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ, от 14.03.2020 № -1-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб.для вузов. - 13-е изд., изм. и доп. -М.: Норма, 2018.

© Галаев А.Х., Картоева Ф.Т., Келиматов З. И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.