ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
И.В. Щетинина, аспирант
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В статье проводится анализ понятия «конкурентоспособность продукции», сопоставление понятий «качество» и «конкурентоспособность», а также рассматриваются основные составляющие конкурентоспособности продукции
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г.Л. Азое-вым, А.Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В.Д. Андрианов, П.С. Завьялов, Р.А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.
Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.
В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.
Конкурентоспособность - сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: уровне товара, предприятия, отрасли, страны. В данной статье проведем анализ понятия конкурентоспособности на уровне товара.
Одной из первых отечественных работ в области конкурентоспособности является монография М. Г. Долинского и И. А. Соловьева «Основы конкурентоспособности предприятия», где авторы дают следующее определение конкурентоспособности продукции: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение».
В данной работе понятие конкурентоспособности анализируется в сопоставлении с другой важнейшей технико-экономической категорией - качеством продукции.
В работе выделяются следующие признаки конкурентоспособности:
1. Тождество свойств качества и конкурентоспособности товара, т. е. конкурентоспособность определяется сопоставлением его параметров с показателями товаров-аналогов и требованиями потребителей.
2. Различие свойств качества и конкурентоспособности товара, выражающееся в том, что при определении конкурентоспособности должны учитываться только те факторы, которые представляют интерес для потребителя и удовлетворяют его конкретную потребность.
3. Развитие категории качества, позволяющее производить оценку конкурентоспособности неоднородных товаров.
И. А. Спиридонов в своей работе «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России» подчеркивает, что понятие конкурентоспособности товара шире понятия качества и соответствия техническим параметрам, которые лишь являются одними из главных составляющих конкурентоспособности.
Сопоставление понятий «качество» и «конкурентоспособность» указывает на их тесную связь: одно является частью другого. При этом качество выступает как абсолютный показатель, а конкурентоспособность - как относительный.
По нашему мнению эти понятия не являются тождественными и между ними существуют принципиальные различия. Главное отличие состоит в следующем: качество изделия - это просто совокупность его свойств; конкурентоспособность изделия - отношение людей, потребителей изделия к его свойствам, их совокупности, к изделию как к таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка изделия и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от наличия изделий-конкурентов; в-третьих, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного изделия.
Анализ понятий «качество» и «конкурентоспособность» позволяет сделать вывод: для потребителя качество товара является обязательной характеристикой, но ещё не достаточной для принятия решения о приобретении именно данного товара; конкурентоспособным оказывается тот товар, который удовлетворяет потребности покупателя оптимальным образом, т.е. оказывается наилучшим с учетом качества, цен товаров конкурентов и условий послепродажного обслуживания.
Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова «Конкурентоспособность России в мировой экономике» под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке».
Большое количество работ по конкурентоспособности написано Р. А. Фатхутдиновым. Он определяет конкурентоспособность как "...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими анало-
гичными объектами, представленными на данном рынке". Автор подчеркивает, что товар является конкурентоспособным или неконкурентоспособным на конкретном рынке.
Ко множеству объектов, обладающих свойством конкурентоспособности автор относит помимо продукции еще и нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторскую документацию, технологию, производство, персонал, ценные бумаги, инфраструктуру, информацию.
По нашему мнению, вызывает сомнение тождественность столь разнородных по своей функциональной и даже физической природе объектов. Тем более что характеристика конкурентоспособности для каждого перечисленного объекта, определенная в работе, явно нуждается в уточнении и формализации.
Ранее перечисленные недостатки в определении понятия конкурентоспособности на наш взгляд устранены в работе Фасхиева Х.А., где само понятие звучит следующим образом: «конкурентоспособность товара - это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка». Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.
Таким образом, обобщая, можно сказать, что большинство авторов в определении конкурентоспособности продукции склоняются к тому, что это совокупность качественных и экономических характеристик изделия. То есть конкурентоспособность рассматривается в двухмерной плоскости, где главное место занимает производство продукции и ее реализация, без учета психологических особенностей потребителя.
По нашему мнению на конкурентоспособность продукции влияет не только ее качество и стоимостные показатели, но и такие характеристики как бренд, имидж, престижность товара, которые нельзя отнести ни к качественным, ни к стоимостным. Ведь покупатель, принимая решение о приобретении того или иного товара, зачастую отдает предпочтение известной, «раскрученной», «модной» торговой марке.
Такие характеристики, как бренд, имидж, престижность продукции оказывают непосредственное влияние на уровень объема продаж. А объем продаж в свою очередь показывает превосходство товара над товарами - конкурентами.
Поэтому, исходя из вышеизложенного, под конкурентоспособностью продукции мы будем понимать
способность продукции превосходить в определенный момент времени на конкретном рынке товары -аналоги по качественным, стоимостным характеристикам, а также характеристикам товарной марки.
Указанные характеристики многофакторными, каждая из которых может рассматриваться как сложный самостоятельный объект.
То есть конкурентоспособность продукции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:
1. Ценовая конкурентоспособность продукции, которая включает соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов, действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов и привлекательность для потребителей системы скидок.
2. Качество продукции. Здесь можно выделить технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации), наличие дополнительной пользы (дополнительных функций, удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией). Сюда же можно отнести и качество системы обслуживания (системы технического, торгового, гарантийного, сервисного обслуживания).
3. Престижность продукции. Сюда можно отнести известность торговой марки, бренд. В этом случае большое влияние оказывает реклама и различные маркетинговые мероприятия по позиционированию и продвижению товаров на рынке.
Литература
1. Долинский, М.Г. Основы конкурентоспособности предприятия / М.Г, Долинский, И.А. Соловьев.
- М., 2008. - 214 с.
2. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России / И.А. Спиридонов. - М., 2010. - 267 с.
3. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В.Д. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. -№ 3. - С. 12 - 16.
4. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М., 2003. - 348 с.
5. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов.
- М., 2007. - 424 с.
Э В (473) 2-43-76-67
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность продукции, качество, элементы конкурентоспособности продукции