Научная статья на тему 'Понятие и сущность конкурентоспособности продукции'

Понятие и сущность конкурентоспособности продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3149
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КАЧЕСТВО / ЭЛЕМЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF PRODUCTION / QUALITY / ELEMENTS OF COMPETITIVENESS OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина И. В.

В статье проводится анализ понятия «конкурентоспособность продукции», сопоставление понятий «качество» и «конкурентоспособность», а также рассматриваются основные составляющие конкурентоспособности продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щетинина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND ESSENCE COMPETITIVENESS OF PRODUCTION

In article the analysis of the concept "competitiveness of production", comparison of the concepts "quality" and "competitiveness" is carried out, and also the main components of competitiveness of production are considered.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность конкурентоспособности продукции»

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

И.В. Щетинина, аспирант

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье проводится анализ понятия «конкурентоспособность продукции», сопоставление понятий «качество» и «конкурентоспособность», а также рассматриваются основные составляющие конкурентоспособности продукции

Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г.Л. Азое-вым, А.Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В.Д. Андрианов, П.С. Завьялов, Р.А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.

Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.

В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Конкурентоспособность - сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: уровне товара, предприятия, отрасли, страны. В данной статье проведем анализ понятия конкурентоспособности на уровне товара.

Одной из первых отечественных работ в области конкурентоспособности является монография М. Г. Долинского и И. А. Соловьева «Основы конкурентоспособности предприятия», где авторы дают следующее определение конкурентоспособности продукции: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение».

В данной работе понятие конкурентоспособности анализируется в сопоставлении с другой важнейшей технико-экономической категорией - качеством продукции.

В работе выделяются следующие признаки конкурентоспособности:

1. Тождество свойств качества и конкурентоспособности товара, т. е. конкурентоспособность определяется сопоставлением его параметров с показателями товаров-аналогов и требованиями потребителей.

2. Различие свойств качества и конкурентоспособности товара, выражающееся в том, что при определении конкурентоспособности должны учитываться только те факторы, которые представляют интерес для потребителя и удовлетворяют его конкретную потребность.

3. Развитие категории качества, позволяющее производить оценку конкурентоспособности неоднородных товаров.

И. А. Спиридонов в своей работе «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России» подчеркивает, что понятие конкурентоспособности товара шире понятия качества и соответствия техническим параметрам, которые лишь являются одними из главных составляющих конкурентоспособности.

Сопоставление понятий «качество» и «конкурентоспособность» указывает на их тесную связь: одно является частью другого. При этом качество выступает как абсолютный показатель, а конкурентоспособность - как относительный.

По нашему мнению эти понятия не являются тождественными и между ними существуют принципиальные различия. Главное отличие состоит в следующем: качество изделия - это просто совокупность его свойств; конкурентоспособность изделия - отношение людей, потребителей изделия к его свойствам, их совокупности, к изделию как к таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка изделия и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от наличия изделий-конкурентов; в-третьих, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного изделия.

Анализ понятий «качество» и «конкурентоспособность» позволяет сделать вывод: для потребителя качество товара является обязательной характеристикой, но ещё не достаточной для принятия решения о приобретении именно данного товара; конкурентоспособным оказывается тот товар, который удовлетворяет потребности покупателя оптимальным образом, т.е. оказывается наилучшим с учетом качества, цен товаров конкурентов и условий послепродажного обслуживания.

Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик. Так, в работе В. Д. Андрианова «Конкурентоспособность России в мировой экономике» под конкурентоспособностью товара понимается «комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынке».

Большое количество работ по конкурентоспособности написано Р. А. Фатхутдиновым. Он определяет конкурентоспособность как "...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими анало-

гичными объектами, представленными на данном рынке". Автор подчеркивает, что товар является конкурентоспособным или неконкурентоспособным на конкретном рынке.

Ко множеству объектов, обладающих свойством конкурентоспособности автор относит помимо продукции еще и нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторскую документацию, технологию, производство, персонал, ценные бумаги, инфраструктуру, информацию.

По нашему мнению, вызывает сомнение тождественность столь разнородных по своей функциональной и даже физической природе объектов. Тем более что характеристика конкурентоспособности для каждого перечисленного объекта, определенная в работе, явно нуждается в уточнении и формализации.

Ранее перечисленные недостатки в определении понятия конкурентоспособности на наш взгляд устранены в работе Фасхиева Х.А., где само понятие звучит следующим образом: «конкурентоспособность товара - это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка». Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.

Таким образом, обобщая, можно сказать, что большинство авторов в определении конкурентоспособности продукции склоняются к тому, что это совокупность качественных и экономических характеристик изделия. То есть конкурентоспособность рассматривается в двухмерной плоскости, где главное место занимает производство продукции и ее реализация, без учета психологических особенностей потребителя.

По нашему мнению на конкурентоспособность продукции влияет не только ее качество и стоимостные показатели, но и такие характеристики как бренд, имидж, престижность товара, которые нельзя отнести ни к качественным, ни к стоимостным. Ведь покупатель, принимая решение о приобретении того или иного товара, зачастую отдает предпочтение известной, «раскрученной», «модной» торговой марке.

Такие характеристики, как бренд, имидж, престижность продукции оказывают непосредственное влияние на уровень объема продаж. А объем продаж в свою очередь показывает превосходство товара над товарами - конкурентами.

Поэтому, исходя из вышеизложенного, под конкурентоспособностью продукции мы будем понимать

способность продукции превосходить в определенный момент времени на конкретном рынке товары -аналоги по качественным, стоимостным характеристикам, а также характеристикам товарной марки.

Указанные характеристики многофакторными, каждая из которых может рассматриваться как сложный самостоятельный объект.

То есть конкурентоспособность продукции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

1. Ценовая конкурентоспособность продукции, которая включает соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов, действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов и привлекательность для потребителей системы скидок.

2. Качество продукции. Здесь можно выделить технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации), наличие дополнительной пользы (дополнительных функций, удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией). Сюда же можно отнести и качество системы обслуживания (системы технического, торгового, гарантийного, сервисного обслуживания).

3. Престижность продукции. Сюда можно отнести известность торговой марки, бренд. В этом случае большое влияние оказывает реклама и различные маркетинговые мероприятия по позиционированию и продвижению товаров на рынке.

Литература

1. Долинский, М.Г. Основы конкурентоспособности предприятия / М.Г, Долинский, И.А. Соловьев.

- М., 2008. - 214 с.

2. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России / И.А. Спиридонов. - М., 2010. - 267 с.

3. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В.Д. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. -№ 3. - С. 12 - 16.

4. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М., 2003. - 348 с.

5. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов.

- М., 2007. - 424 с.

Э В (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность продукции, качество, элементы конкурентоспособности продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.