Научная статья на тему 'Понятие и сущность доминирующего положения хозяйствующего субъекта'

Понятие и сущность доминирующего положения хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
762
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ / РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордкович Анастасия Юрьевна

В статье анализируется понятие доминирующее положение хозяйствующего субъекта. В юридической науке отсутствует однозначное определение понимания такой категории. Исследуются разные точки зрения по вопросу, что представляет собой доминирующее положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность доминирующего положения хозяйствующего субъекта»

Понятие и сущность доминирующего положения хозяйствующего

субъекта Мордкович А. Ю.

Мордкович Анастасия Юрьевна /Mordkovich Anastasiya Yurievna — студент магистратуры, отделение международного и российского предпринимательского права, Институт философии и права Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье анализируется понятие доминирующее положение хозяйствующего субъекта. В юридической науке отсутствует однозначное определение понимания такой категории. Исследуются разные точки зрения по вопросу, что представляет собой доминирующее положение.

Ключевые слова: доминирующие положение, рыночная власть, законодательство о защите конкуренции.

Законодательное определение содержится в п. 1 ст. 5 1. ФЗ «О защите конкуренции». Так доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать:

- решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

- и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

- и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам [1].

Необходимо отметить, что понятия «устранение с рынка» и «затруднение доступа на

рынок» не раскрываются в Законе о защите конкуренции. Они являются оценочными, определяются доктриной и судебной практикой. Так в деле № А45-10949/2011 решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 08.04.2011 ЗАО «Баганский райтоп» признано занимающим доминирующее положение на розничном рынке угля каменного на территории Баганского района Новосибирской области посредством осуществления действий по ограничению доступа индивидуальных предпринимателей (Шишова Н. Г., Ульриха А. К.), оказывающих услуги по перевозке угля каменного, на топливный склад ЗАО «Баганский райтоп» (отказа в отпуске угля по заказам населения Баганского района на перевозку груза), что является препятствием доступу данных хозяйствующих субъектов на рынок перевозки угля [2].

В литературе можно найти разные точки зрения по вопросу, что представляет собой доминирующее положение. Так, одни ученые полагают, что доминирующее положение определяется посредством оценочных критериев. П. М. Филиппов, А. Ю. Белоножкин предлагают различать доминирующее положение и преимущественное правовое положение. По их мнению, если доминирующее положение характеризует хозяйствующего субъекта с помощью объективных критериев, то преимущественное правовое положение определяет особенности процесса осуществления права с учетом конкретных обстоятельств, т. е. характеризует не субъекта, а процесс осуществления субъективного права. Доминирующее положение является объективной категорией, характеризующей признаки хозяйствующего субъекта, т. е. характеризует его особенности и преимущество перед другими субъектами на рынке по тем критериям, которые приведены в указанном федеральном законе [3, с. 248].

Вместе с тем в литературе можно встретить другую точку зрения. Ряд учёных рассматривают доминирующее положение как рыночную власть. М. А. Егорова считает, что доминирующее положение является правовым эквивалентом экономического понятия рыночная власть, а не рыночная концентрация, так как оно отражает не столько состояние и структуру рыночного положения конкретного субъекта относительно своих прямых конкурентов, сколько потенциальную возможность реализации преимуществ, предоставляемых ему его объективным рыночным положением [4].

Подтверждение в правильности используемого подхода можно найти в международной арбитражной практике. В деле United Brands Company and United Brands Continentaal in Commission of the European Communities доминирующей признается компания, обладающая достаточной экономической силой, что позволяет ей действовать в существенной степени независимо от своих конкурентов, покупателей и потребителей [5].

Таким образом, в российском антимонопольном законодательстве доминирующее положение в первую очередь позиционируется исходя из его последствий. В международной практике при определении доминирующего положения подчеркивается возможность экономического субъекта обладать особой рыночной властью.

Литература

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции». «Российская газета». № 162, 27.07.2006.

2. Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01.09.2011 по делу № А45-10949/2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/c8a23bb2 -b681-49f1-b749-e1fb902099c6/A45-10949-2011_20110901_Reshenie.pdf/ (дата обращения: 06.12.2016).

3. Филиппов П. М., Белоножкин А. Ю. Новое определение субъективного гражданского права и злоупотребление им. Волгоград: ВА МВД России, 2009. 248 с.

4. Егорова М. А. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта как правовой аналог его рыночной власти // Юрист, 2016. № 1. С. 5.

5. United Brands Company and United Brands Continental in Commission of the European Communities. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:61976CJ0027&from=EN#I2/ (дата обращения: 04.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.