Научная статья на тему 'Доминирующее положение: правовой режим'

Доминирующее положение: правовой режим Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
929
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ / DOMINANT POSITION / COMPETITION / ANTITRUST / FINANCIAL INSTITUTION / A COLLECTIVE DOMINANT POSITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дремова С.С.

В статье рассмотрено понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта по законодательству РФ. Проанализированы различные точки зрения на определяющие его критерии. Приведены особенности отдельных видов доминирующего положения, а также сделан вывод о ключевых признаках, характеризующих данную дефиницию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINANT POSITION: LEGAL REGIME

The article deals with the concept of dominant position of economic entity in the Russian Federation legislation. We analyzed the different points of view on its criteria for determining. Peculiarities of certain types of dominant position. And concluded that the key attributes that characterize this definition.

Текст научной работы на тему «Доминирующее положение: правовой режим»



ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 346.546

С.С. Дремова

студент, юридический факультет, ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»,

г. Санкт-Петербург

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Аннотация. В статье рассмотрено понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта по законодательству РФ. Проанализированы различные точки зрения на определяющие его критерии. Приведены особенности отдельных видов доминирующего положения, а также сделан вывод о ключевых признаках, характеризующих данную дефиницию.

Ключевые слова: доминирующее положение, конкуренция, антимонопольное законодательство, финансовая организация, коллективное доминирующее положение.

S.S. Dremova, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg

DOMINANT POSITION: LEGAL REGIME

Abstract. The article deals with the concept of dominant position of economic entity in the Russian Federation legislation. We analyzed the different points of view on its criteria for determining. Peculiarities of certain types of dominant position. And concluded that the key attributes that characterize this definition.

Keywords: dominant position, competition, antitrust, financial institution, a collective dominant position.

Начало предпринимательской деятельности априори сопряжено с риском. Вновь созданному хозяйствующему субъекту необходимо войти на рынок, обойдя конкурентов, и утвердиться в нем. Для достижения этих целей требуется немало времени, энергии и креативного мышления предпринимателя, а также внушительных сумм капитала. Успеха добивается тот, кто не боится и готов рисковать. В награду за упорство предприниматель получает прибыль, часто не соответствующую среднерыночным показателям. Следовательно, конкуренция способствует появлению новых участников рынка, росту эффективности экономики, стабилизации цен, мотивирует искать и использовать новые производственные возможности. Однако во избежание тотального доминирования крупными представителями рынка, государство призвано обеспечить комфортные условия и честные правила игры для всех его участников.

Одним из таких условий является недопущение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Недопущение непосредственно направлено на запрет совершения определенных действий (бездействий), преследующих своей целью ограничение конкуренции. Установление недопустимого поведения субъекта определяется через понятия доминирующего положения и критерии, его характеризующие.

Наиболее раннее определение данной дефиниции впервые прозвучало в результате разрешения дела United Brands v. Commision. Европейский суд полагал, что доминирующее положение представляет собой экономическую силу, которая позволяет не допускать эффективную конкуренцию, предоставляя возможность действовать независимо от конкурентов, клиентов и, в конечном счете, от потребителей [3, с. 103]. Отечественный законодатель определил доминирующее положение как положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок [1].

Основным разногласием в научной литературе относительно того, что представляет собой доминирующее положение, является его определение через количественный или качественный критерии. Одни ученые рассматривают доминирующее положение как рыночную власть, исходя из того что оно является правовым эквивалентом данному понятию и отражает потенциальную возможность реализации преимуществ, а не состояние и структуру рыночного положения субъекта относительно своих конкурентов [5].

Качественный критерий определяет доминирующее положение, исходя из его последствий, возникающих в результате сосредоточения власти на товарном рынке у хозяйствующего субъекта. Можно встретить точку зрения, согласно которой доминирующее положение характеризуется через количественный критерий. Он представляется наиболее значимым при установлении доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке [6]. Под количественным критерием понимается доля определенного товара на рынке, обладая которой хозяйствующий субъект признается доминирующим. Отвечая на вопрос, какой критерий занимает главенствующее положение при определении доминирующего положения, рассмотрим положение закона.

По общему правилу, для признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим необходимо одно из двух: либо доля на рынке определенного товара такого участника должна превышать пятьдесят процентов, либо составлять от тридцати пяти до пятидесяти процентов, при наличии неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера долей, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на соответствующий товарный рынок новых участников, а также, исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В первом случае, положение хозяйствующего субъекта не будет считаться доминирующим, если он докажет иное. Практика свидетельствует о том, что презумпция доминирующего положения опровергается крайне редко. Данное обстоятельство связано с тем, что антимонопольный орган предпочитает не возбуждать дела по факту злоупотребления доминирующим положением, если в ходе рассмотрения дела не сможет его установить. Случаев признания антимонопольным органом доминирующего положения при доле менее пятидесяти процентов еще меньше [3, с. 105].

Немаловажную роль в установлении доминирующего положения играет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше тридцати пяти процентов. Считается, что включение организации в реестр преследует лишь ее интересы на товарном рынке при верном определении доли и доведения данной информации до неопределенного круга лиц. Следовательно, реестру не придается правоустанавливающее значение, однако установление доминирующего положения производится с учетом доли хозяйствующего субъекта, которая признается равной доли (если не доказано иное), указанной в реестре [2].

Также законодатель предусмотрел возможность установления доминирующего положения при доле менее тридцати пяти процентов. Данное правило распространяется на финансовые организации. Их положение признается доминирующим в двух случаях. Во-первых, если доля финансовой организации превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо двадцать процентов, в случае если товар обращается на нескольких товарных рынках. Во-вторых, если доля на товарном рынке в течение длительного периода времени увеличивается и (или) неизменно превышает десять процентов (или двадцать процентов, в случае обращения на нескольких рынках) на единственном в Российской Федерации товарном рынке.

С принятием ФЗ «О конкуренции» в отечественном антимонопольном законодательстве появился ранее не применяемый институт коллективного доминирующего положения. Его введение, в первую очередь, обусловлено сложностью пресечения коллективных злоупотреблений на товарных рынках, которые характеризуются олигополистической структурой. Согласно ст. 5

ФЗ «О конкуренции», коллективное доминирующее положение устанавливается при доле не более трех (не более пяти) хозяйствующих субъектов, превышающей пятьдесят процентов (семьдесят процентов). Отметим, что наименьшая доля любого из хозяйствующих субъектов должна быть равна восьми процентам.

Особыми условиями для установления коллективного доминирующего положения являются высокие входные барьеры на рынок и стабильность размеров долей в течение, по меньшей мере, года [4, с. 27]. Следовательно, отличительными критериями, характеризующими коллективное доминирующее положение, являются: существование олигополии продолжительное время, в связи с чем колебания на рынке немногочисленны; совокупность долей олигополистов на рынке соответствует порогу, применяемому при установлении единоличного доминирующего положения, а также возможность олигополистов игнорировать других участников рынка.

Подводя итог вышеизложенному, хочется сказать, что доминирующее положение хозяйствующего субъекта на определенном товарном рынке представляет собой многокомпонентное понятие, и характеризовать его, используя только количественный или только качественный критерии, не допустимо. Разумеется, определение всех видов доминирующего положения невозможно без установления размера доли участника на рынке.

Количественный критерий прямо заложен в Федеральном законе «О конкуренции» и представляет собой основной индикатор при определении доминирующего положения в отечественной практике. В первую очередь, это связано с тем, что правовая система в Российской Федерации основывается на нормативном акте, а не на судебном прецеденте [3, с. 103]. Однако законодатель не обошел стороной качественные характеристики, которые используются первоприменителем.

Таким образом, доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке характеризуется установлением власти, с помощью которой участник рынка способен ограничивать конкуренцию (оказывая влияние на обращение товара, затрудняя и устраняя других участников с соответствующего рынка) и, следовательно, не зависеть от экономической среды, учитывая, что его доля превышает законодательно установленные пределы.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2008. № 8, август.

3. Алешин Д.А., Артемьев И.Ю., Башлаков-Николаев И.В. Конкурентное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. -М.: ВШЭ, 2014. 392 с.

4. Борозило Е.Ю. Критерии определения доминирующего положения: обзор законодательства // Российский юридический журнал. 2014. № 3 (96). С. 23-28.

5. Егорова М.А. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта как правовой аналог рыночной власти // Юрист. 2016. № 1. С. 5-13.

6. Рязанцев В.Ю. Понятие хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2003. № 13. С. 64-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.