Научная статья на тему 'Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта как правового статуса. Соотношение понятий "доминирующее положение" и "недобросовестная конкуренция"'

Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта как правового статуса. Соотношение понятий "доминирующее положение" и "недобросовестная конкуренция" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2239
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермильченко Юлия Евгеньевна

Автором статьи поднимается вопрос о толковании доминирующего положения как правового статуса в конкурентном праве в условиях хозяйствования на товарном рынке и рынке оказания услуг, а также вопрос о соотношении понятий «доминирующее положение» и «недобросовестная конкуренция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта как правового статуса. Соотношение понятий "доминирующее положение" и "недобросовестная конкуренция"»

ПОНЯТИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА КАК ПРАВОВОГО СТАТУСА. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ» И «НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»

Ермильченко Ю.Е.

Ермильченко Юлия Евгеньевна - магистрант, Юридический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: автором статьи поднимается вопрос о толковании доминирующего положения как правового статуса в конкурентном праве в условиях хозяйствования на товарном рынке и рынке оказания услуг, а также вопрос о соотношении понятий «доминирующее положение» и «недобросовестная конкуренция».

Ключевые слова: доминирующее положение, правовой статус, недобросовестная конкуренция.

Законодательством РФ установлено легальное понятие доминирующего положения, которое закреплено в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В соответствии с данной статьей доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, которое дает этому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам [1].

Содержание приведённого определения доминирующего положения включает в себя три возможности:

- возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и ранке оказания услуг;

- возможность устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

- возможность затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В современной юридической литературе достаточно полно прокомментированы и раскрыты вышеуказанные возможности. В частности, возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и рынке оказания услуг, обусловлено влиянием хозяйствующего субъекта на отдельные составляющие обращения товаров и предоставления услуг: взаимозаменяемостью товаров, установлением цен на товары и услуги, объемами продаваемых товаров и услуг, лояльными условиями заключения договоров, наиболее выгодных для контрагентов, включая установление повышенной ответственности перед контрагентами и предоставление возможности последним отказываться от заключения договора.

Возможность устранения с рынка хозяйствующих субъектов означает, что хозяйствующий субъект-конкурент, имеющий статус доминирующего положения, создает такие условия на рынке, при которых его конкурент- другой хозяйствующий субъект будет вынужден прекратить осуществление своей деятельности или существенно ее ограничить, сведя к минимальной продаже товаров и предоставления услуг.

Под затруднением доступа на рынок следует понимать создание таких препятствующих условий, при которых субъекту будет затруднительно войти на

конкурентный рынок вплоть до невозможности входа на него. Под доступом на рынок понимается создание нового субъекта предпринимательства для работы на соответствующем товарном рынке или распространение деятельности субъекта предпринимательства, уже существующего вне границ соответствующего рынка, на продукцию, поставляемую на рассматриваемый рынок [2].

Для присвоения хозяйствующему субъекту статуса доминирующего положения будет достаточным наличие хотя бы одной из приведенных возможностей. Однако, по нашему мнению, превалирующим значением обладает именно возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и ранке оказания услуг, а возможности устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам являются сопровождающими критериями [3].

Но каковы условия присвоения хозяйствующему субъекту статуса доминирующего положения? В сложившийся судебной практике справедливо отмечается тот факт, что правомерное соперничество (борьба) хозяйствующих субъектов на товарном рынке и рынке оказания услуг сопровождается использованием субъективных гражданских прав в пределах установленных границ реализации таких прав, а так же с учетом прав и интересов иных лиц, в том числе потребителей товаров, работ, услуг [4].

Согласно п. 9 ст. 4 Закона о конкуренции, недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Легально закрепляемое понятие недобросовестной конкуренции позволяет суду в каждом конкретном случае с помощью понятийного аппарата антимонопольного законодательства и на основе исследования конкурентной тактики хозяйствующего субъекта квалифицировать действия последнего и определять правовые последствия [5].

Таким образом, разобравшись с понятием доминирующего положения и его правовым статусом, можно сделать вывод о том, что доминирующее положение само по себе не является актом недобросовестной конкуренции. Признание хозяйствующего субъекта, имеющего статус доминирующего положения на определенном рынке, недобросовестным конкурентом имеет место быть только в случае совершения противоправных действий, установленных ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно: действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Вышеуказанной статьей сюда отнесены такие действия как, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара и пр. В данном случае имеет место быть п злоупотреблению доминирующим положением, и в этом случае с понятием «недобросовестная конкуренция» понятие «злоупотребление доминирующим положением» будет соотносится как специальное, то есть выступать как разновидность недобросовестной конкуренции.

Является же проблемой установления факта злоупотребления доминирующим положением, исходя из специфического статуса последнего, а так же пробелов в законодательстве других областей права, попутно возникающих при рассмотрении того или иного дела, а в совокупности создающие правовую коллизию.

Список литературы

1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-Ф3.

2. Паращук С.А. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта как базовая категория законодательства о защите конкуренции // Предпринимательское право, 2014. № 2. С. 46 53.

3. Вердиян Г.В. Реформа гражданского законодательства и принцип добросовестности в общих положениях Гражданского кодекса РФ // Новый юридический журнал, 2014. № 1. С. 90-98.

4. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М., 2008. С. 456.

5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.13 № 14186/12.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ» И «НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ» Ермильченко Ю.Е.

Ермильченко Юлия Евгеньевна - магистрант, Юридический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: автором статьи поднимается вопрос о соотношении понятий «злоупотребление правом» и «недобросовестная конкуренция», рассматриваются формы и виды злоупотребления правом.

Ключевые слова: злоупотребление правом, недобросовестная конкуренция.

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.06 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции)) [1].

Определение недобросовестной конкуренции как актов, противоречащих честной торговой практике, добросовестности и т.д., не устанавливает четких критериев норм рыночного поведения, поскольку значение используемых терминов довольно расплывчато. Они могут существенно отличаться друг от друга в разных странах, быть подвержены изменениям со временем и могут обрастать новыми видами нарушений.

До настоящего момента различные ученые-исследователи ведут спор о соотношении недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом. Решение такой дискуссии имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Определения понятий и признаки недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом закреплены соответственно п. 9 ст. 4, ст. 14.1 - 14.7 ФЗ Законом о защите конкуренции, а так же п. 1 ст. 10 ГК РФ (далее - ч. 1 ГК РФ).[2] Указанные законоположения, регламентируя отдельные формы недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом, оставляют их перечень открытым. Те формы, которые законом прямо не установлены, обладают "размытым набором" оценочных признаков, что затрудняет определение данных явлений. Вследствие чего на практике достаточно часто возникают проблемы по порядку квалификации недобросовестных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.