ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК КАК ОБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ ШИМАНСКАЯ Светлана Викторовна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета имени С. Есенина. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье рассматриваются биологически активные добавки как объекты гражданских прав в соответствии с Гоажданским кодексом Российской Федерации. Анализируются нормативные акты с точки зрения признания бАд объектом гражданских правоотношений, исследуется их оборотоспособ-ность и признание движимыми вещами. Большое внимание уделяется вопросу о возможности/невозможности совершать с ними различные сделки. Рассмотрены основные судебные прецеденты в отношении регистрации БАД и использования близких, сходных до степени смешения с другими продуктами или лекарствами.
Abstract. The article considers biologically active additives as objects of civil rights in accordance with the Civil code of the Russian Federation. The article begins with an analysis of the normative acts from the point of view of the recognition of the BAD object of civil legal relations. It's investigated the turnover of dietary SUPPLEMENTS and recognition of their movable things. Much attention is paid to the question of the possibility or impossibility to make various transactions with biologically active additives. It's analyzed the major judicial precedents in relation to the registration and use of BAD ones, similar to the degree of mixing with other products or drugs.
Ключевые слова: биологически активные добавки; объекты гражданских прав; вещи; вещное право; исключительное право; интеллектуальная собственность; товарный знак.
Keywords: biologically active additives; objects of civil rights; things; property right; exclusive right; intellectual property; trademark.
Объекты гражданских правоотношений - это различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права [1, с. 393].
Законодатель прямо определяет биологически активные добавки (далее - БАД) в качестве объекта материального мира. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон о качестве продуктов) биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.3.2.1290 - 03.2.3.2. «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 17.04.2003 № 50 (далее — СанПиН от 17.04.2003) [2], БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем орга-
низма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта в качестве энте-росорбентов.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011), определяет БАД как природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.
В Методических указаниях Главного санитарного врача по определению безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище, приводится следующее определение БАД: БАД — это композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми БАД из растительного, животного или минерального сырья, а также химическими или биологически активными веществами и их комплексами [3; 4 с. 104].
Таким образом, из вышеизложенного следу-
ет, что биологически активные добавки являются объектами гражданских прав.
Перейдем к вопросу о правильной юридической квалификации и правовому режиму данного объекта.
В научной литературе способность служить объектом имущественного оборота (различных сделок) и менять своих владельцев (собственников) называется оборотоспособностью [1, с. 401]. С этой точки зрения все вещи делятся на три группы (ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации далее — ГК РФ). Большинство вещей относится к первой группе - разрешенные в обороте. Вторую группу составляют вещи, ограниченные в обороте (боеприпасы, радиоактивные вещества, валютные ценности, недра и т.п.). Третья группа вещей - изъятые из оборота, то есть вещи, которые не могут служить предметом сделок и менять собственника.
Законодатель не требует наличия лицензии к субъектам оборота БАД. Требования, обязательные для исполнения при разработке и производстве БАД, их ввозе, хранении, транспортировке и реализации на территории Российской Федерации, установлены СанПиН от 17.04.2003.
Существуют требования к самим добавкам и к регистрации новых. На основании п. 2.8 СанПиН от 17.04.2003 постановка на производство новых БАД, их производство и оборот допускается только после проведения подтверждения их соответствия действующим нормативным документам и техническим регламентам (регистрации) в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 24 ТР ТС 021/2011 БАД относят к специализированной пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации.
Законодательством установлены требования к реализации БАД. Так, розничную торговлю можно осуществлять через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и др.), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски) (п. 7.4.1 СанПиН от 17.04.2003). Не допускается разносная и дистанционная розничная продажа БАД [5].
Мы полагаем, что указанные нами требования к субъектам реализации БАД не ограничивают в обороте биологически активные добавки, что дает нам право причислить их к объектам, свободным в обороте.
В гражданском праве еще одним основанием классификации вещей является разделение их на
движимые и недвижимые. При этом ГК РФ в понятие движимые вещи включает все вещи, не отнесенные законом к недвижимости. Движимые вещи, по общему правилу, не подлежат государственной регистрации. Однако законодатель может установить регистрацию сделок с определенными видами движимых вещей (п. 2 ст. 164 ГК РФ).
Биологически активные добавки, как отмечалось ранее, проходят регистрацию в установленном порядке. Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека выявляет соответствие сведений о новом БАД установленным нормативными документами требованиям к качеству орга-нолептических, физико-химических, микробиологических, радиологических и других показателей по допустимому содержанию химических, радиологических, биологических объектов, запрещенных компонентов и их соединений, микроорганизмов и других биологических агентов, представляющих опасность для здоровья человека (п. 2.2 СанПиН от 17.04.2003). Фактом государственной регистрации БАД является включение сведений о нем в общедоступный Единый реестр специализированной пищевой продукции [4].
Гражданский кодекс допускает возможность сделки, устанавливает п. 2 ст. 164 ГК РФ. регистрации прав и сделок с движимым имуществом. Так, ст. 1 30 ГК РФ предусматривает регистрацию прав на движимые вещи в случаях, указанных в законе. Государственную регистрацию сделок, предусматривающих изменение условий зарегистрированной.
Из всего вышесказанного следует, что государственная регистрация БАД не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и со всей очевидностью, как деньги и ценные бумаги, их можно отнести к движимым вещам.
Для товарного оборота не столько важны физические свойства объектов, сколько правовой режим, а именно возможность / невозможность совершать с этими объектами различные сделки.
Гражданский кодекс устанавливает, что результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность) (абз. 1 п.1 ст. 1225 ГК РФ).
Поскольку БАД допускается к производству и обороту только после проведения подтверждения их регистрации (п. 2.8 СанПиН от 17.04.2003) [5], право на наименование БАД, маркировку или обозначение
товара возникает с момента регистрации. Реестр продукции, прошедшей государственную регистрацию, является общедоступным и позволяет всем потребителям получить информацию о производителе, области применения и экспертном заключении, на основании которого выдано свидетельство. Значимость регистрации БАД поддерживает и судебная практика [8,9].
Стоит отметить, что регистрация БАД защищает право на наименование, но большую защищенность приобретают биологически активные добавки с самостоятельно зарегистрированным товарным знаком. Однако охраноспособность товарного знака является ограниченной, как и для всех других средств индивидуализации (для коммерческого обозначения -это территориальная сфера (ст. 1539 ГК РФ), для товарных знаков - сфера производства определенных групп товаров). В России при регистрации товарного знака обязательно требуется указать перечень товаров по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ) [10]. Биологически активные добавки относятся к 5 классу МКТУ [11,12].
Законодатель запрещает регистрацию в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными другими лицами в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Однородны ли биологически активные добавки лекарственным средствам или обычным пищевым продуктам? Насколько тесно связана однородность с определенным классом МКТУ?
Изначально судебная практика ориентировалась на определение однородности товаров в первую очередь в рамках одного класса МКТУ. В дальнейшем правоприменители идентичные товарные знаки могли регистрировать на различные товары, входящие в один и тот же класс МКТУ. Таким образом, объем правовой охраны зависел в первую очередь от перечня конкретных товаров, указанных в свидетельстве на товарный знак, а не от общего указания на класс МКТУ [13]. На данном этапе развития института товарных знаков понятие «однородность» может охватывать товары, относящиеся к разным классам МКТУ [14; 15].
Библиография:
В современной практике наименования и регистрации БАД возникают вопросы не только по однородности товаров, но и по схожести с общеупотребительными элементами (широко и длительное время используемыми в нормативной и справочной литературе в качестве общепринятого в медицине и ветеринарии сокращения) [16].
Для наименования БАД существует еще одно ограничение. В соответствии с п. 16 ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» вводится понятие «международное непатентованное наименование» лекарственного средства (далее -МНН), то есть наименование действующего вещества фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. Данные наименования предоставляются в пользование всем субъектам и используются как общеизвестные активные вещества в составе лекарственных средств. Роспатент указывает на недопустимость регистрации товарных знаков на МНН. Судебная практика поддерживает данную позицию [17; 18].
Проведенный анализ нормативной базы и судебной практики дает возможность сделать следующие выводы. Биологически активные добавки признаны в Российской Федерации объектами гражданских правоотношений. Они обладают свободной оборото-способностью, являются движимыми вещами и законодателем установлена обязательная регистрация для ввода этих объектов в товарный оборот. Требования, обязательные для исполнения при разработке и производстве БАД, их ввозе, хранении, транспортировке и реализации на территории Российской Федерации, установлены СанПиН от 17.04.2003.
Однако существующая нормативная база не позволяет обеспечить БАД полную защиту от смешения с другими пищевыми продуктами, лекарственными средствами, международными непатентованными наименованиями лекарственных средств. Необходимо продолжить изучение жизненного цикла БАД, разработать дополнительные требования и правила рационального выбора наименований БАД, а также ограничить возможность присвоения им наименований действующих веществ и торговых наименований лекарственных средств.
1. Гражданское право. в 4 т. - Т. 1: Общая часть / отв. ред. Е. А. Суханов. - 3-е изд. - М. 2008. - с. 720.
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03». 11Р1_ :
https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=84720836704300104233665014&cacheid=63B5DD144B66FC7FDD066BA 56C117009&mode=splus&base=RZR&n=42302&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#046878739550734516 (дата обращения 26.03.2019).
3. МУК 2.3.2.721-98.2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Методические указания (утв. Гл. гос. санитар. врачом РФ 15.10.1998) // URL : http://docs.cntd.ru/document/1200031420 (дата обращения 26.03.2019).
4. Мохов А.А., Харитонова Ю.С. Правовой режим наименований биологически активных добавок // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 11. С. 103-114.
5. Письмо ФАС России от 22.03.2016 № АК/17858/16 «О рекламе дистанционной продажи БАфв». URL : https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=171801768608462588860944051 &cacheid=0B85B79E2CDFBEEFB144D4527ABE5AFE &mode=splus&base=RZR&n=202833&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#05932531006677659 (дата обращения 26.03.2019).
6. Сведения размещаются по адресам: http://www.eurasiancommission.org и http://fp.crc.ru (российская часть).
7. Приказ Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 781 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза». URL : https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=84720836704300104233665014&cacheid=16E7BAF9725909E2BF17C E070DE4CC9A&mode=splus&base=RZR&n=197329&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#001614485011544464 2 (дата обращения 26.03.2019).
8. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2013 года по делу №А40-51219/2012. URL : https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/9ff048a0-0d83-43ee-8335-bf8d6fa2c6af/8c19b2f0-7c93-461 b-b5b9-b075710f394c/A40-51219-2012_20130305_Reshenija_i_postanovlenija.pdf (дата обращения 26.03.2019).
9. Определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 июня 2013 № ВАС-7050/13. URL: https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/9ff048a0-0d83-43ee-8335-bf8d6fa2c6af/955486b5-492a-44fe-9d12-8c00c97be6a9/A40-51219-2012_20130610_0predelenie.pdf (дата обращения 26.03.2019).
10. Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков» (МКТУ) (одиннадцатая редакция)// URL : http://www.mktu.info/ (дата обращения 26.03.2019).
11. Информационное письмо Роспатента от 05.11.2008 «О классификации биологически-активных добавок к пище в соответствии с Международной классификацией товаров и услуги об установлении их однородности с другими товарами и услугами для целей регистрации товарных знаков». URL : http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/brands_and_points/inform_05112008 (дата обращения 26.03.2019).
12. Постановление Президиума ВАС РФ №8817/11 от 29.11.2011 по делу №А40-103027/10. URL : https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=84720836704300104233665014&cacheid=74E97626CAC9B6A26449FA1 E26A1 E251&mode=splus&base=ARB002&n=244485&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#035723791331689014(д ата обращения 26.03.2019).
13. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 №19 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак». URL :https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=171801768608462588860944051 &cacheid=372B8E75465A9F2403885EE FD8A4852C&mode=splus&base=RZR&n=15833&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#06016280992061449 (дата обращения 26.03.2019).
14. Для определения однородности руководствуются Приказом Роспатента от 24.07.2018 № 128 "Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов". URL : https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=171801768608462588860944051 &cacheid=F9799FA2F0E07BBC40F9A6 FB37FB676E&mode=splus&base=RZR&n=304256&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#016614523976126483 (дата обращения 26.03.2019).
15. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 №482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак". URL : https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=171801768608462588860944051 &cacheid=836515C79D25AE2CA3CE3425551 BA3F8& mode=splus&base=RZR&n=294929&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#037213537705413646 (дата обращения 26.03.2019).
16. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 03.09.2018 №С01-637/2018 по делу № СИП-615/2017. URL:https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=171801768608462588860944051 &cacheid=BDC88BF0213A6377B0F919E2C3212 B81 &mode=splus&base=SIP&n=42442&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#0265502766544212 (дата обращения 26.03.2019).
17. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 12436/11 по делу № А40-66999/10-26-563. URL : https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=171801768608462588860944051 &cacheid=C314B58164318A13470989D CADA69825&mode=splus&base=ARB002&n=272312&rnd=7DB82498E91 DD5401 F0593E8035A5300#03976858865664581 (дата обращения 26.03.2019).
18. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2018 по делу № А40-97336/2017. URL : https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/df39b2f0-8325-46cb-b733-2be535b47efb/f411409c-9eab-41 b4-81 b4-5e5bedc290a9/A40-97336-2017_20180322_Reshenija_i_postanovlenija.pdf (дата обращения 26.03.2019).