Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА'

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕХАНИЗМ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / DEMOCRACY / CITIZENSHIP INITIATIVE / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES / E-DEMOCRACY / INFORMATION SOCIETY / TOOL OF E-DEMOCRACY / E-VOTING / DEMOCRACY GOVERNMENT / E-GOVERNMENT / INTERNET COMMUNICATION / NETWORKED SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвейчев Максим Юрьевич

В статье анализируются понятия демократии и электронной демократии, дается определение электронной демократии в аспекте становления современного информационнокоммуникационного общества. Исследуется сущность концепции электронной демократии. В данной статье рассматриваются структура и инструменты, составляющие механизм электронной демократии, а также конституционно-правовые аспекты электронного голосования и реализации гражданских инициатив в системе электронной демократии. Автор рассматривает электронную демократию на основе анализа конституционно-правового смысла общепризнанных принципов и норм проведения выборов, а также конституционных идей о демократическом правлении и формах осуществления народом своей власти, в том числе прямо не закрепленных в конституционном тексте. В статье исследуются вопросы конституционности электронного голосования, разработки и реализации гражданских инициатив и проектов, правовые идеи, лежащие в основе представлений о современной демократии. В заключении автором рассмотрены и проанализированы примеры реализации инструментов электронной демократии как в Российской Федерации, так и других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and structure of E-democracy as the basis of the constitutional order of the modern State

In this article author has analyzed a notion of democracy and a notion of e-democracy, and has defined a notion of e-democracy in the aspect of establishment of modern information and communication society. Author has also researched a concept of e-democracy. The article discusses the structure and tools, which constitute the framework of e-democracy, and the constitutional aspects of e-voting and citizenship initiatives in the system of e-democracy. Author has considered e-democracy based on analysis of the constitutional meaning of universally recognized principles and norms of e-voting, constitutional ideas of democracy government, ways in which the people exercise their authority, including forms, which are not fixed in the Constitution. The article researches questions of constitutionality of e-voting, development and realization of citizenship initiatives, right ideas, which constitute the modern democracy. At the end author has considered the examples of realization tolls of e-democracy in the Russia and other countries.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА»

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ КАК ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА МАТВЕЙЧЕВ Максим Юрьевич,

аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). E-mail: maxim.matvejchev@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье анализируются понятия демократии и электронной демократии, дается определение электронной демократии в аспекте становления современного информационно-коммуникационного общества. Исследуется сущность концепции электронной демократии. В данной статье рассматриваются структура и инструменты, составляющие механизм электронной демократии, а также конституционно-правовые аспекты электронного голосования и реализации гражданских инициатив в системе электронной демократии. Автор рассматривает электронную демократию на основе анализа конституционно-правового смысла общепризнанных принципов и норм проведения выборов, а также конституционных идей о демократическом правлении и формах осуществления народом своей власти, в том числе прямо не закрепленных в конституционном тексте. В статье исследуются вопросы конституционности электронного голосования, разработки и реализации гражданских инициатив и проектов, правовые идеи, лежащие в основе представлений о современной демократии. В заключении автором рассмотрены и проанализированы примеры реализации инструментов электронной демократии как в Российской Федерации, так и других странах.

Abstract: in this article author has analyzed a notion of democracy and a notion of e-democracy, and has defined a notion of e-democracy in the aspect of establishment of modern information and communication society. Author has also researched a concept of e-democracy. The article discusses the structure and tools, which constitute the framework of e-democracy, and the constitutional aspects of e-voting and citizenship initiatives in the system of e-democracy. Author has considered e-democracy based on analysis of the constitutional meaning of universally recognized principles and norms of e-voting, constitutional ideas of democracy government, ways in which the people exercise their authority, including forms, which are not fixed in the Constitution. The article researches questions of constitutionality of e-voting, development and realization of citizenship initiatives, right ideas, which constitute the modern democracy. At the end author has considered the examples of realization tolls of e-democracy in the Russia and other countries.

Ключевые слова: демократия, гражданская инициатива, информационно-коммуникационные технологии, электронная демократия, информационное общество, механизм электронной демократии, электронное голосование, демократическое государство, электронное правительство, интернет-коммуникация, сетевое информационное общество.

Keywords: democracy, citizenship initiative, information and communications technologies, e-democracy, information society, tool of e-democracy, e-voting, democracy government, e-government, Internet communication, networked society.

В современном обществе, информация, передаваемая при помощи высоких технологий, является не только продуктом производства, но и сильнейшим влиятельным ресурсом в развитии государства и гражданского общества. В связи с активным развитием информационных технологий, их внедрением в механизм общественных отношений, в современных государствах происходит серьезная трансформация в реализации конституционного принципа народовластия как основы современной политической и социальной системы Российской Федерации. Появлению новых демократических практик способствует перемена парадигм в общественном сознании, ориентированная на развитие культуры гражданской активности и социальной ответственности.

Для того чтобы понять, что же такое «электронная демократия», необходимо прибегнуть к понятию самой «демократии». Известно, что «демократия» как понятие и явление всегда вызывала к себе боль-

шой интерес со стороны представителей различных политических течений как отечественной, так и зарубежной науки. Так пытаясь определить, что же такое «демократия», многие зарубежные исследователи утверждают, что демократия это - прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми; государство, страна, сообщество, имеющие демократическое правительство; правление большинства, восприятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей [1; С. 483].

В отечественной науке при рассмотрении вопроса, что такое «демократия», авторы в своем большинстве исходили из традиционного понимания демократии как об идее народовластия. Так, например, Коток В.Ф. писал: «под непосредственной демократией понимается инициатива и самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государствен-

ных решений, а также их прямое участие в реализации этих решений, в осуществлении народного контроля» [2; С. 9]. В свою очередь Шахназаров Г.Х. сводил демократию к порядку, при котором решения принимаются на основе прямого и конкретного волеизъявления всех граждан [3; С. 137]. Фарберов А.П. давал свое определение демократии, писав, что «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля [4; С. 9].

Однако не все советские авторы давали определение демократии в контексте лишь ее понимания как народовластия и непосредственного волеизъявления народа при решении государственных вопросов. Так знаменитый отечественный правовед и сторонник естественного права Новгородцев П.И. писал, что «демократия - это прежде всего свобода жизни, свобода исканий, свобода состязаний мнений и систем; это равенство всех перед законом, общность и взаимность развития; и потому это — всеобщее избирательное право, это самоуправление народа и зависимость от народа власти» [5; С. 300].

В последние годы современные ученые уже определяют демократию как «политический режим, который характеризуется политическим плюрализмом (существованием легальной оппозиции, различных идеологических течений, политических партий), доминированием закона во всех сторонах жизни общества, высокой степенью реализации прав человека, выборностью органов власти и их регулярной сменяемостью, реализацией принципа разделения властей, наличием развитого гражданского общества» [6; С. 85].

В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [7]. Ведущий советский и российский ученый-правовед О.Е. Кутафин в своих научных трудах писал, что «народу принадлежит учредительная власть для решения базовых, кардинальных вопросов, именно народ имеет право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые народ для себя выбирает» [8; С. 578]. По мнению О.Е. Кутафина, понятие демократия включает в себя такие элементы как свобода слова, свобода мысли, местное самоуправление и развитое гражданское общество, то есть то общество, где граждане прини

мают активное участие в политической жизни общества и решении наиболее важных вопросов государственного значения. Именно демократическое государство способно в полной мере обеспечить гражданам возможность принимать решения по вопросам, касающимся их будущего и будущего всего государства.

В настоящее время, когда большими темпами происходит развитие информационно-коммуникационных технологий, в научных трудах современных авторов стало появляться такое понятие как «электронная демократия». Вопросы понятия и развития электронной демократии рассматриваются в трудах таких современных ученых, как Телешиной Н.Н. [9; С. 128131], Дурновой И.А. [10; С. 26-30], Medimorec D., Parycek P., Schossbuck J. [11], Титовской Н.В. [12; С. 106-108], Холопова В.А. [13; С. 39-41], Овчинникова В.А., Антонова Я.В. [14; С. 31-34]. Такое большое внимание к такому явлению как электронная демократия может говорить о том, что, наблюдая за происходящими процессами в сфере высоких технологий, политические элиты и современные ученые стали поднимать вопрос о включении новых технологий в развитие процесса демократизации общества.

Применение информационно-коммуникационных технологий с целью формирования и укрепления демократических институтов, а также участие большего количества граждан в общественной и политической деятельности путем использования высоких технологий определяется на сегодняшний день как «электронная демократия». Таким образом, определение демократии может звучать следующим образом, электронная демократия - это форма демократии, осуществляющаяся посредством применения информационно-коммуникационных технологий в качестве основного средства для общественных, когнитивных и управленческих процессов (электронное голосование, контроль исполнения решений органов власти, электронный парламент и т.д.) на всех уровнях, начиная от органов местного самоуправления и заканчивая интернациональным уровнем.

Суть концепции электронной демократии заключается в закреплении в мировом формате принципов либеральной демократии и формирования сетевого информационного общества для реализации ее принципов. В отличие от идеи электронного правительства, которая с равным успехом могла реализо-вываться как при демократических политических режимах, так и при авторитарных, идея электронной демократии может найти себе применение только в пра-

вовом государстве с развитыми институтами демократии. В этой связи можно констатировать, что демократический политический режим является одним из необходимых условий для воплощения в жизнь концепта электронной демократии. Следовательно, между развитием механизмов электронной демократии и степенью демократизации общества прослеживается прямая корреляция, которая нуждается в более углубленном изучении.

Основными составляющими механизма электронной демократии, то есть ее структуры, являются следующие инструменты [15; С. 128]:

- электронное голосование;

- коллективное обсуждение проблем и вопросов социально-политического содержания в режиме онлайн, инструменты интернет-коммуникации граждан;

- разработка и реализация гражданских инициатив и проектов, а также развитие интернет-сообществ;

- интернет-коммуникация граждан с представителями органов власти, в том числе использование инструментов воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;

- онлайн механизмы общественного управления на муниципальном уровне.

На сегодняшний день инструменты электронной демократии не действуют в системном формате, а реализуются фрагментарно. В качестве примера применения электронной демократии в Российской Федерации можно привести Интернет-ресурс для размещения социальных инициатив граждан - «Российская общественная инициатива», создание которых регулируется Указом Президента от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [16], а сама деятельность - Указом от 4 марта 2013 г. N 183 [17]. Используя данный ресурс, формируется уровень культуры гражданского участия в государственном и муниципальном управлении, увеличивается степень правовой грамотности социума и общественной активности граждан [18; С. 1064].

Также один из инструментов электронной демократии «электронное голосование» был внедрен на государственном уровне не так давно в Швейцарской Конфедерации. Система электронного голосования формата «E-Voting» прошла успешное тестирование на технологии «блокчейн» и в настоящее время реализуется в Швейцарской Конфедерации в качестве третьего формата народного волеизъявления наряду

с голосованием по почте и обычным приходом на избирательный участок [19]. Система электронного голосования «E-Voting» как третья форма реализации народного волеизъявления в настоящее время введена на уровне распоряжения органа исполнительной власти Швейцарской Конфедерации - Федерального совета, но на сегодняшний день уже активно обсуждается в палатах Федерального собрания вопрос придания нового статуса закрепления указанного инструмента электронной демократии в виде федерального закона. Главным преимуществом введения вышеуказанной системы электронного голосования является возможность голосования в удаленном режиме как гражданам, проживающим на территории Швейцарской Конфедерации, так и гражданам, проживающим за ее пределами. Также большим достижением введения данной системы является усовершенствование процедуры избирательного процесса, выражающееся, например, в отсутствии испорченных и недействительных бюллетеней, а также в облегчении процедуры голосования вне избирательных участков гражданами с ограниченными способностями.

В качестве примера реализации такого инструмента электронной демократии, как «интернет-коммуникации граждан с представителями органов власти, в том числе использования инструментов воздействия на принятие решений государственными органами власти и гражданского контроля за их деятельностью» можно выделить российский Интернет-ресурс - «Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов» (https://regulation.gov.ru), созданный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» [20] На указанном сайте любой гражданин Российской Федерации может принять участие в проведении публичного обсуждения проекта нормативно-правового акта и написать свои предложения по тексту указанного проекта, как, например, в настоящее время происходит обсуждение проекта Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра». При этом на данном сайте также имеется возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы экспертами (юридическими и физическими лицами), получившими аккредитацию Министерством юстиции РФ.

Осуществление гражданского контроля за

деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации также обеспечивается электронными платформами на официальных сайтах Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства финансов РФ. Например, на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ имеется раздел «открытое министерство»

(https://rosmintrud.ru/ministry/opengov/10), где опубликованы планы законопроектных работ и деятельности министерства, а также принятые им программы. При этом, в подразделе «Обсуждение проектов нормативных правовых актов», имеется ссылка на вышеупомянутый Интернет-ресурс «Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов», с указанием что все публичные обсуждения проектов нормативно-правовых актов ведомства проводятся именно на указанном портале. Также на сайте Министерства финансов РФ имеется раздел «открытое министерство» (https://www.minfin.ru/ru/om/), где закреплен подраздел «общественное обсуждение», в котором проводятся общественные обсуждения документов стратегического планирования, проектов нормативно-правовых актов ведомства, публичного плана и публичной декларации министерства.

Подводя итоги, следует отметить, что в на-

Библиография:

стоящее время вопросы понимания природы электронной демократии и механизма ее реализации являются наиболее активно обсуждаемыми как среди зарубежных и отечественных научных деятелей, так и среди политиков разных уровней. При устранении основных противоречий и препятствий внедрения новых технологий в развитие государства и гражданского общества, можно констатировать, что активное усовершенствование информационных технологий, более эффективные способы передачи данных, возможность подключения большого количества пользователей между собой и с представителями органов государственной власти, достоверная информационная просвещенность и новейшие разработки для продуктивного ведения политических процессов могут иметь положительное влияние на демократическое устройство общества и государства. Поэтому в настоящее время, концепция электронной демократии хоть и достаточно медленно, но тем не менее успешно получает большую поддержку во многих развитых странах мира, в которых инструменты ее реализации вводятся на государственном уровне и способствуют появлению и развитию новых современных демократических процессов, лежащих в основе принципа демократического государства.

1. Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N.Y., 1993. С. 483.

2. Коток В.Ф. Проблемы развития непосредственной демократии в Советском государстве: Автореф. дис. ... докт. юрид. Наук. М., 1965. С. 9.

3. Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. М., 1974. С. 137.

4. Фарберов А.П. Демократия развитого социалистического общества. М., 1975. С. 9.

5. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Изд-во "Пресса", 1991. С. 300.

6. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Политологический словарь-справочник. Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2008. С. 85.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) ст. 1.

8. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. С. 578.

9. Телешина Н.Н. Понятие и сущность электронной демократии // Право и государство: теория и практика. 2013. N 12. С. 128 - 131.

10. Дурнова И.А. Зарубежный опыт проведения интернет-выборов и проблемы для России // Информационное право. 2007. N2. С.28.

11. Medimorec D., Parycek P., Schossbuck J. Vitalizing Democracy through E-Participation and Open Government: An Austrian and Eastern European Perspective. Bertelsmann Stiftung. 2011.

12. Титовская Н.В. Электронное тайное голосование в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Юридическая наука. 2012. N 4. С. 106 - 108.

13. Холопов В.А. Электронная демократия как ресурс модернизации современной политической системы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 39 - 41.

14. Овчинников В.А., Антонов Я.В. Правовые критерии конституционности электронного голосования в контексте электронной демократии // Российская юстиция. 2013. N 9. С. 31 - 34.

15. Пылин В.В. Вопросы современной электронной демократии и электронного информационного общества: достоинства, проблемы и перспективы // Управленческое консультирование. 2016. N 9 (93). C. 128.

16. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2338.

17. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (с изменениями и дополнениями от 23 июня 2014 г. N 452) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 10 ст. 1019.

18. Anttiroiko, Ari-Veikko «Building Strong E-Democracy—The Role of Technology in Developing Democracy for the Information Age». Communications of the ACM. 46 (9), 2013. С. 1064.

19. URL: https://www.srf.ch/news/schweiz/nach-urne-und-briefkasten-bundesrat-will-e-voting-als-dritten-stimmkanal-etablieren?ns_source=mobile&srg_sm_medi-um=fb (дата обращения 7.12.2018).

20. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» // СПС КонсультантПлюс. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.