07.00.15.ТАЪРИХИ МУНОСИБАТХ,ОИ БАЙНАЛХАЛ^И
ВА СИЁСАТИ ХОРИЧИ 07.00.15. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ
И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07.00.15.THE HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND FOREIGN POLICY
УДК 342.4 В.В.КОМАРОВА
ББК 67.400 я 73
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ : МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
В сфере осуществления публичной власти России в связи с влиянием новейших информационных технологий на политическую сферу появились относительно новые терминь1<<электроннаядемократия»,<<теледемократия>>,<<кибердемократия>>,"медиакратия",''нанодем ократия"и многие другие (13; 14, 177; 24,55).
Современные авторы исследуют понятие и сущность электронной демократии (25, 128; 15, 24; 12, 18), ее теоретико-практические аспекты (7. с.19.), проблемы становления и реализации (8, 48; 12,17).
Как правовое явление электронная демократия анализируется комплексно во взаимосвязи с иными правовыми явлениями и на предмет внутренних взаимосвязей: как элемент системы и как самостоятельная система. Так, электронную демократию рассматривают как элемент электронного государства. Например, Е.И. Коновалова и В.Е. Чеботарев электронную демократию исследуют наравне с электронным государством, электронным правительством (20, 36).
Электронную демократию рассматривают как сложную систему: в качестве составной ее части называют электронное голосование (4, 40) и исследуют сквозь призму конституционности и элемента системы правовые основы и критерии конституционности электронного голосования (5, 32; 6,52).
Анализируются факторы влияния на развитие электронной демократии в современной России, в частности роль сети Интернет (11, 105). Об обеспечении прав человека при электронной демократии ставят вопросы Я.В. Антонов (1,18) и Н.Н. Телешина (26, 777).
Политолог М.С.Шустова считает, что<<на современном этапе возникает новая форма демократии-электронная, в которой сочетаются элементы представительной и прямой демократии.В электронной демократии выделяют 3 этапа: информирование, консультирование и участие»(10, 27).Я.В.Антонов выделяет три основные концепции электронной демократии, сложившиеся в российской и зарубежной науке конституционного права, и относит к ним электронное демократическое информирование, электронное демократическое консультирование и электронное демократическое сотрудничество(3,11, 194).
По мнению М.М.Курячей,в рамках электронной демократии формируются новые механизмы реализации народовластия (21, 44).Р.М.Дзидзоев,к примеру, Российскую общественную инициативу рассматривает как институциональную форму непосредственной демократии, расширяющую сферу прямого народовластия в России (9, 50).
О развитии "электронного" ("сетевого") народовластия и в особенности так называемого краудсорсинга - современной технологии демократического участия, позволяющей пользователям Интернета вносить свои предложения по тем или иным общественно значимым вопросам и проектам решений, пишет А.Н.Медушевский (22,42).
Без сомнения, российская государственность, провозгласившая себя демократической, использует для выполнения этой новеллы достижения науки и техники.
Возрос интерес научного сообщества к увеличившемуся влиянию современных информационно-коммуникационных технологий на процесс взаимодействия государственных, частных и общественных институтов. Интерес обусловлен необходимостью модернизации демократических механизмов и адаптации их к современным условиям. <<Подлинный демократический режим, предполагающий участие граждан в управлении государством и подотчетность деятельности органов власти населению (или, как минимум, общественный контроль над властью),постоянно нуждается в эффективных средствах взаимодействия гражданского общества с системой государственного управления. В процессе перехода к
информационному обществу такими средствами стали Интернет-технологии. По мере виртуализации политики возникает зависимость публичного государственного управления от гражданской активности вообще и в Интернет-среде в частности. Все это побуждает власть выстраивать новую модель взаимоотношений «власть-общество», базирующуюся на информационно-коммуникационных технологиях» (23).
Сегодня вряд ли можно назвать демократию в том смысле, как она понимается в традиционной теории, электронной.
Конечно, «электронная демократия» - не новый вид демократии, даже не новая форма ее реализации. Речь идет об осуществлении прямого народовластия с помощью электронных, технических средств, виртуального пространства.
Электронная демократия, по мнению автора, термин собирательный, не правовой (16,110). Формы демократии (представительной, непосредственной) не содержат в своем перечне этого словосочетания, но в закрепленных механизмах их реализации содержатся, среди прочих, электронные средства, вспомогательные электронные технологии для реализации индивидуального права путем использования той или иной формы демократии.
Рассматривая электронную демократию как инструмент развития гражданского общества в России, современные авторы ставят справедливые вопросы: "какие изменения должны происходить в законодательстве, какие методы правового воздействия должны быть избраны государством, наконец, кто должен осуществлять нормотворческую функцию и в каком объеме"(2,
4).
По сути, наполнение термина «Электронная демократия», согласно анализу действующих нормативных правовых актов, содержит:
• электронная форма получения государственных и муниципальных услуг.
Сегодня, согласно многим нормативным актам, взят курс на перевод в электронную форму большинства услуг, оказываемых населению. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., N 601, "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в сфере реализации Программы установлен показатель по росту доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 70 процентов к 2018 году;
• межведомственное электронное взаимодействие органов публичной власти с применением информационных технологий.
Закреплено в виде одной из основных задач Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии введеного Указом Президента РФ от 30.06.2012 г.
Предусматривает предоставление гражданам дополнительной возможности контроля и проверки исполнения властных решений с применением информационных технологий;
• предоставление гражданам дополнительной возможности участия и нормотворческой деятельности с применением информационных технологий - общественное обсуждение проектов законов и подзаконных актов;
Принятию большего количества нормативно-правовых актов предшествует процедура их общественного обсуждения: замечания и предложения могут поступать в письменной или электронной форме от участников общественного обсуждения, как например, во Владимирской области.
Отметим, что в субъектах федерации существует институт обсуждений в разных видах: народном обсуждении -в Астраханской, Иркутской областях и Красноярском крае; проектов законов - в Калининградской и Тюменской областях, в Республиках Дагестан и Башкортостан; проектов нормативных правовых актов -в Архангельской,Калужской, Воронежской и Вологодской областях; важных вопросов государственного и местного значения в республиках Мордовии и Татарстан;важнейших вопросов социально-экономического развития - воронежской области; важных вопросов государственной и общественной жизни - в Калужской области; вопросов, требующих законодательного решения - в Калининградской области.
-общественные инициативы и их обсуждение в электронной форме (проект "Российская общественная инициатива", порталы "Электронная демократия" в субъектах РФ); • участие в разработке решений и информирование органов власти о проблемах и недостатках управления на всех уровнях публичной власти (в том числе "Электронное Правительство").
В качестве примера можно привести интернет-порталы. Так, "Голос Республики Башкортостан", цель которого - выявление острых проблемных вопросов путем голосования и
обсуждения посетителями сайта; "электроннная приемная органов власти Республики Башкортостан"; "Кадры республики", "Депутаты республики"; единая информационная платформа в рамках "Открытой республики"; "Открытый бюджет"; "Открытое государственное и муниципальное имущество"; "Портал о публичных слушаниях"; городской экспертный опНпе-совет - интерактивная Интернет-площадка для обсуждения актуальных тем развития Петрозаводска, проектов нормативных документов, проведения голосований, выдвижения идей и проектов горожанами.
Посредством сети «Интернет», как альтернативы письменной формы обращения, можно использовать форму электронного документа. С этой целью законодатели субъектов (Например, в Республиках Тыва и Марий Эл, в Нижегородской области и др.) обязывают органы власти обеспечивать дополнительные гарантии права граждан на обращение в форме электронного документа:
- государственные органы создают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" раздел для приема и обработки обращений граждан;
- государственные органы через средства массовой информации, сеть "Интернет" информируют граждан о своих почтовых адресах, номерах телефонов, об электронных адресах официальных сайтов для направления обращений.
Осуществление права на информацию о деятельности органов публичной власти сегодня, вероятно, уже невозможно без использования сети «Интернет»: это и официальные сайты, официальное опубликование посредством размещения в сети нормативных документов, онлайн заседания и др.
Сегодня использование сети «Интернет» способно сыграть важную роль в укреплении представительной демократии.
В референдумном и избирательном процессах это могут быть общие действия, осуществляемые посредством сети «Интернет» (19, 150):
- информирование населения об избирательных, референдумных действиях избирательных комиссий и комиссий референдума, претендентах на выборные должности, вопросов референдума, распространение информации о партиях;
- агитационные мероприятия; электронные форумы; опросы общественного мнения;
- осуществление принципа гласности избирательных комиссий и комиссий референдума и осуществление общественного контроля посредством веб-камер, установленных на избирательных участках и участках референдума;
- электронное голосование.
Согласно норм Федерального закона от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Решение о проведении электронного голосования принимается двумя субъектами: Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта федерации.
Для референдумного процесса можно выделить особые действия, осуществляемые посредством сети «Интернет»: участие граждан в обсуждениях (при наличии такой стадии референдумного процесса).
В связи с этим целесообразно еще более ответственно подходить к решению стоящих задач, в связи с инкорпорированием в правовую действительность новых правовых явлений, в частности -электронных механизмов при осуществлении народовластия, особенно при проведении высших форм прямой демократии - выборов и референдумов.
Нельзя не признать, что нынешняя власть вынуждена действовать в обстановке тотального недоверия народа. Использование информационных технологий для расширения возможностей каждого индивидуума в общественно-политической сфере, без сомнения, направлено на преодоление недоверия. В современных условиях информатизации, когда государственные органы используют виртуальное пространство для реструктуризации, повышения эффективности своей работы, открытого информационного взаимодействия с общественностью в целом и с каждым гражданином в отдельности в теории называют "демократией участия".
Концепция демократии участия предъявляет к органам власти и избирателям высокие требования: они обязаны обсуждать проблемы и приходить с оппонентами к консенсусу. По твердому убеждению автора, этот процесс у нас в начале пути.
номаи inimiiimx. учёные записки. sctenttftc notes. № 3(48) 20! 6
При работе в этом направлении не стоит упускать из виду и следующее. Такое свойство сети «Интернет» как анонимность, вполне может оказать деструктивное влияние на развитие демократических процессов. Анонимность сети «Интернет» позволяет выражать мнение не только тайно и свободно, но при этом осознается мера позитивной ответственности, которая должна была бы испытыватся в случае принятия аналогичного решения при открытом высказываии предложения и т.д. В условиях не высокой правовой и демократической культуры это может повлечь за собой принятие радикальных популистских решений, желания проголосовать «не так, как все», злоупотреблению своим активным избирательным правом. Следовательно, при развитии механизмов демократии участия целесообразно просвещонность населения в области новых методик и технологий.
В связи с этим необходимо еще более ответственно подходить к решению стоящих задач, в связи с инкорпорированием в правовую действительность новых правовых явлений, в частности -электронных механизмов при осуществлении народовластия, особенно при проведении высших форм прямой демократии - выборов и референдумов.
Остановимся на проблемах равноправия граждан в обозначенной сфере (18,71).
Прежде всего, на проблемах доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Конституционный принцип равноправия граждан и обязанность органов публичной власти обеспечить доступ к правовой информации всем гражданам страны в механизмах их реализации имеет определенный набор норм целей.
Обеспечение равных возможностей для использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью ознакомления с открытой информацией, с целью получения информациипредполагает не только материальное наличие и свободный бесплатный доступ к ней, но и умение пользоваться компьютером, программами, обладание определенными знаниями в обозначенной сфере. Безусловно, наличие этих факторов у всех жителей страны -программа на будущее. Но ее реализация актуализируется с связи в созданием форм участия граждан страны в решении актуальных вопросов государственной и общественной жизни, основанных как раз на информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вполне очевидно, однако, что сегодня распределение пользователей новых технологий по стране неравномерно, и наибольшая их плотность приходится на крупные города. Столь же неравномерна и информатизация органов власти на местах, в первую очередь, - местного самоуправления.
Сегодня реализация, безусловно, заслуживающей поддержки идеи широкого применения интернет-демократии на муниципальном уровне имеет определенные трудности.
Обращают на себя внимание как минимум две позиции - возмездность, платность доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и отсутствие гарантированных универсальных услуг именно обсуждаемой связи в поселениях с населением менее пятисот человек. В таких поселениях государство не гарантирует создание пункта коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, хотя и закрепляются формы участия населения в осуществлении публичной власти, общедоступные механизмы их осуществления не создаются.
По мнению автора, установление единственной формы для осуществления того или иного вида реализации субъективных прав ограничивает реализацию права граждан отсутствием возможностей использовать эту процедуру. Целесообразно, с точки зрения автора, закрепить дополнительные процедуры отправки волеизъявления, уведомления, запроса, и т.д. (содержащих необходимые данные) в адрес держателей сайта для последующего внесения данных в электронный ресурс или обязать органы публичной власти организовать бесплатный доступ и организационно-техническую помощь желающим в регистрации.
Одной из правовых проблем в использовании электронных механизмов при осуществлении народовластия видится не достаточно закрепленный правовой статус виртуального пространства; правовое регулирование агитационных мероприятий и электронного голосования в избирательном и референдумном процессе, осуществляемых посредством сети «Интернет» (19, 148).
По мнению современных ученых и практиков, требует законодательной регламентации право избирательной комиссии, комиссии референдума на трансляцию хода голосования и подсчета голосов из помещений для голосования в сеть Интернет; закрепление перечня помещений для голосования и объекты, запрещенные к трансляции и съемке; урегулирование порядка оснащения помещения для голосования; закрепление введенной формы (веб-камеры) информирования
избирательными комиссиями, комиссиями референдума избирателей, участников референдума, в которой предусмотрена возможность информирования избирателей о ходе голосования в день голосования путем онлайн-трансляции; актуальна проблема «охраны изображения гражданина» и свобода участия в выборах.
Проведение голосования с использованием средств электронного голосования, по мнению автора, должно обеспечивать избирателю возможность выбора между двумя способами голосования: с использованием бумажного бюллетеня или при помощи электронного устройства; убедиться, что его голос правильно учтен средствами электронного голосования, что тайна его волеизъявления при электронном голосовании обеспечивается. Важно решить проблему обеспечения тайны голосования и гарантированности анонимности избирателя, и, как следствие -угрозы прямого подкупа избирателей, иного давления на них; возрастающей вероятности подтасовки результатов; проблему идентификации избирателя; проблему обеспечения недоступности результатов голосования для несанкционированного изменения, а также проблему чистоплотности технического персонала.
Степень вовлечённости потенциальных участников референдумных и избирательных кампаний в сетевой информационный обмен, использование электронных механизмов настолько велико, что игнорировать его уже невозможно.
В заключении сделаем вывод: природа современной демократии остается неизменной -обеспечение власти большинства - меняются только процедуры ее осуществления, что не влечет необходимости использования различных прилагательных к базовому термину «демократия».
По мнению автора, для использования электронных механизмов, достижений научно-технического процесса при осуществлении народовластия сегодня в России актуальны проблемы материального, организационного, технического обеспечения, образовательный барьер, проблема психологической подготовки граждан (17,73).
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Указ Президента РФ от 21.08.2012 N 1202 (ред. от 25.07.2014) "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии" // СЗ РФ. 2012, N 35, ст. 4777; 2014, N 30 (часть II), ст. 4286.
2 Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" [Электронный ресурс]. URL: www.pravo.gov.ru.
3 Постановление Губернатора Владимирской обл. от 29.09.2006 N 663 (ред. от 30.06.2014) "О порядке общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Владимирской области" // "Владимирские ведомости", N 207, 11.10.2006; N 130, 12.07.2014.
4Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, напр1 авленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (ред. от 23.06.2014). [Электронный ресурс] URL: www.pravo.gov.ru.
5Послание Президента РБ Государственному Собранию - Курултаю РБ от 26.12.2013 "Послание Президента Башкортостана Рустэма Хамитова к Государственному Собранию - Курултаю республики" // "Республика Башкортостан", N 248(27983), 27.12.2013.
6"Отчет Главы Петрозаводского городского округа о своей деятельности и деятельности Администрации Петрозаводского городского округа за 2014 год" // "Информационный бюллетень", N 88, 26.02.2015. 7Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006, N 19, ст. 2060; 2015, N 45, ст. 6206.
8Закон Республики Тыва от 16.11.2012 N 1590 ВХ-1 (ред. от 22.06.2016) "О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Республике Тыва" // "Тувинская правда", N 136, 11.12.2012. 9Закон Республики Марий Эл от 01.08.2013 N 31-З "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Марий Эл" // фициальный интернет-портал Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru, 02.08.2013.
10Закон Нижегородской области от 07.09.2007 N 124-З (ред. от 02.12.2015)
"О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области" // "Правовая среда", N 66(854). 20.09.2007 (приложение к газете "Нижегородские новости", N 174(3826), 20.09.2007); N 150(5713), 22.12.2015.
11Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 15.04.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002, N 24, ст. 2253; 2014, N 14, ст. 1543.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антонов,Я.В.Реалии и перспективы реализации прав и свобод человека и гражданина в системе электронной демократии России /Я.В.Антонов//Научные труды РАЮН. Вып.14:в 2 т. Т.1.-М.:Юрист, 2014. - С. 17-23.
2. Антонов,Я.В. Электронная демократия как инструмент развития гражданского общества в России /Я.В.Антонов // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2012. - N 3. - С. 4.
3. Антонов,Я.В.Электронное голосование в системе электронной демократии: конституционно-правовое исследование: диссертация ... кандидата юридических наук/Я.В. Антонов- Москва, 2015.- 203 с.
4. Антонов,Я.В.Некоторые аспекты обеспечения конституционного соответствия электронного голосования как части электронной демократии/Я.В.Антонов, В.А., Овчинников//Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 1. - С. 40-44.
5. Антонов,Я.В.Правовые критерии конституционности электронного голосования в контексте электронной демократии /Я.В.Антонв,В.А.Овчинников//Российская юстиция.-2013.-№ 9.-С.31-34.
6. Антонов,Я.В.Правовые основы конституционности электронного голосования в системе электронной демократии/Я.В.Антонов, В.А. Овчинников // Российская юстиция.- 2014. - № 6.-С.51-53.
7. Антонов,Я.В.Теоретико-практические аспекты электронной демократии и электронного голосования/Я.В.Антонов,Овчинников В.А.//Юридический мир.-2013.-№ 4(196).-С.18-21.
8. Васькова,М.Г.Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве/М.Г.Васькова//Российский юридический журнал.-Екатеринбург.-2010.-№ 4(73).- С. 47-50.
9. Дзидзоев,Р.М. Российская общественная инициатива как форма современной демократии /Дзидзоев,Р.М.//Конституционное и муниципальное право.-2013.^ 7-С.49 - 51.
10.Земсков,М.Д.Электронное правительство как фактор укрепления демократии в условиях формирования информационного общества: автореферат дис. ... кандидата политических наук /М.Д.Земсков.- Саратов, 2013. - 24 с.
11.Казьмина,Е.А.К вопросу о роли сети Интернет в развитии электронной демократии в современной России/Е.А.Казьмина//Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей.-Томск: Изд-во Том. гос. ун-т, 2014, Ч. 61.-С.103-105.
12.Казьмина,Е.А.Электронная демократия в России:отдельные аспекты становления и развития /Е.А.Казьмина//Вестник Казанского юридического института МВД России.-2013-№ 4(14).-С. 1721.
13.Кастельс, М.Россия и сетевое общество: Доклад на конференции «Россия в конце XX века»./М.Кастельс,Э.Киселева.-Стэнфорд,США,05-07.11.1998.иЯЬ: http://www.socio.ru/wr/00-l/Castells.htm;
14.Кастельс,М.Становление общества сетевых структур /М.Кастель//Новая постиндустриальная волна на Западе.Антология/Под ред.Б.Л.Иноземцева.-М.,1999.-С.494.
15.Ковяшова,И.Н.Электронная демократия/И.Н.Ковяшова//Вестник Костромского государственного технологического университета. Государство и право: вопросы теории и практики.-Кострома:Изд-во КГТУ,2013-№ 1(3).-С.23-26.
16.Комарова,В.В.«Электронная демократия» оценка с позиции конституционалиста/ В.В.Комарова // Ученые записки. Научно-практический журнал РАНХиГС Владимирский филиал.-№ 1(17).С.110-113.
17.Комарова,В.В.Воздействие технического прогресса на избирательный и референдумный процессы/ В.В.Комарова // Сборник тезисов докладов VI междуниродной научно-практической конференции Кутафинские чтения «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции». Секция конституционного и муниципального права. М.- 2014. 573. Стр. 72-79.
18.Комарова,В.В.Единство правового пространства в России (современные средства достижения/В.В.Комарова//"Информационная безопасность регионов".2012.-№ 2. С. 71-75.
19.Комарова,В.В.Технический прогресс в избирательном и референдумном процессах/В.В.Комарова // Проблемы конституционного развития Российской Федерации. Сборник статей, посвященных 90-летию профессора Б.С.Крылова.М., МГЮА.2013.С.148-156.
20.Коновалова,Е.И.Электронное государство, электронное правительство, электронная демократия на современном этапе развития Российской Федерации/Е.И.Коновалова, В.Е. Чеботарев // Юридический мир. - 2012 - № 7 (187). - С. 35-38.
21.Курячая,М.М.Электронная демократия как вызов современной правовой политики/М.М.Курячая // Конституционное и муниципальное право. 2013. - N 1. С. 42-45.
22.Медушевский, А.Н. Конституционная модернизация России: стратегия, направления, методы/А.Н. Медушевский // Закон. 2013. - N 12. С. 41 - 52.
23.Миночкин, А.Л. Информационно-политические риски электронной демократии: концептуальный аспект: автореферат дис. ... кандидата политических наук. - Саратов, 2013.
24.Руденко, В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты/ В.Н.Руденко - Екатеринбург, 2003.- 455 с.
25.Телешина, Н.Н. Понятие и сущность электронной демократии // Право и государство: теория и практика /Н.Н.Телешина- М.: Право и государство пресс, 2013. - № 12 (108). - С. 128-131.
26.Телешина, Н.Н. Реализация прав и свобод граждан в условиях электронной демократии/Н.Н.Телешина // Права и свободы человека и эффективные механизмы их реализации в мире, России и Татарстане: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2013 г. - Казань: Познание, 2014. - С. 776-781.
27.Шустова, М.С. Электронное правительство: содержательная характеристика политической системы современной России /М.С.Шустова // Автореферат дис. ... кандидат политических наук. Ростов-на-Дону. - 2011 г.
REFERENCES:
1. Antonov,Ya.V..Realities and Prospects of Realization of Human-Being and Citize's Rights and Freedoms in the System of Electronic Democracy in Russia /Ya. V.Antonov // Scientific Works of the Russian Academy of Juridical Sciences. Issue 14. In two volumes. - V.1.-M.:Jurist, 2014.-Р. 17 - 23.
2. Antonov,Ya.V.Electronic Democracy as a Instrument Aimed at the Development of Civil Community in Russia /Ya.V.Antonov //Civil Community in Russia and Foreign Countries.-2012.-#.3. - Р.4.
3. Antonov,Ya.V.Electronic Voting in the System of Electronic Democracy: Constitutional-Legal Investigations: Dissertation for Candidate's degree in jurisprudence /Ya.V.Antonov.-Moscow,2015.-203 p.
4. Antonov,Ya.V.Some Aspects of the Insurance of Constitutional Promotion of Electronic Voting as a Part of Electronic Democracy/Ya.V.Antonov,V.A.Ovchinnikov//State Power and Local Self-Management.-2014.-# 1.-Р.40 - 44.
5. Antonov,Ya.V.Legal Criteria of Constitutionality of Electronic Vote in the Context of Electronic Democracy / Ya.V. Antonov,V.A.Ovchinikov//Russian Justice.-2013.-# 9.-Р. 31 - 34.
6. Antonov,Ya.V.Legal Criteria of Constitutionality of Electronic Voting in the System of Electronic Democracy/Ya.V.Antonov,V.A.Ovchinikov // Russian Justice.-2014. - # 6.-Р. 51 - 53.
7. Antonov,Ya.V.Theoretic-Practical Aspects Aimed at Electronic Democracy and Electronic Vote / Ya.V.Antonov,V.A.Ovchinikov // Juridical World. - 2013. - # 4 (196). - Р. 18 - 21.
8. Vaskova,M.G.Problems Related to the Formation and Realization of Electronic Democracy in the Electronic State /M.G.Vaskova//Russian Juridical Journal.-Yekaterinburg,-2010.-# 4 (73).-Р. 47 - 50.
9. Dzidzoyev, R.M. Russian Social Initiative as a Form of Modern Democracy/ Dzidzoyev, R.M. // Constitutional and Municipal Law. - 2013. - # 7. - Р. 49 0 51.
10.Zemskov, M.D. Electronic Government as a Factor of Consolidation of Democracy under the Conditions of Informative Society Formation: synopsis of dissertation for candidate's degree in jurisprudence / M.D. Zemskov. - Saratov, 2013. - 24 pp.
11.Kazmina, E.A. On the Issue Concerned with the Role of Internet Network in the Development of Electronic Democracy in Modern Russia / E.A. Kazmina // Legal Problem related to the Russian Statehood Consolidation: collection of articles. - Tomsk: Tomsk State University publishing-house, 2014. P.61. - Р. 103 - 105.
12.Kazmina, E.A. Electronic Democracy in Russia: Separate Aspects of Formation and Development/E.A. Kazmina // Bulletin of Kazan Juridical Institute under Russian Ministry of Home Affairs (MHA). - 2013. - # 4(14). - Р. 17 - 21.
13.Kastels, M. Russia and Network Society: Report for the Conference on the topic «Russia at the End of the XX-th Century» / M.Kastels, E.Kiseleva. - Stanford, USA, 05-07.11.1998. URL: http://www.socio.ru/wr/00-l/Castells.htm;
14.Kastels, M. Formation of the Society of Network Structures / M. Kastels // New Post-Industrial Wave in the West. Anthology / under the editorship of B.JI Inozemtsev. - M., 1999. - 494 pp.
15.Kovyashova, I.N. Electronic Democracy / I.N. Kovyashova // Bulletin of Kostroma State Technological University. State and Law: issues dealing with theory and practice. Kostroma: KSTU publishing-house, 2013. - # 1 (3). - Р. 23 - 26.
16.Komarova, V.V. «Electronic Democracy» Assessment from the Positions of Constitutional Studies / V.V. Komarova // Scientific Notes. Scientific-Practical Journal under Russian Academy of National Economy an GS Vladimir Branch. - # 1 (17). - Р. 110 - 113.
17.Komarova, V.V. The Affect of Technical Progress upon Selective and Referendumal Processes / V.V. Komarova // Collection of the Theses of Reports of the Vl-th International Scientific-Practical Conference Devoted to Kutafinsky Readings «Harmonization of the Russian Legal System under the Conditions of International Integration». Section of Constitutional and Municipal Law. - M., 2014. -573 pp. - Р. 72 - 79.
18.Komarova, V.V. Unity of Legal Space in Russia (modern means aimed at the achievement) / V.V. Kamarova // Informative Security of the Regions. 2012. - # 2. - Р. 71 - 75.
19.Komarova, V.V. Technical Progress in Selective and Referendumal Processes / V.V. Komarova // Problems dealing with constitutional development of the Russian Federation. Collection of articles devoted to the 90-th anniversary of Professor B.S. Krylov. - M.: MSJA (Moscow State Juridical Academy). 2013. - Р. 148 - 156.
20.Konovalova, Ye.I. Electronic State, Government, Democracy at the Contemporary Stage of the Russian Federation Development / Ye.I. Konovalova, V.Ye. Chebotarev // Juridical World. - 2012. - # 7 (187). -Р 35 - 38.
21.Kuryachaya, M.M. Electronic Democracy as a Challenge Modern Legal Policy / M.M. Kuryachaya // Constitutional and Municipal Law. 2013. - # 1. - pp. 42 - 45.
22.Medushevsky, A.N. Constitutional Modernization in Russia: Strategies, Streamlines, Methods / A.N. Medushevsky // Law. 2013. - # 12. - Р. 41 - 52.
23.Minochkin, A.L. Informational-Political Risks of Electronic Democracy: Constitutional Aspect: synopsis of dissertation for candidate's degree in jurisprudence. - Saratov, 2013.
24.Rudenko, V.N. Direct Democracy: Models of Management, Constitutional-Legal Institutes/V.N. Rudenko. - Yekaterinburg, 2003. - 455 p.
25.Teleshina, N.N. The Notion and Essence of Electronic Democracy // Law and State: Theory and Practice / N.N. Teleshina. - M.: Law and State Press, 2013. - # 12 (108). - Р. 128 - 131.
26.Teleshina, N.N. Realization of Rights and Freedoms of Citizens under the Conditions of Electronic Democracy / N.N. Teleshina // Rights and Freedoms of Man and Effective Mechanisms of their Realizations in the World, Russia and Tatarstan: materials of the international scientific-practical conference, 28-29 November 2013. - Kazan: Cognition, 2014. - Р. 776 - 781.
27.Shustova, M.S. Electronic Government: Meaningful Characteristics of the Political System of Modern Russia / M.S. Shustova // synopsis of dissertation for candidate's degree in jurisprudence. Rostov-on-the Don. 2011.
Электронная демократия - мифы и реальность
Ключевые слова: Демократия, формы прямой демократии, технические средства в механизме реализации прямого народовластия
Использование новейших информационных технологий в публичной сфере, Интернет-технологий в механизмах народовластия современной России актуализирует не только правовое оформление этих процедур, инкорпорирование их в существующую правовую действительность, но и теоретическое наполнение появляющихся новых терминов. Автором поставлена цель всесторонне исследовать их правовое регулирование, наполнение и определить правомерность широкого использования.
Проведя анализ точек зрения российских ученых на термин «электронная демократия», правового закрепления в современной России на федеральном уровне и в субъектах федерации, автором сделан вывод о том, что термин не правовой, собирательный. Современное словосочетание «электронная демократия» не новый вид демократии, даже не новая форма ее реализации. Речь идет об осуществлении прямого народовластия с помощью электронных, технических средств, виртуального пространства.
Electronic democracy - Myths and Reality
Keywords: democracy, forms of direct democracy, the technical means in the mechanism of realization of direct democracy
The use of new information technologies in the public sphere of Internet technologies in the mechanisms of democracy of modern Russia not only updates the legal formalization of these procedures,
51
incorporate them into the existing legal reality, but also the theoretical content of the emerging new terms. The author set a target fully explore their legal regulation, content and determine the validity of general use.
After analyzing the points of view of Russian scientists with the term "e-democracy", legal consolidation in modern Russia at the federal level and in the Federation, the author concluded that the term is not legal, collective. Modern phrase "e-democracy"is not a new type of democracy, not even a new form of its implementation. We are talking about the implementation of direct democracy through electronic, hardware, virtual space.
Сведения об авторе:
Комарова Валентина Викторовна, профессор, доктор юридических наук, заведующая кафедрой конституционного имуниципального права ФГБОУ ВО Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Россия Москва) E-mail: [email protected]
Information about the author:
Komarova Valentina Viktorovna, рrofessor, Doctor of Law, Head. Department of Constitutional and Municipal Law FSBEI of HE Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (Moscow State Law Academy) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]