Научная статья на тему 'Понятие и система органов судейского сообщества в Российской Федерации'

Понятие и система органов судейского сообщества в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5857
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и система органов судейского сообщества в Российской Федерации»

3.2. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Бурдина Е.В., к.ю.н., доцент; доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета

Мордовский государственный университет им.

Н.П. Огарева, г. Саранск

Органы судейского сообщества - это органы самоуправляющегося сообщества судей, формируемые этим сообществом для выражения интересов судей, и осуществляющие возложенные на них федеральным законом полномочия по внутрисистемному управлению судами в целях обеспечения независимости судов и судей.

Органы судейского сообщества, участвуя в государственном управлении судами, наделены властными полномочиями. Однако органы судейского сообщества не входят в структуру государственных органов власти, в государственный механизм управления. Они являются органами негосударственного, публичного образования судей.

Рассматривая правовую природу органов судейского сообщества, следует отметить, что они являются органами самоуправляющейся организации и призваны формировать и выражать вовне ее волю.

По признаку наличия полномочий по формированию и выражению воли сообщества вовне органы судейского сообщества сопоставимы с органами юридического лица.

Так, по мнению М.И. Брагинского, органом юридического лица является его часть, которая формирует и выражает вовне его волю1. Поскольку органы судейского сообщества, также как и органы юридического лица, представляют собой конструкции, через которые сама организация себя проявляет, нельзя обойти вниманием вопрос об их разграничении.

Используя характеристики органа юридического лица, следует отметить иную правовую природу органов судейского сообщества и иную их сущность, что подтверждается следующим:

а) органы судейского сообщества являются субъектами публичного, а не частного права. Их образование и функционирование определяется нормами судоуст-ройственного законодательства;

б) органы судейского сообщества являются волеобразующими и волеизъявляющими. Однако, формируя и выражая волю судей как носителей судебной власти, не все органы могут олицетворять все судейское сообщество. Такие органы как собрания судей судов, конференции судей субъектов РФ, советы судей субъектов РФ, квалификационные коллегии судей субъек-

1 См.: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Спарк, 1995. - С. 104.

тов РФ формируют и выражают волю тех судей, которые образуют данные органы, что и закреплено и в их наименованиях. По признаку наличия представительства от всех судов лишь Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ и Высшая квалификационная коллегия судей РФ в полном смысле этого слова выражают волю всего судейского сообщества в Российской Федерации. Однако существование только названных структур значительно бы ослабило возможности судейского самоуправления, снизило бы возможности по обеспечению независимости судебной власти. В этой связи органы судейского сообщества как выразители воли профессиональной единой корпорации могут существовать только в системном качестве, т.е. как система органов, единство которой проявляется в единстве стоящих перед ней целей, задач, принципов;

в) органы судейского сообщества создаются с особой целью: для обеспечения независимости судебной власти, как одна из гарантий невмешательства кого-либо в деятельность по отправлению правосудия, для создания надлежащих условий для названной деятельности. Поэтому органы судейского сообщества призваны участвовать в деятельности по обеспечению правосудия;

г) если орган юридического лица может осуществлять любые виды деятельности, если это не запрещено законом, или не ограничено учредительными документами, то органы судейского сообщества, участвуя в системе государственного управления судами, могут выполнять только возложенные на них функции в рамках делегированных государством полномочий. При этом органы судейского сообщества финансируются не сообществом, а из федерального бюджета, через Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы.

Полагаем, намеченные нами признаки органа судейского сообщества позволят сопоставлять их и с другими частноправовыми и публично-правовыми явлениями в российском праве.

В соответствии с ст.29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном порядке органы судейского сообщества. В качестве таковых органов в указанном законе названы Всероссийский съезд судей - высший орган судейского сообщества, Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, которые формируются Всероссийским съездом судей.

Вопросы определения компетенции и порядка образования органов судейского сообщества разрешены Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» 2002 года, нормами которого установлена их система.

Система органов судейского сообщества представлена четырьмя типами органов судейского сообщества, выполняющих разные функции судейского самоуправления. К числу названных типов органов судейского сообщества относятся: съезд и конференции, советы судей, общие собрания судей, квалификационные коллегии судей. Видовой состав органов судейского самоуправления более разнообразен и обусловлен федеральным построением российского государства. Систему органов судейского сообщества

составляют: Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Российской Федерации, Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Действующие в Российской Федерации органы судейского самоуправления в законодательстве не названы как система. Однако в юридической литературе указывается на их системный характер2.

При отсутствии легального указания законодателя на системные качества органов судейского сообщества следует остановиться на анализе данного вопроса.

В философии нет однозначного толкования категории «система».

Термин «система» может пониматься и как определенный порядок в расположении и связи действий3, и как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство4. При этом для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность5.

Опираясь на выработанные в науке системообразующие факторы, проведем анализ совокупности органов судейского сообщества.

К числу системообразующих признаков6 относятся следующие:

Общность природного качества элементов, то есть элементы имеют только им присущие связи (общность происхождения, противостояние внешней среде и пр.), кооперация этих элементов приводит к созданию устойчивой системы.

Названные выше органы судейского сообщества связывает общность правовой природы - они являются органами публичной корпорации судей, на которые возложены государственно-властные полномочия в сфере управления судами. В силу этого органы судейского сообщества, независимо от их типа, имеют общую правовую основу образования и деятельности -только им присущий круг правовых норм; уникальную совокупность задач и функций, отдельные из которых более никто не выполняет; особую систему принципов организации и деятельности; осуществляют свои полномочия в порядке, обозначенном как федеральным законом, так и актами судейского самоуправления (регламентами, положениями).

Только данные органы выражают интересы всех судей в Российской Федерации и реализуют самоуправление судей. Причем каждый из четырех названных типов органов судейского сообщества несет свойственную только ему функциональную нагрузку. Поэтому выражение интересов судей всех судов в Российской

2 См.: Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Под ред. В.И. Радченко. -М.: Норма - ИНФРА-М, 1998. - С.142.

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1994. - С.708.

4 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - С.408.

5 Философский словарь...- С.408.

6 См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира. - М., 1985. - С.57-63; Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и процесс в современной России. - М.: Норма, 1998. - С. 62-63.

Федерации и во всех сферах жизнедеятельности судейского сообщества возможно благодаря совместному взаимодействию органов судейского сообщества, что приводит к созданию между ними устойчивых системных качеств и позволяет говорить о системе корпоративных органов.

Следует отметить также, что органы судейского сообщества, образованные из судей, не сливаются с органами судебной власти, поскольку имеют собственную организацию, построены на принципах общности для судов разных компетенций и уровней (за исключением собраний судов). Вместе с тем, построение судебной системы оказывает немаловажное значение на характер интересов судей, круг их актуальных профессиональных проблем, что не может не оказывать влияния на организацию органов судейского сообщества.

Взаимодополнение - дифференциация элементов до определенного предела ведет к укреплению и совершенствованию системы.

Сочетание интеграционных процессов наряду с дифференциацией проявляется в разграничении функционального предназначения каждого типа органов судейского сообщества. Вместе с тем только взятые воедино органы судейского сообщества осуществляют деятельность по самоуправлению по всех его аспектах.

При этом следует отметить отсутствие четкости в регулировании законодателем функциональной нагрузки таких органов судейского сообщества как съезды и конференции судей, советы судей, собрания судей, что обуславливает, в свою очередь, слабость функциональных взаимосвязей внутри системы корпоративных судебных органов.

Указанные факторы, на наш взгляд, оказывают негативное влияние на формирование единой общности судей, которая должна быть способна саморегулироваться и самовосстанавливаться.

Систему характеризует иерархичность, многоуров-невость построения.

Органы судейского сообщества представлены в виде неоднородных компонентов, с присущими им связями и отношениями. Органы судейского сообщества имеют двухуровневое построение, что предполагает выделение в качестве организационного принципа зависимость их построения от территориального деления Российской Федерации (за исключением собраний судей).

На уровне субъектов Российской Федерации самоуправление осуществляют конференции судей и действующие в период между их работой советы судей, а также квалификационные коллегии судей субъектов Федерации. На уровне Российской Федерации профессиональные интересы судей представляют Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ и Высшая квалификационная коллегия судей РФ, являющиеся высшими органами судейского сообщества.

Способность системы к самосовершенствованию, способность достраиваться.

Появление новых типов или видов органов судейского сообщества возможно лишь на основании федерального закона, посредством внесения изменений и дополнений в Закон об органах судейского сообщества при неизменности конструкций Федерального конституционного закона «О судебной системе Россий-

ской Федерации». При этом любое достраивание системы должно базироваться на сформулированной законодателем платформе целей, задач и принципов органов судейского сообщества, определяющих их суть.

Связи обмена как способ взаимодействия присущ любой системе.

В статье 16 Закона об органах судейского сообщества закрепляются информационные обязанности органов судейского сообщества в отношении друг друга: «Советы судей и квалификационные коллегии судей периодически обмениваются информацией о своей деятельности».

В отношении квалификационных коллегий судей предусмотрены особые способы информационного обмена, а также связи контролирующего характера. Так, в соответствии со ст. 17 Закона об органах судейского сообщества Высшая квалификационная коллегия судей знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей.

Наличие функциональных связей отражает устойчивые взаимосвязи между объективными явлениями, при этом изменение одних явлений вызывает определенное изменение других7.

Органы судейского сообщества не устроены как централизованная совокупность органов, с вертикалью вышестоящих и нижестоящих органов. Нет среди них и отношений линейной зависимости и подконтрольности. Тем не менее, функциональная зависимость между органами судейского сообщества прослеживается.

Так, Всероссийский съезд судей как высший орган судейского сообщества определяет стратегию развития органов судейского сообщества, принимает основные правила корпоративного поведения, а также решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности сообщества, в чем проявляется его направляющая роль.

Решениями Всероссийского съезда судей руководствуется Совет судей РФ, который функционирует в качестве высшего органа судейского сообщества в период между созывами съезда. Совет судей Российской Федерации является выборным органом, подотчетным только съезду. В подобной организационной модели предназначение Совета судей РФ видится в качестве исполнительного органа съезда, призванного обеспечить выполнение его решений, а также в качестве высшего органа судейского сообщества в период между работой Всероссийского съезда со всей полнотой полномочий последнего, за отдельными изъятиями, составляющими зону исключительных полномочий съезда.

Подобная же модель функциональных отношений существует между конференциями судей субъектов РФ и советами судей субъектов федерации.

Однако, исполнение решений съезда и конференций, решений советов судей требует наличия некого механизма реализации, которого у органов судейского сообщества нет в силу их работы на общественных на-

7 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - С. 504.

чалах, без собственных ресурсов жизнеобеспечения. Исполнимость актов органов судейского сообщества может быть достигнута, как нам видится, при наличии следующих условий: а) наличия материального и иного организационного обеспечения органов судейского сообщества, возложенного на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы, б) обязательности актов высших органов сообщества для других корпоративных органов, в) обязанности каждого члена судейского сообщества исполнять решения корпоративных органов, поскольку каждый судья является членом сообщества, г) наличия отношений координации и контроля между однотипными органами - советами судей и квалификационными коллегиями.

Если названное первое условие исполнимости зафиксировано нормами Закона об органах судейского сообщества, то три последующих прямо в тексте данного Закона не называются.

Обязательность актов высших органов судейского сообщества для других корпоративных органов обусловливается необходимостью создания механизма исполнения данных актов при отсутствии у высших органов собственных исполнительских ресурсов. Закон об органах судейского сообщества проблему исполнения, напрямую связанную с проблемой функциональных корпоративных связей, как нам думается, обошел вниманием. В этой связи следует указать, что на настоящем этапе большее влияние на формирование системных качеств между органами сообщества оказывают не нормы права, а нравственно-этические начала, существующие в судейском сообществе.

Считаем, что отсутствие прямого указания в тексте Закона об обязательности решений высших органов судейского сообщества для иных корпоративных органов, а также для всех судей как членов сообщества, делает систему органов корпорации нежизнеспособной, не способной к исполнению собственных решений, со слабыми функциональными связями. Такая система непременно потребует реформирования для придания ей действенности.

Наличие функциональных взаимосвязей объединяют Высшую квалификационную коллегию судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Так, Высшая квалификационная коллегия наделена координирующими полномочиями в отношении квалификационных коллегий судей субъектов РФ, поскольку изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий и дает рекомендации, направленные на единообразие практики, организует учебу членов этих коллегий.

По нашему мнению, указанных функциональных взаимосвязей не достаточно для выработки единства практики квалификационных коллегий. Необходимо решить вопрос о придании Высшей квалификационной коллегии полномочий по пересмотру решений, вынесенных квалификационными коллегиями судей субъектов РФ.

Закон об органах судейского сообщества такого права Высшей квалификационной коллегии не предоставил. Полномочия данного органа судейского сообщества определены законодателем исчерпывающим образом, иные полномочия могут устанавливаться лишь федеральными конституционными и федеральными законами.

Однако в Положении о квалификационных коллегиях судей, утвержденном Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 июля 2002 года, Высшей квалификационной коллегии предоставлено право пересматривать решения квалификационных коллегий судей субъектов федерации по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя районного суда в связи неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей. При этом Высшая квалификационная коллегия судей РФ, рассмотрев жалобу председателя, заместителя председателя районного суда на решение квалификационной коллегии судей субъекта РФ, досрочно прекратившей его полномочия, вправе оставить это решение без изменения, изменить решение, отменить решение и направить материал на новое рассмотрение в ту же квалификационную коллегию судей, отметить решение и оставить представление или обращение без удовлетворения.

Считаем, что наделение Высшей квалификационной коллегии полномочиями по пересмотру решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ и при наличии права на обжалование любых решений квалификационных коллегий в суд, будет еще более способствовать единообразию практики квалификационных органов сообщества, единству обеспечения статуса судей. Исходя из сказанного, необходимо внести изменения в Закон об органах судейского сообщества

и дополнить компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей полномочием по пересмотру отдельных решений квалификационных коллегий судей субъектов федерации, что, в свою очередь, укрепит системные свойства корпоративных органов данного типа.

Таким образом, между органами судейского сообщества прослеживаются определенные системнофункциональные связи, обеспечивающие функционирование судейского сообщества. Однако на сегодняшнем этапе развития органы судейского сообщества отличает неразвитость, слабость их взаимосвязей, что позволяет говорить о проблемах российской модели самоуправления и о перспективах развития системных качеств корпоративных органов. Очевидно, что недостаточная системная сопряженность предопределяется их негосударственной природой, децентрализованным характером построения, действием на общественных началах и отсутствием собственных ресурсов жизнедеятельности.

На основании проведенного анализа системных признаков следует сделать вывод о том, что органы судейского сообщества в Российской Федерации представляют систему корпоративных образований, которая характеризуется наличием упорядоченной совокупности элементов и системообразующими связями между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.