Нехаев Виктор Викторович
доктор исторических наук, профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого г. Тула
Нехаева Татьяна Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, член Квалификационной коллегии судей Тульской области, арбитражный заседатель Арбитражного суда Тульской области г. Тула
КОДЕКС СУДЕЙСКОЙ Э ТИКИ: НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ1
дей в РФ», судья, впервые избранный на должность, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои Обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справёдлйвым, как велят мне долг судьи и моя со-вёсть». Высказывается мнение о необходимости дополнения текста присяги упоминанием о соблюдений Кодекса Судейской этики.
3. В'силу конституционно-правового статуса судей,- законодатель предъявляет к ним повышенные требования, в том числе с точки зрения соблюдения морально-этических норм. Конкретизация этих норм содержится в Кодексе судейской этики. Вместе с тем, Кодекс устанавливает лишь общие рамки поведения. Решения ВККС РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ наполняют положения Кодекса конкретным жизненным материалом и правовым опытом.
Глава 1. Общие требования, предъявляемые к поведению судьи
Ст. 1. Обязанность судьи соблюдать правила этического поведения
В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РФ, руководствоваться Законом РФ «О статусе судей в РФ» и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливость, беспристрастность и независимость суда.
1. Согласно статье 3 Закона о статусе судей, в
1 Правовые акты даны по системе «Консультант плюс» по состоянию на 1,июля 2005.
ОДЕКС судейской этики - один из важнейших документов | судейского сообще-! ства, определяющий этические начала поведения и деятельности судьи. В соответствии с ФЗ от 14.03.2002 г. №30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в РФ», Всероссийский съезд судёй утверждает 'кодекс судейской этики. Кодекс - выражение воли всего судейского сообщества России.
Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.
1. В соответствии с принципом 10 «Основных принципов, касающихся независимости судебных органов», (далее - Основные принципы) лица, отбираемые на судейские должности, должны обладать моральной безупречностью и необходимыми способностями, имея соответствующую подготовку в области права. Ст. 119 Конституции гласит: судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.
2. Ст. 120 Конституции предусматривает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и Федеральному закону. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе су-
число требований, предъявляемых к судье, в том числе входит обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Данной норме корреспондирует ст. 1 Кодекса. Поскольку положения Конституции имеют прямое действие в системе правового регулирования, судья обязан в первую очередь руководствоваться Основным законом страны.
Кодекс говорит о необходимости соблюдения и других нормативно-правовых актов, которые могут быть распространены на судью как государственного служащего. Указом Президента РФ от 12.08.2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» рекомендовано лицам, замещающим государственные должности РФ, придерживаться принципов служебного поведения, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
Ст. 2. Приоритет в профессиональной деятельности судьи
Исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности.
Общее требование - исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи. Помимо этого, судья, в первую очередь, руководитель суда, может выполнять в рамках своей служебной деятельности ряд иных задач - взаимодействовать.с органами власти, средствами массовойинформации, осуществлять орга-низационно-управленческие функции и так далее, но при этом должен видеть приоритет в исполнении обязанностей по отправлению правосудия.
Ст. 3. Требования, предъявляемые к званию судьи
Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.
1. Европейская Хартия о статусе судей устанавливает, что статус означает обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности (п. 1.1). Комментируемая статья корреспондирует части 2 ст. 3 Закона о статусе судей.
2. В соответствии со ст. 9 Закона о статусе судей независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д.
Глава 2. Правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности
Ст. 4. Обязанности судьи при осуществлении правосудия
1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из
того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.
1.1. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ст. 46 Конституции целиком посвящена функции суда: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Суд как носитель публичной власти, как никто другой призван обеспечить это, защитив права и свободы человека и гражданина, соблюдя баланс общественных и частных интересов.
Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.
«Профессионализм судьи - совокупность знаний, интеллекта, культуры, нравственно-психологических качеств, которые ему необходимы для пол-, ноценного исполнения должностных обязанностей» ^ (из доклада председателя ВкКС В.В. Кузнецова на VI Всероссийском съезде судей). Одна из задач судопроизводства - своевременность рассмотрения дел («в установленный законом срок»), К сожалению, пропуск сроков, установленных процессуальным законодательством, в силу ряда обстоятельств объективного и субъективного, свойства, имеет общераспространенный характер в российском судопроизводстве. В.Ф. Яковлев, советник Президента РФ, считает, что «если суды перегружены, то нет ни доступности, ни качества принимаемых решений»1. Вместе с тем значительная загруженность судьи, отсутствие технических возможностей для своевременного рассмотрения дела сами по себе не являются факторами, исключающими дисциплинарную ответственность, а должны быть дополнены конкретными подтверждающими доказательствами со стороны судьи, принятия им всех возможных и необходимых мер для своевременного рассмотрения дел и материалов, в том числе постановки вопроса перед председателем суда о значительной нагрузке, либо иных уважительных обстоятельствах, приводящих к пропуску процессуальных сроков. В соответствии с разъяснением ВККС, возможно прекращение полномочий судьи по основанию профессиональной непригодности с учетом требований Кодекса в случае, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о том, что его действия умаляют авторитет судебной власти 2.
Статистика: «В большинстве случаев дисциплинарными проступками судей и руководителей судов признавались грубые или систематические нарушения процессуальных законов, повлекших волокиту при рассмотрении судебных дел, фальсификацию правовых актов, недостойное поведение» (из Доклада Председателя ВККС РФ В.В. Кузнецова).
2. Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную де
' Хозяйство и право. 2005. №7. С. 8.
3 Российская юстиция. 2001. №7. С. 43.
_ш
ятельность со стороны кого бы то ни было.
При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.
2.1. Право на справедливое разбирательство признается за каждым человеком и гражданином. Ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона. Аналогичное право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 14). Председатель ВС РФ В.М. Лебедев считает, что «проблема беспристрастности судьи может быть решена посредством соблюдения ряда условий объективного и субъективного свойства. К числу объективных условий следует от--нести последовательное обеспечение государством принципа разделения властей, гарантирующим самостоятельность судебной власти, независимость судьи при осуществлении правосудия, создание реальных условий такой независимости»1.
2.2. В соответствии со ст. 10 Закона о статусе судей всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы То ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке^ предусмотренных процессуальным законом.
3. Беспристрастность судьи выражается в одинаково ровном отношении в процессе судебного разбирательства, вынесении решения по делу к лицам, вне зависимости от их имущественного, должностного или йного положения. На профессиональную деятельность судьи не должны влиять факторы, исходящие со стороны кого бы то ни было, в том числе коллег либо руководства суда, родственников, друзей или знакомых судьи. Таким образом, беспристрастность - условие объективного, всестороннего рассмотрения дела и вынесения справедливого, обоснованного й законного решения.
3. Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.
Судья, при принятии им решения по делу должен быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, позиции государственных органов, от опасений перед критикой его деятельности. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.
4. Судья должен быть терпимым, вежливым,
тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.
Европейская Хартия о статусе судей устанавливает, что при исполнении своих полномочий судья должен проявлять расположение и уважение к людям (п. 1.5). Нравственные и этические требования, предъявляемые к судье, тесным образом переплетаются с его процессуально-правовыми обязанностями. Плохо отправлять правосудие - безнравственно. В процессе судья не должен проявлять неприязнь, брезгливость, нетерпимость, предвзятость, несдержанность2.
5. Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.
5.1. Комментируемая норма корреспондирует принципу 15 Основных принципов и п. 1.5 Европейской Хартии о статусе судей: при исполнении своих полномочий судья должен хранить тайны, сохранность которых доверена ему по закону.
5.2. Понятие «информация» содержится в ст. 2 ФЗ от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам,- к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель; информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Председатель ВС РФ В.М. Лебедев: «необходимо предусмотреть в процессуальном законодательстве право сторон ходатайствовать перед судом о.слушании дела в закрытом судебном заседании и установить круг оснований, позволяющих суду провести закрытое судебное заседание и в случаях, наиболее приближенных к требованиям норм международного права»3.
5.3. Формулировка ч. 5 ст. 4 Кодекса шире понятия «тайна судопроизводства»: судья не должен разглашать любую информацию, полученную в ходе как закрытого, так и открытого судебного разбирательства. Следовательно, во взаимоотношениях с прессой целесообразно обсуждение вопросов права, а конкретные обстоятельства и оценки могут даваться иными участниками судебного разбирательства - адвокатами, прокурором, пресс-секретарем суда и другими заинтересованными лицами.
Ст. 5. Правила поведения судьи при исполнении иных служебных обязанностей
1. Судья должен требовать от работников аппарата суда и своих, непосредственных подчиненных добросовестности и преданности своему делу.
1) для обеспечения полномочий суда вводится аппарат суда, осуществляющий делопроизводство, а также организационную, хозяйственную и иную деятельность вспомогательного характера. Судья как носитель судебной власти должен нацеливать всех работников аппарата суда на добросовестное исполнение своих обязанностей, предан-
' Российская юстиция. 2001. №6. С. 2-3.
2 Российская юстиция. 2001. №11-12.
3 Лебедев В.М. Судейская беспристрастность и социальный контроль за;судом // Российская юстиция. 2001. №7.
189
ности своему делу. Имеются ввиду действия судьи воспитательного характера по отношению к работникам аппарата суда, убеждение на собственном примере добросовестного отношения к делу. По мнению Председателя ВАС РФ A.A. Иванова, судейское сообщество характеризуется прочными корпоративными традициями1. Это предопределяет особо высокие требования к руководителям судов, обладающих правом ставить перед соответствующей квалификационной коллегией вопрос о дисциплинарной ответственности судьи. К числу непосредственных подчиненных относятся: помощник судьи, секретарь судебного заседания, специалист.
1.2) судье, имеющему организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей, следует предпринимать необходимые меры для обеспечения своевременного и эффективного исполнения ими своих обязанностей.
П. 1.6. Европейской Хартии о статусе судей предусматривает, что государство должно обеспечить судье средства, необходимые для успешного выполнения его задачи и, в частности, для рассмотрения дел в разумные сроки. Поэтому руководители судов-председатель и его заместители - обязаны предпринимать все необходимые меры для обеспечения своевременного и эффективного исполнения другими судьями своих обязанностей. В число этих мер входят вопросы финансово-материального, бытового свойства' (надлежащее медицинское обслуживание; решение жилищных вопросов), организационные (равномерное распределение дел,.^организация соответствующего рабочего места и условий труда, вопросы делопроизводства), кадровые (повышение квалификации, своевременное заполнение вакансий судьи, должное'функционирование аппарата суда, в том числе, фактическое наличие у судьи помощников, секретарей судебного заседания) и так далее. Ряд вопросов и в дальнейшем должен решаться администраторами судов и Судебным департаментом при ВС РФ.
Ст. 6. Правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации
Принцип 15 Основных принципов гласит: «Судьи обязаны хранить профессиональную тайну относительно своих совещаний и конфиденциальной информации, полученной в ходе работы вне открытого судебного разбирательства».
1. Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег.
Кодекс запрещает публично, комментировать судебные решения, не вступившие в законную силу и решения других судей. Следует согласиться, что они могут быть предметом обсуждения в профессиональном кругу, но только с самими судьями и толь
ко с профессиональной (без привязки к конкретному лицу) точки зрения. Так, председатель Ростовского областного суда, В.Н. Ткачев предлагает, что судья должен обладать правом подготовки резюме или коммюнике, разъясняющего существо решения для публики2.
2. Судья не может препятствовать стремлению представителей средств массовой информации освещать деятельность суда и, если это не будет создавать помех проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд, должен оказывать им необходимое содействие,-
2.1) Ст. 29 Конституции гарантирует свободу мысли и слова, а также свободу массовой информации. В ч. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод указано, что осуществление этих свобод, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями,ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
2.2) в соответствии с Постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 г. №79 «О практике работы по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей»., к числу основных форм регулирования конфликтов входит: использование положений законодательства о средствах массовой информации; обращение к судебным приставам; обращение в суд и ДР- .
. Президент России В.В. Путин в Заключительном слове на VI Всероссийском съезде судёй отметил: «Нужно своевременно и в полном объеме информировать общественность. Тогда у тех, кто пытается давить на суд через СМИ, не будет аргументов...».
. Ст. 7. Поддержание уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи.
Судья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.
1. Европейская Хартия о статусе судей: «Судья должен следить за поддержанием высокого уровня компетенции, которого при любых обстоятельствах требует вынесение решений по делам (п. 1.5). В соответствии с п. 2.3 Хартии статус обеспечивается подготовкой избранных кандидатов, посредством получения соответствующего образования, оплачиваемого государством. То есть, речь идет, по сути, о досудебной подготовке.
Председатель КС РФ В. Зорькин отмечает: «Требуется изменить подход к формированию судебных кадров. Парадокс состоит в том, что в США и Европе карьеру начинают как адвокаты, а заканчивают судьями. У нас, напротив, начинают работать судьями, а заканчивают адвокатами. Нередко источник пополнения судебных кадров - секретари и помощники судей, которые, в свою очередь, являются студентами вечерних и заочных юридических
1 Иванов A.A. Судья. 2005. №2
2 Ткачев В.Н, Закон. 2005. №5. С. 118.
_190
вузов» (из выступления на VI Всероссийском съезде судей).
2. В соответствии со ст.'20.1. Закона о статусе судей судья имеет право на повышение квалификации один раз в три года. Ст. 6!2. предусматривает, что к числу полномочий председателя суда относится организация работы по повышению квалификации судей. Поддержание квалификации - обязанность и самого судьи, которую он может и должен осуществлять в форме постоянного самообразования. Необходимость подобного связана, прежде всего, с нестабильностью российской правовой системы, постоянными изменениями в законодательстве.
Глава 3. Правила поведения судьи во внеслужебной деятельности
Ст. 3. Закона о статусе судей устанавливает такие ограничения: судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Ст. 8. Общие требования, предъявляемые к судье во внеслужебной деятельности
1. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности.
Безусловно, это общее моральное требование к государственному служащему любого ранга.
2. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим требованиям Закона о статусе судей и настоящего Кодекса,
■ Закон запрещает предпринимательскую деятельность для судьи,, а также все иные оплачиваемые виды деятельности. Исключение - научная, преподавательская, литературная и иная творческая деятельность. В соответствии с пп.7 п.1 ст. 14 Закона о статусе судей, полномочия судьи прекращаются в связи с занятием деятельностью, не совместимой с должностью судьи.
Статистика: 82 судьи выбыло из судейского сообщества по причине поступления на работу, не предусмотренную ст. 3 Закона о статусе судей (из Доклада Председателя ВККС РФ В.В. Кузнецова)
3. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.
Комментируемая норма вводит дополнительные ограничения для участия в общественной деятельности: если последняя не наносит ущерба авторитету суда - независимости, беспристрастности и так далее, а также надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.
4. Судья может взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомне
ние в его независимости и беспристрастности. В соответствии со ст. 10 Закона о статусе судей всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Председатель ВАС РФ A.A. Иванов отмечает: «Иногда попытки такого давления встречаются»1. Вместе с тем судья имеет право, а в некоторых случаях, обязан - взаимодействовать с публичными органами по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства.
5. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.
Данная норма ограничивает политические права и свободы судьи. В соответствии со ст. 9 ФЗ от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях.
6. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.
«В российской глубинке, где все друг друга знают, Немыслимо заниматься правосудием, если каждый может упрекнуть судью, что он не так воспитал сына, что у него супруг - пьяница, что он дружит и проводит свободное время в кругу жуликов», отмечает О. Марков2; '"'
7. СуДья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять1 на исполнение им профессиональных обязанностей. ■
7.1. Так, в соответствии с Общими принципами служебного повёдени:я государственных служащих, при угрозе возникновения конфликта интересов государственный служащий призван сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов. Например, председатель ВС РФ В.М. Лебедев указывает: «Не должно быть и таких ситуаций, когда супруг или родственники судьи извлекают какую-то выгоду благодаря своей близости к служителю правосудия, «неформально» представляют интересы какой-либо из сторон в процессе».
7.2. Обсуждаются предложения об обязанности представления декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности РФ. Подобное было установлено Указом Президента РФ от 15.05.1997 г. №484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, ведений о доходах и имуществе».
1 Выступление на «Радио России» 3.03.2005 г. // Официальный сайт ВАС РФ http://www.arbitr.ru.
2 Российская юстиция. 2001. №11. С. 45.
191
Ст. 9. Особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова.
Часть 1 ст. 9 воспроизводит принцип 8 Основных принципов, а часть 2 - принцип 9 того же международного акта.
1. Судья пользуется свободой слова, вероисповедания, правом участия в ассоциациях и собраниях. При этом он должен всегда вести себя таким образом, чтобы не умалять уважения к своей должности и сохранять независимость и беспристрастность.
Судьи имеют право на свободу собраний и ассоциаций, при условии, однако, что, пользуясь этими правами, судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы сохранять достоинство своего звания и не ставить под сомнение беспристрастность и независимость судебной власти (Принцип 8 Основных принципов). В соответствии со ст. 29 Конституции, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Ст. 28 Конституции гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания. В соответствии со ст. 31 Конституции, граждане имеют право проводить собрания, митинги и демонстрации.
Судья может участвовать только в деятельности ассоциации, созданной некоммерческими организациями. Статус таких ассоциаций определяется ст. 11 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Членами ассоциации могут быть только юридические лица. На основании вышеизложенного следует отметить, что формулировка Кодекса: «участие в ассоциациях» некорректна.
2. Судья обладает свободой создавать ассоциации судей или другие организации и правом вступать в них. для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости.
2.1) в соответствии со ст. 30 Конституции каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» последние могут создаваться для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.2) Часть 2 ст. 9 Кодекса воспроизводит принцип 9 Основных принципов. Участие судьи в данной профессиональной общественной деятельности определяются тремя обстоятельствами: необходимостью защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки, сохранения судейской независимости.
Следует учитывать и положение п. 1.8 Европейской Хартии о том, что судьи присоединяются через своих представителей профессиональных организаций к решениям, касающимся управления судебными органами, определения их средств и распределения их в рамках страны и на местном уровне. В данном случае, в соответствии с российским законодательством, судья участвует в публичной деятельности, прежде всего через органы судейского сообщества.
2.3) Федеральные законы о статусе судей и о
судебной системе не регламентируют права судей на участие в профсоюзах. ФЗ от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» носит общий характер, и прямо указывает, что возможны особенности в отношении профсоюзов судей.
3. Судья должен подать заявление о приостановлении своих полномочий в случае выдвижения кандидатом в депутаты органа законодательной (представительной) власти РФ, органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления либо на иную выборную должность.
3.1. Части 3-4 п. 1 ст. 13 Закона о статусе судей устанавливают, что полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случае участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ, а также избрании судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ. Норма, комментируемая ст. Кодекса, вводит более высокие требования к судье в сравнении с вышеуказанным Законом. Во-первых, это обязанность судьи: «судья должен» предпринять активные действия и самостоятельно уведомить квалификационную коллегию судей о наступлении данного обстоятельства. Неподача заявления о приостановлении своих полномочий влечет ответственность в соответствии с Кодексом. Во-вто-рых, вводится дополнительная разновидность публичной деятельности, занятие которой влечет приостановление полномочий судьи: выдвижение в депутаты представительного органа местного самоуправления. Под иной выборной должностью в контексте. данной нормы следует понимать властную деятельность, например, должность главы муниципального образования. Заявление о приостановлении полномочий подается на самой первой стадии выборного процесса - при выдвижении кандидатом.
Ст. 10. Особенности поведения судьи при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности
Судья вправе не в ущерб интересам правосудия совмещать основную работу с научной, преподавательской, лекторской и иной творческой деятельностью, в том числе носящей оплачиваемый (возмездный) характер.
1. Европейская Хартия о статусе судей устанавливает, что судья свободно занимается различными видами деятельности, помимо его полномочий, среди которых и те, которые являются выражением его прав гражданина. На занятие какой-либо деятельностью, помимо деятельности судьи, иной, чем литературная или художественная деятельность, которая должна оплачиваться, должно быть получено предварительное согласие на условиях, установленных статусом. Представляется целесообразным внести соответствующие изменения в закон о статусе судей и Кодекс.
2. Комментируемая статья корреспондирует п. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ», которая предписывает, что судья не вправе совмещать ра-
132
боту в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью. Однако акценты расставлены поиному, если Закон РФ запрещает, то Кодекс дозволяет, обуславливая дозволение определенным условием..
3. Данная деятельность регламентируется Кодексом вне зависимости от ее возмездия, рассматривается как таковая по факту наличия. Нанесение ущерба интересам правосудия следует оценивать с точки зрения исполнения трудовых обязанностей судьи. Отсутствие отмененных судебных решений, нарушения сроков рассмотрения дел, обоснованных жалоб граждан и иных лиц - основные показатели качества судебной работы. Следует учитывать необходимость наличия времени на отдых, так как здоровье судьи является залогом для успешной работы. Судья должен повышать квалификацию не только в рамках получения обязательных государственных образовательных программ, но и в качестве самообразования в свободное от работы время.
Глава 4. Ответственность судьи за нарушение требований ностоящего кодекса
Ст. 11. Дисциплинарная ответственность судей
1. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей и положений настоящего Кодекса) на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи.
1. Принцип 18 Основных принципов предусматривает, что судья подлежит приостановлению ему полномочий или освобождению от должности лишь по причине неработоспособности или за поведение, несовместимое с судейским званием. Принцип 19 устанавливает, что все процедуры, связанные с дисциплинарной ответственностью, приостановлением полномочий и освобождением от должности, должны строиться в соответствии с установленными нормами поведения судей.
2. Правовым основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является, во-первых, нарушение норм Закона о статусе судей, а, во-вторых, положений настоящего Кодекса. Дисциплинарное взыскание за совершенное нарушение' «может быть наложено», а не «налагается», то есть, относится к усмотрению соответствующей квалификационной коллегии судей. Часть 1 ст. 11 Кодекса корреспондирует п. 1 части 1 ст. 12.1. «Дисциплинарная ответственность судей» Закона о статусе судей.
3. При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку.
3.1) К числу учитываемых факторов относятся: обстоятельства совершенного проступка; ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи; личность судьи; его отношение к совершенному проступку. Обстоятельства совершенного про
ступка должны быть исследованы полно, всесторонне, объективно свидетельствовать о совершенном проступке, подтверждаться неоспоримыми доказательствами, исключать субъективное негативное отношение к судьбе лиц, участвующих в споре или дающих показания, перепроверяться показаниями незаинтересованных лиц, либо материалами (статическими и иными). Квалификационная коллегия судей нацеливает судью и соответствующий суд на ликвидацию обстоятельств, способствующих совершению дисциплинарного проступка, недопущению его впредь.
Ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, заключается в степени вреда, причиненном правам и свободам граждан и иных лиц; размеру имущественной ответственности государства гражданину либо организации по неправосудному решению, вынесенного судьей; мере неэтичного поведения; общественном резонансе; и так далее. Личность судьи определяется его стажем безупречной службы; возрастом; семейным положением, наличием иждивенцев; состоянием здоровья;-государственными наградами и заслугами перед Родиной, иными факторами. Отношение к совершенному проступку определяется деятельным раскаянием; осознанием своей вины; действиях, направленных на ликвидацию причиненного ущерба авторитету судебной власти и званию судьи; недопущению их в дальнейшем.
Глава 5. Порядок вступления в силу и пределы действия настоящего кодекса
Ст. 12. Пределы действия настоящего Кодекса
Настоящий Кодекс устанавливает правила поведения судьи в прдфессиональной и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи РФ, независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.
Круг субъектов, регламентируемых Кодексом: судья; судья, осуществляющий организационно-управленческие функции - («независимо от занимаемой должности»); судья, находящийся в отставке, но сохраняющий звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Правила поведения судьи, установленные Кодексом, обязательны для исполнения, т. е. носят императивный характер.
Ст. 13. Порядок вступления в силу настоящего Кодекса
Со дня утверждения настоящего Кодекса признать утратившим силу Кодекс чести судьи РФ, утвержденный Постановлением Совета судей РФ от 21 октября 1993 г.
Кодекс чести судьи РФ, действовавший более 11 лет, утратил силу со дня утверждения Кодекса судейской этики 2 декабря 2004 г.
Заключение от авторов
Нынешним российским судьям досталось непростое наследство. Великий Владимир Даль, изучая народное творчество, сделал в своем словаре живого великорусского языка сноску к статье «Судить»: «У нас не было ни одной пословицы в похвалу-
193
судам...». С другой стороны: должны ли суд и судьи вообще быть любимыми народом? И здесь уместно процитировать слова председателя ВККС РФ В.В. Кузнецова: нужно «просто гордиться тем, что обращение «Ваша честь» по отношению к представителям судейского корпуса, сегодня звучит все более естественно, искренне и уважительно. Ради это го стоило и стоит работать» 1. Этой цели и служит Кодекс судейской этики.
Список использованных правовых актов, судебных решений, международных документов и научных публикаций:
Список правовых актов:
1. Конституция Российской Федерации
2. Кодекс судейской этики, утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года // Российская юстиция. 2005. № 1-2; Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005, №2.
3. Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержден Постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года (утратил силу).
4. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
5. Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 2002 г. №30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»
6. Федеральный конституционный закон'Российской Федерации от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном ■суде Российской Федерации»
7. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации»
8: Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» '
'' : 9. Закон Российской Федерации; от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в: Российской Федерации»
10. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
11. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. №3612-1
12. Гражданский кодекс Российской Федерации
13. Трудовой кодекс Российской Федерации
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
15. Уголовный кодекс Российской Федерации
16. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
17. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
18. Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
19. Федеральный закон Российской Федера-
ции от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной вла сти в государственных средствах массовой информации»
20. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне»
21. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»
22. Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
23. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
24. Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
25. Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях»
26. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
27. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
28.;.Федеральный.закон Российской Федерации от .19.мая 19.95 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
29. Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
30. Закон Российской Федерации от 10 июля
1992 г. №3266 1 «Об образовании»
31; Закон Российской Федерации от 9 июля
1993 г. №535.1-1 «Об авторском праве и смежных правах»
.32. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации»
33- Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
34. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»
35. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. №484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, ведений о доходах и имуществе»
36. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2005 г. №383
37. Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2003 г. N2 4963)
' Кузнецов В.В. Российская юстиция. 2003. № 8. С. 2.
_194
38. Кодекс профессиональной этики адвоката / принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.
39. Кодекс этики аудиторов России / принят Минфином РФ 28 августа 2003 г., протокол №16
Список судебных актов и международных документов:
Всеобщая декларация прав человека Международный пакт о гражданских и политических правах
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
«Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов», приняты Седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (6 сентября 1985 г.), одобрены 40-сессией Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция 40/146 от 13 декабря 1985 г.)
Европейская Хартия о статусе судей Постановлением совместного Пленума Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации №16/17 от 12 ноября 2001 г. «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. №6' «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Фёдерации от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»
Положение о квалификационных коллегиях судей, утверждено Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 июля 2002 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. N910.
Регламент Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации
Рекомендации Совета судей Российской Федерации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей / Постановление Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. №79 // Российская юстиция. 2003. №3. С. 9-10.
О проекте Кодекса судейской этики // Российская юстиция. 2004. №3. С. 74.
Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов / Постановление Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. №101 // Российская юстиция. 2003. №9.
О создании комиссии Совета судей Российской Федерации по этике / Постановление Совета судей Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. №116
О создании комиссий Совета судей Российской Федерации / Постановление Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. №52 //
Российская юстиция. 2001. №7.
О компетенции Совета судей субъекта Федерации / Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 12 февраля 1997 г. // Российская юстиция. 1997. №4.
О Концепции информационной политики судебной системы / Постановление Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. №60 // Рос-, сийская юстиция. 2002. №4.
О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи / Постановление Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. №86
О мерах по устранению нарушений процессуальных сроков разрешения уголовных и гражданских дел / Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 10 июня 1999 г. // Российская юстиция. 2002. №10.
О результатах эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи и перспективах использования методов психодиагностики в кадровой работе / Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2002 г. // Российская юстиция. 2002. № 10.
«О'внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // Законопроект №156898-3.
Постановление Совета судей Российской Фе-' дерации от 20 апреля 2001 г №52 // Российская юстиция.'2001, №7.
Научные и справочные материалы:
Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Том 4. С. 355.
Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: официальное издание. М., 2004. Том 4, книга 1, С. 929.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Статистический бюллетень «Состав работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу работы» на 1 января 2005 года.
Жеребцов А. Соблюдение кодекса чести - обязанность судьи // Российская юстиция. 2000. №5.
Зорькин В. Мздоимство в судах стало одним из самых мощных коррупционных рынков: интервью // Известия. 2004. 25 окт.
Иванов A.A. Интервью Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ // Политический журнал. 2005. №12 (63). 4 апр.
Иванов A.A. Выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на «Радио России» 3 марта 2005 г. // Официальный сайт ВАС РФ http://www.arbitr.ru
Какие условия дают судье право на отставку // Российская юстиция. 2001. №7. С. 43.
Калинников И.В. Судейская этика: история и современность // Российский судья. 2003. №11. С. 13-19.
Камакин А., Сухова С. Главный арбитр II Итоги. 2005. 16 авг. №33 (479).
195
Клеандров М.И. Статус судьи: учебное пособие. Новосибирск, 2000. 443 с.
Комаров А.Н. Информирование общественности о деятельности судов // Официальный сайт ВС РФ: http://www.supcourt.ru
Колоколов H.A. Дисциплинарная ответственность судей: первые результаты научного осмысления // Российский судья. 2005. №5. С. 46-48.
Кузнецов В.В. // Российская юстиция. 2003. №8. С. 2
Кузнецов В.В. Выступление на V1 Всероссийском съезде судей // Официальный сайт ВС РФ: http:/ /www.supcourt.ru
Куликов В. Телефонное право подсудно // Российская газета. 2005. 6 сент. С. 1.
Пашкина Н. Обеспечение единообразия судебной арбитражной практики // КонсультантПлюс: ежемесячный информационный бюллетень. 2005. №8 (119).
Лебедев В.М. Выступление на V1 Всероссийском съезде судей II Официальный сайт ВС РФ: http: II www.supcourt.ru
Лебедев В.М. Судейская беспристрастность и социальный контроль за судом И Российская юстиция. 2001. №7. С. 2-4.
Марков О. Нравственные начала судейской профессии (опыт и размышления) // Российская юстиция. 2001.. №11, 12. С..43-45.
Марович Дж. За хрупкий приз, который зовется репутацией.-// Российская юстиция. 2001! №6.
Машкина Т. Судья независим, но его решения подконтрольны // Российская юстиция. 2003. №11. С. 2-3. . . .. .
Наумов O.A. Авторитет правосудия: мелочей не бывает // Официальный сайт. Верховного Суда Рос-
сийской Федерации: http://www.supcourt.ru
Одинцов П. Суды и СМИ: принципы и технология эффективного взаимодействия // Российская юстиция. 2004. №6. С. 18-19.
Панкратов В. От дисциплинарной ответственности - к дисциплинарному судопроизводству // Российская юстиция. 2004. №3. С. 48-50.
Потапенко C.B. Честь и достоинство судьи II Российский судья. 2001. №5. С. 4-6.
Российская юстиция. 2003. №7. С. 7.
Сайкин Л., Грузд Б. Невозможно быть беспристрастным, рассматривая отвод самому себе II Российская юстиция. 2003. №11. С. 18-19.
Ткачев В. Н. От Кодекса чести судьи к Кодексу судейской этики // Российская юстиция. 2003. № 4. С. 68-70.
Ткачев В.Н. От Кодекса чести к Кодексу этики II Закон. 2005. №5. С. 116-119.
Фоков А. О Кодексе судейской этики в Российской Федерации // Российский судья. 2002. №12. С. 2-3.
Фоков А. Судейская этика по делам о праве собственности // Российский судья. 2003. №11. С. 2-3.
Фоков А.П. Честь, достоинств и деловая репутация как объекты гражданских прав // Российский судья. 2005. №5. С. .2-3.
Цепляева Г., Яблокова И. De facto и de jure судейского сообщества // Российская юстиция. 2001. №11. .
Этика судьи: практическое пособие для судей /Ред. Радутная Н.В.М.,2002. 209 с.
Яковлев В.Ф. Совершенствование экономического законодательства и его правоприменения // Хозяйство и право. 2005. №7-С. 4-9.
■
1Я6