Научная статья на тему 'Органы судейского сообщества, их формирование и взаимодействие с судебной властью'

Органы судейского сообщества, их формирование и взаимодействие с судебной властью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1274
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы судейского сообщества, их формирование и взаимодействие с судебной властью»

положении с разбором жалоб трудящихся"// СЗ СССР. - 1936. -№31. - Ст. 274; Постановление комиссии советского контроля при СНК СССР от 22-26.05.36 г. "О рассмотрении жалоб трудящихся"// СЗ СССР. - 1936. - №31. - Ст. 276 и др.

11 .Постановление президиума Уральского облисполкома № 6504 от 3.11.33 г. "О состоянии работы комиссии по разбору жалоб при облисполкоме"// ГАКО. Ф.594. Оп.З.Д.23. Л100; Постановление президиума Уральского облисполкома №6365 от 7.10.33 г. "О состоянии работы по рассмотрению жалоб в Сарапульском, Катайском, Мокроусовском и др. районах"// ГАКО. Ф. 594. Оп.З. Д.23. Л.91; Постановление 3-го пленума комиссии советского контроля при Челябинском облисполкоме (1936 г.) "О рассмотрении жалоб трудящихся"// Власть Советов. - 1937. - №4. - С. 28.

12.ГАПО. Ф.608. Оп.2. Д.64. Л.82.

13.ЦДООСО. Ф.4. Оп. 11. Д.196. Л.1.

14.ГАКО. Ф.567. Оп.1. Д.224. Л.55.

15.ГАСО. Ф.88. Оп. 1. Д.45186. Л.24.

16.ГАЧО. Ф.274. Оп.З. Д.22. Л. 101.

17.ГАОПДКО. Ф.11. Оп.1. Д.634. Л.32.

18.ГАКО. Ф.755. Оп.1. Д.364. Л.1-3.

19.ГАКО. Ф.594. Оп.З. Д.39. Л.2.

20.ЦДООСО. Ф.4. Оп. 11. Д.186. П.1-2.

21.Подсчитано по материалам: ГАКО. Ф.567. Оп.1с. Д.8. Л.387-466.

22.ЦДООСО. Ф.4. Оп. 11. Д.194. Л.58.

23.ГАКО. Ф.594. Оп.З. Д.23. Л.41.

24.ГАЧО. Ф.274. Оп.З. Д.22. Л. 102.

25.ЦДООСО. Ф.4. Оп. 11. Д.475. П.38.

26.ГАСО. Ф.88. Оп.1. Д.3822. Л.49.

27.ГАПО. Ф.608. Оп.2. Д.90. Л.25.

28.ГАСО. Ф.88. Оп. 1. Д.3822. Л.100.

29.Подсчитано по материалам ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 11. Д. 475. Л. 5.

30.Подсчитано по материалам ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 11. Д. 194. Л. 8.

31.ГАЧО. Ф. 274. Оп. 3. Д. 769 а. Л. 22-23.

32.ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 11. Д. 140. Л. 12.

33.ГАПО. Ф.608. Оп.2. Д.117. Л.89.

34.ГАКО. Ф.594. Оп.З. Д.23. Л.41.

35.ГАЧО. Ф.274. Оп.6. Д.1. Л.1-20.

36.ГАОПДКО. Ф.351. Оп. 1. Д.366. Л.46.

37.ГАКО. Ф.755. Оп.1. Д.377. Л.27.

38.Подсчитано по материалам ГАСО. Ф. 88. Оп. 1. Д. 4368. Л. 1-153.

ЗЭ.Сталин И.В. Итоги первой пятилетки // Соч.: В 13 т.- М.: Госполитиздат, 1951. - Т. 13.

40. Отчет о деятельности Уральского облисполкома за 1929-1931 гг. -

Свердловск, 1931.

41.КК-РКИ в борьбе с бюрократизмом за улучшение работы госаппарата: Материалы к отчету Обл КК - РКИ на 12 Уральской областной партконференции. - Свердловск: Партиздат, 1934

42.Хрестоматия по истории Курганской области (1917-1945 гг.) /Под ред. И.Е.Плотникова. - Курган, 1997.

43.Советская юстиция. -1932. - № 28.

44. Отчет о деятельности Уральского облисполкома за 1929-1931 гг. -

Свердловск, 1931.

45.Известия ВЦИК - 1931. - №83. - 25 марта.

46.КК-РКИ в борьбе с бюрократизмом за улучшение работы госаппарата: Материалы котчетуобл. КК-РКИна 12 Уральской областной партконференции. - Свердловск: Партиздат, 1934.

47. Уральский рабочий. - 1933. - 16 ноября.

48.КПСС в резолюциях... - М., 1985. -Т.6.

49.Советская юстиция. -1932. - № 25-26.

50.Бюллетень Уралобкома ВКП(б). - 1930. - №7.

51 .Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. - М.: Юристь, 1997.

52.Брагинский М. Обязательные постановления райисполкомов и революционная законность //Власть Советов.-1933. -№20.

53.Ефимочкин В. Работа сельских общественных судов в весенней посевной компании // Власть Советов. - 1933. - № 8.

54.Иванова М.А. Борьба за хлеб в уральской деревне в 1932-33 гг. // История Советской России: новые идеи, суждения: Тез. докл. -Тюмень, 1991.

55.Лебединский В.Г. Сельский Совет и социалистическая законность. -М.: Изд-во Ведомостей Верховного Совета РСФСР, 1939.

56.Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940 гг.: Учеб. пособие для высшей школы. - М., 1998.

57. Попова В. И. Работа местных Советов депутатов трудящихся по

обеспечению социалистической законности. - М.: Госюриздат, 1959.

58. Теория государства и права: Учеб.для юридич. вузов и ф-тов/Под

ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М..ИНФРА НОРМА, 1997. - С. 232-233.

59.Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия /Под ред. М.Ю.Тихомирова. - 5-е изд., доп. и перераб. - М., 2001.

Абдулин Роберт Семенович

заслуженный юрист РФ, канд. пед. наук, проф.

1

ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СУДЕБНОЙ ВЛАСТЬЮ

Концепция судебной реформы 1991 года рассматривала отсутствие сплоченной и независимой судейской корпорации, имеющей вес в государственной деятельности и сознательно реализующей интерес права как одно из проявлений кризиса судебной системы. Создание независимой и влиятельной судейской корпорации, обладающей определенными организационными началами и активно влияющей на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием, рассматривалось в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 года № 1801-1 Концепция об органах судейского сообщества получила официальное утверждение и послужила основой для принятия последующих законодательных актов, определяющих порядок формирования и полномочия Совета судей РФ и советов судей субъектов Федерации, квалификационных коллегий судей.

Впервые проект Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" был внесен Верховным судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным судом Российской Федерации в Государственную Думу, которая приняла его в первом чтении еще 11 июня 1998 года.

В течение последующих четырех лет рабочая группа Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрела большое количество замечаний и предложений, в том числе более 200 поправок, поступивших в порядке законодательной инициативы от субъектов Федерации и вызвавших большую дискуссию в средствах массовой информации. В результате длительной, большой работы членов рабочей группы текст был значительно улучшен и рассмотрен Советом Государственной Думы 27 апреля 2000 года; тем не менее еще оставались разногласия, которые затянули принятие закона более чем на год и, наконец, 19 марта 2002 года вступил в силу Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" [1].

Таким образом, принятие данного закона является важным достижением реализации одной из идей Концепции судебной реформы, сформулированной на I Всероссийском съезде судей в октябре 1991 года и в принятых съездом документах.

Значительно позже, в феврале 1997 года, рассматривая предложения и ходатайства об установлении про-

фессионального праздника судей - "Дня правосудия", Президиум Совета судей Российской Федерации в своем постановлении отметил: "Судебная власть является не профессиональной хозяйственной отраслью либо ведомством, а самостоятельной составляющей государственной власти в Российской Федерации, а судейское сообщество - не профессиональное объединение работников, а корпорация носителей государственной (судебной) власти". Тем самым Президиум Совета судей РФ отделил судейское сообщество от общественных объединений и показал сложную правовую природу формирования органов судейского сообщества, поскольку, с одной стороны, они наделены государственно-властными полномочиями, а с другой стороны, не обозначены в числе органов власти [2].

В зарубежном праве, в частности, в административном праве Германии, существуют такие коллективные субъекты, как публично-правовые корпорации, которые по целям и задачам, способу формирования имеют некоторую схожесть с судейским сообществом в Российской Федерации. Они создаются для определенных целей - организации деятельности в какой-либо области, координации работы и обеспечения защиты интересов людей, работающих в данной области, и исполняют некоторые управленческие задачи, для чего наделяются властными полномочиями.

"Корпорации (юридические лица) публичного права, - пишет в своей работе "Основы административного права Германии" Л.А. Мицкевич, - выступают, с точки зрения права, самостоятельными субъектами, осуществляющими государственное (публичное) управление, и представляют собой основанные на членстве объединения физических лиц (в исключительных случаях - юридических лиц). Признаками корпорации являются, во-первых, наличие специального органа, формирующего и выражающего волю корпорации вовне, во-вторых, независимость от изменения состава членов корпораций их состояния. Типичные примеры публично-правовых корпораций - палаты адвокатов, палаты врачей, аудиторов, торгово-промышленные палаты. Членство в корпорациях во всех случаях возникает в силу закона (в том числе возможно и обязательное членство) [3].

Таким образом, представляется возможным отнести судейское сообщество, существующее в Российской Федерации, на основании некоторых выделенных признаков как раз к таким публично-правовым корпорациям, что в свою очередь объясняет основные принципы формирования его органов и наделение такого органа, как квалификационная коллегия судей, государственно-властными полномочиями, то есть, с одной стороны, органы судейского сообщества создаются для выражения интересов судей, а с другой стороны, могут лишать их полномочий и привлекать к дисциплинарной ответственности.

К сожалению, такая конструкция, как "публичная корпорация", применительно к органам судейского сообщества, как отмечает в своей статье "Правовая природа квалификационных коллегий судей" Т. Машкина, ни в отечественной науке, ни в законодательстве не разрабатывалась [4]. Хотя в реальности они создаются и действуют, как, например, адвокатура,[5] нотариат [6], саморегулируемые организации арбитражных управляющих [7].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод об основных принципах формирования судейского сообщества и его органов, которые и определяют их правовую природу:

1) судейское сообщество образуется на основании закона и от инициативы судей данный вопрос не зависит;

2) отсутствует добровольность создания судейского сообщества;

3) судейское сообщество в Российской Федерации образуют специальные субъекты - судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации и являющиеся непосредственными носителями государственной (судебной) власти;

4) судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации становятся членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку;

5) судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья остается членом судейского сообщества до момента вступления в силу решения о прекращении его полномочий и беспрепятственного выхода из судейского сообщества быть не может;

6) государственная регистрация органов судейского сообщества не требуется, поскольку они формируются и действуют для выражения интересов судей в соответствии с Федеральными конституционными законами и Федеральными законами;

7) органы судейского сообщества, обладая властно -регулятивными полномочиями, осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

8) советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей за принятые решения неподотчетны органам, их избравшим;

9) органы судейского сообщества работают на общественных началах, а содержание их аппарата, учреждение печатных изданий, финансовое и материально-техническое обеспечение возлагаются на Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации и входящие в его систему органы, которые, в свою очередь, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, судейское сообщество - это судейский корпус (работающие судьи и судьи в отставке), обязанный выполнять требования, определенные в законе "О статусе судей в Российской Федерации", несоблюдение которых, при определенных условиях, может повлечь исключение нарушителя из сообщества. Судейское сообщество через формируемые ими постоянно действующие органы, наделенные государством властно - регулятивными полномочиями по отношению к своим членам, содействует в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защищает права и законные интересы судей, участвует в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждает авторитет судебной власти и обеспечивает выполнение судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

В соответствии с Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов Российской Федерации;

Совет судей Российской Федерации;

советы судей субъектов Российской Федерации;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Деятельность этих органов регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми самими органами.

Вершину пирамиды органов судейского сообщества занимает Всероссийский съезд судей, являющийся высшим органом судейского сообщества, представляющий интересы судей общих, арбитражных и военных судов Российской Федерации.

Всего проведено шесть съездов судей Российской Федерации и последний из них (VI Всероссийский съезд судей РФ) состоялся в ноябре 2004 года.

В период между Всероссийскими съездами судей полномочия высшего органа судейского сообщества осуществляет Совет судей Российской Федерации с учетом представительства в нем судей всех юрисдикций от 89 субъектов Федерации.

В настоящее время Совет судей Российской Федерации состоит из 114 человек (от Конституционного Суда - 1, судов обшей юрисдикции -89, арбитражных- 15 и во-енных-9).

На каждом съезде избираются новые составы Совета судей и Высшей квалификационной коллегии.

Кандидаты в состав Совета судей выдвигаются съездами, конференциями и собраниями судей и избираются Всероссийским съездом, открытым голосованием.

Работа Совета судей РФ организуется в секциях, образуемых членами Совета от общих, арбитражных и военных судов, и на пленарных заседаниях, которые проводятся 2 раза в год.

Для обеспечения более эффективной работы в Совете судей образованы 9 комиссий, которые на своих заседаниях, проводимых по мере необходимости, обсуждают различные вопросы обеспечения судебной деятельности и готовят предложения и рекомендации для рассмотрения на пленарном заседании Совета судей.

Из своего состава Совет судей избирает председателя Совета, трех его заместителей, которые одновременно являются председателями секций Совета, и президиум.

Президиум Совета создается для оперативного коллегиального рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Совета, и отчитывается о своей деятельности на очередном пленарном заседании Совета.

Рассматривая правовое положение и установленные законодателем правомочия органов судейского сообщества, по проблемам взаимодействия судебной власти с судейским сообществом, можно выделить следующие ключевые направления такого взаимодействия:

1) участие органов судейского сообщества в организационном, финансовом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) участие органов судейского сообщества в кадровом обеспечении судебной деятельности;

3) участие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

4) участие в утверждении авторитета судебной власти.

Каждое из этих важнейших направлений регулируется, как правило, соответствующими нормативными актами, что определяет и легитимность принятых решений. Например, Федеральным конституционным законом "О

судебной системе Российской Федерации" установлено, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" [8].

Поэтому Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов обязательно во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением. Представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.

Федеральным законом "О финансировании судов Российской Федерации" вышеприведенные положения урегулированы более детально. Согласно которому установлено, что с согласия Совета судей Российской Федерации может осуществляться уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5%.

Уменьшение же размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 % может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.

Например, в апреле 1998 года Министерство финансов Российской Федерации со ссылкой на решение Правительства Российской Федерации сообщило о сокращении финансирования расходов на содержание федеральной судебной системы на текущий год на 26,2%.

Совет судей Российской Федерации, обсудив указанное обращение, отказался дать согласие на сокращение бюджета судебной системы и потребовал от Минфина восстановления финансирования в полном объеме, предусмотренном Федеральным законом от 26.03.98 года "О федеральном бюджете на 1998 год".

Постановление Совета судей Российской Федерации было направлено Министру финансов 20 августа 1998 г. Однако и после этого финансирование судебной системы в полном объеме не осуществлялось.

Тогда Президиум Совета судей Российской Федерации, усмотрев в действиях Министра финансов Российской Федерации признаки преступлений, предусмотренных ч.2 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и ст. 315 УК (неисполнение приговора суда, реше-

ния суда или иного судебного акта), принял Постановление от 2 сентября 1998 г., которым просил Генерального прокурора РФ о возбуждении уголовного дела в отношении Министра финансов Российской Федерации М.М.Задорнова и других должностных лиц, виновных в незаконном сокращении бюджета судебной системы на 1998 год и неисполнении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 23-П" [9].

Достаточно серьезным направлением взаимодействия органов судейского сообщества и судебной власти является и кадровое обеспечение судебной деятельности, которые можно разбить на следующие контрольные и организационные правомочия:

1) Совет судей Российской Федерации дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. Советы судей субъектов Российской Федерации дают согласие на назначение на должность и освобождение от должности начальников управлений (отделов) Судебного департамента;

2) Совет судей РФ заслушивает годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, а советы судей субъектов Российской Федерации заслушивают отчеты начальника управления (отдела) Судебного департамента, об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

3) Совет судей РФ утверждает перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

4) Советы судей всех уровней возбуждают ходатайства о награждении государственными наградами судей;

5) разрабатывают Рекомендации Совета судей РФ, в частности, по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.

Особенно широкие полномочия в решении кадровых вопросов судебной власти законодатель предоставил квалификационным коллегиям судей.

В структуре органов судейского сообщества квалификационные коллегии судей занимают особое место. Это постоянно действующие органы, являющиеся основным рабочим инструментом судейского сообщества по формированию судейского корпуса, а также по контролю за соблюдением его членами Кодекса судейской чести.

О значении и особом положении этих органов судейского сообщества как для общества в целом, так и для судебной власти в частности, говорит то, что из четырех глав Закона о судейском сообществе более двух глав полностью посвящены регулированию деятельности квалификационных коллегий.

В сфере формирования кадров судейского корпуса эти органы судейского сообщества являются единственными, которые реально осуществляют профессиональный отбор претендентов на судейские должности. И хотя квалификационные коллегии судей являются важнейшим звеном в системе органов судейского сообщества, в научной литературе почти нет работ по данной теме. А в немногочисленных публикациях, посвященных квалификационным коллегиям судей, авторы, как правило, не уделяют внимания вопросу их правовой природы, ограничиваясь лишь изложением их полномочий.

Несомненно квалификационные коллегии играют важную роль в укреплении судебной власти, ее независимости и совершенствовании правосудия в целом. Эта роль выполняется путем формирования и совершенствования судейского корпуса, так как именно квалификаци-

онные коллегии проводят важную по содержанию и большую по объему работу, связанную с отбором профессионально подготовленных и имеющих необходимые моральные и деловые качества кандидатов на судебные должности. Важное значение имеет деятельность коллегий по рассмотрению жалоб на действия судей и материалов о приостановлении и прекращении их полномочий, поскольку определение позиций судейского сообщества к нарушениям судьями этических норм поведения и проступкам является непременным условием обеспечения чистоты судейских кадров и повышения авторитета судебных органов в российском обществе.

При квалификационных коллегиях образуются экзаменационные комиссии по приему экзаменов у претендентов на судейские должности.

Законом о судейском сообществе, в частности, установлено, что Высшая квалификационная коллегия судей РФ:

1) рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, их заместителей и представляет Президенту Российской Федерации свои заключения;

2) рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет, соответственно, Председателю Верховного суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного суда Российской Федерации свои заключения;

3) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

4) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

5) осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и районных судов), а также судей Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских)военных судов;

6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;

7)присваивает судьям первый и высший квалифика-

ционные классы;

8) налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка;

9) утверждает Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

10) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;

11) знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;

12) принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации.

В свою очередь, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации на своем уровне также наделены сопоставимым объемом правомочий в кадровой сфере.

В частности, ст. 19 Закона о судейском сообществе установлено, что квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, - в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Итак, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

2) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

3) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

4)организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;

5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей со-

ответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 указанного Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

6) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

7) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарных проступков.

В связи с этим ст. 15 Закона о судейском сообществе установлено, что советы судей и квалификационные коллегии судей вправе запрашивать у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности.

Запросы, обращения и решения органов судейского сообщества подлежат рассмотрению в месячный срок со дня их поступления в государственные органы, общественные объединения и к должностным лицам.

Такие правомочия, в частности, квалификационной коллегии по формированию судейского корпуса, несомненно предопределяют особое положение данного органа судейского сообщества не только в самом судейском сообществе, но и в гражданском обществе. При формировании квалификационных коллегий любого уровня законодатель установил следующие требования:

1) судьи в состав квалификационной коллегии судей избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей РФ и конференциях судей в порядке, определяемом съездом и конференцией;

2) избрание судей в состав квалификационной коллегии судей вместо выбывших в период между конференциями производится советом судей субъекта Российской Федерации;

3) представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

4) представитель Президента Российской Федерации в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации;

5) членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители;

6) судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней;

7) член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии су-

дей более двух раз подряд [10].

Полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.

Особый интерес вызывает институт общественности и представительства Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях всех уровней.

Представителями общественности, представителями Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами.

Представитель общественности, представитель Президента Российской Федерации в квалификационной коллегии судей при осуществлении полномочий члена квалификационной коллегии судей, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности указанных представителей.

Полномочия члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности могут быть досрочно прекращены по решению соответственно Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения им обязанностей члена квалификационной коллегии судей.

Полномочия члена квалификационной коллегии судей - представителя Президента Российской Федерации могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения им обязанностей члена квалификационной коллегии судей.

Как уже отмечалось ранее, при квалификационных коллегиях образуются экзаменационные комиссии по приему экзаменов у претендентов на судейские должности [11].

В соответствии со ст. 5 Закона о статусе судей РФ (в редакции Закона от 15 декабря 2001 года) претендент на должность судьи должен сдать квалификационные экзамены и это, по существу, является первым его испытанием на прочность.

На этапе сдачи квалификационных экзаменов претендент на должность судьи начинает проходить первую проверку не только на предмет имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня, но именно на этом этапе начинается формирование и тех документов, которые становятся в последующем предметом рассмотрения и в квалификационной коллегии судей.

Согласно Положению об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 мая 2002

года, кандидат на должность судьи, прежде чем будет допущен до экзаменов, должен представить в соответствующую экзаменационную комиссию, кроме заявления о сдаче экзамена, документ, удостоверяющий личность претендента как гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий высшее юридическое образование претендента; трудовую книжку или иной документ, подтверждающий наличие стажа работы по юридической профессии, либо копии указанных документов; анкету, содержащую биографические сведения о претенденте; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Без представления указанных документов претендент не будет допущен до экзаменов.

Экзаменационная комиссия по составу, как правило, это профессиональные судьи и в нее включаются наиболее опытные представители судов общей юрисдикции (судьи районного, областного и приравненного к ним уровня, мировые судьи, военные судьи) и судьи арбитражного суда. В состав этих комиссий могут входить ученые-правоведы и преподаватели юридических дисциплин. Соглашаясь с тем, что членами экзаменационной комиссии должны быть все же опытные судьи, можно высказать мнение и по поводу того, что ученые-правоведы и преподаватели также должны иметь определенный практический опыт работы в прокуратуре, суде либо органах следствия. Объясняется это прежде всего тем, что основная цель квалификационных экзаменов - установление у претендента профессиональных познаний, необходимых для работы в суде.

Бытует мнение, что претендент постепенно научится всему, что должен знать судья, но такое мнение может быть принято по отношению к лицу, которое только что закончило учебное заведение и приступило к самостоятельной работе, но никак не к тому, который имеет 5-летний юридический стаж, и это как минимум, а какое должно быть отношение экзаменационной комиссии к тем, кто имеет уже достаточно солидный юридический стаж, но тем не менее показывает на экзаменах низкие профессиональные знания.

Поэтому в центре внимания квалификационных коллегий судей при рассмотрении кандидатов на должность судьи должно быть не только всестороннее исследование их личности, а также предыдущей профессиональной деятельности и состояние здоровья, но и профессиональные знания претендента. Думается, ни одна квалификационная коллегия не рекомендует на должность судьи того, кто сдал экзамены кое - как. Тем не менее практика показывает, что квалификационные коллегии, как правило, только в крайнем случае обращаются к результатам квалификационных экзаменов, хотя, вероятно, именно с этого и необходимо начинать рассмотрение любой кандидатуры.

Вызывает в связи с этим много вопросов и процедура проведения квалификационных экзаменов и можно ли по действующему Положению об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи установить истинные профессиональные знания претендента.

Следует признать, что для членов экзаменационной комиссии это представляет некоторую сложность и вот почему. Согласно указанному Положению на подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее двух часов. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных правовых актов и справочными материалами.

Таким образом, установленная процедура подготовки к экзаменам нередко превращается для будущего судьи в переписывание ответов на вопросы из разрешенных к использованию сборников нормативных актов и справочного материала. И, как правило, более глубокая проверка знаний таких претендентов приводит к тому, что экзамен он не выдерживает

Происходит это, прежде всего, потому что претендент на должность судьи еще до квалификационного экзамена психологически подготовлен к тому, что ему будет предоставлена возможность пользоваться сборниками нормативных актов и справочными материалами и, особенно, если уровень подготовки претендента недостаточно высок, то он как раз больше всего надеется на "помощь" предоставленной ему справочной литературы, а не на свои знания.

Думается, что такая методика установления наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде, предусмотренная данным Положением, неприемлема для тех, кто уже имеет более чем 5-летний стаж юридической деятельности. Более точным определением профессиональной пригодности будущих судей могли бы стать обычные экзамены с предоставлением им заранее вопросов, которые впоследствии будут в билетах. А умение работать со сборниками нормативных актов и справочными материалами можно включить в виде вопроса в каждом билете. Вот такая форма проведения квалификационных экзаменов будущего судьи, во-первых, позволит выявить примерный уровень его профессиональной подготовки, во-вторых, более полно выявить его познания в любой отрасли права, эрудицию, компетентность и умение излагать свои мысли, а в-третьих, позволит более активно участвовать в этом процессе и членам экзаменационной комиссии.

Существует еще одна организационная проблема, определяющая роль и место экзаменационных комиссий. Несмотря на то, что экзаменационные комиссии играют достаточно большую роль в отборе кандидатов на должности судей и сформированы они из опытных судей, тем не менее они не являются органом судейского сообщества.

Как уже отмечалось выше, в соответствие со ст.3 Федерального закона № 30 от 14 марта 2002 года "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" к ним относятся Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и, как видим, среди них нет экзаменационных комиссий, хотя отдельные цели и задачи, стоящие перед органами судейского сообщества, полностью совпадают с целями, стоящими перед экзаменационными комиссиями.

Вывод о том, что экзаменационные комиссии должны быть включены законодательным путем в число органов судейского сообщества, объясняется, во - первых, тем, что само судейское сообщество, да и общество в целом, заинтересовано в качественном отборе кандидатов на должности судей, а среди критериев отбора первостепенную роль играют профессиональные знания претендента, во - вторых, проверка профессиональных познаний будущего судьи проводится в соответствии с Законом о статусе судей РФ и, в - третьих, выборы членов экзаменационной комиссии на конференциях судей, также как и выборы в другие органы судейского сообщества, суще-

ственно поднимут ее уровень и статус и обозначат ее конкретное место в системе органов судейского сообщества.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод, что существенным отличием судов от иных органов государственной власти является наличие судейского сообщества, деятельность которого непосредственно связана с деятельностью суда как органа государственной власти, а также законодательная регламентация порядка формирования органов судейского сообщества и их полномочий. Принятые в рамках компетенции акты того или иного органа судейского сообщества признаются государством в качестве регулятивных функций, т.е. обязательных для исполнения. Например, перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержденный Советом судей РФ12, Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное ВККС РФ и некоторые другие.

Можно отнести к регулятивным функциям советов судей их полномочия по регламентации определенной сферы деятельности органа судебной власти. Например, председатель суда как орган судебной власти, наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда Федеральными конституционными законами и Федеральными законами, устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение. Тем самым законодатель отнес к компетенции Совета судей Российской Федерации - органа судейского сообщества - регламентацию определенной сферы деятельности органа судебной власти, а именно регламентацию внутреннего распорядка.

Квалификационные коллегии судей в ряде случаев обладают правами, которыми не обладают руководители высших органов судебной власти. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", полномочия председателей и заместителей председателей судов могут быть досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных Федеральными конституционными законами и данным Законом.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ, в частности, прекращают полномочия судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в пп. 4 п. 2 ст. 17 Закона о судейском сообществе), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ [13].

Отсюда можно сделать вывод, что в части формирования кадрового состава судебной власти правовой уровень правомочий Президента РФ или Совета Федерации Федерального Собрания РФ сопоставим с правовым уровнем правомочий органов судейского сообщества, в частности, квалификационных коллегий всех уровней.

Как уже отмечалось, законодательное регулирование деятельности судебной системы как совокупности органов судебной составляющей государственной власти, законодательство о статусе судей, об органах судейского сообщества, законодательство, развивающее конституционные основы финансирования судебной власти из федерального бюджета, законодательство субъектов РФ по вопросам судебной власти, принятое в пределах

компетенции субъектов РФ, на наш взгляд, незаслуженно обойдены вниманием учёных-правоведов, поскольку появление судейского сообщества в его современном виде, становление судебной власти со своими органами самоорганизации и организационного обеспечения все острее ставит перед государственными органами вопрос законодательного или иного правового регулирования аспекта ее существования, а перед правоведами - проблему исследования этих вопросов как в практической, так и в общетеоретической плоскости.

Таким образом, сегодня можно говорить об образовании вполне сложившейся отрасли законодательства, регулирующего отношения по организации и функционированию судебной власти как одной из составляющих триады государственной власти, а также правовой статус судей как носителей судебной власти и должностных лиц, обеспечивающих осуществление судьями их полномочий.

Список литературы

1. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №11. -

ст.1022.

2. Клеандров М.И. Статус судьи. - Новосибирск: Наука, 2000. - С. 38.

3. МицкевичЛ.А. Основы административного права Германии. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красноярск, 2002. - С. 41,

4. Российская юстиция. - М., 2003. - С.20.

5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 "Об адвокатской

деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате,

утвержденного Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1

7. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоя-

тельности (банкротстве)".

8. Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. - №7. -

ст.877

9. Судебная система Российской Федерации. Сборник нормативных

актов. - М.:Норма,2004.- С.295.

10. Положение о квалификационных коллегиях судей. Утверждено

Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 июля 2002 года //Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. - 2002. - № 10. - С. 134.

11. Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификацион-

ного экзамена на должность судьи. Утверждено Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 мая 2002 года // Судебная система Российской Федерации: Сборник нормативных актов. - М.: Норма, 2004. - С. 371.

12. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность

судьи. Утвержден Постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. № 78 // Россиская юстиция. - 2003. - №5.

13. За исключением председателей, заместителей председателей

Федеральных судов (кроме районных судов), судей Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Майборода Татьяна Юрьевна дои.

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Институт наследования является центральным институтом гражданского права любой правовой системы. Наряду с договорными, деликатными отношениями (возникающими в связи с причинением вреда), наследственные отношения еще в эпоху римского права составляли каркас гражданского права. Однако, в отличие от других, наследственные отношения, подобно брачно-семейным, всегда были особенно колоритными и нередко значительно отличались от аналогичных отношений, складывающихся на территории других государств. Именно поэтому в этой сфере наиболее "показательно" разнообразие правового регулирования.

Наследование представляет собой переход прав и обязанностей умершего к другим лицам.

Известна точка зрения, что наследственное право распространилось сначала на имущество движимое. "Ранее появляется наследственность имущества движимых, нежели недвижимых, скорее развивается свобода в первых, чем во вторых' [4, с. 469]. Однако первый источник русского права- Русская правда, перечисляя имущество, переходящее по наследству ("статок", "задница"), называют среди имущества движимого (рабы, скот, товар), также имущество, могущее относиться к недвижимости (дом, двор). Мнение о распространении сначала лишь движимости разделяют многие ученые, признающие, что исторически "чрезвычайные ситуации появляются у всех древних народов лишь вместе с движимой стоимостью" [8, с. 81] .

Для стран с монархической формой правления и сейчас актуальны вопросы наследования такого объекта наследственного преемства, как королевская власть (наследование престола). Законодательство таких стран содержит подобный порядок наследования престола. Сохранился и до наших дней институт левирата - передача по наследству брачно-семейных прав и обязанностей, в частности, обязанность брата умершего жениться на его вдове [7, с.15].

Российское законодательство о наследовании не всегда поддерживалось на государственном уровне. Так, в апреле 1918 года был принят декрет во исполнение "Манифеста Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, который назывался "Об отмене наследования". Согласно этому документу, наследование как по закону, так и по завещанию отменялось. Все имущество умершего после его смерти переходило к Российской Советской Федеративной Социалистической Республике. Только нетрудоспособные родственники могли получить определенную часть имущества на свое содержание. К счастью, данный декрет действовал недолго, хотя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.