ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. Агаева, магистрант
Московский финансово-юридический университет МФЮА (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-1-10-16
Аннотация. В условиях глобального экономического кризиса и ограниченности бюджетных ресурсов особо актуальными становятся вопросы стимулирования развития малого бизнеса посредством мер налогового регулирования, не требующих, с одной стороны, вложения бюджетных средств, а с другой обеспечивающих в перспективе фискальный эффект от их применения. С учетом этого в статье исследуется фискальная роль и регулирующее значение специальных налоговых режимов для развития малого бизнеса. На основе обобщения существующих понятий специального налогового режима обоснован его сущностный признак система мер налогового регулирования, и предложено авторское определение. Схематично показаны параметры специальных налоговых режимов, рассмотрены последствия от их применения для экономики России. Представлена динамика основных показателей деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, предложены направления совершенствования практики применения специальных налоговых режимов в России.
Ключевые слова: специальные налоговые режимы, малый бизнес, регулирующая функция, налоговые доходы, бюджет.
Налоговая система Российской Федерации характеризуется наличием специальных налоговых режимов, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Это своего рода особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ или Кодекс) и применяемый в случаях, установленных Кодексом.
По общему правилу, при регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или при регистрации организации применяется общая система налогообложения. В зависимости от особенностей деятельности, возможно применение специального режима налогообложения. Для перехода к специальным системам налогообложения требуется подача заявления в налоговый орган по месту регистрации индивидуального предпринимателя или организации.
Специальные налоговые режимы, применяемые в Российской Федерации, предусмотрены в ст. 18 НК РФ и могут
предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.
На сегодняшний день в России действуют 5 специальных систем налогообложения, один из которых является экспериментальным. В частности, к специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
4) патентная система налогообложения;
5) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).
В условиях современной экономической ситуации в стране и в мире, для бизнеса особенно важно получить поддержку от государства. Поскольку налоги являются весомой частью затрат бизнеса, а также инструментом налоговой политики, специ-
альные налоговые режимы призваны не только оптимизировать налоги компании, но и поддержать конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в России.
При этом, нельзя сбрасывать со счетов и то, что налоги являются одной из существенных источников пополнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Эти два фактора являются определяющими при отмене, введении или внесении изменений в существующую систему налогообложения. Другими словами, налоги должны вводиться или отменяться исходя из необходимости решения определенных стимулирующих задач налоговой политики, зависящих от текущей экономической ситуации и целей социально-экономической политики государства. Поэтому решение о введении новых специальных систем налогообложения или о внесении изменений в существующую систему должно быть взвешенным.
Следует отметить, что со 2 августа 2021 года вступил в силу Федеральный закон, отменяющий один из давно действующих в России видов налога, относящегося к специальной системе налогообложения -единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а в действующую упрощенную систему налогообложения предложены кардинальные изменения. Поэтому исследование специальных налоговых режимов как с теоретической, так и с практической стороны является актуальной задачей, чем обусловлен выбор темы для изучения.
В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по налогообложению.
Вопросы построения налоговой системы и осуществления эффективной налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей отражены в работах таких российских ученых-экономистов, как Павлова Л.П., Пансков В.Г., Черник Д.Г., Авдокушин Е.Ф., Ашарин М.В., Коваль Л.В., Дубнов А.П., Макеенко С.Г., Ушаков Д.Л., Кратт О.В., Морозова Т.В., Гуцериев М.С., Данько Т.П.
Вместе с тем вызовы современной экономики оставляют открытыми вопросы
эффективности имеющихся специальных систем налогообложения, как инструмента налоговой политики.
Целью исследования является анализ соответствия предусмотренных Налоговым кодексом РФ специальных налоговых режимов и разработка практических рекомендаций по их совершенствованию.
Результаты исследования
В условиях рыночной экономики в экономике любой страны важное место занимает малый и средний бизнес. Малое и среднее предпринимательство существенно влияет на темпы экономического роста, качество и структуру внутреннего валового продукта (ВВП). В развитых странах на долю малого бизнеса приходится около 40% ВВП. Малый и средний бизнес придает рыночной экономике достаточную гибкость, оперативно приспосабливаясь к изменениям конъюнктуры рынка, вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды.
Значительная роль МСП заключается также и в том, что за счет увеличения количества субъектов малого и среднего бизнеса происходит рост количества рабочих мест и снижение безработицы. Помимо этого, преимуществом субъектов малого и среднего бизнеса перед крупным бизнесом является их быстрая адаптация к происходящим в экономике масштабным изменениям и вызовам, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет нужды крупных предприятий. Еще одним бесспорным преимуществом малого и среднего бизнеса перед крупным бизнесом является отсутствие необходимости в больших капиталовложениях.
Зарубежная практика стимулирования и развития МСП показывает, что государственная поддержка данного направления благотворно влияет на устойчивость экономики в целом. На сегодняшний день, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20%, в то время как в 2011 году этот показатель в США и Германии был на уровне 50-52%, в Франции - 55-62%, в Японии - 52-55%. В соответствии с концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, планиру-
ется увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны в два раза [1].
Малое и среднее предпринимательство имеет для экономики Российской Федерации большое значение в силу следующих факторов:
- для создания малых предприятий не требуется длительный срок сооружения крупных инвестиций;
- МСП позволяет не только заполнить все имеющиеся рынки, но и полностью удовлетворить потребности населения в услугах и товарах;
- становление МСП - одно из самых действенных средств обеспечения конкурентоспособной среды и антимонопольной политики;
- МСП отличается от крупного и среднего бизнеса первоначально восприимчивостью и гибкостью по отношению к конъюнктуре рынка;
- малые предприятия могут дешевле и быстрее обновлять основные фонды, производить полную или частичную автоматизацию процесса производства, внедрять и использовать новые технологии, добиваться оптимального соотношения ручного и автоматизированного труда;
- развитие МСП создает класс мелких собственников и средний класс, заинтересованный в наведении порядка в стране и стабилизации экономики;
- развитие МСП позволяет не только решить, но и смягчить проблему безработицы;
- малые предприятия намного проще в управлении, нет необходимости создавать сложные схемы руководства предприятием [2].
Экономическая привлекательность страны или региона зависит от степени развития предпринимательства и направленности налоговой политики на развитие малого и среднего бизнеса. Поэтому на современном этапе малый бизнес рассматривается как резерв, способствующий развитию экономики страны в целом. В целях оказания содействия подъему малого и среднего предпринимательства как в субъектах Российской Федерации, так и России в целом на новый качественный уровень за
счет снижения налогового бремени и упрощения ведения налогового учета налоговым законодательством установлены специальные налоговые режимы.
Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных НК РФ случаях. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями ст. 18 части первой НК РФ. При установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также при необходимости - налоговые льготы.
Специальные налоговые режимы являются льготными по сравнению с общим режимом и предусматривают замену уплаты нескольких налогов одним налогом или разделом произведенной продукции между государством и налогоплательщиком.
Другими словами, специальные налоговые режимы - это преференции для субъектов малого и среднего бизнеса, так как они предусматривают освобождение от части обязательных платежей. По сути, все специальные налоговые режимы предусматривают уплату только одного обязательного налога. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, что существенно экономит ресурсы бизнеса.
Данные системы налогообложения могут применяться только субъектами МСП, поскольку имеют определенные параметры, которым должны удовлетворять финансовые показатели предприятия. К таким показателям относятся структура уставного капитала, средняя численность персонала, некоторые объемные показатели, такие как величина основных фондов, выручка, размер помещений и другие.
Поскольку преференциями, предусмотренными специальными налоговыми режимами, могут воспользоваться субъекты малого и среднего бизнеса, рассмотрим характеристики субъектов малого и среднего бизнеса.
Понятие малого и среднего бизнеса установлено статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от
27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которой к субъектам малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].
Отметим, что микропредприятие относится к субъектам малого предпринимательства.
Предприятие относят к среднему или малому предприятию, если оно подходит следующим трем основным параметрам:
- не превышает лимита по размеру доходов;
- не превышает лимита по численности сотрудников;
- не превышает лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Приведем критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу.
Таблица 1. Показатели дохода и численности сотрудников
Критерии Среднее Малое Микропредприятие
Доходы 2 млрд руб. 800 млн руб. 120 млн руб.
Численность сотрудников 101-250 человек 100 человек 15 человек
Доходы за прошедший налоговый период рассчитывают по налоговым декларациям, а количество работников - на основании среднесписочной численности, отчет по которой ежегодно предоставляется в налоговую инспекцию.
Еще одним значимым фактором отнесения предприятия к среднему или малому бизнесу является доля участия в его капитале.
Таблица 2. Доли в капитале
|оля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25% в сумме. Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) — не более 49% в сумме. Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.
Согласно Федерального закона РФ №209 от 24.07.2007, лимиты не распространяются на:
- акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- участников проекта «Сколково»;
- компании, которые практически применяют новейшие технологии, разрабо-
танные их учредителями - бюджетными или научными учреждениями;
- компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Проанализируем, сколько в России за 2019-2021 гг. ведут деятельность микро, малые и средние предприятия (табл. 3).
Таблица 3. Численность субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Годы Всего из них
Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей
всего из них предприятие: всего из них предприятие
Микро Малое Среднее Микро Малое Среднее
2019 5 924 6S1 2 517 754 2 302 53S 19S 430 16 7S6 3 406 927 3 3S0 152 26 46S 307
2020 5 670 SS0 2 355 555 2 147 624 190 604 17 327 3 315 325 3 2SS 273 26 740 312
2021 5 7S0 573 2 2SS 299 2 0S4 599 1S6 120 17 5S0 3 492 274 3 464 757 27 192 325
Как видно из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, количество организаций и индивидуальных предпринимателей в 2019 году было на порядок больше, чем в 2020 и 2021 г. Причем в 2021 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства стало увеличиваться по сравнению с 2020 годом. Однако количество организаций в 2021 году уверенно идет на спад, в то же время наблюдается небольшая динамика в росте количества индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2020 и 2019 годами.
Это объясняется, на наш взгляд, простотой получения статуса ИП по сравнению с регистрацией организации; расходы на регистрацию ИП существенно меньше, чем при регистрации предприятия; документооборот у ИП гораздо проще, чем у организации; у ИП нет обязанности вести бухгалтерский учет.
На текущий момент малый и средний бизнес занимает невысокую долю экономики (21% ВВП) и в общем объеме поступлений в бюджет налоги на совокупный доход приносят менее 6%, однако развитие предпринимательства крайне важно для здорового функционирования экономики. С учетом того, что малый и средний бизнес более уязвим по сравнению с большими корпорациями в период пандемии, именно его поддержка была так важна в 2020-2021 годах.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации.
Важнейшим направлением поддержки субъектов малого предпринимательства является льготный порядок их налогообложения. Согласно ст. 18 гл. 2 Налогового Кодекса РФ на данный момент действуют 4 специальных налоговых режимов, такие как, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.
Эти режимы введены с целью создания наиболее благоприятных условий для функционирования и развития отдельных
категорий налогоплательщиков и видов деятельности, то есть для организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере малого и среднего бизнеса.
Большинство субъектов СМП для целей налогообложения применяют упрощенную систему налогообложения (УСН).
При введении упрощенной системы налогообложения, законодатель, во главу угла ставил задачу облегчения положения представителей малого бизнеса. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений, устанавливаемых статьей 346.12 НК РФ. Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Для целей перехода на упрощенную систему налогообложения, по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не должен превышать 45 млн. рублей.
Практика применения специальных налоговых режимов показывает, что, начиная с момента их введения на территории России, интерес к ним со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно увеличивается, в частности об этом свидетельствуют суммы налоговых платежей, поступающие в бюджетную систему РФ.
В определенной мере применение специальных налоговых режимов позволило налогоплательщикам оптимизировать налоговые платежи, упростить ведение бухгалтерской и налоговой отчетности, а также облегчило налоговым органам осуществление контроля за налогоплательщиками.
При существенной нагрузке на малый бизнес доля поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса (поступлений по специальным налоговым режимам) в налоговых доходах бюджета незначительна, что свидетельствует о необходимости корректировки специальных налоговых режимов. При этом малый и средний бизнес наиболее подвержен кризисным явлениям в экономике в силу ограниченности собственных ресурсов, трудностей в получение заемных средств, значительной кон-
куренции со стороны более устойчивого крупного бизнеса
Специальные налоговые режимы, направленные на усиление фискального значения, а также достижение с их помощью более глубокого регулирующего эффекта, являются одним из основных видов государственной поддержки сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства, обрабатывающих производств, строительства, торговли, транспорта и связи, малого и инвестиционного бизнеса, вносящих значительный вклад в развитие экономики как отдельных регионов, так и государства в целом. Налоги, уплачиваемые при применении специальных режимов налогообложения, обеспечивают стабильный прирост поступлений собственных налоговых доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и муниципальные бюджеты и обладают значительным потенциалом по укреплению их доходной базы и справедливому распределению налогового бремени.
При этом каждый из действующих специальных налоговых режимов различается разноплановостью, неоднородностью элементов налогообложения, предназначен для определенной категории налогоплательщиков и предусматривает для них определенные налоговые льготы и пониженные налоговые ставки. Однако, прежде чем переходить на тот или иной специальный режим, налогоплательщики должны тщательно взвесить все плюсы и минусы такого перехода, так как применение специальных режимов налогообложения имеет как достоинства, так и недостатки по сравнению с применением общей системы налогообложения.
Налоговое законодательство РФ не
льгот по налогу на прибыль организаций, которые могли бы оказать стимулирующее воздействие на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, поэтому в части налогообложения прибыли можно внести в налоговое законодательство ряд поправок и дополнений:
- во-первых, для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль организаций инвестиционными льготами прямого действия;
- во-вторых, необходимо внедрить дифференцированную систему льгот по налогу на прибыль организаций по отраслевому, региональному признакам и видам капиталовложений;
- в-третьих, в целях предотвращения ухода от налогообложения введению налоговых льгот должна предшествовать тщательная экспертиза условий их предоставления;
- в-четвертых, обоснованность предоставления налоговых льгот должна подтверждаться расчетами, показывающими, через какой промежуток времени предприятие, которое получает налоговые льготы, компенсирует их за счет прироста выплаты иных налогов и платежей в бюджет;
- в-пятых, более активное привлечение иностранных инвестиций как одно из мероприятий по стимулированию роста инвестиционной активности региона можно осуществить путем предоставления им льгот особого характера (при реализации таких мероприятий, прежде всего, должны учитываться стратегический интерес и экономическая безопасность региона).
предусматривает достаточное количество
Библиографический список
1. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: smb.gov.ru.
2. Исраилова З.Р., Барзаева М.А., Бисаева Д.И. Роль и эффективность налоговых режимов для МСП в РОССИИ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61534.
3. Понятие, сущность и субъекты малого предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infopedia.su/2xe37.html (Дата обращения 30.09.2021)
4. Единый реестр субъектов малого предпринимательства. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ofd.nalog.ru (Дата обращения 30.11.2021)
THE CONCEPT AND ROLE OF SPECIAL TAX REGIMES IN THE TAXATION SYSTEM IN TE RUSSIAN FEDERATION
A.A. Agaeva, Graduate Student
Moscow Academy of Finance and Law MAFL
(Russia, Moscow)
Abstract. Under the conditions of the global economic crisis and limited budget resources the issues of small business stimulation by means of tax regulation which, on the one hand, does not imply any budget resources investments, and, on the other hand, ensure the fiscal effect of their application, gain particular importance. In this regard, the article is intended to scrutinize the fiscal role and regulating meaning of special tax regimes to small business development. On the basis of the synthesis of the existing notions of a special tax regime, its essential features which is a system of tax regulation measures, are justified. The authors definition is also offered. The parameters of special tax regimes are schematically defined; the consequences of their application to the Russian economy are considered. The dynamics of the main indicators of small and medium businesses performance is given. Certain improvements intendedfor special tax regimes application practice in Russia are offered.
Keywords: special tax regimes; small business; regulating function; tax income; fiscal effect; budget.