Методология и теория права
О. А. Макарова*
Понятие и признаки корпоративного управления
Понятие корпоративного управления. На сегодня отсутствует какое-либо единое определение понятия "корпоративное управление", равно как и легальная дефиниция понятия "корпоративное управление". В теоретическом плане о корпоративном управлении можно говорить в различных аспектах, поэтому дефиниций данного понятия может быть много.
Управлять - значит "руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь; направлять ход, движение кого-чего-нибудь".1 В "Советском энциклопедическом словаре" управление рассматривается как "элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему - результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных актов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями (государством и
др.)".2
* Макарова Ольга А..........., кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права
юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1989. С. 834.
2 Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. М..1989. С. 1400.
Любая организация состоит из двух крупных подсистем - управляющей (субъект управления - Б) и управляемой (объект управления - О). Существо управленческих отношений составляют связи между субъектом и объектом управления.3
Под функцией управления понимается направление или вид управленческой деятельности, характеризующейся обособленным комплексом задач и осуществляемой специальными приемами и способами.4 В теории управления выделяется множество подходов к определению количества и содержания функций управления. Для понимания функций и содержания корпоративного управления представляет интерес модификация подхода А. Файоля,5 которая выделяет пять его функций: "управлять означает предсказывать
(I 6
и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать .
Согласно данному подходу первичные функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Координация выступает как центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации -достижение согласованности в деятельности всех звеньев управления организацией путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Координировать - значит согласовывать все операции в организации таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование и успех. Для выполнения этой функции используются процедуры принятия управленческих решений, так как с помощью этих процедур устанавливается взаимодействие между подсистемами системы управления организацией, осуществляется использование и маневрирование ресурсами, четко определяются обязательства и ответственность всех звеньев и участников организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действий руководителей на всех уровнях иерархической структуры организации.7 Контроль предполагает наблюдение и проверку процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.8
3 Огарков А. А. Управление организацией: Учебник. М., 2006. С. 51.
4 Основы теории управления: Учебное пособие /Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. М.,
2003. С. 265.
5 См.: Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. М., 1996. С. 12 - 13; Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М., 2000. С. 250 - 257.
6 Классики менеджмента /Под ред. М. Уорнера. СПб., 2001. С. 842.
7 Огарков А. А. Управление организацией. С. 84 - 85.
8 Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М., 1995. С. 18; Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. С. 17 - 21.
Таким образом, под управлением в узком смысле понимается воздействие субъекта на объект. Управление в широком смысле означает совершение определенных действий, необходимых для формирования и реализации целей организации и заключающихся в планировании, организации, мотивации и контроле.
Термин "корпоративное управление", который на английском языке звучит как "corporate governance", становится популярным в России с конца 90-х годов прошлого века. Тенденция развития корпоративного законодательства во всем мире направлена, в первую очередь, на повышение качества корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление является ключевым фактором, обеспечивающим финансовую прозрачность компаний и подотчетность руководителей. Повышенное внимание к регулированию этой сферы корпоративных отношений во многом обусловлено рядом крупных корпоративных скандалов (Maxwell Group, Mirror Group, Enron и ряд других корпораций в США, Vivendy Universal во Франции, Parmalat в Италии и пр.).
Как уже отмечалось, единого определения понятия корпоративного управления сегодня не существует. Так, во Введении к Кодексу корпоративного поведения записано следующее: "Корпоративное поведение" - понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности хозяйственных обществ и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста."9
В "Принципах корпоративного управления", опубликованных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), корпоративное управление определяется как "внутренние механизмы, с помощью которых осуществляется руководство компаниями и контроль за ними, что подразумевает систему взаимоотношений между правлением компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление представляет собой структуру, используемую для определения целей компании и средств для достижения этих целей, а также осуществления контроля за этим процессом. Надлежащее корпоративное управление должно обеспечивать соответствующие стимулы для того, чтобы совет директоров и менеджеры добивались достижения целей, которые отвечают интересам компании и акционеров. Оно также должно облегчать эффективный мониторинг, побуждая таким образом фирмы к более эффективному использованию ресурсов".10 Иными словами, корпоративное управление - это система, управления и контроля в компании. Такая система подразумевает определенный порядок в
9 Кодекс корпоративного поведения. М., 2003. С. 4.
отношениях между акционерами, Советом директоров, менеджерами, а также другими заинтересованными лицами (населением, контрагентами, государственными органами).
Международная финансовая корпорация и ее проект "Корпоративное управление в России" определяют корпоративное управление как "структуры и процессы руководства компаниями и контроля за ними",11 т.е. обеспечение добросовестного, ответственного и прозрачного корпоративного поведения и подотчетности в компании. В Кодексе корпоративного управления РАО "ЕЭС России" зафиксировано: "Под корпоративным управлением Общество понимает совокупность процессов, обеспечивающих управление и контроль за его деятельностью и включающих отношения между акционерами, Советом директоров и исполнительными органами Общества в интересах акционеров. Общество рассматривает корпоративное управление как средство повышения эффективности деятельности Общества, укрепления его репутации и снижения затрат на привлечение им капитала."12
По мнению Я. М. Гританса, корпоративное управление - это "система принципов, норм, правил, методов поведения участников кооперативных отношений, определяющих достижение определенных целей в результате совместной деятельности."13 С точки зрения В. В. Долинской, о корпоративном управлении можно говорить как "об урегулированной нормами права системе организационных и имущественных отношений, с помощью которой акционерное общество (корпоративная организация) реализует, представляет и
14
защищает интересы своих инвесторов, в первую очередь акционеров".
Аналогичную позицию занимает Е. П. Губин, понимая под управлением акционерным обществом «механизм или систему взаимодействия участников и способы, с помощью которых они представляют свои интересы. Система корпоративного управления представляет собой организованную модель, с помощью которой акционерное общество должно представлять и защищать интересы своих инвесторов».15 По мнению О. В. Осипенко, «корпоративное управление есть совокупность отношений собственников и менеджеров хозяйственных обществ, а также различных объединений компаний,
10 Принципы корпоративного управления ОЭСР // http://www.oecd.org
11 Пособие по корпоративному управлению: В б т. М., 2004. Т. 1. Ч. 1. Введение в корпоративное управление. С. 28.
12 http:// www/ rao-ees.ru/ru/info/about/corp_upr/.
13 Гританс Я. М. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм. М., 2005. С. б.
14 Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 200б. С. 420 - 421.
15 Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: Практическое пособие /Под ред. Е. П. Губина. М., 1999. С. 17.
реализующих краткосрочные (тактические) и долгосрочные (стратегические) цели их функционирования и развития».16 Корпоративное управление включает в себя три подсистемы: 1) отношения между совладельцами компании либо интегрированных корпоративных структур; 2) отношения между их менеджерами; 3) отношения между
17
первыми и вторыми.
Признаки корпоративного управления. Корпоративное управление является разновидностью социального управления. Корпорация представляет собой определенную организованную систему, элементом которой выступает управление. Его суть - воздействие на корпорацию как систему общественных отношений (организованную систему) с целью их упорядочения, сохранения их специфики, и в конечном итоге - обеспечения интересов акционеров. Как отмечает О. В. Осипенко, «корпоративное управление всегда акцентировано на мотивы и цели деятельности владельца бизнеса - акционера корпорации».18
Корпоративное управление, как и управление в целом, есть целеполагающее воздействие на процессы внутри корпорации, которое осуществляется специальными органами последней. Более того, органы корпорации образуются в порядке, определенном законодательством, который разграничивает компетенции между этими органами. Поэтому корпоративное управление - прежде всего, управление, осуществляемое формируемыми для этого органами управления на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации.
Как закреплено в Федеральном законе "Об акционерных обществах", органы управления АО (Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции)) при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ "юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом и иными правовыми актами, а также учредительными документами". Органы юридического лица формируют и выражают его волю, руководят его деятельностью.
16 Осипенко О. В. Институты корпоративного управления и акционерные конфликты в России. М.,
2004. С. 17.
17 Там же. С. 19.
Органы юридического лица - органы управления. Так, Закон "Об акционерных обществах" предусматривает, что устав общества должен содержать структуру и компетенцию органов управления акционерным обществом, порядок принятия им решений. В таком понимании корпорация как определенная организованная система является объектом, а органы управления - субъектом управления. Корпоративное управление в узком понимании - это воздействии органов управления корпорации на отношения, складывающиеся внутри корпорации между ее участниками (акционерами, советом директоров, исполнительными органами).
Корпорация как особо организованная система взаимодействует с внешним миром. Имеется в виду, прежде всего, взаимодействие с государственными органами, осуществляющими государственное регулирование, с кредиторами корпорации, ее наемными работниками и населением. Иными словами, это внешнее поведение корпорации. С точки зрения внешнего поведения корпорации, в широком смысле, корпоративное управление тождественно корпоративному поведению.
Принципы самоуправления в акционерном обществе. Любая организация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления, при этом управление - внешнее воздействие, "поступающее" в организацию извне, а самоуправление
- внутреннее воздействие, вырабатываемое самой организацией. Динамично меняющиеся как внутренняя, так и внешняя среда оказывает существенное влияние на сочетание управления и самоуправления. Любая организация без эффективной структуры внутреннего управления (самоуправления) в рамках общей глобализации управления и сетизации структур рано или поздно оказывается в кризисном состоянии.
Самоуправление предполагает превращение всего коллектива организации из объекта управления в субъект управления. Это особая форма организации управления равноправными субъектами в процессе их совместной деятельности по поводу достижения общих целей.19 Самоуправление основывается на следующих принципах. Во-первых, самоуправление всегда носит вторичный характер, так как любая организация создается для удовлетворения какой-то субъектной потребности или интереса, но если она не будет следовать законодательным актам государства, то будет ликвидирована, поэтому полностью самоуправляемая организация практически невозможна.
Применительно к корпоративному управлению этот принцип означает, что компетенция органов управления, порядок принятия ими решений определяются, прежде
18 Осипенко О. В. Институты корпоративного управления ... С. 19.
всего, законами, а также уставом и другими внутренними документами, которые не могут противоречить положениям закона. Например, п. 4 ст. 103 ГК РФ предусматривает: «Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества». Иными словами, управление основывается на законе, а самоуправление - на внутренних документах организации.
Во-вторых, управление сочетается с самоуправлением, так как обязательно удовлетворение потребностей и интересов персонала в организации, относящихся как к управлению, так и к самоуправлению.
Применительно к корпоративному управлению это означает, что управление в организации должно быть таковым, чтобы минимизировать возможные конфликты интересов между различными участниками организации (менеджментом, миноритарными и мажоритарными акционерами, наемными работниками и пр.). Как отмечает В. А. Гуреев, конфликт интересов акционеров носит объективный характер и практически неизбежен в любом акционерном обществе, где есть мелкие и крупные акционеры.20 Именно сочетание управления и самоуправления позволяет учитывать не только общие для всех акционеров интересы, но и законные интересы отдельных групп акционеров.
В-третьих, для самоуправления характерна мягкая регламентация, т.к. процесс самоуправления не может быть жестко регламентированным законодательными актами и положениями организации, самоуправление основано на субъективизме активного персонала, а в случае жесткой регламентации самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих потребностей и интересов. Применительно к организации самоуправление заключается в принятии внутренних документов, регламентирующих деятельность органов управления.
В-четвертых, принципом самоуправления является руководящая роль представительных органов. В акционерном обществе высшим органом управления является общее собрание акционеров, а органом, осуществляющим общее руководство деятельностью общества - совет директоров, избираемый общим собранием акционеров. Решения, принимаемые общим собранием акционеров и советом директоров, обязательны для всех акционеров.
19 Огарков А. А. Управление организацией: Учебник. М., 2006. С. 69.
20 Гуреев В. А. Проблемы защиты прав и интересов акционеров в Российской Федерации. М., 2007. С. 60.
В-пятых, принципом самоуправления являются совместные согласованные действия, предполагающие согласованную ответственность каждого должностного лица за порученное дело. Применительно к корпорации этот принцип реализуется в положении законодательства об ответственности членов совета директоров, единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием).
Наконец, в-шестых, принципом самоуправления является демократический централизм, заключающийся в следующем:
- обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих;
- сочетание коллегиальности с индивидуальной ответственностью;
- единоначалие.21
Принцип демократического централизма отчетливо проявляется в корпоративном управлении. Так, решения общего собрания акционеров и совета директоров обязательны для всех акционеров данного общества. Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Демократический централизм в управлении АО, вместе с тем, и часто является причиной возникновения конфликта интересов акционеров. Волеизъявление большинства акционеров, или крупных акционеров, и соответственно принятие ими решений означает своеобразное преобразование их "союзной" воли в волю самого акционерного общества. При этом волеизъявление меньшинства акционеров, или миноритарных акционеров, не оказывает ровным счетом никакого влияния на принимаемые в обществе решения. Но меньшинство акционеров (миноритарные акционеры) должны подчиниться воли большинства, преобразованной в волю самого акционерного общества. Такое обстоятельство является неизбежной предпосылкой возникновения между данными группами акционеров разногласий, которые приводят к конфликту их интересов.22
21 Огарков А. А. Управление организацией: Учебник. М., 2006. С. 72 - 77.
22 См.: Гуреев В. А. Проблемы защиты прав и интересов акционеров в Российской Федерации. М., 2007. С. 59 - 60.
Как пишет А. Осиновский, участников, входящих в систему корпоративных отношений, можно разделить на две большие группы: само акционерное общество и акционеров этого общества.23 В состав этих групп входят:
- менеджмент корпорации (эмитента);
- крупные акционеры (мажоритарные);
- миноритарные акционеры (владеющие незначительным количеством акций);
- владельцы иных ценных бумаг эмитента;
- кредиторы и партнеры, не являющиеся владельцами ценных бумаг эмитента;
- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.
Взаимодействие этих групп порождает основные конфликты в сфере корпоративного управления, которые ведут к нарушению прав и интересов каждой из них. Кроме того, необходимо учитывать, что акционерами могут быть как физические, так и юридические лица, что усложняет систему корпоративных отношений. Различные участники корпорации имеют различные интересы. Некоторые инвесторы приобретают акции ради получения дивиденда, другие - ради контроля в управлении акционерном обществе, третьи - ради дохода от продажи акций общества. Если интерес миноритарных акционеров, обусловленный величиной пакета акций, заключается в получении дивиденда, то интерес крупных акционеров состоит не только в получении дивиденда, но, прежде всего, в осуществлении управления АО.
Различие в интересах участников в рамках одного акционерного общества еще не является конфликтом. Но как только носители различных интересов предпринимают те или действия, направленные на реализацию их интересов, на достижение своих интересов, отличных от интересов других участников корпоративных отношений, возникает конфликт интересов. Как отмечает Е. П. Губин, конфликт корпоративных интересов есть объективное противоречие интересов участников корпоративных отношений, которое может привести к корпоративному конфликту.24
Конфликт интересов в корпорации связан прежде всего с отделением собственности от управления. Менеджеры в корпорациях далеко не всегда являются их собственниками. Интересы менеджеров заключаются в сохранении прочности своего положения, а их усилия сконцентрированы на оперативной деятельности корпорации. Несовпадение интересов
23 Осиновский А. Акционер против акционерного общества. СПб., 2003. С. 20 - 22.
24 Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе /Под ред. Е.П.Губина, М, 1999, С. 19.
менеджеров и собственников акций, интересов крупных и мелких акционеров, интересов менеджеров и органов государства,- основная проблема в корпоративных отношениях.
В идеальной модели корпоративного управления конфликта интересов акционеров, акционеров и менеджмента возникать не должно. Поэтому суть корпоративного управления в том и заключается, чтобы обеспечить баланс интересов различных групп участников корпорации путем реализации участниками корпоративных отношений определенных стандартов поведения, (этических, процедурных), принятых в деловом сообществе. Корпоративное управление - такой комплекс мер, которые осуществляют как зарубежные, так и российские компании для защиты интересов собственников и в конечном итоге для повышения стоимости компании и привлечения инвестиций.25
Таким образом, корпоративное управление представляет собой волевое целенаправленное воздействие на корпоративные отношения, которое обеспечивает баланс интересов различных групп участников этих отношений, минимизирует конфликты их интересов, обеспечивает устойчивое существование корпоративных отношений.
25 А. Килячков. Корпоративное управление как фактор привлечения и защиты инвестиций. - Рынок ценных бумаг, № 4, 2003, с. 51.