Научная статья на тему 'Методологические проблемы разрешения корпоративных конфликтов'

Методологические проблемы разрешения корпоративных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1180
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АКЦИОНЕРЫ / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ ШАНТАЖ / РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ / CORPORATE CONFLICT / STOCK COMPANY / CORPORATE GOVERNANCE / SHAREHOLDERS / BOARD OF DIRECTORS / ADMINISTRATION / CORPORATE BLACKMAIL / CORPORATE RAID

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнуллин Сергей Булатович

Проблема корпоративных конфликтов является одной из наиболее злободневных в российской экономике. Последствиями негативного варианта окончания корпоративных конфликтов может стать разрушение корпорации как субъекта экономической деятельности, а также потеря статуса независимого субъекта. В статье рассмотрены методологические подходы к определению термина корпоративных конфликтов? как со стороны независимых исследователей, так и со стороны регулятора корпоративного сектора экономики Центрального банка Российской Федерации и его предшественника Федеральной комиссии по ценным бумагам. Автором также исследована методология, применяемая крупнейшим акционером в России, осуществляющим корпоративное управление в компаниях с государственным участием, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом). При этом рассмотрены как преимущества, так и недостатки общепринятой методологии, выявлены ее наиболее слабые места и направления возможного совершенствования. В статье приведена основная типология корпоративных конфликтов, как относительно внутренней среды корпорации, так и комплексная система, предполагающая изучение внутренней и внешней среды корпорации. На основе исследованной методологии автором предлагается более комплексный методологический подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological problems to permission of the corporate conflicts

The problem of corporate conflicts is one of the most actual in the Russian economy. The consequences of the negative version of the end of the corporate conflicts can be the destruction of the corporation as the subject of economic activity, as well as the loss of the status of an independent subject. The article describes the methodological approaches to the definition of corporate conflicts, both by independent researchers, as well as from the corporate sector regulator of the economy the Central Bank of the Russian Federation and its predecessor, the Federal Commission for the Stock Markets. The author also studied the methodology used the largest shareholder in Russia, engaged in corporate governance in the companies with participation of Russian Federation, the Federal Agency for State Property Management. At the same time considered both the advantages and disadvantages of conventional methodology, found its most weaknesses and areas of possible improvement. The article describes the basic typology of corporate conflicts, both relative to the internal environment of corporation, and a comprehensive system involves the study of internal and external elements of environment of the corporation. On the basis of the studied methodology the author suggests a more comprehensive methodological approach.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы разрешения корпоративных конфликтов»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2

URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/ 139EVN216.pdf

DOI: 10.15862/139EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/139EVN216)

Статья опубликована 16.05.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Зайнуллин С.Б. Методологические проблемы разрешения корпоративных конфликтов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/139EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/139EVN216

УДК 658.5.012.7

Зайнуллин Сергей Булатович

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, г. Москва1 Доцент кафедры «Экономики предприятия и предпринимательства»

Кандидат экономических наук E-mail: Law_union@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?authorid=492001

Методологические проблемы разрешения корпоративных конфликтов

Аннотация. Проблема корпоративных конфликтов является одной из наиболее злободневных в российской экономике. Последствиями негативного варианта окончания корпоративных конфликтов может стать разрушение корпорации как субъекта экономической деятельности, а также потеря статуса независимого субъекта. В статье рассмотрены методологические подходы к определению термина корпоративных конфликтов? как со стороны независимых исследователей, так и со стороны регулятора корпоративного сектора экономики - Центрального банка Российской Федерации и его предшественника Федеральной комиссии по ценным бумагам. Автором также исследована методология, применяемая крупнейшим акционером в России, осуществляющим корпоративное управление в компаниях с государственным участием, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом). При этом рассмотрены как преимущества, так и недостатки общепринятой методологии, выявлены ее наиболее слабые места и направления возможного совершенствования. В статье приведена основная типология корпоративных конфликтов, как относительно внутренней среды корпорации, так и комплексная система, предполагающая изучение внутренней и внешней среды корпорации. На основе исследованной методологии автором предлагается более комплексный методологический подход.

Ключевые слова: корпоративный конфликт акционерное общество; корпоративное управление; акционеры; совет директоров; органы управления; корпоративный шантаж; рейдерский захват

Корпоративные конфликты явление довольно распространенное и имеет историю, соответствующую истории появления и развития корпораций. Причем под корпорацией следует понимать любое сообщество людей, объединенной единой целью, как коммерческой

1 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6 1

так и не коммерческой. В частности Закон XII таблиц (5 век до н.э.), Таблица VIII, дозволял членам сообществ заключать соглашения, не нарушающие общественный порядок. 2При этом актуальность вопросы корпоративного управления и разрешения корпоративных конфликтов актуальны до сих пор.

Так Кодекс корпоративного управления, утвержденный Банком России (ст. 76) гласит, что «Общество обязано принимать все необходимые и возможные меры для предупреждения и урегулирования конфликта (а равно минимизации его последствий) между органом общества и его акционером (акционерами), а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества, в том числе использовать внесудебные процедуры разрешения спора, включая медиацию».3

Ранее Федеральная комиссия по ценным бумагам определяла корпоративный конфликт следующим образом:

«...Осуществление обществом предпринимательской деятельности, успешное решение задач и достижение целей, поставленных перед обществом, при его учреждении, возможны лишь пи наличии в нем условий для предупреждения и урегулирования корпоративных конфликтов - конфликтов между органами общества и его акционерами, а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества...»

Другое определение введено Правительством Москвы:

«...Корпоративный конфликт любое разногласие или спор между органами управления общества и его акционером (участником), которые возникли в связи с участием акционера (участника) в обществе, по вопросам надлежащего выполнения требований корпоративного законодательства и внутренних документов общества, либо разногласия или спор между акционерами (участниками), если они затрагивают интересы общества, его акционеров (участников) ...»4

Исходя из Методических рекомендаций Росимущества по организации работы Совета директоров в акционерном обществе можно выделить следующую классификацию конфликтов (рис. 1):5

2 Закон XII Таблиц.

3 Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".

4 Постановление Правительства Москвы от 17.02.2009 N 104-1111 "О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы".

5 Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21 ноября 2013 г. N 357 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе".

Рисунок 1. Классификация корпоративных конфликтов

АС. Семенов и Ю.С. Сизов приводят следующие определения корпоративных конфликтов:6

«Корпоративные конфликты - это споры, возникающие между акционерным обществом, его акционерами и менеджерами. В основе этих конфликтов лежат как естественные противоречия между интересами крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджмента, так и борьба инвесторов за контроль над акционерным обществом. В практической жизни корпоративные конфликты принимают самые разнообразные формы, нередко нанося серьезный ущерб и самим их участникам, и обществу в целом».

О. Осипенко указывает, что «...едва ли можно признать удовлетворительным толкование существа корпоративного конфликта, предложенное в Кодексе корпоративного поведения».'

А. Данелян дает более широкое определение корпоративного конфликта «Корпоративный конфликт — это спор между участниками корпорации, либо между участником(ми) корпорации и корпорацией, объектом которого являются корпоративные правоотношения, а также иные правоотношения, связанные с деятельностью корпорации, либо с требованиями, предъявляемыми в интересах корпорации, а так же спор между участником(ми) корпорации или корпорацией, с одной стороны, и иными лицами (исполнительные органы корпорации, держатель реестра владельцев ценных бумаг, депозитарий, внешний инвестор), с другой стороны, если он затрагивает или может затронуть отношения внутри корпорации, обусловленный противоположными целями и интересами сторон конфликта в связи с желанием контролировать и направлять поведение другой стороны, либо изменить свой статус и юридическое состояние».8

6 Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. Семенов А.С., Сизов

Ю.С.

7 Осипенко О. Современный корпоративный конфликт (природа, границы, разновидности, способы регулирования) // «Вопросы экономики. - 2003. - №10.

8 А.А. ДАНЕЛЬЯН Корпорация и корпоративные конфликты: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.03. - Москва, 2006 // Евразийская правовая мысль и практика.

Стихин А.С., Бежин Е.В., Сумина А.С. приводят результаты проведенных исследования (таблица 1).9

Таблица 1

Различные виды корпоративных конфликтов и количество компаний выборки

в разрезе данных видов конфликтов

Вид конфликта Количество прецедентов в выборке

Неудовлетворительные результаты работы менеджера 8

Смена собственника, конфликт с руководством 6

Конфликт интересов - вмешательство акционеров в управление 3

Оппортунистическое поведение менеджеров 5

Конфликты с государством 4

"Экспансия собственности" 7

Конфликт с собственником 3

Конфликт интересов собственников 1

Всего по выборке 37

Данные авторы, делают исходя из исследований среди 80 акционерных обществ за 2003-2008 гг. вывод, что наиболее распространённый конфликт в условиях Российской практики - это конфликт, связанный с недовольством акционеров относительно работы директоров компании. При этом во всех 8 рассмотренных случаях конфликт приводил к отставке управляющих, и только в 3 случаях (37,5%) ситуация в компании перед увольнением управляющего была критической.

А.Д. Осиновский определяет сторонами корпоративного конфликта участников/акционеров общества.10

«Вся система корпоративных отношений построена на относительных правах, т.е. на правах, возникающих из права собственности на акции. Носители этих прав - акционеры -имеют в общем случае различные цели и интересы по отношению к обществу и по отношению друг к другу. Различие в интересах участников одного хозяйственного общества еще не является конфликтом. Но как только носители различных интересов предпринимают действия, направленные на реализацию их интересов, на достижение целей, отличных от целей других участников корпоративных отношений, возникает конфликт, т.е. столкновение, серьезное разногласие, противоборство сторон. Акционерное общество в корпоративном конфликте - это одновременно и цель, и сторона конфликта».

Трубникова Е.В. на основе позиции ФКЦБ закрепляет следующую дефиницию корпоративного конфликта применительно к акционерным обществам. «Это любое разногласие или спор между органом общества и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе, либо разногласие или спор между акционерами, если это

9 Стихин А.С., Бежин Е.В., Сумина А.С. Корпоративные конфликты и способы их разрешения в российских фирмах // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. http://jurnal.org. 17.05.2010 г.

10 А.Д. Осиновский Акционер против акционерного общества СПб.: ДНК, 2006.

затрагивает интересы общества, по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри общества».11

Понятие "корпоративный спор" является сложным в силу двуединой смысловой нагрузки: прилагательное "корпоративный" определяет субъектный состав спорных правоотношений, предмет и объект спора; существительное "спор" указывает на процессуальный характер понятия.

Юридическая конструкция коммерческой организации такова, что в ее субъектный состав включено значительное число лиц, являющихся носителями имущественных интересов. Предпосылки конфликта интересов — ограниченность единых для множества заинтересованных лиц денежных и иных имущественных ресурсов, психологически обусловленное противоречие личных интересов и интересов компании.

Объекты корпоративного спора: решение общего собрания акционеров, доли в уставном капитале, акции, запись в ЕГРЮЛ, имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности и др.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что распространенной является позиция, определяющая корпоративный конфликт, как исключительно конфликт внутренних элементов акционерного общества.

Автор предлагает более широкий взгляд на корпоративный конфликт, рассматривая не только внутреннюю, но и внешнюю среду корпорации, рассматривая их во взаимосвязанном комплексе.

Целью деятельности коммерческой организации, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации является извлечение прибыли. 12

Однако система целей современной компании отнюдь не ограничивается данной целью. Ряд предприятий концентрируют основное внимание и усилия на решении производственных задач, так как считают, что именно их решение определяет финансовую эффективность и способствует удовлетворению потребностей покупателей. Задаются нормативные показатели в сфере производства, обеспечения высокого качества и прибыльности.

Проводя анализ целей и задач компании, П. Дойль делает три вывода: 13

Во-первых, хотя в какой-то момент времени на первый план может выйти любая из рассмотренных целей, если речь идет о выживании компании, ни одна из них не является достаточной.

Во-вторых, сосредоточение внимания и усилий на одной области деятельности неизбежно приводит к возникновению проблем в других. Например, стремление к максимально высоким краткосрочным прибылям снизит долгосрочную конкурентоспособность фирмы на рынке. Быстрый рост приведет к увеличению риска, который ложится на плечи акционеров и кредиторов. Стремление к увеличению стоимости акционерного капитала, быть может, подорвет доверие сотрудников и местного сообщества, поскольку основное внимание уделяется интересам собственников компании.

11 Трубникова Е.В. Определение понятия корпоративного спора // «Корпоративные Споры». - 2008. - №3 (май-июнь).

12 Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.

13 Дойль П. Маркетинг, менеджмент и стратегии. СПб.: «Питер», 2007.

В-третьих, чем больше усилий будет затрачивать компания на выполнение одной задачи и стремиться к совершенству в одной области, тем сильнее обострятся эти конфликты, возникнет угроза нестабильности. В одних случаях крах наступает быстро и неожиданно, в других — ему предшествует длительный упадок, поскольку группы, интересами которых пренебрегает менеджмент, будут постепенно отказывать фирме в поддержке.

Корпорация является одновременно и сложной системой, т.е. состоит из подсистем, взаимно влияющих друг на друга и всю систему в целом. При анализе среды предприятия, как хозяйствующего субъекта необходимо разделить среду на подвиды, а в подвидах определить наиболее значимые факторы.

В процессе функционирования корпораций в ее институциональную среду вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей.

Поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы экономических составляющих общества, рассмотренных в предлагаемой автором классификации (рис. 2).

Рисунок 2. Сфера внешней среды предприятия14

Рассмотрим элементы модели воздействия на корпорацию внешней среды, при этом основное значение автор уделяет методам агрессивного поведения элементов и причинам агрессивного поведения.

1. Потребители могут быть недовольны выполнением производственной корпорации своих договорных обязательств, их мотивом также может служить создание вертикально интегрированного холдинга. В первом случае возможны судебные тяжбы с требованием о взыскании задолженности, неустоек вплоть до проведения процедуры банкротства. Во втором случае может произойти попытка проведения враждебного поглощения.

2. Поставщики также могут быть недовольны выполнением производственной корпорации своих договорных обязательств, их мотивом также может служить создание

14 Зайнуллин С.Б. Противодействие корпорации враждебным слияниям и поглощениям. Рейлерство, гринмейл и защита от них. Lamdert academic publishing. Saarbruken. Germany.

вертикально интегрированного холдинга. В первом случае возможны судебные тяжбы с требованием о взыскании задолженности, неустоек вплоть до проведения процедуры банкротства. Во втором случае есть потенциальная опасность проведения враждебного поглощения.

3. Конкуренты могут иметь мотив устранения или ослабления конкурента, а также иметь цель экстенсивного развития путем приобретения доли рынка производственной корпорации. В данном случае возможны обращения и жалобы в государственные органы, как правило, в антимонопольный орган, а также есть риск проведения враждебного поглощения.

4. Партнеры, к которым относятся хозяйствующие субъекты, участвующие в совместных проектах могут иметь мотив устранения производственной корпорации из проекта. Потребители могут быть недовольны выполнением производственной корпорации своих договорных обязательств, их мотивом также может служить создание вертикально интегрированного холдинга. В этом случае возможны судебные тяжбы по поводу участия в проекте, а также попытка проведения враждебного поглощения.

5. Заинтересованные лица - лица, заинтересованные в приобретении какого-либо одного актива или всех активов производственной корпорации по цене, значительно ниже рыночной. В этом случае возможна попытка проведения враждебного поглощения либо корпоративного шантажа.

6. Общественные организации могут иметь мотив вовлечь производственную корпорацию в участие в своих проектах, прекратить какую либо деятельность производственной корпорации, получить пожертвования. Потенциальные негативные методы - шантаж, бойкот продукции или услуг, незаконные силовые акции, судебное преследование, черный PR.

7. Местное население может иметь мотив вовлечь производственной корпорации в участие в своих проектах, прекратить какую либо деятельность производственной корпорации, получить от предприятия пожертвования. Возможные негативные методы -шантаж, бойкот продукции или услуг, незаконные силовые акции, судебное преследование, черный PR.

8. Местные органы власти могут иметь цель пополнения местного бюджета, участия предприятия в местных социальных, культурных и политических программах. Имеют ресурс административного давления в виде предписаний, штрафов, судебного преследования, как правило, осуществлять черный PR.

9. Региональные органы власти могут иметь цель пополнения регионального бюджета, участия предприятия в региональных социальных, культурных и политических программах. Имеют ресурс административного давления в виде предписаний, штрафов, судебного преследования, вплоть до уголовного, осуществлять черный PR.

10. Федеральные органы власти могут иметь цель пополнения федерального бюджета, участия предприятия в федеральных социальных, культурных и политических программах. Имеют возможность административного давления в виде предписаний, штрафов, ликвидации предприятия, судебного преследования, в том числе и уголовного, осуществлять черный PR.

Сфера внутренней среды предприятия отражена на рисунке 3.15

15 Зайнуллин С.Б. Корпоративная безопасность. М.: Макс-Пресс 2016.

Рисунок 3. Сфера внутренней среды предприятия

Мажоритарные акционеры имеют цель получение дивидендов от прибыли и увеличение стоимости принадлежащим им акций. Могут стремиться увеличить свой пакет акций и отстранить других акционеров от участия в распределении прибыли.

По доли принадлежащих голосующих акций мажоритарные акционеры подразделяются на следующие виды:

1.1. Имеющие контрольный пакет акций с квалифицированным большинством 75%+1 голос, позволяющий принимать практические любые решения. Возможная цель - отстранить других акционеров от участия в распределении прибыли. Методы - размывание или скупка принадлежащих другим акционерам акций. Утаивание прибыли с помощью полностью подконтрольных Совета директоров и менеджмента производственной корпорации.

1.2. Имеющие контрольный пакет акций с простым большинством 50%+1 голос, позволяющий принимать большинство решения. Возможная цель - избрать подконтрольный Совет директоров, отстранить других акционеров от участия в распределении прибыли. Методы - размывание или скупка принадлежащих другим акционерам акций. Утаивание прибыли с помощью подконтрольных Совета директоров и менеджмента производственной корпорации.

1.3. Имеющие блокирующий пакет акций 25%+1 голос, позволяющий блокировать многие решения и продвигать своих кандидатов в Совет директоров. Возможная цель - отстранить других акционеров от участия в распределении прибыли или самим участвовать в распределении прибыли. Методы - скупка принадлежащих другим акционерам акций и выдвижение своих кандидатов в Совет директоров.

2. Миноритарные акционеры - не имеющие блокирующего пакета акций. Возможная цель - принять участие в распределении прибыли, выгодная продажа своего пакета акций. Методы - объединение с другими акционерами, скупка

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (март - апрель 2016)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

принадлежащих другим акционерам акций, выдвижение своих кандидатов в Совет директоров, корпоративный шантаж.

3. Государство-акционер, государство осуществляет свои права через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, цель - участие в распределении прибыли, контроль за деятельностью корпорации. При наличии специального права «золотой акции», может блокировать многие решения, вводить своих представителей в Совет директоров и менеджмент. Имеет возможность применения административного ресурса и PR.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Менеджмент корпорации, куда входят руководители высшего и среднего звена, а также персонал, обладающий экспертной властью и имеющий практически полный доступ к информации - бухгалтеры и юристы, - имеет цель «окопаться», т.е. получение стабильно высокого дохода в виде заработной платы, премии. Может иметь мотив приобретения акций предприятия для участия в распределении прибыли, а также утаивания части прибыли от акционеров. Методы - принятие текущих решений, вывод активов, обременение задолженностью.

5. Совет директоров, состоит как правило из представителей акционеров и менеджмента и отстаивает их интересы - но может иметь также собственную цель «окопаться», т.е. получение стабильно высокого дохода в виде вознаграждения. Может иметь мотив приобретения акций корпорации для участия в распределении прибыли, а также утаивания части прибыли от акционеров. Методы - принятие текущих решений, вывод активов, обременение задолженностью.

6. Персонал - имеет цель «окопаться», т.е. получение стабильно высокого дохода в виде заработной платы, премии. Может иметь мотив приобретения акций производственной корпорации я для участия в распределении прибыли, а также утаивания части прибыли от акционеров и менеджмента. Методы - сокрытие доходов или завышение расходов, сговор с контрагентами, вредительство, забастовка, жалобы в контролирующие государственные органы и суд.

Интересы указанных лиц направлены не только на предприятие, но и пересекаются между собой, выделив 3 основных группы можно увидеть пересечение интересов по поводу распределения прибыли организации (рис. 4).

Рисунок 4. Пересечение интересов заинтересованных лиц в отношении корпорации16

В данном случае, существует взаимодействие акционеров и менеджмента по поводу распределения прибыли - интерес акционеров состоит в выплате дивидендов, интерес менеджмента состоит в направлении прибыли на развитие предприятия. С данными интересами пересекаются интересы государства в лице регуляторов рынка ценных бумаг направленный на соблюдение прав акционеров и интерес государства в лице фискальных органов заинтересованных в получении налоговых отчислений из прибыли и с дивидендов.

Таким образом, при комплексном подходе, с учетом позиций Банка России, Росимущества, корпоративный конфликт можно определить следующим образом:

Корпоративные конфликты - это разногласия, возникающие между акционерами, участниками, членами органов управления, органами власти, заинтересованными лицам, иными элементами внутренней и внешней среды корпорации и самой корпорации. Базисом этих конфликтов является как противоречия между интересами элементов внешней и внутренней среды корпорации, так и борьба элементов за контроль над корпорацией и ее ресурсами.

Данный подход позволяет более комплексно рассмотреть возникновение причин корпоративных конфликтов и разработать методологию их предупреждения и устранения.

16 Зайнуллин С.Б. Корпоративная безопасность. М.: Макс-Пресс 2016. 10

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон XII Таблиц.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.

3. Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".

4. Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" .

5. Постановление Правительства Москвы от 17.02.2009 N 104-ПП "О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы".

6. Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21 ноября 2013 г. N 357 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе".

7. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. Семенов А.С., Сизов Ю.С. М.: Комкнига 2006.

8. Осипенко О. Современный корпоративный конфликт (природа, границы, разновидности, способы регулирования) // «Вопросы экономики. - 2003. - №10.

9. А.А. ДАНЕЛЬЯН Корпорация и корпоративные конфликты: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.03.- Москва, 2006 // Евразийская правовая мысль и практика.

10. Стихин А.С., Бежин Е.В., Сумина А.С. Корпоративные конфликты и способы их разрешения в российских фирмах // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. http://jurnal.org. Май 2010 г.

11. А.Д. Осиновский Акционер против акционерного общества / СПб.: ДНК, 2006.

12. Трубникова Е.В. Определение понятия корпоративного спора // "Корпоративные Споры". - 2008. - №3 (май-июнь).

13. Дойль П. Маркетинг, менеджмент и стратегии. СПб.: «Питер», 2007.

14. Зайнуллин С.Б. Противодействие корпорации враждебным слияниям и поглощениям. Рейлерство, гринмейл и защита от них. Lamdert academic publishing. Saarbruken. Germany. 2011.

15. Зайнуллин С.Б. Корпоративная безопасность. М.: Макс-Пресс 2016.

Zaynullin Sergey Bulatovich

People's friendship university of Russia, Russia, Moscow

E-mail: Law_union@mail.ru

Methodological problems to permission of the corporate conflicts

Abstract. The problem of corporate conflicts is one of the most actual in the Russian economy. The consequences of the negative version of the end of the corporate conflicts can be the destruction of the corporation as the subject of economic activity, as well as the loss of the status of an independent subject.

The article describes the methodological approaches to the definition of corporate conflicts, both by independent researchers, as well as from the corporate sector regulator of the economy - the Central Bank of the Russian Federation and its predecessor, the Federal Commission for the Stock Markets.

The author also studied the methodology used the largest shareholder in Russia, engaged in corporate governance in the companies with participation of Russian Federation, the Federal Agency for State Property Management. At the same time considered both the advantages and disadvantages of conventional methodology, found its most weaknesses and areas of possible improvement. The article describes the basic typology of corporate conflicts, both relative to the internal environment of corporation, and a comprehensive system involves the study of internal and external elements of environment of the corporation. On the basis of the studied methodology the author suggests a more comprehensive methodological approach.

Keywords: corporate conflict; stock company; corporate governance; shareholders; board of directors; administration; corporate blackmail; corporate raid

REFERENCES

1. Zakon XII Tablits.

2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii chast' pervaya ot 30 noyabrya 1994 g. N 51-FZ. Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 21 oktyabrya 1994 g.

3. Pis'mo Banka Rossii ot 10 aprelya 2014 g. N 06-52/2463 "O Kodekse korporativnogo upravleniya".

4. Rasporyazhenie FKTsB RF ot 04.04.2002 N 421/r "O rekomendatsii k primeneniyu Kodeksa korporativnogo povedeniya".

5. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 17.02.2009 N 104-PP "O dal'neyshikh merakh po snizheniyu administrativnykh bar'erov dlya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva na territorii goroda Moskvy".

6. Prikaz Federal'nogo agentstva po upravleniyu gosudarstvennym imushchestvom ot 21 noyabrya 2013 g. N 357 "Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsiy po organizatsii raboty Soveta direktorov v aktsionernom obshchestve".

7. Korporativnye konflikty. Prichiny ikh vozniknoveniya i sposoby preodoleniya. Semenov A.S., Sizov Yu.S. M.: Komkniga 2006.

8. Osipenko O. Sovremennyy korporativnyy konflikt (priroda, granitsy, raznovidnosti, sposoby regulirovaniya) // «Voprosy ekonomiki. - 2003. - №10.

9. A.A. DANEL''YaN Korporatsiya i korporativnye konflikty: dissertatsiya ... kandidata yuridicheskikh nauk: 12.00.03.- Moskva, 2006 // Evraziyskaya pravovaya mysl' i praktika.

10. Stikhin A.S., Bezhin E.V., Sumina A.S. Korporativnye konflikty i sposoby ikh razresheniya v rossiyskikh firmakh // Zhurnal nauchnykh publikatsiy aspirantov i doktorantov. http://jurnal.org. May 2010 g.

11. A.D. Osinovskiy Aktsioner protiv aktsionernogo obshchestva / SPb.: DNK, 2006.

12. Trubnikova E.V. Opredelenie ponyatiya korporativnogo spora // "Korporativnye Spory". - 2008. - №3 (may-iyun').

13. Doyl' P. Marketing, menedzhment i strategii. SPb.: «Piter», 2007.

14. Zaynullin S.B. Protivodeystvie korporatsii vrazhdebnym sliyaniyam i pogloshcheniyam. Reylerstvo, grinmeyl i zashchita ot nikh. Lamdert academic publishing. Saarbruken. Germany. 2011.

15. Zaynullin S.B. Korporativnaya bezopasnost'. M.: Maks-Press 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.