Научная статья на тему 'Понятие и признаки гармонизации права социального обеспечения с международными нормами'

Понятие и признаки гармонизации права социального обеспечения с международными нормами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1831
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВА / УНИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МИНИМАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / HARMONIZATION OF LAW / UNIFICATION / SOCIAL SECURITY / MINIMUM INTERNATIONAL STANDARDS / SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манджиева Светлана Владимировна

Исследуется термин «гармонизация права», выявляется его соотношение со сходными правовыми категориями. Отмечается, что при определении данного понятия необходимо учитывать специфику регулируемых общественных отношений. Указывается, что гармонизация права социального обеспечения с международными нормами осуществляется на основе минимальных международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition and the signs of harmonization of social security law with the international norms

In the article the term «harmonization of law» is researched, it is compared with other similar law categories. Author notes the specificity of the regulated social relations has to be considered to determine the term. It is pointed harmonization of social security law with the international norms is realized according to the minimum international standards.

Текст научной работы на тему «Понятие и признаки гармонизации права социального обеспечения с международными нормами»

СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 4 (41). С. 179-183.

УДК 349.3

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ НОРМАМИ

THE DEFINITION AND THE SIGNS OF HARMONIZATION OF SOCIAL SECURITY LAW WITH THE INTERNATIONAL NORMS

С. В. МАНДЖИЕВА (S. V. MANDZHIEVA)

Исследуется термин «гармонизация права», выявляется его соотношение со сходными правовыми категориями. Отмечается, что при определении данного понятия необходимо учитывать специфику регулируемых общественных отношений. Указывается, что гармонизация права социального обеспечения с международными нормами осуществляется на основе минимальных международных стандартов.

Ключевые слова: гармонизация права; унификация; социальное обеспечение; минимальные международные стандарты; социальная справедливость.

In the article the term «harmonization of law» is researched, it is compared with other similar law categories. Author notes the specificity of the regulated social relations has to be considered to determine the term. It is pointed harmonization of social security law with the international norms is realized according to the minimum international standards.

Key words: harmonization of law; unification; social security; minimum international standards; social justice.

В современных условиях развитие интеграционных процессов является объективной закономерностью. Укрепление торгово-экономических связей государств, рост внешней миграции населения, борьба с глобальными проблемами человечества требуют более интенсивного международного сотрудничества. В международно-правовой сфере одним из действенных методов правовой интеграции является гармонизация национальных правовых систем. Однако в теории права понятие «гармонизация» не получило общепринятого содержательного наполнения. На наш взгляд, для определения данного термина необходимо учитывать специфику тех общественных отношений, на которые направлена гармонизация.

В первую очередь, следует разграничить данную правовую категорию с термином «гармония права». Понятие «гармония» является многоаспектным и широко используется в различных сферах научного знания. Особое внимание разработке данной категории было уделено в философии, эстетике, искусстве. В самом общем виде под гармонией понимается согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-нибудь целого, внутренняя целостность, полнота, согласие [1]. Правовая же гармония представляет собой «согласованное единство контрастных начал, определяющее целостность, сбалансированность, упорядоченную организованность в праве» [2]. Таким образом, гармония представляет собой некий идеал,

© Манджиева С. В., 2014

179

С. В. Манджиева

образец совершенства и по своей сущности является статической категорией. В отличие от правовой гармонии, гармонизация рассматривается как динамическое начало и подразумевает процесс, направленный на достижение гармонии. Следовательно, определять понятие «гармонизация» нужно не через цель, результат, а через процесс или деятельность. Так, И. И. Лукашук рассматривает гармонизацию как процесс целенаправленного сближения правовых систем в целом или отдельных отраслей, утверждения общих институтов и норм, устранения противоречий [3]. Автор также справедливо указывает на такой признак гармонизации, как целенаправленность. В теории права гармонизация может осуществляться двумя способами: стихийно и целенаправленно. При стихийном способе отсутствует сама цель гармонизации права, хотя фактически происходит заимствование правового опыта. На наш взгляд, гармонизацию социального обеспечения следует отождествлять с волевым процессом, требующим определённых усилий по достижению согласованности между различными государствами. Только в результате целенаправленного международного сотрудничества возможно установление общих начал в национальных системах социального обеспечения. Как правило, такая деятельность осуществляется в рамках международных организаций.

Основным отличием гармонизации, по мнению большинства авторов, является степень правового регулирования общественных отношений. В частности, отграничивая гармонизацию от унификации, Г. В. Пахарева указывает на первую категорию как правовую процедуру приведения национальных актов в такое соотношение с правовыми актами Сообщества (ЕврАзЭС), при котором национальные акты по своему содержанию, направленности, принципам правового регулирования и предполагаемым результатам в правоприменительной практике аналогичны (однородны) правовым актам Сообщества при различии юридических методов достижения результата [4]. Отсутствие в гармонизации однотипных предписаний и создания юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным, отмечают Н. И. Матузов и А. В. Малько [5].

Следовательно, для правовой унификации характерно создание единых (идентичных) норм, в то время как при гармонизации устанавливаются единообразные (сходные) правовые нормы. Рассматривая гармонизацию через установление единообразных (сходных) правовых норм, необходимо проанализировать основные особенности формулирования правовых положений международных актов, действующих в данной сфере социального обеспечения. Правовые нормы преимущественно сконструированы таким образом, что у государств имеется альтернатива выбора: «получающий пособие или его кормилец могут привлекаться к участию в расходах, связанных с медицинской помощью...», «обеспечению подлежат следующие лица: либо установленные категории работающих по найму. либо установленные категории самодеятельного населения. либо все жители, средства которых за время охватываемого случая не превышают пределов.»; «размер пособия определяется в соответствии с установленной шкалой или в соответствии со шкалой, определяемой компетентным органом власти в соответствии с установленными правилами» [6] и т. д. В результате подобного международно-правового регулирования формируется не унифицированная система социального обеспечения, действующая в различных странах, а сходная или единообразная, в которой существуют общие правовые начала. Такой подход обусловлен объективной необходимостью в учёте социально-экономических, правовых, культурных различий. Следовательно, для гармонизации характерно введение общих начал правового регулирования в конкретных областях общественной жизни при сохранении за государствами большего или меньшего простора для собственного правового регулирования [7].

Однако в юридической литературе существует различное толкование степени регулирования общественных отношений посредством гармонизации права. Так, Н. Г. Доронина рассматривает гармонизацию как способ международно-договорной унификации права, основанный на обязательстве го -сударства при разработке национального законодательства следовать определённому направлению (принципу) правового регулиро-

180

Понятие и признаки гармонизации права социального обеспечения с международными нормами

вания, сформулированному в международном соглашении [8]. В данном варианте гармонизация рассматривается как «более гибкий способ» унификации права и применяется в тех областях, где взаимодействие государств должно происходить в результате координации их воль только посредством установления принципа регулирования без принятия единообразного решения. Например, гармонизация права характерна для регулирования административных отношений.

На наш взгляд, гармонизация социального обеспечения не может ограничиваться установлением исключительно общих целей развития, принципов и основных направлений деятельности. Следует обратить внимание на сущность самой категории социального обеспечения, которая представляет форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах [9]. Данная категория носит, прежде всего, экономический характер, что обуславливает необходимость в установлении четких показателей обеспеченности социальными благами. Так, провозглашение принципа достойного уровня жизни в отсутствие нормативов предоставления социальных благ существенно подрывает реализацию права на социальное обеспечение. Исходя из данной посылки, представляется, что в социальном обеспечении гармонизация помимо выработки общего направления дополняется принятием международных стандартов, под которыми следует понимать конкретные величины или показатели в реализации права на социальное обеспечение. Примерами могут послужить, положения, устанавливающие нормы охвата населения конкретным видом социального обеспечения, нормы, определяющие размер пенсий или пособий и т. д. При этом соответствие национальных законодательств данным нормам является приоритетным направлением в

дальнейшем сближении правовых систем, поскольку только при реализации международных стандартов можно говорить о реальном соблюдении права на социальное обеспечение на международном уровне. Следует указать на то, что в отличие от единых норм, международные стандарты социального обеспечения представляют только минимальные требования к государствам, исполняющим обязанности по их реализации. В данном случае у национального законодателя сохраняется возможность в установлении более высоких норм.

В юридической литературе по европейскому праву принято также выделять «полную» и «минимальную» гармонизацию. Полная гармонизация означает применение единой нормы, отклонение от которой не допускается как в сторону ужесточения, так и в сторону смягчения регулирования. Подобная характеристика в большей степени относится к понятию «унификация». При минимальной же гармонизации устанавливаются минимальные требования, которые государства обязуются исполнять. Например, существуют международные стандарты размера выплат по социальному обеспечению, минимальной степени охвата населения и т. д. При этом в международном праве социального обеспечения могут устанавливаться более высокие международные стандарты для экономически развитых стран. Например, Конвенция № 102 устанавливает общий минимальный уровень социальной защиты, в то время как более поздние конвенции (Конвенция № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1967 г., Конвенция № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» 1969 г. и т. д.) предусматривают повышенный уровень международных стандартов. Однако, на наш взгляд, речь в данном случае идёт об общих и повышенных уровнях социальной защиты. По своей же сути международные стандарты социального обеспечения не перестают быть минимальными, поскольку они устанавливают только нижний предел реализации прав при сохранении возможности го -сударства по своему усмотрению при наличии экономической возможности определять более высокие стандарты.

При характеристике правовой гармонизации иногда называется в качестве основно-

181

С. В. Манджиева

го признака необязательность исполнения государством международных норм. Так, указывается, что при гармонизации в качестве основных источников используются директивы, резолюции, «мягкое право», прецедентное право международных судов и международного арбитража, правовая доктрина [10]. При разграничении унификации и гармонизации В. А. Дозорцев определяет в качестве основного признака, отличающего унификацию, «установление в международных актах материальных норм, обязательных для национальных правовых систем, подлежащих включению в национальное законодательство стран - участниц соответствующих договоров» [11].

Следует отметить, что единые нормы, закрепляя идентичное регулирование общественных отношений, преимущественно содержатся в правовых актах, обладающих обязательной юридической силой. На наш взгляд, единообразные (сходные) правовые нормы также могут устанавливаться в международных конвенциях, хартиях и иных договорах, которые обязательны для исполнения ратифицировавшими их государствами, поскольку они предоставляют альтернативу выбора национальному законодателю и не требуют единого подхода. Представляется, что отсутствие или наличие обязательности исполнения международных правовых норм характеризует не само понятие гармонизации, а формы её осуществления (источники).

В вопросе разграничения унификации и гармонизации следует отметить позицию С. В. Бахина, который указывает на такой критерий, как системная принадлежность норм данных процессов. Главное отличие гармонизации от унификации состоит в том, что «сближение правовых систем происходит не путём введения единой международной нормы, а посредством включения в правовые системы разных стран государств единообразных внутригосударственных норм» [12]. Действительно, сближение возможно только, когда фактически национальное законодательство восприняло международно-правовую норму. Однако в данном случае следует говорить об уровнях гармонизации: международном, на котором создаются международные правовые нормы, и национальном, включающем процесс принятия соответст-

вующих нормативных правовых актов во исполнение международных норм. Кроме того, необходимо учитывать общее положение о действии международных договоров в РФ, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ подлежат прямому применению. Таким образом, в случае отсутствия соответствующей нормы в национальном законодательстве можно говорить не об отсутствии гармонизации как таковой, а об её незавершенности.

На наш взгляд, для того чтобы определить понятие гармонизации права социального обеспечения, необходимо указать также на цели данного правового процесса в контексте рассматриваемой отрасли. Гармонизация права не может являться самоцелью, должны быть установлены ориентиры, определяющие характер гармонизационных мер. На международном уровне гармонизация, прежде всего, служит реализацией принципа социальной справедливости, который выражается в том, что экономические и социальные ограничения личных возможностей и понесенные в связи с этим убытки должны предотвращаться, устраняться или компенсироваться обществом в достаточном размере [9]. Государство должно создавать такие условия, в которых социально незащищённые категории населения в результате утраты основного источника дохода имели бы возможность удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности. Особенно данное положение актуально тем, что более половины народонаселения планеты (трудящиеся и их иждивенцы) исключено из всех форм социального обеспечения и защиты. На них не распространяются ни системы социального обеспечения за счёт взносов, ни системы социальных пособий, финансируемые за счёт налогообложения; при этом весьма значительные слои населения могут рассчитывать на защиту только в отношении ограниченного перечня страховых случаев [13]. Путём более интенсивного государственного сотрудничества посредством гармонизации возможно установление общих правовых начал, гарантирующих гражданам свободу от нужды по всему миру.

Таким образом, в результате полученных выводов об основных характеристиках правовой гармонизации следует определить гармонизацию права социального обеспечения с

182

Понятие и признаки гармонизации права социального обеспечения с международными нормами

международными нормами как процесс целенаправленного сближения национальных систем социального обеспечения путём установления единообразных (сходных) правовых норм, соответствующих минимальным международным стандартам, в целях достижения социальной справедливости.

1. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского

языка. - URL: http://encdic.com/ozhegov/

Garmonija-5397.html (дата обращения:

20.09.2014).

2. Жбырь О. Н. Категория «Гармония права» и основные формы её выражения: теоретикоправовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. -Краснодар, 2011. - С. 67.

3. Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. - М., 2000. - С. 45.

4. Пахарева Г. В. Теоретические и практические проблемы гармонизации экологического законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 23.

5. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М. : Юристъ, 2001. - С. 236.

6. О минимальных нормах социального обеспечения : Конвенция № 102 от 28 июня 1952 г. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

7. Кашкин С. Ю. Стратегия и механизмы гармонизации законодательства России и Европейского Союза как ключевые компоненты их эффективного взаиморазвития в XXI веке. -М., 2005. - С. 10.

8. Доронина Н. Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. - 1998. - № 6. -С. 53-67.

9. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник. - М., 2011. - С. 31, 483.

10. Сироткина О. В. Гражданско-правовые договоры в правовой системе Европейского Союза: проблемы гармонизации и унификации : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2004. - С. 8.

11. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации : сборник статей // Исслед. центр частного права. -М. : Статут, 2005. - С. 29.

12. Бахин С. В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем (унификация и гармонизация права) : дис. . д-ра юрид. наук. - СПб., 2003. - С. 64.

13. Социальное обеспечение: вопросы, задачи и перспективы : доклад VI // Международная конференция труда, 89-я сессия. - Женева, 2001. - С. 3.

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.