Научная статья на тему 'Понятие и принципы прогнозирования исхода этнополитического конфликта'

Понятие и принципы прогнозирования исхода этнополитического конфликта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТЯЖНОЙ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОИСКОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / PROLONGED ETHNOPOLITICAL CONFLICT / A POLITICAL FORECAST / POLITICAL FORECASTING / PROSPECTIVE FORECASTING / STANDARD FORECASTING / PRINCIPLES AND METHODS OF POLITICAL FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хататба Фахед Р.

Статья посвящена актуальной теоретико-методологической проблеме современной политической науки политическому прогнозированию исхода затяжного этнополитического конфликта. В работе описываются основные принципы прогностической работы в их многообразии и отраслевой применимости. Всесторонне рассмотрены принципы альтернативности, системности, непрерывности и верификации политического прогнозирования исхода затяжного этнополитического конфликта. Характеризуя политическое прогнозирование как опережающее отражение политической действительности, автор анализирует основные виды политического прогнозирования нормативный и поисковый. Рассматриваются особенности исхода затяжных конфликтов, а также причины возникновения конфликтных ситуаций в этнических группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and the Principles Of an Outcome Of Political Forecasting In Prolonged Ethnopolitical Conflict

The article is devoted to an actual theoretical and methodological problem of modern political science, that is political forecasting of an outcome of prolonged ethnopolitical conflict. The author describes main principles of forecasting in their variety and branch applicability. The principles of alternativeness, comprehensiveness, continuity and verification of political forecasting are considered in details. While characterising political forecasting as advancing reflexion of the political validity, the author analyzes the principal types of political forecasting. They are standard and prospective ones. The key features of an outcome of prolonged conflict as well as the causes of occurrence of conflict situations in ethnic groups are under consideration.

Текст научной работы на тему «Понятие и принципы прогнозирования исхода этнополитического конфликта»

УДК 323.2 Х-25

Хататба Фахед Р.

аспирант кафедры конфликтологии Южного федерального университета fahed_83@mail.ru

Понятие и принципы прогнозирования исхода этнополитического конфликта

Аннотация:

Статья посвящена актуальной теоретико-методологической проблеме современной политической науки - политическому прогнозированию исхода затяжного этнополитического конфликта. В работе описываются основные принципы прогностической работы в их многообразии и отраслевой применимости. Всесторонне рассмотрены принципы альтернативности, системности, непрерывности и верификации политического прогнозирования исхода затяжного этнополитического конфликта. Характеризуя политическое прогнозирование как опережающее отражение политической действительности, автор анализирует основные виды политического прогнозирования - нормативный и поисковый. Рассматриваются особенности исхода затяжных конфликтов, а также причины возникновения конфликтных ситуаций в этнических группах.

Ключевые слова: затяжной этнополитический конфликт, политический прогноз, политическое прогнозирование, поисковое прогнозирование, нормативное прогнозирование, принципы и методы политического прогнозирования.

На сегодняшний день в современной науке остро стоит вопрос о перспективах развития народов, государств, человечества в целом, перед которыми на повестку дня встали серьезные исторические, политические и иные вопросы глобального развития (голод, экологические проблемы, конфликты, терроризм и т.д.) [1]. От того, сумеет ли человечество найти ответы на них, зависит его будущее [2].

Будущее является таким же реальным объектом, как и любой другой. Для анализа будущего существует стандартная методология, которая включает в себя анализ трендов, разработку сценариев, выделение наиболее предпочтительных и разработку мер по их воплощению. Эта методология получила в науке наименование прогностической [3].

Термин «прогноз» происходит от греческого слова «prognosis» [4], и означает предвидение, понимаемое обычно как получение информации о будущем состоянии какого-либо объекта. Толковый словарь русского языка характеризует прогноз как предсказание о раз-

332

витии и исходе каких-нибудь событий, явлений на основании имеющихся данных [5]. В Словаре по экономике и финансам подчеркивается, что прогноз - это оценка будущей тенденции, с помощью исследования и анализа доступной информации [6]. Российская энциклопедия под прогнозом понимает вероятностное суждение о будущем на основе специального научного исследования [7, т. 7].

Таким образом, большинство энциклопедических изданий выделяет прогноз в качестве некоего предвидения будущего на основе имеющихся данных. Следовательно, политический прогноз - это определенное предвидение каких-либо политических событий, развития явлений мира политического, возможных политических последствий в будущем.

Из богатого множества определений прогноза можно вывести и определение прогнозирования. Прогнозирование, если обратиться к Российской энциклопедии, - это разработка прогноза [8]. Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком значении прогнозирование - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления; «прогнозирование - это опережающее отражение действительности» [9, с. 33], «представляющее собой форму гипотетического отражения политики будущего, раскрывающего совокупное влияние тех факторов, которые в данное время влияют на развитие объекта государственного регулирования» [10, с. 76]. Такой характер политического прогнозирования основывается на стремлении учесть как научные рекомендации, так и накопленный практический опыт в той или иной области политической жизни, а также данные о тех людях, которые будут реализовывать эти проекты [11].

Следовательно, политическое прогнозирование можно представить как процесс разработки научно обоснованных суждений о вероятностном развитии политических событий и путях их осуществления.

Прогнозирование исхода этнополитического конфликта — это предвидение не только возможности конфликта, но и его возможного будущего. Кроме того, это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения.

К основным методам прогнозирования исхода этнополитического конфликта относятся:

- экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы;

- моделирование возможной конфликтной ситуации;

333

- статический метод;

- опрос экспертов.

Точность экстраполяции резко убывает по мере продвижения в будущее. Ограничена применимость к предвидению будущего исторической аналогии. Наиболее надежным методом прогнозирования исхода этнополитического конфликта является экспертная оценка, опирающаяся на верные теоретические представления, использующая результаты других методов и дающая им правильную интерпретацию.

Прогнозы исхода этнополитического конфликта, также как и других социально-политических феноменов, могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Прогнозирование исхода этнополитического конфликта особенно важно для предотвращения нового конфликта. Пограничность ситуации этнополитического конфликта, ситуативность и непредсказуемость последствий делают проблематичным изучение поэтапного становления, развития и исхода этого конфликта.

Структура противоречия, не перешедшего в конфликт, включает две группы явлений: объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны — люди, имеющие определенные интересы и ценности.

Этнополитические конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к этнополитическим конфликтам приводят следующие причины:

- наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или этнической группы;

- присутствие противоборства между различными этническими группами;

- разрыв отношений между определенными этническими группами и внутри них;

- появление и доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами общества и группами.

Разумеется, говорить о полном искоренении конфликта можно лишь в случае уничтожения одной из конфликтующих групп в результате геноцида или ассимиляции. Такие исходы этнических конфликтов также многократно имели место в истории. С этнической карты планеты за многотысячелетнюю историю человечества исчезли в результате войн, завоеваний и миграций сотни и тысячи этнических групп, причем не всегда их исчезновение было насильственным.

Вероятность такого исхода этнического конфликта зависит от соотношения сил конфликтующих сторон, наличия конфликтогенных

334

факторов, предыстории конфликта и других предпосылок. Полное насильственное искоренение конфликта наиболее вероятно при значительном перевесе сил в пользу одной из сторон; чаще всего, однако, наблюдается неполное, временное устранение противоречия, где фактически устраняется не сам конфликт, а его открытая фаза. Кроме этого, в современном мире, в котором процессы приобрели глобальный характер и сложилась система глобального взаимодействия, такие явления, как геноцид, этноцид, депортация, рассматриваются мировым сообществом в качестве тягчайшего преступления против человечества и основания для вмешательства в дела тех стран и регионов, где складываются такие ситуации или предпосылки к ним, чем многие державы пользуются в целях установления собственного геополитического влияния в том или ином регионе. Поэтому полное искоренение этнического конфликта не может рассматриваться в современном мире как весьма вероятный исход конфликта. Частичное же устранение конфликта без его урегулирования (например, военная победа одной стороны над другой без устранения стороны, потерпевшей поражение) является предпосылкой для перехода конфликта в затяжную фазу или трансформации конфликта в новый этноконфликтный процесс.

Практика показывает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление эт-нополитическим конфликтом.

Существует две основных разновидности политического прогнозирования. Поисковое прогнозирование - это прогнозирование от настоящего к будущему, опирается на информацию о тенденциях развития объекта прогнозирования и на взаимосвязи между показателями, полученными в результате ретроспективного анализа. Такой подход, поскольку он основан на аналитических исследованиях, называется еще и научным, исследовательским, дескриптивным, генетическим. «Поисковый прогноз носит более самостоятельный характер... Он в первую очередь соответствует своему названию и выполняет функцию поиска проблемных узлов» [12, с. 49].

Нормативное прогнозирование - такая система прогноза, при которой вначале устанавливаются желаемые конечные параметры развития (цели), а затем определяются необходимые для этого ресурсы. Этот вид прогнозирования больше напоминает планирование. «Нормативный прогноз, строящийся по принципу «от уже заданного состояния к существующим тенденциям», действительно крайне близок к процедуре принятия решения. Более того, принцип его действия во многом дублирует этот механизм — ведь при принятии политического решения также вначале ставится цель, которой необходимо добиться, то есть показывается то состояние политической системы или отдельной ее части, которого следует достичь, а

335

потом уже ведется поиск оптимальных путей реализации такой задачи» [13, с. 50].

Политическое прогнозирование исхода этнополитического конфликта, являясь важнейшим элементом управления конфликтом, определяет основные направления развития этнополитическо-го конфликта и должно основываться на принципах альтернативности, системности прогнозирования, непрерывности, верификации (проверяемости):

- принцип альтернативности связан с возможностью развития этнополитического конфликта и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построения альтернатив, то есть определения возможных путей развития этнополитического конфликта возникает всегда при переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего. Альтернативность нельзя уравнивать с вероятностным характером прогнозирования. Вероятность представляет собой меру подтверждения прогноза, основанного на достоверном знании законов, а также начальных и конечных условий. Альтернативность же исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития этнополитического конфликта. Основная задача практической реализации принципа альтернативности состоит в том, чтобы отделить осуществимые варианты развития от вариантов, которые при сложившихся и предвидимых условиях не могут быть реализованы. Это предполагает различение отдельных альтернатив по вероятности их практической реализации;

- принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, этнополитический конфликт рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования исхода этнополитического конфликта следует понимать их совокупность. Она позволяет разработать согласованный и непротиворечивый прогноз исхода этнополитического конфликта. Однако построить целостную систему моделей политического прогнозирования исхода этнополитического конфликта на данном этапе практически невозможно, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического характера;

- принцип непрерывности прогнозирования. Основное требование принципа вытекает из самого названия. В задачу субъекта, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации.

336

Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление этнополитического конфликта и варианты его исхода.

- принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза. Верификация может быть прямой, косвенной, консеквентной, дублирующей, инверсной.

На основе анализа причин, объективных и субъективных факторов и компонентов, среды протекания и динамики конкретного этнического конфликта можно прогнозировать вероятность того или иного его исхода. Эта ступень этноконфликтологической экспертизы является в конечном итоге главным смыслом всей аналитической работы по исследованию этнического конфликта. Оптимальный выход из конфликта выявляется на основе как прогнозирования вероятных исходов конфликта, так и изучения отношения сторон к этим исходам и обозначения мер по достижению именно оптимального исхода этнического конфликта. Эти исследовательские действия должны удовлетворять следующим основным требованиям: во-первых, предлагаемый выход из конфликта должен быть ориентирован на перевод конфликта в устойчивую латентную фазу, если отсутствуют реальные возможности его разрешения; во-вторых, этот выход должен быть вероятным именно в данных конкретных социально-исторических условиях; в-третьих, все конфликтующие стороны должны оценивать подобный исход как приемлемый.

Сочетание условий, в которых наиболее вероятен благоприятный для обеих сторон исход, к сожалению, не является обязательным в эволюции этнических конфликтов, и при отсутствии таких условий этноконфликтолог может лишь прогнозировать вероятные исходы конфликта независимо от их благоприятности. Так, прогноз о том, что палестино-израильский конфликт имеет наибольшую вероятность трансформации в затяжной региональный кризис - безусловно, неблагоприятный прогноз. Вместе с тем, с изменением среды протекания конфликта меняется вероятность тех или иных его исходов, и может возникать кратковременная ситуация сочетания необходимых условий для оптимального выхода из конфликта. Такая ситуация должна прогнозироваться конфликтологом, а ее наступление - фиксироваться.

Таким образом, политический анализ и прогнозирование исхода этнополитического конфликта являются неотъемлемой частью работы конфликтолога, обладая ясно оформленными задачами,

337

принципами, инструментарием и областью применения. Главное отличие политического прогнозирования от других видов предвидения (предсказания, гадания и т.д.) заключается, в первую очередь, в его научности, так как прогнозирование исхода этнополитического конфликта предстает как разноаспектная деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих конфликта, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий.

Ссылки:

1. Marshall M.G. Systems at Risk: Violence, Diffusion, and Disintegration in the Middle East // Wars in the Midst of Peace: The International Politics of Ethnic Conflict. / Ed. by Carment D., James P. Pittsburg, PA, 1997; Ross M.N. The Culture of Conflict. New Haven and London, 1993.

2. Хрусталев М.А. Системное моделирование международных отношений. М., 1987.

3. Милованов Ю.Е. Политический анализ и прогнозирование. Учебная лекция. Ростов н/Д, 2002.

4. Словарь иностранных терминов /под ред. Иванова А.Н. М., 1994.

5. Толковый словарь русского языка /под ред. Ушакова Д.Н. М., 2000.

6. Словарь по экономике и финансам /под ред. Гайдара Е.Т. М., 2000.

7. Российская энциклопедия /под ред. Качанова И.Д. М., 2004.

8. Там же.

9. Васецкий Н. «Наш критерий - точность, оперативность» // Российская Федерация сегодня. 2001. № 11.

10. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

11. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. Методологические аспекты. М., 1972.

12. Симонов К.В. Политический анализ. М., 2002.

13. Там же.

338

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.